Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Культ римского оружия на монетах поздней Римской Империи.

Описание:

Монеты Древнего Рима — каталог — солид ауреус фоллис антониан.

Культ римского оружия и его отражение на монетах Поздней Империи (история в римских монетах).

Воинская тематика, присутствовавшая уже на республиканских монетах, достигает своего развития во времена домината. Культ римского оружия являлся идеологическим оформлением неограниченной власти императоров, чьей единственной надежной опорой служила армия.

SONY DSC SONY DSC

Римская монета правления императора Константина I (306-337 гг. н.э.).

Реформированная в начале IV века, она еще была способна одерживать громкие победы над персами, арабами, германцами. В 296-297 гг. соправитель Диоклетиана Галерий разгромил персидские войска на восточных границах империи, молодой Константин Великий в 313 году отразил натиск франков на Рейне, а в 323 и 338 гг. сарматы были отбиты от Дунайской границы. Силу и величие Рима, несокрушимую мощь его легионов прославляли изображения и лозунги на монетах. Это могли быть денативные медальоны и рядовые выпуски.

Среди первых можно назвать золотой медальон Максимиана Геркулия, еще одного соправителя Диоклетиана, выбитый в честь победы над мавританскими племенами в Африке в 296 году. Изобразительное решение этой монеты очень показательно: император в облике Геркулеса, олицетворявшего его доблесть, возвышается над поверженным врагом, в то время как Виктория увенчивает его голову. Впоследствии эта композиция станет одной из наиболее распространенных на монетах массового чекана, не приуроченных к каким-либо конкретным событиям. Также на рубеже III-IV вв., на римских монетах все чаще появляются аналогичные по содержанию сцены прославления императорских побед – попирание ногой пленного варвара или поражение его копьем.

SONY DSC SONY DSC

Монета римского императора Констанция II (337-361 гг. н.э.).

В начале IV веке, уже при Диоклетиане, а затем при Константине Великом, монетное дело было коренным образом реформировано.Старая система номиналов уступила место новой. На смену псевдо — серебяным антонианам и золотым ауреусам пришли высокопробные аргентеусы и солиды, начали чеканиться сперва крупные, но стремительно редуцировавшие медные фоллисы, в конце концов, распавшиеся на множество мелких и мельчайших номиналов. На лицевой стороне этих монет все чаще появляются изображения императоров в боевых доспехах и при оружии. Уже в III веке тогу и лавровый венок, либо лучевую корону на профильных бюстах сменяют кираса и боевой шлем с высоким гребнем.

В середине IV века Констанций II впервые помещает на золотых солидах свой погрудный портрет в горделиво трехчетвертном развороте, где он облачен в шлем и панцирь, а в руках держит копье и щит.
На щите были размещены миниатюрные изображения, составляющие обычный для того времени набор сцен и фигур триумфальной тематики: всадник с копьем, Виктория и т.д.

SONY DSC SONY DSC

Римская монета императора Константин II (337-340 гг. н.э.).

Исчезнув со смертью императора (361 год), этот тип портрета был вновь востребован на рубеже IV-V вв. при императорах Аркадии и Гонории, после чего господствовал на римских монетах более столетия. К этому времени империя стремительно христианизировалась, однако на монетах религиозная тематика отошла на задний план. Фигуры старинных богов с них исчезли, но и атрибуты новой веры не спешили занять их место. Образовавшийся вакуум заполонили многочисленные сцены прославления и возвеличивания императорских побед, с обязательным представлением фигуры самого монарха в облачение войны.

SONY DSC SONY DSC

Золотой солид императора Феодосия II. Византия (401-450 гг. н.э.).

Несмотря на междоусобные войны, сотрясавшие империю в течение всего четвертого столетия, монеты единодушно провозглашали лозунги общеримской борьбы с варварами, напоминая о славе и доблести армии. Отражение варварских нашествий сделалось в IV в. первоочередной задачей, от решения которой зависела дальнейшая судьба Рима. Вплоть до Адрианопольской катастрофы 378 года войска империи успешно отбрасывали германцев от ее границ. В отсутствии иных средств массовой информации именно монеты выполняли актуальные пропагандистские функции, создавая емкие запоминающиеся образы императоров — победителей, императоров — благодетелей.

На оборотных сторонах монетных кружков воинственные монархи справляют свои триумфы, стоя на боевых кораблях с войсковыми штандартами в руках, либо позируя рядом с трофеем – столбом, увешанным предметами отбитого у врагов «трофейного» вооружения, причем у подножия столба сидят связанные пленники.

На одном из редких выпусков медных монет Константина I с подобной тематикой вместо традиционного штандарта был изображен знаменитый лабарум, в сущности, такой же войсковой значок с императорскими портретами в круглых медальонах, но увенчанный монограммой имени Христа.

SONY DSC SONY DSC

Монета Древнего Рима императора Константина 1 (306-337 гг. н.э).

Его описал современник Константина епископ Евсений Памфил: «на длинном, покрытом золоте копье была поперечина, образовывавшая с копьем знак креста. Сверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшиеся первыми чертами, из середины которых выходило ро. Эти буквы василевс впоследствии имел обычай носить на шлеме. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат – царская ткань.. под знаком креста при самой верхней части описанной ткани, высоко сделанное из золота грудное изображение боголюбивого василевса и его детей. Этим-то спасительным знамением, как оборонительным оружием, всегда пользовался василевс».

SONY DSC SONY DSC

Римская монета правления императора Константа (337-350 гг. н.э).

Заостренным древком лабарум, подобно копью, пригвождает к земле небольшую змею, символизировавшую общего врага императора и его Бога («общая надежда»). Длительную актуальность и универсальность этой символики подтвердят солиды V века, на которых вновь появится изображение змеи с человеческой головой, попираемой ногой западно-римского императора Валентиниана III, а вслед за ним целым рядом его приемников.
На огромной массе других монет владыки Рима горделиво попирают ногой скорчившегося у их ног варваров, держа в руках воинские штандарты и фигурку Победы — Виктории, либо протягивают спасительную длань избавленным от варварских бесчинств подданным, являясь им как миротворцы — благодетели.

SONY DSC SONY DSC

Римская монета императора Валентиниана I (364-375 гг. н.э).

По словам А.Тойноби, «эти пленники, увиденные глазами не современного человека, а римлянина того времени, являли собой не слабых и беззащитных туземцев, а безжалостные орды варваров, грозившие разрушить весь тогдашний мир».

Варвары, не знающие Христа, несущие уничтожение римской культуре и цивилизации, были общими врагами для народов Средиземноморья, и в войне с ними на стороне императоров выступали и язычники , и христиане, благословляемые своими пастырями.

В 340-х гг. сыновья Константина Великого Констант и Констанций II начали чеканить медную монету – центенионалис, на обратной стороне которой была помещена гиперболизированная картина ожесточенной схватки: пеший император огромного роста копьем повергает наземь конного варвара в сопровождении многозначительной легенды «Возвращение счастливого времени».

На центенионалисах узурпатора Магнеция, оспаривавшего власть наследников Константина, он сам изображался скачущим во весь опор, угрожая копьем поверженному противнику. Круговая легенда вновь утверждала «Славу римлянам», носителем которой объявлялся сам император.

SONY DSC SONY DSC

Золотой солид императора Валентиниана III (425-455 гг. н.э.).

Даже в V веке, накануне падения Рима, его монеты по-прежнему оставались верны старой тематике, прославляя истончавшуюся власть императоров, уже не правивших, но еще царствовавших над миллионами римлян. Крылатые Виктории с венками славы в одной руке и сферой с крестом в другой, и они же – стоящие в полный рост у гигантских крестов чередуются с унаследованными от предыдущего столетия образами императоров — воинов. Христианский крест в Поздней Империи становился таким же победоносным оружием, что и солдатские доспехи.

2016-02-29_97281_1 2016-02-29_97281_2

Эксперт Росохранкультуры Корниенко Александр Александрович А. 2006 год. Статья опубликована в Крымском журнале «Мир Древностей» (1.2007 год).

Цена: статья

Купить