Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч тати. Производство 1926-1945 гг. Время правления императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.). Мастер Такэяма Ёсинао город Сэки, провинция Носю (префектура Мино).

Описание:

Традиционный японский меч тати .

Производство 1926-1945 гг. Время правления императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.).

Мастер Такэяма Ёсинао город Сэки, провинция Носю (префектура Мино).

Подлинник, оригинал.

Экспертное заключение.

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал. Японский меч тати старинный подлинник, оригинал. Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

Фотография общего плана.

Подставка под меч, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

В ходе экспертной работы были применены:

— визуальный сравнительный анализ клинка и оправы меча;

— изучение и перевод с японского языка каллиграфической надписи на хвостовике клинка;

— измерительные и увеличительные приборы;

— справочная литература (на английском и японском языках).

Размеры клинка:

— длина клинка (нагаса) – 66 см;

— изгиб клинка (сори) – 1,1 см;

— ширина клинка в основании с учетом выступа (мунэ) обуха (мото-хаба) – 3,1 см (ширина клинка в основании без учета выступа обуха – 3 см);

— ширина клинка в вершине с учетом выступа (мунэ) обуха (саки-хаба) – 2,2 см (ширина клинка в вершине без учета выступа обуха – 2,1 см);

— длина хвостовика (накаго) – 18,5 см;

— ширина хвостовика у основания – 2,6 см;

— толщина клинка у выступа Мунэ-мати (мото-касанэ) – 0,7 см;

— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 0,5 см.

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал. Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

Форма (строение) клинка (сугата):

— тип клинка – Синоги-дзукури (клинок имеет ребро);

— изгиб (сори) в центре клинка – Тории-дзори;

— острие (киссаки) среднего размера – Тю-киссаки;

— линия, отделяющая острие от тела клинка (ёкоте) четко выражена;

— обух (мунэ) клинка имеет одно ребро – Йори;

— обух низкий, типа Мунэ-хикуси;

— хвостовик формы Убу-накаго с оконечностью (дзири), выполненной в стиле Ха агари-кури-дзири.

Хвостовик (накаго) имеет два отверстия для крепления с рукоятью (мэкуги-ана), расстояние между которыми составляет 2 см.

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

Верхнее отверстие (R-7 мм) смещено в сторону относительно тела хвостовика и имеет внутреннюю фаску. Нижнее отверстие (R-6 мм), является функциональным, при помощи которого осуществляется крепление с рукоятью посредством деревянного колышка (мэкуги). Данное отверстие добавлено в последствии и является более поздним элементом конструкции.

Хвостовик имеет двустороннюю насечку (опиловку) напильником (ясуримэ), выполненную в стиле Така-но-ха.

Обух хвостовика плоский (хира).

Поверхностный узор (текстура) стали (дзи-хада).

Закаленный край клинка (якиба)

Линия закаленного края (хамон):

По всей протяженности клинка наблюдается воздействие абразивных материалов, вследствие чего визуально узор стал трудноразличим.

Закаленный край клинка (якиба) имеет более светлый оттенок относительно тела клинка (так как в данной зоне образуется мартенсит – твердая фаза стали, имеющая меньшую удельную плотность).

Линия закаленного края (хамон) четко выражена, типа Гономэ-ха с областью Яки-даси.

Закаленная часть вершины острия клинка (боси) в стиле О-мару.

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал. Японский меч тати старинный подлинник, оригинал. Японский меч тати старинный подлинник, оригинал. Японский меч тати старинный подлинник, оригинал. Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

Надпись (подпись) на хвостовике клинка (мэй).

Клинок относится к категории – Дзай-мэй (имеющий надпись).

Надпись (мэй является оригинальной и находится на внутренней стороне клинка (ура), обращенной к телу при ношении меча (до ХХ в. Данный стиль свойственен клинкам катана и вакидзаси). Надпись состоит из восьми каллиграфических знаков и инкрустирована белой эмалью.

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

Надпись представляет собой скорописное написание в упрощенной форме, поскольку исполнена в металле и читается как:

«ТЭЦУ ЮМЭЙ ТАКЭЯМА ЁСИНАО САКУ»

что с японского языка переводится как:

«ВЫКОВАНО ИЗВЕСТНЫМ МАСТЕРОМ ПО ЖЕЛЕЗУ ТАКЭЯМА ЁСИНАО»

Такэяма Ёсинао (Takeyama Yoshinao) являлся кузнецом (кадзи), работавшим в г.Сэки провинции Носю (префектура Мино) в первой половине ХХ в. Данный центр по изготовлению холодного оружия имеет глубокую историю и в настоящее время всемирно известен своей ножевой продукцией.

Как и многие кузнецы того периода, Такэяма Ёсинао был поставлен под надзор Департамента по мечам Японских Вооруженных сил, который осуществлял координацию производства и проверку мечей, поставляемых для нужд армии.

Кузнецы, представлявшие свои изделия для армейской приемки и последующей маркировки, изготавливали как Гэндайто – клинки, выкованные вручную традиционным способом являющиеся Нихонто (истинными японскими мечами), так и клинки, производство которых предусматривало применение машинной ковки и упрощенной технологии. Данная категория мечей не относится к разряду Нихонто.

Дефекты клинка (кидзу):

По всей плоскости клинка наблюдаются участки подверженные коррозии в виде раковин и следы взаимодействия абразивных материалов. Вместе с тем, клинок не имеет фатальных дефектов.

Запорная муфта клинка (хабаки):

Клинок имеет монолитную плоскую (хито-касанэ), выполненную из латуни (синтю) муфту (хабаки), которая плотно надевается на клинок через хвостовик и служит фиксирующим элементом клинка в ножнах. Спинка данной детали повторяет форму обуха клинка (мунэ). Основа, прилегающая к фурнитуре рукояти, выполнена в виде полукруга.

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

Оправа меча (косираэ)

Детали оправы (тосогу):

Стиль исполнения оправы меча – Дзиндати-дзукури (устройство военного меча).

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

Ножны (сая) состоят из двух деревянных половинок, склеенных между собой и в сечении имеют овальную форму. Материал – японская магнолия (хоно-ки). Длина – 76 см.

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал. Японский меч тати старинный подлинник, оригинал. Японский меч тати старинный подлинник, оригинал. Японский меч тати старинный подлинник, оригинал. Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

По всей поверхности, ножны покрыты многослойным лаком (насидзи-уруси). В лаковой отделке применена технология примеси твердых добавок (золотистая крошка), в результате чего ножны приобрели характерных цвет.

Японский лак отличается особой прочностью и высокой стойкостью к атмосферным воздействиям.

Устье ножен (коигути) охватывает металлическая фигурная окантовка (кути-ганэ), выполненная из латуни (синтю).  В продольном сечении ширина данного элемента составляет 4 см. Ниже устья, на ножнах располагаются три скрепляющих узорных обруча. Два из них, находящиеся ближе к устью, имеют в своей конструкции две обоймицы (аси) с петлями, через которые продет и завязан в узел плотный в сечении шнур, имеющий яркую цветовую гамму. Обоймица верхней части ножен в центре подвержена окислению.

На нижнем обруче, находящемся ближе к оконечности ножен, надето фигурное скрепляющее кольцо (сибабики), зачастую являющейся самостоятельной крепежной деталью в конструкции ножен мечей тати. На оконечности ножен находится наконечник в виде колодки (исидзуке), образованный из двух самостоятельных деталей, крепление которых осуществлено потайной пайкой. Наконечник имеет открытый участок в центре и простирается на некоторое расстояние вверх по поверхности ножен.

На ножнах наблюдаются участки с повреждением лакового покрытия.

Все детали ножен выполнены из одного металла (латунь), имеют регулярный резной узор в виде растительного орнамента, а также общий для всех деталей оправы декор в виде сердца Иномэ (глаз кабана).

Рукоять (цука) состоит их двух склеенных между собой деревянных половинок, обернутых кожей ската (самэ). Материал – японская магнолия (хоно-ки). В верхней части рукояти покрытие кожей из-за временного усыхания разошлись, тем самым обнажив деревянную основу рукояти.

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал. Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

В подавляющем большинстве, рукояти японских традиционных мечей имеют наложенную поверх самэ обмотку тесьмой (ито), в характерном стиле с перекручиванием витков. Образцы некоторых кинжалов, а также придворных и церемониальных мечей зачастую не имели обмотки рукояти тесьмой, а покрытие кожей оставалось открытым стороннему взору.

Покрытие кожей имеет молочно-желтоватый цвет и плотно посаженные друг к другу зерна. В месте крепления рукояти с клинком, находится повреждение в виде трещины. Аналогичные повреждения наблюдаются на других участках рукояти.

Основание рукояти имеет овальную форму, выполненную из латуни (синтю), муфту (фути). Муфта имеет аналогичный с деталями ножен орнамент, выполненный в стиле растительных завитков и декор в виде сердца Иномэ (глаз кабана).

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

Навершие рукояти (кабуто-ганэ) выполнено в виде мифической птицы Хоо и простирается на расстояние, равное более чем половине рукояти. Материал детали – латунь.

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

Мифическая птица Хоо в западной культуре имеет свой аналог – птицу Феникс. Однако в отличии от Феникса, Хоо не возрождается из пепла. Эта фантастическая птица, согласно китайской мифологии, обитает в Западном раю богини Сиванму, владеющей, в частности секретом человеческого долголетия и олицетворяет собой счастье и благополучие. Существовало поверье, что Хоо появляется раз в тысячелетие и предвещает начало благоприятного правления или рождение мудреца.

Зачастую Хоо изображалось на цуба и других деталях богато украшенного оружия.

Навершие рукояти имеет гладкое латунное крепежное кольцо (сарутэ), при помощи которого к нему крепится темляк (цуё-но-о). Темляк представляет собой плотный двойной шнур (круглый в сечении) светло коричневого цвета. На концах имеет два металлических конусообразных наконечника (цуё) и скользящий латунный зажим (кохадзе).

В использовании темляка на рукояти японских мечей, прослеживается явное влияние китайской традиции. Данный элемент стал непременным атрибутом военных мечей японской императорской армии и флота в ХХ веке.

Поверх покрытия кожи, на рукояти закреплены латунные бляшки в форме кучек риса (тавара-бё). С одной стороны рукояти таковых две, с другой четыре.

В связи с тем, что деревянная основа рукояти со временем усохла, наблюдается свободный ход клинка в рукояти.

Гарда меча (цуба) представляет собой конструкцию, которая является отличительной чертой ряда парадных и церемониальных мечей в оправе тати и называется – Ситоги (рисовое печенье, жертвенный пирожок). Материал – латунь (синтю).

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

Данная форма имеет китайское происхождения и по всей конструкции сходна с гардами прямых мечей – Цзян.

Объемная гарда представляет собой две аналогичные детали, спаянные воедино и вогнутые внутрь. С двух сторон находятся два абажурных ободка. Данная конструкция является пустотелой и имеет сквозное отверстие для хвостовика клинка. Растительный орнамент повторяет узор металлических деталей ножен и рукояти.

Со стороны клинка и рукояти, к гарде прилегают по две уплотнительных прокладки (сэппа), которые наряду с функцией уплотнения выполняют задачу по снижению динамических нагрузок на клинок при ударе. Две из четырех прокладок более объемные по размеру и толщине. Наружные прокладки (прилегающие непосредственно к хабаки и фути) более тонкие. Все четыре прокладки выполнены из латуни и имеют ажурные боковые грани. Прокладки повторяют вогнутую форму гарды и плотно прилегают к муфте клинка (хабаки) и муфте рукояти (фути).

Японский меч тати старинный подлинник, оригинал.

Вывод:

По итогам исследования данного образца эксперт счел возможным прийти к следующему заключению.

Рассматриваемый меч, является образцом японского традиционного холодного оружия с длиной клинка более двух сяку (более 60 см) и носит название – Хоо-но тати.

Данный вид меча, наравне с другими видами японских мечей (эфу-но тати, кадзари-но тати, итомаки-но тати и др.) относится к категории мечей – Тати, оправленных в стиле Дзиндати-дзукури и носимых на перевязи, подвешенными у пояса лезвием вниз, представителями Кугэ (придворной аристократии) и Буси (служилым дворянством – самураями).

Тесные связи с Китаем и Кореей в разные периоды становления японского государства («Нара» 710 – 793 гг.; «Хейян» 794 – 1185 гг.) способствовали проникновению материковых культур во все отрасли жизнедеятельности Японии, в том числе оружейное дело, что явно прослеживается при рассмотрении исследуемого образца.

Хоо-но тати характеризуется пышным убранством и соответствующей символикой.  Мечи, оправленные в таком стиле, использовались при дворе Императора Микадо и в последующем ярко контрастировали с мечами в оправе Катана, олицетворяющими в поздний период (период Эдо, с установлением власти военных правителей – Сёгунов рода Токугава (1603 – 1868 гг.) классическую форму японского меча.

Клинок исследуемого образца относится к периоду 1926 – 1945 гг. ХХ века, то есть ко времени правления Императора Хирохито, давшего времени своего правления название – Сёва (1926 – 1989 гг.). Ряд отличительных параметров указывает на то, что это работа Гэндайто ручной ковки. По стилистическим особенностям формы клинка воспроизводит клинки первой половины периода Эдо (1603 – 1780 гг.), классифицируемые в соответствии с периодизацией истории японских мечей как клинки Синто (1596 – 1800 гг.). Оправу данного меча выполненную в соответствии с традициями ранних периодов истории Японии, можно отнести к изделию первой половины ХХ века. Меч выполнял функцию парадного придворного оружия и возможно церемониального в ходе религиозных ритуалов Синто (традиционная религия Японии).

Данный меч, безусловно, является ярким примером уникальной японской традиции оружейного дела, просуществовавшей в условиях «практического применения» вплоть до середины ХХ века. В отличие от многих видов японских мечей, подобные образцы встречаются очень редко. Исследуемый образец представляет собой историко-культурную ценность и особый интерес, ввиду своей редкости и малочисленности.

Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображениеСамурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.

Купить тати, в подарок мужчине это значит дать  ему себя почувствовать самураем. Продажа японских старинных мечей тати — купить в Москве.

Цена: отсутствует.

Купить