Катана — японский меч.
Описание:
Катаны Японии. Традиционный меч катана в хандати косираэ. Авторскую подпись оружейника из школы Ходзёдзи — «Оми-но Ками Ходзёдзи Татибана Масахиро». Датировка — период «Новых мечей» — Син-то, вторая половина XVII века. Япония. Настоящий оригинал, подлинник.
Экспертное заключение.
Основные размеры меча.
1. Длина клинка (нагаса) – 671 мм.
2. Длина острия (киссаки)– 28 мм.
3. Длина хвостовика (накаго) – 184 мм.
4. Изгиб клинка в максимальной точке (сори) – 13 мм.
5. Ширина клинка в основании (мото-хаба) – 29 мм.
6. Ширина клинка в вершине (саки-хаба) – 18,5 мм.
7. Толщина клинка в основании (мото-касанэ) – 7 мм.
8. Толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 5,5 мм.
9. Максимальная ширина хвостовика – 25,4 мм.
10. Максимальная толщина хвостовика – 7,2 мм.
11. Длина меча в ножнах – 960 мм.
12. Длина ножен – 725 мм.
13. Длина меча без ножен – 920 мм.
14. Длина рукояти – 230 мм.
Фотография общего вида японской катаны.
Характеристики меча
Конструкция клинка (цукури-коми) – синоги-дзукури – клинок имеет ребро синоги.
Максимальная точка изгиба клинка (сори) смещена к центру – тории-дзори.
Клинок катаны.
Обух клинка конической формы – ёри-мунэ.
Ввиду особенностей полировки меча, текстура метала (дзи-хада) просматривается слабо.
На всей протяженности клинка визуально прослеживается область закаленного края якиба, и его узор хамон – следствие применения традиционной технологии дифференцированной термической обработки-закалки якиирэ, в результате которой локально образуется микроструктура металла мартенситного типа с повышенным содержанием углерода, обеспечивающим максимальную твердость и контраст по цвету с остальной поверхностью клинка.
Полотно клинка катаны.
Совокупность изложенных наблюдений позволяет сделать вывод, что материалом клинка является сталь.
Хамон можно охарактеризовать как сугу-ха с тенденцией к нотарэ (прямой с небольшими колебаниями), начинающийся у основания режущей кромки ха-мати и завершающийся в области закаленной вершины боси.
В основании клинок имеет хабаки, который является непременной частью конструкции японского меча.
Характерный цвет металла, частично утратившего покрытие, указывает на применение при изготовлении хабаки меди или сплавов, где она выступает как один из основных компонентов. В покрытии детали использована техника золочения, о чем свидетельствует специфический ярко выраженный золотистый цвет.
При помощи художественной гравировки в традиционной технике ясури сигурэ на поверхности хабаки создана композиция, элементы которой имитируют струи дождя. Помимо декоративных задач, это позволяет повысить коэффициент трения рабочих плоскостей хабаки и внутренней поверхности устья ножен и тем самым обеспечить более плотное запирание меча его в ножнах.
Хвостовик меча накаго естественной (первоначальной) формы убу с окончанием, выполненным в стиле ири-ямагата-дзири.
Конструкция накаго включает одно отверстие мэкуги-ана, расположенное в 126 мм от окончания и предназначенное для фиксации клинка с рукоятью посредством крепежного клинка мэкуги.
По всей поверхности наблюдаются продукты коррозионного воздействия и опиловка, нанесенная в стиле судзикай ясури.
Хвостовик японского меча катаны.
Накаго имеет выполненную по металлу авторскую подпись – мэй на японском языке, которая размещена с лицевой (внешней) стороны омотэ, обращенной от тела при ношении меча.
Подпись состоит из девяти иероглифических символов, нанесенных на металл методом чеканки.
Транслитерация, перевод:
«Оми-но Ками Ходзёдзи Татибана Масахиро»
Художественная права меча – косираэ
Художественная оправа меча представлена в стиле хандати косираэ.
Рукоять цука образована двумя склеенными между собой деревянными частями. Сквозное отверстие рукояти обеспечивает фиксацию с клинком, посредством крепежного клина мэкуги.
В сечении рукоять овальной формы.
Рукоять имеет покрытие шкурой ската самэ.
Поверх самэ в стиле цумами-маки наложена обмотка фактурным тканевым шнуром цука-ито черного цвета.
Под оплеткой рукояти размещены парные художественные накладки – мэнуки.
В обоих случаях мэнуки подчеркнуты золочением, на что указывает специфический ярко выраженный золотистый цвет. Это, несмотря на фрагментарность изображения, частично прикрытого витками цука-ито, выгодно выделяет их.
Помимо того, что данные детали играют роль художественного элемента в оформлении рукояти меча, они несут в себе практическое назначение. Мэнуки разнесены с обеих сторон на разном расстоянии и своей выпуклой формой способствуют более прочному хвату рукояти.
Навершие рукояти венчает кабуто-ганэ. Через его край проходят завершающие витки шнура цука-ито, завершающиеся узлом. Поверхность кабуто-ганэ имеет растительный орнамент, полученный при помощи художественной гравировки, а открытые участки детали демонстрируют деревянную основу рукояти, покрытую шкурой ската самэ.
Фути, размещенная в устье рукояти выполнена из аналогичного касира материала и своей художественной композицией повторяет ее декор, что говорит о едином комплекте фути-кабуто-ганэ.
Фути имеет в своем основании припаянную площадку тэндзёганэ с прорезью для прохождения хвостовика накаго.
Цуба (79 мм х 69 мм х 5 мм) выполнена в форме мокко-гата. Характер коррозионного воздействия на металл позволяет сделать вывод, что материалом цуба является железо.
Цуба катаны.
Помимо центрального отверстия накаго-ана, предназначенное для прохождения хвостовика меча, цуба имеет два дополнительных отверстия рё-хицу, которые не функциональны в данной оправе.
Накаго-ана сохранило впрессованный уплотнитель из цветного металла – кутибэни, что имеет целью в цуба ее подгонку при монтаже под определенный клинок.
Художественная композиция, заключенная в пределы цуба, представлена изображением цветущих хризантем. В художественной отделке цуба автором были применены следующие технические приемы: резьба бори, перфорация сукаси и инкрустация цветными металлами дзоган.
Изображение хризантемы имеет для японцев глубокое символическое значение. Использование стилизованной дзюроку кику – шестнадцатилепестковой хризантемы в геральдической символике было исключительно прерогативой императорского дома Японии.
С обеих сторон к цуба прилегают овальные сэппа с фестонами по краю.
Ножны сая образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой и покрытых лакокрасочным материалом бордового цвета.
Ножны катаны (фотография общего плана)
В сечении ножны имеют овальную форму.
С лицевой (внешней) стороны ножен, обращенной от тела при ношении меча, вблизи устья коигути располагается выступ куригата с прорезью, через которую продет и завязан узлом фактурный шнур сагео плотного плетения черного цвета.
В нижней части ножны скреплены фигурным металлическим кольцом сибабики. Наконечник сая венчает металлический узорчатый исидзуки, по форме аналогичный кабуто-ганэ.
Историческая справка.
Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.
Рассматривая японский меч в контексте истории японских островов, исследователи отмечают несомненное влияние важнейших событий на этапы развития искусства кузнечных мастеров.
Одним из таких примеров, историки приводят на японские острова в период правления сиккэна Ходзё Токимунэ во второй половине XIII в. События тех времен нашли свое отражение как в пересмотре роли индивидуального поединка, конструкции доспеха, так и изменились пропорции японского меча.
Знакомство японцев с огнестрельным оружием, ввозимым на острова нападавшими европейцами, сказалось на усилении роли пехоты и постепенном снижении эффективности больших конных соединений. На смену мечам тати, носимым на перевязи лезвием вниз, пришел меч иной конструкции, предполагавший его ношение за поясом лезвием вверх – утигатана (катана). Благодаря своей функциональности эти мечи получили признание не только рядовых воинов, но и высокопоставленных самураев.
С началом торговых отношений между феодальной Японией и европейскими державами, японские кузнецы получили возможность использовать при изготовлении клинков металл, импорт которого осуществляли иностранцы. Поскольку начало отношений с европейцами было положено на юге Японии, этот материал получил название – намбан-тэцу (металл южных варваров).
Среди отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси) – в феодальной Японии периода XVI – XIX вв., основным стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана и более короткого меча вакидзаси. Данная традиция берет свое начало в XVI в. и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).
Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.
С течением времени меч (катана) стал не только средством ведения боя, но и объектом почитания и восхищения.
В относительно мирный период правления сегунов Токугава страну не потрясали как прежде военные столкновения между коалициями разного политического толка, а все локальные конфликты своевременно пресекались центральными властями в Эдо. В это время произошло окончательное становление самурайской идеологии Бусидо в том виде, в котором она просуществовала вплоть до упразднения сословных делений японского общества во второй половине ХIХ в.
Однако, несмотря на то, что практическое применение меча (катаны) было ограничено в указанный период, а самураи стали в большей мере исполнять функции чиновников, статус меча как символа воинской доблести и служения своему сюзерену не ставился под сомнение. Искусство оружейников, создававших меч, было окружено почетом и уважением, как и на протяжении предыдущих столетий.
С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX в. и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 г. самурайское сословие постепенно стало терять свое исключительное положение в обществе.
В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей (японских катан) гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора.
С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ жизни воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое. Множество оружейников отошло от кузнечного ремесла. Оставшиеся мастера продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.
Вывод
Представленный на экспертное заключение предмет является образцом традиционного японского оружейного искусства, классифицируемым по критерию длины клинка и типу оправы как меч катана в хандати косираэ.
Меч имеет авторскую подпись «Оми-но Ками Ходзёдзи Татибана Масахиро»
Факт сё-син-мэй (подлинности подписи) может быть установлен по итогам рассмотрения (синса) катана экспертной комиссией одной из организаций, осуществляющих сертификацию японских художественных мечей.
Вместе с тем, указанные данные позволяют датировать предмет экспертного заключения второй половиной XVII в. или, в соответствии с принятой периодизацией как образец периода «Новых мечей» — Син-то (1596 – 1781).
Представленный на экспертизу меч (катана) не может рассматриваться как оружие, поскольку имеет антикварное значение и художественную ценность.
Историческая значимость данного образца основывается на том особом месте, которое занимает многовековая традиция оружейного искусства как в японской культуре, так и в мировой истории.
Японский меч катана — купить настоящий оригинал в Москве. Катаны Японии.
Цена: продано
Купить