Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Британская офицерская, боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца (модели) 1827/1846 гг. (оригинальное название оружия на английском языке; 1827/1846 pattern Naval officer’s sword), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces). Великобритания. Британская империя (викторианская эпоха). Британское производственное изготовление сабли, выпуска второй половины XIX века. Время правления королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.).

Описание:

Британская офицерская, боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца (модели) 1827/1846 гг. (оригинальное название оружия на английском языке; 1827/1846 pattern Naval officer’s sword), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces).

Великобритания. Британская империя (викторианская эпоха).

Британское производственное изготовление сабли, выпуска второй половины XIX века.

Время правления королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.).

Оригинал, подлинник.

Фотография общего плана.

Подарочная упаковка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры сабли:

Общая длина – 914 мм.
Длина клинка с рукоятью – 904 мм.
Длина клинка без рукояти – 757 мм.
Ширина клинка у пяты – 25 мм.
Длина ножен – 772 мм.

Толщина обуха в наиболее широкой части – 7 мм.

Демонтаж эфеса не производился.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, латунь, шлифовка, кожа акулы, дерево, закалка, кожа, волочение, медь, железо.

Сохранность: общий износ (ношение). Утрата практически полного слоя позолоты на латунных частях эфеса и ножен.

Описание сабли:

Клинок.

Клинок сабли стальной, кованый, с закалкой, с небольшим изгибом полосы, с одним широким и длинным долом по обеим сторонам полотна (долы обеспечивали уменьшение массы веса клинка), с боевым ланцетовидным (копьевидным) концом.

Лезвие по всей нижней кромке («верхнее ребро»), имеет следующие характеристики: средне выраженные характеристики заточки, начальной, не рабочей части, предназначенной для парирования ударов («Фебль»; Faible — от французского «слабый) и сильно выраженные характеристики заточки, оконечной, рабочей части, предназначенной для рубки («Форте»; Forte, от французского — «сильный).

Боевой ланцетовидный конец, заточен, с обеих сторон, имеет сильно выраженные характеристики.

Усилитель основания клинка — пята (рикассо; итальянский язык ricasso), имеет квадратную площадку, со скосами на внешнюю часть.

С правой стороны пяты можно наблюдать вмонтированную в основание, круглую латунную пломбу с надписью по окружности на английском языке PROVED (русский перевод; ИСПЫТАНО), обозначающая, что клинок прошел испытание на прочность. В центре надписи изображение лилии (или трилистника).

Усилитель конструкции верхней части полотна клинка — обух («нижнее ребро», ребро жесткости) имеет покатую поверхность.

В районе пяты можно увидеть надетую на клинок и плотно прилегающую к эфесу амортизирующую прокладку из кожи темного цвета. При вкладывании клинка в ножны, мягкая по своим свойствам деталь, гасит ударное воздействие обеих металлических частей, тем самым предотвращая износ материала и не нужный звон, а также обеспечивала более плотное закрывание устья ножен, предохраняла клинок от сырости, а ножны от засорения.

Примечание:

Баланс клинка (в комплекте с рукоятью) приходится на оконечную часть. По своим боевым характеристикам, клинок сабли (в комплекте с рукоятью), предназначался для колющего и рубящего удара.

Эфес.

Эфес сабли состоит из пяти основных частей:

1. Деревянной рукояти, Г-образной формы, обтянутой шероховатой кожей акулы серого цвета, с семью желобами, которую в свою очередь обтягивает по данным углублениям трехрядная крученая проволока, изготовленная из меди. Шероховатость акульей кожи, выступы за счет углублений и обмотка из проволоки — в комплексе обеспечивало более надежное удержание эфеса в руке, за счет большего трения.

2. Монолитной защитной чашки и защитной дужки эфеса, изготовленных из латуни. Деталь имеет декор из округлых линий и точечного орнамента. В центральной части защитной чашки, в овальном круге, изображение морского якоря обвитого канатом и увенчанного королевской короной Святого Эдуарда викторианского типа.

В конце защитной дужки имеется овальное отверстие для темляка (петлеобразный шнур, помогающий удержанию в руке холодного оружия в случае его падение; темляк отсутствует). Также для темляка визуально наблюдаются еще два круглых отверстия расположенных в нижней части защитной чашки.

Фотография расположение темляка на аналогичной сабле (британская морская офицерская сабля образца 1827/1846 гг.).

Еще в нижней части защитной чашки можно увидеть выступающий вниз каплевидный отросток. Деталь была предназначена для «ловли» клинкового оружия противника на перекрестие.

С тыльной стороны защитной чашки просматриваются два выступающих крепежных паза (для соединения с откидным щитком эфеса). Защитная чашка и защитная дужка были предназначены для защиты руки владельца от клинка противника, от прямого и бокового удара клинка противника, соответственно. Крепеж вышеупомянутых деталей осуществлен с помощью округлого, дротового железного штыря.

3. Защитного щитка эфеса, изготовленного из латуни и железного крепежного штыря. Декор щитка на его лицевой стороне состоит из округлых и треугольных углублений и точечного орнамента. Тыльная сторона щитка орнаментирована точечным и растительным орнаментом. В верхней части защитного щитка визуально наблюдаются два выступающих паза для соединения с защитной чашкой эфеса. Связующим звеном в данном соединении является железный, дротовый штырь.

Режим щитка делится на два положения, при опущенном строевом (повседневном) режиме (при плотном прилегающем щитке к ткани мундира создается эффект меньшего трения ткани и ее износа) и поднятом боевом режиме, который был предназначен для защиты руки от клинка противника.

Фотографии положения щитка, при строевом (повседневном) и боевом режиме.

Стабилизирующий фиксатор представляет собой латунную прямоугольную пластину обладающими пружинными свойствами. Деталь расположена напротив среднего паза тыльной стороны откидного щитка. При поднятии щитка в боевое положение стабилизирующий фиксатор не дает ему подняться выше прямого угла (ограничения свободного хода).

4. Ограничительной втулки эфеса, с линейным орнаментом, изготовленной из латуни. Деталь предназначалась для фиксации планки эфеса, а также играла роль в формирование его прямого угла.

5. Округлой планки и навершия эфеса, в виде головы и гривы льва, изготовленных из латуни. Навершие с планкой является связующим звеном в завершение фиксации всех деталей эфеса. В пасти льва располагается ответвление от защитной дужки, с отверстием, которое надето на хвостовик клинка (данная конструктивная особенность визуально не наблюдается).

На верхней части навершия прослеживается круглая накладка, выполненная из латуни, которая закрывает хвостовик клинка. Деталь доработана штихельным инструментом, в соответствие с рисунком гривы льва.

Примечание:

На латунных частях эфеса сабли, наблюдается практически полная утрата слоя позолоты.

Ножны.

Ножны сабли состоят из четырех основных частей:

1. Основа ножен выполнена из одного куска кожи, соответствующего конфигурации полотна клинка. Кусок прошит черной нитью в технике крест-накрест (тыльная сторона). Затем кожа подверглась дублению и окрашиванию в черный цвет, а после монтировки всех металлических частей ножен была покрыта лаком.

2. Устья ножен изготовленного из латуни. Деталь состоит из самого устья, расширительной втулки (деталь была предназначена как расширитель для облегчения вкладывания клинка в ножны, а также как усилитель конструкции устья), ушка с портупейным кольцом. Стыковые швы не прослеживаются.

Орнаментация устья состоит из линейного и волнистого орнамента, а также ажурным исполнением его нижней части. Деталь крепилась к основе ножен при помощи медной клепки и клея.

3. Обоймицы ножен изготовленной из латуни. Деталь состоит из самой обоймицы и ушка с портупейным кольцом. Стыковые швы не прослеживаются.

Орнаментация устья состоит из линейного и волнистого орнамента, а также ажурным исполнением его верхней и нижней части. Деталь крепилась к основе ножен при помощи клея.

Примечание:

Портупейные кольца служили крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню, который в свою очередь предназначался для ношения сабли в вертикально-наклонном положении.

Способ крепления крепежных (портупейных) колец к портупейному ремню (фото британской морской офицерской сабли конца XIX века и британского морского ремня периода 2 Мировой войны; 1939-1945 гг.).

Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню (от французского Porte-épée – «ношение шпаги»), который в свою очередь предназначался для ношения сабли в вертикально-наклонном положении (при наличии нижнего портупейного кольца).

4. Наконечника ножен изготовленного из латуни. Деталь состоит из самого наконечника и его оковки. Стыковые швы не прослеживаются.

Орнаментация состоит из линейного и волнистого орнамента, а также ажурным исполнением его верхней части. Деталь крепилась к основе ножен при помощи клея. Наконечник был предназначен для защиты нижней части ножен от повреждений.

Примечание:

На латунных частях ножен сабли, наблюдается практически полная утрата слоя позолоты.

Ножны сабли имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка сабли от коррозии.

б) защита владельца сабли, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Результаты экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с британской офицерской, боевой, парадно-выходной, строевой, морской саблей, образца (модели) 1827/1846 гг.(оригинальное название оружия на английском языке; 1827/1846 pattern Naval officer’s sword), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces), Великобритании, Британской империи (викторианской эпохи), британского производственного изготовления сабли, выпуска второй половины XIX века, времени правления королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.).

Датировка выпуска второй половины XIX века, обусловлена наличием латунной пломбы, на пяте полотна клинка, характерной именно для этого времени.

Примечание:

Впервые сабли такого образца появляются 1827 году (прототипом послужила британская пехотная сабля образца 1822 года) и предназначались для офицерского состава Британского Королевского флота. В 1846 году сабля модернизируется (с полотна клинка убираются елмань и трубчатый обух) и в таком виде практически остается без изменений (в 1929 году клинок становится прямым, до этого момента с небольшим изгибом) на вооружение офицеров Военно-морской службы (Naval Service) Британских Вооруженных сил.

Примечание:

В настоящее время британская офицерская, боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца (модели) 1827/1846/1929 гг., по-прежнему выпускается, на предприятии британской компании «Pooley Sword Limited» («Мечи Пули Лиметед (ООО)», компания располагается по адресу, Англия, графство Западный Суссекс, в городе Шорхэм-бай-Си, Хайд-Даун, дом 1 а).

Литография с изображением лейтенанта — клерка (оригинальное название на английском языке clerk; русский перевод военный писарь) Королевского флота с офицерской британской морской саблей образца 1827 года (английская литография 1829 года).

Картина с изображением капитана Британского Королевского флота Уильяма Хатчина (1797-1878 гг.), с офицерской британской морской саблей, образца 1827 года (картина неизвестного английского художника, написанная возможно около 1856 года).

История Королевского (Британского) флота.

Флаг Королевского флота Великобритании.

Первые прототипы британского флота появились еще во времена англо-саксонских королевств в VI-IX вв. Но официальной датой создания британского флота считается время правления короля Уэссекса Альфреда Великого (881-899 гг.), создавшего более-менее боеспособный флот, который мог не только давать отпор набегам датских викингов, но и также топить их корабли.

В XII-XV веках английский флот в основной своей массе состоял из зафрахтованных или конфискованных торговых судов, на которых в дальнейшем строились надстройки для лучников и латников. Обычно корабли сходились в абордажном столкновении, и исход сражения обычно решало численное преимущество, а в некоторых случаях и высота надстройки судов. Пушки использовались редко.

При короле Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547 гг.) английский флот уже значительно вырос и стал называться королевским (с 1546 года; оригинальное название на английском языке; Royal Navy). В начале правления короля Генриха VIII его флот насчитывал всего 5 кораблей, но после издания Королевского указа о его увеличении (за счет денежных средств с нововведенным сбором пошлин на импорт и продаж монастырей) численность флота на 1514 год была доведена до 30 боевых судов, включая и два знаменитых корабля «Питер Помигрэнит» и «Мэри Роуз» (корабли выделялись среди общей массы своим большим водоизмещением и существенным арсеналом пушек). Часть кораблей была переделана из торговых судов.

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Мэри Роуз». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в 1511 году. Был потоплен в бою 19 июля 1545 года. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Питер Помигрэнит». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в том же году. Последние сведения о корабле относятся к 1558 году. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

К моменту смерти Генриха VIII в 1547 году его флот официально насчитывал уже 58 боевых кораблей. При дочери Генриха VIII королеве Елизавете I (1558-1603 гг.), в 1588 году английский флот уже мог соперничать с испанским флотом и смог разгромить мощную испанскую эскадру под названием «Непобедимая Армада» (на тот момент испанский флот считался лучшим в мире). После этого Англия постепенно отбирает у Испании право называться «Главной морской державой», а сама приобретает название «Владычица морей».

В 1660 году при короле Карле II (1660-1685 гг.) английский флот реформируется как род войск, а к названиям кораблей присоединяется префикс Его (Ее) Величества (оригинальное название на английском языке; His or Her Majesty’s Ship, сокращенно HMS). После объединения в 1707 году Англии и Шотландии в одно общее королевство, флот получает неофициальный префикс «Британский».

Расцвет Королевского флота приходится на эпоху Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) когда Британские военно-морские силы почти полностью контролировали основные морские магистрали, а в 1803 году помешали планам первого консула Франции Наполеону Бонапарту (1799-1804 гг.) высадить морской десант в Англию. Кульминацией в этих войнах стала победа Королевского флота под командованием вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (годы жизни; 1758-1805 гг.) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года над объединенным французско-испанским флотом, где британцы не потеряли ни одного корабля, а их противники 21 боевое судно.

Невозвратные людские потери у британского флота составили в 3 раза меньше, чем у проигравшей стороны, но среди британцев оказался и сам лорд Нельсон.

Картина с изображение битвы при Трафальгаре (21 октября 1805 года). Картина написана английским художником Кларксоном Фредериком Стэнфильдом (родился 1793-умер 1867 гг.) в 1836 году.

Картина с изображением ранения вице-адмирала Горацио Нельсона в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года (картина написана британским художником Денисом Дайтоном (годы жизни; 1792-1827 гг.) в 1825 году).

В Крымскую войну (1853-1856 гг.) Королевский флот уже имел в своем оснащении комбинированные парусно-паровые суда, которые впоследствии стали покрывать слоем листового железа. Первый такой корабль под названием «Уорриор» (английский язык; HMS Warrior) сошел со стапелей лондонской верфи 29 декабря 1860 года и был полностью бронированным — броненосец (первый в мире броненосец построили французы, который был спущен всего за год до первого британского броненосца). Второй британский броненосец был спущен на воду 27 февраля 1861 года, под названием «Чёрный Принц» (официальное название на английском языке; HMS Prince). Оба корабля имели по 40 орудий на своем борту, часть из которых была с новыми затворными механизмами. С 1 февраля 1901 года британцы приступили к строительству первых подводных лодок.

В 1 Мировую войну (1914-1918 гг.) Королевский флот нес тяжелые потери, но в большинстве морских сражений все-таки одерживал тактические и боевые победы над своими противниками. В 1914 году основывается Королевская военно-морская авиация (английский язык; Royal Naval Air Service).

В начале 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) Королевский флот участвовал в знаменитой эвакуации французских, британских, канадских и бельгийских союзных войск из осажденного немецкими войсками Дюнкерка (с 26 мая — 4 июня 1940 года). Совместными усилиями с гражданским населением Великобритании, при помощи их торговых и рыболовецких судов, а также прогулочных яхт (всего около 920 боевых кораблей и судов) Королевский флот вывез из Франции в Соединенное Королевство 338.226 солдат и офицеров союзных войск, не оставив на берегу ни единого человека.

Способность к объединению и самопожертвованию британцев, а также их гордость и умение принимать самостоятельные решения в трудную минуту премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1940-1945 гг. и 1951-1955 гг.) назвал «Духом Дюнкерка».

Фотография эвакуации Британского Экспедиционного Корпуса из Дюнкерка, на эсминце Британского Королевского флота, который готовится уйти в порт Дувра (снимок был сделан в 31 мая 1940 года; период 2 Мировой войны 1939-1945 гг.).

В 1941 году 27 мая Британский Королевский флот затопил в Северной Атлантике знаменитый немецкий линкор «Бисмарк», известный своими большими размерами (третий по величине в классе линкоров после японского «Ямато» и американского «Айова»). Королевский флот активно участвовал в Североатлантических транспортных конвоях с военными и промышленными грузами направленных на помощь СССР. Также Королевский флот активно и успешно участвовал «в подводной войне» против немецких субмарин.

В настоящее время Королевский флот Великобритании входит в состав Военно-морской службы Ее Величества (английский язык; Her Majesty’s Naval Service) Британских Вооруженных Сил (английский язык; British Armed Forces) и имеет в своем составе 87 боевых кораблей.

Статью написал аттестованный эксперт, Министерством Культуры РФ, военный историк, Корниенко Александр Александрович. 15 марта 2012 года, город Москва.

Офицерская морская сабля, является, безусловно, интересным образцом британского холодного оружия, имеет большую историко-культурную и музейную ценность. Является объектом коллекционирования антикварного британского (английского) холодного оружия.

Атрибуция сабли выполнена на основании визуального обследования предмета, без демонтажа эфеса.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — британская офицерская, боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца (модели) 1827/1846 гг. (оригинальное название оружия на английском языке; 1827/1846 pattern Naval officer’s sword), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces), Великобритании, Британской империи (викторианской эпохи), британского производственного изготовления сабли, выпуска второй половины XIX века, времени правления королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.) — признается культурной ценностью.

Цена: продано.

Купить