Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Катана — японский меч.

Описание:

Катаны Японии. Традиционный меч катана в хандати косираэ. Авторскую подпись оружейника из школы Ходзёдзи — «Оми-но Ками Ходзёдзи Татибана Масахиро». Датировка — период «Новых мечей» — Син-то, вторая половина XVII века. Япония. Настоящий оригинал, подлинник.

Экспертное заключение.

 

Катана - японский меч.

Основные размеры меча.

1. Длина клинка (нагаса) – 671 мм.

2. Длина острия (киссаки)– 28 мм.

3. Длина хвостовика (накаго) – 184 мм.

4. Изгиб клинка в максимальной точке (сори) – 13 мм.

5. Ширина клинка в основании (мото-хаба) – 29 мм.

6. Ширина клинка в вершине (саки-хаба) – 18,5 мм.

7. Толщина клинка в основании (мото-касанэ) – 7 мм.

8. Толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 5,5 мм.

9. Максимальная ширина хвостовика – 25,4 мм.

10. Максимальная толщина хвостовика – 7,2 мм.

11. Длина меча в ножнах – 960 мм.

12. Длина ножен – 725 мм.

13. Длина меча без ножен – 920 мм.

14. Длина рукояти – 230 мм.

 

Катана - японский меч.

Фотография общего вида японской катаны.

Катана - японский меч.

Характеристики меча

Конструкция клинка (цукури-коми) – синоги-дзукури – клинок имеет ребро синоги.

Максимальная точка изгиба клинка (сори) смещена к центру – тории-дзори.

 

Катана - японский меч.

Клинок катаны.

Катана - японский меч.

Обух клинка конической формы – ёри-мунэ.

Ввиду особенностей полировки меча, текстура метала (дзи-хада) просматривается слабо.

 

Катана - японский меч.

На всей протяженности клинка визуально прослеживается область закаленного края якиба, и его узор хамон – следствие применения традиционной технологии дифференцированной термической обработки-закалки якиирэ, в результате которой локально образуется микроструктура металла мартенситного типа с повышенным содержанием углерода, обеспечивающим максимальную твердость и контраст по цвету с остальной поверхностью клинка.

 

Катана - японский меч. Катана - японский меч.

Полотно клинка катаны.

Катана - японский меч.

Совокупность изложенных наблюдений позволяет сделать вывод, что материалом клинка является сталь.

Хамон можно охарактеризовать как сугу-ха с тенденцией к нотарэ (прямой с небольшими колебаниями), начинающийся у основания режущей кромки ха-мати и завершающийся в области закаленной вершины боси.

В основании клинок имеет хабаки, который является непременной частью конструкции японского меча.

 

Катана - японский меч.

Характерный цвет металла, частично утратившего покрытие, указывает на применение при изготовлении хабаки меди или сплавов, где она выступает как один из основных компонентов. В покрытии детали использована техника золочения, о чем свидетельствует специфический ярко выраженный золотистый цвет.

При помощи художественной гравировки в традиционной технике ясури сигурэ на поверхности хабаки создана композиция, элементы которой имитируют струи дождя. Помимо декоративных задач, это позволяет повысить коэффициент трения рабочих плоскостей хабаки и внутренней поверхности устья ножен и тем самым обеспечить более плотное запирание меча его в ножнах.

Хвостовик меча накаго естественной (первоначальной) формы убу с окончанием, выполненным в стиле ири-ямагата-дзири.

Конструкция накаго включает одно отверстие мэкуги-ана, расположенное в 126 мм от окончания и предназначенное для фиксации клинка с рукоятью посредством крепежного клинка мэкуги.

По всей поверхности наблюдаются продукты коррозионного воздействия и опиловка, нанесенная в стиле судзикай ясури.

 

Катана - японский меч.

Хвостовик японского меча катаны.

Катана - японский меч.

Накаго имеет выполненную по металлу авторскую подпись – мэй на японском языке, которая размещена с лицевой (внешней) стороны омотэ, обращенной от тела при ношении меча.

Подпись состоит из девяти иероглифических символов, нанесенных на металл методом чеканки.

Транслитерация, перевод:

«Оми-но Ками Ходзёдзи Татибана Масахиро»

Художественная права меча – косираэ

Художественная оправа меча представлена в стиле хандати косираэ.

Рукоять цука образована двумя склеенными между собой деревянными частями. Сквозное отверстие рукояти обеспечивает фиксацию с клинком, посредством крепежного клина мэкуги.

 

Катана - японский меч. Катана - японский меч.

В сечении рукоять овальной формы.

Рукоять имеет покрытие шкурой ската самэ.

Поверх самэ в стиле цумами-маки наложена обмотка фактурным тканевым шнуром цука-ито черного цвета.

Под оплеткой рукояти размещены парные художественные накладки – мэнуки.

 

Катана - японский меч. Катана - японский меч.

В обоих случаях мэнуки подчеркнуты золочением, на что указывает специфический ярко выраженный золотистый цвет. Это, несмотря на фрагментарность изображения, частично прикрытого витками цука-ито, выгодно выделяет их.

Помимо того, что данные детали играют роль художественного элемента в оформлении рукояти меча, они несут в себе практическое назначение. Мэнуки разнесены с обеих сторон на разном расстоянии и своей выпуклой формой способствуют более прочному хвату рукояти.

Навершие рукояти венчает кабуто-ганэ. Через его край проходят завершающие витки шнура цука-ито, завершающиеся узлом. Поверхность кабуто-ганэ имеет растительный орнамент, полученный при помощи художественной гравировки, а открытые участки детали демонстрируют деревянную основу рукояти, покрытую шкурой ската самэ.

 

Катана - японский меч.

Фути, размещенная в устье рукояти выполнена из аналогичного касира материала и своей художественной композицией повторяет ее декор, что говорит о едином комплекте фути-кабуто-ганэ.

Фути имеет в своем основании припаянную площадку тэндзёганэ с прорезью для прохождения хвостовика накаго.

 

Катана - японский меч.

Цуба (79 мм х 69 мм х 5 мм) выполнена в форме мокко-гата. Характер коррозионного воздействия на металл позволяет сделать вывод, что материалом цуба является железо.

 

Катана - японский меч.

Цуба катаны.

Катана - японский меч. Катана - японский меч.

Помимо центрального отверстия накаго-ана, предназначенное для прохождения хвостовика меча, цуба имеет два дополнительных отверстия рё-хицу, которые не функциональны в данной оправе.

Накаго-ана сохранило впрессованный уплотнитель из цветного металла – кутибэни, что имеет целью в цуба ее подгонку при монтаже под определенный клинок.

Художественная композиция, заключенная в пределы цуба, представлена изображением цветущих хризантем. В художественной отделке цуба автором были применены следующие технические приемы: резьба бори, перфорация сукаси и инкрустация цветными металлами дзоган.

Изображение хризантемы имеет для японцев глубокое символическое значение. Использование стилизованной дзюроку кику – шестнадцатилепестковой хризантемы в геральдической символике было исключительно прерогативой императорского дома Японии.

С обеих сторон к цуба прилегают овальные сэппа с фестонами по краю.

 

Катана - японский меч.

Ножны сая образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой и покрытых лакокрасочным материалом бордового цвета.

Катана - японский меч.

Ножны катаны (фотография общего плана)

Катана - японский меч. Катана - японский меч. Катана - японский меч.

В сечении ножны имеют овальную форму.

С лицевой (внешней) стороны ножен, обращенной от тела при ношении меча, вблизи устья коигути располагается выступ куригата с прорезью, через которую продет и завязан узлом фактурный шнур сагео плотного плетения черного цвета.

В нижней части ножны скреплены фигурным металлическим кольцом сибабики. Наконечник сая венчает металлический узорчатый исидзуки, по форме аналогичный кабуто-ганэ.

 

Катана - японский меч.

Историческая справка.

Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.

Рассматривая японский меч в контексте истории японских островов, исследователи отмечают несомненное влияние важнейших событий на этапы развития искусства кузнечных мастеров.

Одним из таких примеров, историки приводят на японские острова в период правления сиккэна Ходзё Токимунэ во второй половине XIII в. События тех времен нашли свое отражение как в пересмотре роли индивидуального поединка, конструкции доспеха, так и изменились пропорции японского меча.

Знакомство японцев с огнестрельным оружием, ввозимым на острова нападавшими европейцами, сказалось на усилении роли пехоты и постепенном снижении эффективности больших конных соединений. На смену мечам тати, носимым на перевязи лезвием вниз, пришел меч иной конструкции, предполагавший его ношение за поясом лезвием вверх – утигатана (катана). Благодаря своей функциональности эти мечи получили признание не только рядовых воинов, но и высокопоставленных самураев.

С началом торговых отношений между феодальной Японией и европейскими державами, японские кузнецы получили возможность использовать при изготовлении клинков металл, импорт которого осуществляли иностранцы. Поскольку начало отношений с европейцами было положено на юге Японии, этот материал получил название – намбан-тэцу (металл южных варваров).

Среди отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси) – в феодальной Японии периода XVIXIX вв., основным стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана и более короткого меча вакидзаси. Данная традиция берет свое начало в XVI в. и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).

Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

С течением времени меч (катана) стал не только средством ведения боя, но и объектом почитания и восхищения.

В относительно мирный период правления сегунов Токугава страну не потрясали как прежде военные столкновения между коалициями разного политического толка, а все локальные конфликты своевременно пресекались центральными властями в Эдо. В это время произошло окончательное становление самурайской идеологии Бусидо в том виде, в котором она просуществовала вплоть до упразднения сословных делений японского общества во второй половине ХIХ в.

Однако, несмотря на то, что практическое применение меча (катаны) было ограничено в указанный период, а самураи стали в большей мере исполнять функции чиновников, статус меча как символа воинской доблести и служения своему сюзерену не ставился под сомнение. Искусство оружейников, создававших меч, было окружено почетом и уважением, как и на протяжении предыдущих столетий.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX в. и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 г. самурайское сословие постепенно стало терять свое исключительное положение в обществе.

В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей (японских катан) гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора.

С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ жизни воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое. Множество оружейников отошло от кузнечного ремесла. Оставшиеся мастера продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.

Вывод

Представленный на экспертное заключение предмет является образцом традиционного японского оружейного искусства, классифицируемым по критерию длины клинка и типу оправы как меч катана в хандати косираэ.

Меч имеет авторскую подпись «Оми-но Ками Ходзёдзи Татибана Масахиро»

Факт сё-син-мэй (подлинности подписи) может быть установлен по итогам рассмотрения (синса) катана экспертной комиссией одной из организаций, осуществляющих сертификацию японских художественных мечей.

Вместе с тем, указанные данные позволяют датировать предмет экспертного заключения второй половиной XVII в. или, в соответствии с принятой периодизацией как образец периода «Новых мечей» — Син-то (1596 – 1781).

Представленный на экспертизу меч (катана) не может рассматриваться как оружие, поскольку имеет антикварное значение и художественную ценность.

Историческая значимость данного образца основывается на том особом месте, которое занимает многовековая традиция оружейного искусства как в японской культуре, так и в мировой истории.

Японский меч катана — купить настоящий оригинал в Москве. Катаны Японии.

Цена: продано

Купить