Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч типа вакидзаси (Хасимото Синдзаэмон Тадаёси (1572 – 1632 гг.) из провинции Хидзэн). Япония.

Описание:

Японский меч вакидзаси.

Традиционный японский меч типа вакидзаси (Хасимото Синдзаэмон Тадаёси (1572 – 1632 гг.) из провинции Хидзэн). Япония. Старинный гарантированный оригинал, подлинник.

SONY DSC SONY DSC

Фотография общего плана.

Подставка под меч и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Параметры меча

Общая длина меча в ножнах  – 65 см

Длина меча без ножен57 см

Длина ножен – 49 см

Длина рукояти – 15 см

Клинок (материал – сталь):

— длина клинка (нагаса) – 39 см;

— изгиб клинка (сори) – 0,6 см; 

— ширина клинка (мотто-хаба) – 2,3 см;

— ширина клинка (саки-хаба) – 1,7 см;

— длина хвостовика (накаго) – 12,2 см;

— ширина хвостовика у основания – 2 см;

— толщина клинка у обуха (мотто-касанэ в

области мунэ-мати) – 0,4 см;

— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 0,3 см.

Характеристики клинка

Форма клинка (цукури-коми) – синоги-дзукури, острие (киссаки) средних размеров.

SONY DSC

Обух клинка – ёри-мунэ.

По всей длине наблюдаются следы воздействия абразивных материалов и коррозионных процессов, вследствие чего визуально текстура стали (узор), область закаленного края (якиба) и его линия (хамон) не наблюдаются.

SONY DSC

Режущая кромка лезвия клинка имеет на своей поверхности механические повреждения (следы от ударов).

В основании клинка размещена плоская, монолитная (хито-касанэ), металлическая (медь) запорная муфта (хабаки — 2,3 см), которая проходит через хвостовик и служит в качестве фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах.

Форма данной детали повторяет геометрическую конфигурацию клинка.

Хвостовик клинка (накаго): формы убу    с оконечностью (дзири), выполненной в стиле  ири-ямагата.

SONY DSC

Обух плоский (хира мунэ).

Хвостовик имеет одно отверстие (мэкуги-ана), являющееся функциональным при помощи которого осуществляется крепление клинка с рукоятью посредством конусообразного деревянного клина (мэкуги).

Отверстие смещено относительно тела клинка.

На поверхность хвостовика с обеих сторон нанесена насечка (опиловка) напильником (ясури-мэ) с легким наклоном вправо в стиле каттэ-сагари.

На всей протяженности хвостовик подвержен коррозионному воздействию.

Надпись (мэй)

 на хвостовике клинка (накаго)

 Хвостовик рассматриваемого клинка имеет выполненную по металлу иероглифическую (на японском языке) надпись (мэй), размещенную на стороне, являющейся внешней (омотэ), то есть обращенной от тела при ношении меча.

Надпись представлена в виде пяти иероглифических символов, линии которых в отдельных случаях не четки.

SONY DSC

                 Омотэ-мэй:

(японский)

 (русская транслитерация) «Хидзен-но куни Тадаёси»

 (английская транслитерация) «Hizenno kuni Tadayoshi»

 В переводе с японского языка данная надпись читается как:

«Тадаёси из провинции Хидзен»

 Хидзен-но  куни  –  (Хидзен) в старом административно-территориальном делении Японии область (провинция) на севере острова Кюсю, одна часть которой в настоящее время расположена на территории префектуры Сага, а другая – на территории префектуры Нагасаки.

Тадаёси – династия кузнецов, основателем которой стал Хасимото Синдзаэмон Тадаёси (1572 – 1632 гг.) из провинции Хидзэн. За весь период с конца XVI века по XIX век было девять мастеров, носивших имя Тадаёси. Работы этих кузнецов начиная с периода Кэйто (1596 – 1660 гг.) зарекомендовали себя как превосходные изделия из провинции Хидзен, прославившие кузнечную школу под именем Тадаёси.

Первоначально мастера Тадаёси чеканили полное имя 肥前国住人忠吉
«Хидзэн-но куни дзюнин Тадаёси»«Тадаёси – житель провинции Хидзэн», но затем сократили данное написание, ограничив его текстом «Хидзэн-но куни Тадаёси». Впоследствии такую подпись прозвали «Годзи-Тадаёси» (пятёрка Тадаёси).

Расположение надписи содержащей информацию об имени автора (кузнеца) с внешней стороны клинка, является типичным для клинков в оправе
букэ-дзукури.

Оправа меча (косираэ).

Детали оправы (тосогу).

Ножны (сая) исполнены в стиле букэ-дзукури и образованы из двух деревянных полос склеенных между собой, в сечении имеющих овальную форму. Деревянная основа ножен покрыта лакокрасочным слоем в стиле вакаса-нури.

SONY DSC SONY DSC

По всей длине фрагментарно наблюдаются повреждения древесины и участки с утраченным покрытием, преимущественно сосредоточенные в нижней части ножен.

С внешней стороны ножен немногим ниже устья, располагается деформированный крепежный выступ (куриката), выполненный из дерева и предназначенный для крепления к нему шнура (сагэо), фиксирующего положение меча у пояса (ввиду деформации рассматриваемого элемента оправы, отсутствует основанная часть детали, имеющая прорезь).

SONY DSC

С внутренней стороны ножны имеют вырез для миниатюрного ножа
(ко-гатана), рукоять (ко-дзука) которого остается открытой взору и своей лицевой декорированной стороной закрывает данную область поверхности ножен. В рассматриваемом образце меча, указанный нож отсутствует (утрачен).

SONY DSC

В нижней части ножны имеют скрепляющий металлический обруч (сибабики).

Рукоять (цука) образована из двух склеенных между собой деревянных частей, имеющих сквозное отверстие для крепления с клинком.

SONY DSC SONY DSC

Деревянная основа рукояти оклеена белой кожей ската (самэ), поверх которой наложен коричневый хлопчатобумажный шнур являющийся, по всей видимости, поздним дополнением. Отсутствуют металлические накладки — мэнуки.

Металлические детали рукояти выполнены из цветного сплава и представлены муфтой (фути) и навершием (кабуто-ганэ), имеющим металлическую петлю (сарутэ) для крепления темляка, при наличии такового.

SONY DSC

Муфта и навершие рукояти декорированы прямыми рельефными линиями. Боковые панели навершия узорчатые и имеют открытые участки, демонстрирующие покрытие кожей — самэ. Петля — сарутэ, декорирована лепестками и цветками вишни — сакуры, изображения которых подчеркнуты золочением.

Гарда (цуба) овальной формы, выполненная из меди.

Размеры гарды следующие: 5,5 см × 4,4 см × 0,4 см.

SONY DSC

В своей конструкции гарда имеет два функциональных отверстия: накаго-ана для прохождения хвостовика, кодзука хицу-ана, служащее каналом для извлечения через него ножа-коготана (отсутствующего в данном образце).

Гарда не имеет декора и по всей плоскости гладкая. Ободок (мими) имеет зарубку.

 К поверхности гарды с обеих сторон прилегают уплотнительные
прокладки — сэппа (всего 5 шт.).

Прокладки разной формы и размера, выполненные из цветного сплава. Одна из прокладок имеет выступ под зажимную скобу и оттиск цветов хризантемы на своей внутренней поверхности.

Вывод

По итогам проведенной экспертной работы представляется возможным сделать следующий вывод.

Рассматриваемый предмет является оригинальным образцом традиционного японского меча (нихон-то) с длиной клинка более одного сяку (более 30,3 см)
и может быть классифицирован как вакидзаси (яп. 脇差).

a_group_of_samurai_old_japan_images

Представители самурайского сословия.

Фото: вторая половина XIX в.

С конца XVI – начала XVII века неотъемлемой частью вооружения самурая – представителя воинского сословия Буси, стал комплект из двух мечейДайсё
(яп. 大小), одним из которых был длинный меч – дайто (яп. 大刀), а другим короткийсёто (яп. 小刀), то есть комплект катана и вакидзаси. В отличие от мечей в оправе дзиндати-дзукури, мечи Дайсё оправлялись в стиле букэ-дзукури и носились у пояса лезвием вверх.

Автором клинка представленного меча является один из представителей кузнечной династии Тадаёси, на что указывает оригинальная подпись (омотэ-мэй) хвостовика и ряд отличительных признаков, свойственных работам мастеров провинции Хидзэн. Таким образом, клинок данного меча в соответствии с классификацией принятой в японском оружейном деле относится к группе Син-синто«Новейших мечей» (1781 – 1876 гг.), то есть ко времени правления сёгунов династии Токугава (период Эдо).

Ряд деталей оправы рассматриваемого образца может быть отнесен к изделиям первой половины XX века, а именно периоду Сёва, на что указывает качество материалов и уровень исполнения отдельных элементов. Вместе с тем, ножны являются работой XVIII – XIX вв.

По совокупным признакам, выявленным в ходе экспертной работы, а также в соответствии с ГОСТ Р51215-98 представленный меч является оружием, имеющим культурную, историческую и антикварную ценность, на которое в случае порчи или уничтожения распространяется действие статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.

Цена: продано.

Купить