Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Сабля офицерская гусарская. Франция, период Наполеоновских войн (1799-1815 гг.), время Директории (1795-99) и Консульства (1799–1804).

Описание:

Сабля офицерская гусарская. Франция, период Наполеоновских войн (1799-1815 гг.), время Директории (1795-99) и Консульства (1799–1804).

SONY DSC

Экспертиза.

Общая длина – 890 мм

Длина клинка с рукоятью – 870 мм

Длина клинка без рукояти – 733 мм

Ширина клинка у пяты – 37 мм

Длина ножен – 759 мм

Сталь, позолота, воронение, гравировка, латунь, кожа, дерево.

Сохранность: видимых утрат и повреждений нет.

Описание изделия:

Клинок

Клинок высококачественной дамасской стали, заметной кривизны, однолезвийный (боевой конец двулезвийный), остриё по линии обуха срезано к лезвийной кромке, однодольный (широкий пологий дол продолжается до боевого конца). Пята не выражена. Производственные клейма отсутствуют.

SONY DSC SONY DSC

Дамасский узор на поверхности сабельного клинка

Обе стороны клинка (в т.ч. обушная часть) более чем на треть длины полотна обработаны воронением и золочением по гравированному рисунку, включающим фигуративные изображения, орнамент и надписи в картушах:

– на левой стороне, от щитика рукояти к боевому концу клинка: поперечная строка с инициалами владельца сабли М.А.В., над нею спешенный кавалерист в гусарском мундире, с саблей в левой руке и трубкой в правой, продольная строка с немецкой надписью GLUCK AUFВ добрый час!») и цветочная виньетка;

SONY DSC SONY DSC
SONY DSC

Декоративная обработка левой стороны клинка

– на правой стороне, от рукояти: вытянутый прямоугольный картуш с мелким гравированным узором и вызолоченным полем, в нём строчная надпись на немецком языке AUS DER HELFEN RUFFE ICH HERR ZU DIRО помощи к Тебе взываю, Господи», аллюзии на Пс. 129 и 140), у начала строки изображение «взывающей» человеческой фигуры, другая фигура в гусарском облачении показана поднимающейся по лестнице вверх, где стоят две фигуры в гусарских киверах; далее по вызолоченной узорной полоске на воронёном фоне выгравирована строка ER RUFFET MICH AN SO WIL ICH IHN ERHORENВоззовёт ко Мне, и услышу его», Пс. 90, 15), завершающаяся пышной виньеткой, напоминающей облако, откуда исходит ответный Божественный глас. Возможно, вся эта композиция воспроизводит образ призывания Бога из глубины (аллюзия на 140 Псалом «Из глубины взываю к Тебе, Господи…»), которую являет вышеописанный картуш, могущий быть представленным в виде колодца, откуда идёт путь наверх.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Декоративная обработка правой стороны клинка

На вызолоченном участке обуха вблизи пяты выгравирован пальметточный завиток (т.н. «золингеновская роза»), на левой пяте, также способом гравировки с последующим золочением, изображён орёл с раскрытыми крыльями на фоне диагонально заштрихованного треугольного поля с пальметтами по краям; на правой пяте изображена стена, задрапированная свисающими цветочными гирляндами.

SONY DSC SONY DSC

Декоративные элементы на обухе и пяте клинка

Эфес

Эфес состоит из рукояти и позолоченной латунной гарды.

Рукоять деревянная уплощённая, со скруглёнными гранями и плавно скошенной к лезвию клинка верхней частью; обтянута кожей и обмотана кручёной латунной проволокой. Планка выпукло-вогнутой формы, узкая, с ровными прямыми краями, плавно переходит в округлую миндалевидную головку с плоской верхней площадкой, образованной щитиком каплеообразной формы с обработанным прямой насечкой краем. Щитик закрывает место крепления рукояти на хвостовике клинка.

Гарда образована защитной дужкой, соединённой штифтом с головкой рукояти, скруглённой в верхней части и образующей прямой угол с пластинчатой крестовиной, чей противоположный конец с волютообразным завершением обращён книзу. Перекрестие выполнено в форме багета с усечёнными концами (узкие прямоугольные щитики, прикрывающие центр обеих пят и служившие как для удержания клинка в ножнах, так и для предохранения рукояти от вращения во время боя).

Поверхности планки, навершия и щитиков покрыты литым и гравированным орнаментом классицистического характера, состоящим из розеток и лиственных гирлянд; дужка с внешней стороны украшена шариками-«жемчужинами».

SONY DSC SONY DSC

Ножны

Ножны кожаные дублёные (шов расположен посередине обратной стороны), с деревянными накладками, придающими коже необходимую жёсткость.

Латунный позолоченный прибор включает устье с пазовым желобком для щитика перекрестья, трапециевидную обоймицу (обе детали прибора несут приваренные огранённые ушки с кольцами для пассовых ремней портупеи различной длины), вытянутый наконечник с фронтальным асимметричным башмаком, имеющим фигурные вырезы по контуру.

Лицевые поверхности всех трёх деталей прибора украшены тщательно выполненным растительным орнаментом, гравированным и прочеканенным, состоящим из лиственных и цветочных побегов, образующих округлые картуши с заканфаренным внутренним полем.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Результаты экспертизы

По совокупности характеристик данное изделие может быть идентифи­цировано с французской офицерской саблей лёгкой кавалерии (гусар), изготовленной по дорогостоящему частному заказу на одном из предприятий Золингена. На обухе у эфеса выбито клеймо в виде т.н. «золингенской розы» (Solinger Rose), маркировавшей клинки Золингена на рубеже XVIII-XIX вв.

Варианты офицерских лёгких кавалерийских сабель похожего дизайна эфеса и клинка, называвшиеся «a la hongrois» и «a l’allemande», производились во Франции уже в правление короля Людовика XVI (с 1770-х гг.). Республиканская армия сохранила эту саблю в качестве образца, поначалу единого для офицеров кавалерии и пехоты. Его различные варианты использовались в лёгкой кавалерии французской армии (гусарских частях) в течение всего наполеоновского периода (около 1795-1815 г.).

Изобразительная тематика декоративного решения клинка основана на библейских мотивах и содержит уникальные аллюзии и цитаты из Псалтири (Псалмы 90, 121, 140), реализующие идею Божественной помощи искренне верующему человеку (владельцу сабли) в бою.

Детали отделки эфеса и клинка, а также аналогии с опубликованными в научной литературе экземплярами позволяют датировать настоящую саблю первым периодом наполеоновских войн, а точнее, – временем Директории и Консульства Наполеона Бонапарта (1795-1804 гг.).

Изделие имеет значительную историко-культурную ценность. Является объектом коллекционирования.

Атрибуция выполнена на основании визуального обследования пред­мета, без полного либо частичного его демонтажа.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под дейст­вие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет – сабля офицерская французская лёгкой кавалерии (гусар) 17951804 гг. – представляет собой культур­ную ценность.

Цена: продано.

Купить