Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский самурайский меч типа вакидзаси. Меч Кото (периода «старых мечей»). Датировка:вторая половина периода Муромати (1392-1572 гг.).

Описание:

Японский меч вакидзаси.

Традиционный японский самурайский меч типа вакидзаси. Меч Кото (периода «старых мечей»). Датировка:вторая половина периода Муромати (1392-1572 гг.).

Старинный подлинник, оригинал.

SONY DSC SONY DSC

Фотографии общего плана.

Подставка под меч и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

1. Клинок – металлическую полосу с режущей кромкой (лезвием).

1.1. Муфту хабаки.

2. Детали оправы:

2.1. Ножны сая.

2.1.1. Нож когатана с рукоятью кодзука.

2.1.2. Шнур сагео.

2.2. Рукоять цука.

2.2.1. Муфта фути.

2.2.2. Накладки мэнуки.

2.2.3. Навершие касира.

2.3. Гарда цуба.

2.4. Прокладки сэппа (4 шт.).

Основные размеры меча

1. Общая длина меча в ножнах – 660 мм.
2. Длина меча без ножен – 600 мм.

3. Длина ножен меча – 505 мм.

4. Длина рукояти меча – 145 мм.
5. Длина клинка (нагаса) – 451 мм.

6. Изгиб клинка (сори) – 14 мм.

7. Острие клинка (киссаки) – 25 мм.

8. Ширина клинка в основании (мото-хаба) – 29 мм.

9. Ширина клинка в вершине (саки-хаба) – 16 мм.

10. Толщина клинка в основании (мото-касанэ) – 4 мм.

11. Толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 3 мм.

12. Длина хвостовика (накаго) – 117 мм.

13. Максимальная ширина хвостовика – 23 мм.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Характеристики меча

Клинок не имеет подписи автора (му-мэй).

Конструкция клинка (сугата) включает дол (желоб) типа бо-хи. Клинок характеризуется сужением (фумбари) по всей длине от основания к вершине.

Изгиб клинка типа коси-дзори (максимальная точка прогиба смещена к рукояти).

Обух клинка конической формы – ёри-мунэ.

Острие клинка малых размеров – ко-киссаки.

Совокупность визуальных характеристик позволяет сделать вывод о том, что материал клинка – сталь.

Клинок подвержен воздействию абразивных материалов, использование которых, по всей видимости, имело целью удаление продуктов коррозии. Данное обстоятельство не позволяет определить эффекты стали (дзитэцу). Вместе с тем, изучение поверхности металла позволяет сделать предположение о его композитной структуре.

Отдельные участки режущей кромки клинка контрастируют по цвету с остальной поверхностью (результат образования структур металла мартенситного типа с высоким содержанием углерода), что указывает на наличие области закаленного края якиба. Узор данной области хамон визуально не просматривается.

На всей протяженности клинка наблюдаются следы коррозионного воздействия. Вершина острия киссаки деформирована.

В основании клинок имеет плоскую муфту хабаки, которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах. Форма указанной детали воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка.

Указанная деталь выполнена из цветного сплава с покрытием фольгой из белого металла (визуальный анализ позволяет предположить, что материалом хабаки является медь, белый металл – серебро).

С обеих сторон на своей поверхности хабаки имеет изображение геральдического знака, представляющего собой двойную окружность с помещенным в нее изображением двух перекрещенных перьев сокола – така-но ха, нанесенного на металл при помощи техники гравировки. Фоновое пространство на поверхности хабаки обработано точечной гравировкой.

Представленное на муфте хабаки изображение является фамильным геральдическим знаком (мон,ом) семьи Асано.

Использование перьев сокола – символа ловкости и умения в соколиной охоте – в ином сочетании и расположении в окружности характерно для нескольких фамилий, в том числе Отани и др.

SONY DSC

Хвостовик меча (накаго)

Анализ хвостовика (накаго) позволяет сделать вывод, что его конфигурация не является изначальной (убу), а сформирован за счет укорачивания со стороны его окончания (суриагэ), принявшего форму кири-дзири, и его продолжение со стороны клинка, вследствие чего выступы ха-мати и мунэ-мати были перенесены выше. Это, в свою очередь, указывает на большую первоначальную длину клинка.

Конструкция хвостовика включает два отверстия (мэкуги-ана), одно из которых является функциональным в данной оправе.

Обух хвостовика плоский (хира мунэ).

По всей поверхности хвостовика наблюдаются продукты коррозийного воздействия, а также следы частично сохранившейся опиловки (ясури-мэ), которая была нанесена напильником горизонтально в стиле кири.

SONY DSC SONY DSC

Оправа рассматриваемого меча представлена в стиле букэ дзукури (конструкция самурайского типа).

Рукоять меча (цука) состоит их двух склеенных между собой деревянных половинок, имеющих одно отверстие для крепежного клина мэкуги, обеспечивающего сквозную фиксацию клинка с рукоятью. В сечении рукоять овальной формы.

Деревянная основа рукояти покрыта кожей ската (самэ). С внутренней стороны рукояти, обращенной к телу при ношении меча, самэ имеет шов, увеличенный за счет усыхания данного покрытия.

Поверх самэ в традиционном стиле моро-хинэри-маки с перекручиванием витков наложена обмотка тесьмой из ткани цвета хаки на бумажной основе. Тесьма имеет характерные следы износа в виде загрязнений, потертостей и разрывов.

Под оплетенной рукоятью с обеих сторон размещены идентичные друг другу, изготовленные из сплава цветного металла с лакокрасочным покрытием, декоративные рельефные накладки мэнуки в виде изображения осьминога – символа плодовитости.

Помимо того, что данные детали играют роль художественного элемента в оформлении рукояти меча, они несут в себе практическое назначение. Ввиду того, что мэнуки разнесены с обеих сторон на разном расстоянии, своей выпуклой формой они способствуют более прочному хвату рукояти.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Чашеобразное навершие касира и муфта фути, располагающаяся в основании рукояти, выполнены из металла в едином стиле. Визуальный анализ позволяет сделать вывод, что при изготовлении данных деталей использованы железо и медь.

С обеих сторон касира имеет по одному отверстию, через которое проходят финальные витки обмотки рукояти, завершающиеся узлом.

Поверхность обеих деталей покрыта визуально наблюдаемыми продуктами коррозийного воздействия.

Муфта фути имеет центральное отверстие для прохождения хвостовика накаго. Данная деталь демонстрирует участки с частицами инкрустированного цветного металла.

Цуба – гарда меча выполнена из металла в форме мару-гата (68 мм х 67 мм х 5 мм). Стиль Сёами.

Помимо центрального отверстия накаго-ана, предназначенного для прохождения хвостовика меча, цуба имеет три дополнительных отверстия. Два из них не функциональны и играют художественно-эстетическую роль, овальное отверстие – кодзука-хицу-ана предусматривает извлечение через него миниатюрного ножа когатана с декоративной рукоятью кодзука, размещенного в области устья ножен.

Акцент пространства сэппа-даи вокруг центрального отверстия накаго-ана достигнут посредством художественной композиции на основе растительных элементов, созданной мастером цубако на металле при помощи техники инкрустации дзоган.

Анализ коррозийного покрытия металла позволяет предположить, что материалом при изготовлении цуба послужило железо с применением инкрустации латуни и меди.

С обеих сторон к цуба прилегает по две металлические прокладке сэппа с рифленым краем и отверстием для хвостовика.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Ножны (сая) образованы двумя деревянными полосами, склеенными между собой и покрытыми лакокрасочным материалом с примесью твердых добавок.

В сечении имеют овальную форму. Поверхность глянцевая.

На поверхности ножен наблюдаются локальные механические повреждения лакокрасочного слоя.

С внешней стороны ножен (омотэ), обращенной от тела при ношении меча, в области устья, окаймленного металлической муфтой коигути, располагается выступ куриката, выполненный из рога. Данный элемент имеет прорезь с одной втулкой ситодомэ через которую продет и завязан узлом шнур сагео сине-бело-зеленой окраски. Сагео фиксирует положение меча у пояса.

SONY DSC SONY DSC

С внутренней стороны (ура) в области устья ножны имеют нишу для миниатюрного ножа когатана (длина клинка – 89 мм), рукоять кодзука которого остается открытой стороннему взору. Указанная деталь изготовлена из сплава цветного металла, оксидная пленка которого и характерный цвет позволяют предположить, что использована медь.

Благодаря конструкции оправы нож когатана может быть извлечен через отверстие (кодзука-хицу-ана) в цуба без обнажения меча.

Лицевой стороной рукоять кодзука демонстрирует изображение персонажа китайской мифологии – кара-сиси, резвящегося среди распустившихся пионов, что в совокупности символизирует собой благополучие и высокое социальное положение. Фоновое пространство декорированной поверхности кодзука обработано в технике нанако и представляет собой фактурную поверхность в виде мельчайших упорядоченных гранул. Обратная сторона лишена декора.

На клинок котагана с его лицевой стороны при помощи техники чеканки скорописью нанесены иероглифические символы на японском языке. Фрагментарный характер иероглифических знаков, а также утеря релевантных черт не позволяет их идентифицировать и представить перевод надписи. Клинок имеет на своей поверхности продукты коррозийного воздействия.

Оконечность ножен имеет элемент в виде пера сокола така-но ха, выполненный из белого металла, визуальные характеристики которого позволяют предположить, что данный материал – серебро.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Историческая справка

Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.

С течением времени меч эволюционировал, став не только средством ведения боя, но и объектом поклонения и почитания.

«Честь носить его; права, которыми он наделялся; связанные с ним суеверия; семейные традиции; глубокие знания, Требовавшиеся для того, чтобы оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания».  

Ф.Бринкли (1841-1912 гг.)

В отдельные исторические периоды с изменением тактики ведения боя, японский меч менялся в пропорциях.

В конце периода Муромати (1392 – 1572 гг.), а также в последующий за ним период Момояма (1573 – 1599 гг.) нередко мечи подвергались укорачиванию (преимущественно со стороны хвостовика), что меняло их первоначальную длину и позволяло адаптировать для пешего боя.

Одним из отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси), в феодальной Японии периода с конца XVI– до второй половины XIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана (дайто) и более короткого меча вакидзаси (сёто), носимых лезвием вверх. Данная традиция берет свое начало в XVI в. и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).

Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

Меч вакидзаси оставался у пояса самурая даже тогда, когда он, следуя нормам этикета, расставался на время с боевым мечем катана. Вместе с тем, короткий меч был не менее действенным орудием в руках профессионального воина и даже приобретал серьезные преимущества перед длинным мечем в стесненных условиях ограниченного пространства помещений.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX в. и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 г. самурайское сословие постепенно стола терять свое исключительное положение в обществе.

В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое.

Вместе с тем, японский меч не ушел в историю, оставшись лишь символом феодальной Японии. Часть кузнечных мастеров не оставили оружейное ремесло и продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.

В первой половине ХХ в. были предприняты усилия по стимулированию производства японских мечей как военного образца для нужд армии и военно-морского флота, так и традиционного типа.

В послевоенный период изготовление японских мечей некоторое время находилось под запретом оккупационных властей, после снятия которого, японские оружейники продолжили свою практику.

Вывод

По итогам исследования данного образца эксперт счел возможным прийти к следующему заключению.

Представленный на экспертное заключение предмет является подлинным образцом традиционного японского оружейного искусства и по длине клинка (менее двух сяку по сякканхо, то есть менее 606 мм) классифицируется как меч типа вакидзаси.

Принимая во внимание стилистические особенности меча, свойственные для каждого исторического периода, характер коррозийного покрытия металла в области хвостовика и ряд иных параметров, представляется возможным датировать клинок данного вакидзаси второй половиной периода Муромати (1392 – 1572 гг.), указав предположение, что первоначальная его форма было изменена не позднее XVIIв.

Таким образом, в соответствии с принятой периодизацией, данный меч относится ко времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.).

Оправа меча (косираэ), которая была адаптирована для данного клинка (явление естественное для японских мечей учитывая их конструкцию), видится целесообразным датировать периодом Эдо (1603 – 1868 гг.), отнеся элементы металлической гарнитуры меча к первой половине указанного периода, а ножны к более позднему времени – XIX в. Диспропорции рукояти, качество материала, использованного в ее оплетке, позволяют предположить их изготовление и монтаж в первой половине ХХ в. (эра Сёва).

Наличие на муфте хабаки изображения геральдического знака в виде перьев сокола така-но ха – фамильного мон,а самурайского рода Асано, а также элемента в виде пера на оконечности ножен, продолжающего данную символику, позволяет высказать предположение о том, что владелец рассматриваемого меча имел какое-либо отношение к семье Асано.

Историческая значимость данного образца несомненна и основывается на том месте, которое занимает многовековая традиция японского оружейного искусства, как в японской культуре, так и в мировой истории.

На основании перечня категорий предметов, попадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также в соответствии с ГОСТ Р51215-98 и результатами настоящей экспертизы, данный японский меч вакидзаси представляет собой культурную ценность.

Порча или уничтожение представленного на экспертное заключение предмета, попадают под действие статьи 243 Уголовного кодекса Российской федерации.

samurai-i-geyshi-tsvetnye-fotografii-yaponii_1

 

Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.

Продажа подлинных старинных японских мечей вакидзаси. Вакидзаси — купить в Москве.

Цена: продано.

Купить