Традиционный японский меч тати. Производство 1926-1945 гг. Время правления императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.). Мастер Такэяма Ёсинао город Сэки, провинция Носю (префектура Мино).
Описание:
Традиционный японский меч тати .
Производство 1926-1945 гг. Время правления императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.).
Мастер Такэяма Ёсинао город Сэки, провинция Носю (префектура Мино).
Подлинник, оригинал.
Экспертное заключение.



Фотография общего плана.

Подставка под меч, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.
В ходе экспертной работы были применены:
— визуальный сравнительный анализ клинка и оправы меча;
— изучение и перевод с японского языка каллиграфической надписи на хвостовике клинка;
— измерительные и увеличительные приборы;
— справочная литература (на английском и японском языках).
Размеры клинка:
— длина клинка (нагаса) – 66 см;
— изгиб клинка (сори) – 1,1 см;
— ширина клинка в основании с учетом выступа (мунэ) обуха (мото-хаба) – 3,1 см (ширина клинка в основании без учета выступа обуха – 3 см);
— ширина клинка в вершине с учетом выступа (мунэ) обуха (саки-хаба) – 2,2 см (ширина клинка в вершине без учета выступа обуха – 2,1 см);
— длина хвостовика (накаго) – 18,5 см;
— ширина хвостовика у основания – 2,6 см;
— толщина клинка у выступа Мунэ-мати (мото-касанэ) – 0,7 см;
— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 0,5 см.


Форма (строение) клинка (сугата):
— тип клинка – Синоги-дзукури (клинок имеет ребро);
— изгиб (сори) в центре клинка – Тории-дзори;
— острие (киссаки) среднего размера – Тю-киссаки;
— линия, отделяющая острие от тела клинка (ёкоте) четко выражена;
— обух (мунэ) клинка имеет одно ребро – Йори;
— обух низкий, типа Мунэ-хикуси;
— хвостовик формы Убу-накаго с оконечностью (дзири), выполненной в стиле Ха агари-кури-дзири.
Хвостовик (накаго) имеет два отверстия для крепления с рукоятью (мэкуги-ана), расстояние между которыми составляет 2 см.

Верхнее отверстие (R-7 мм) смещено в сторону относительно тела хвостовика и имеет внутреннюю фаску. Нижнее отверстие (R-6 мм), является функциональным, при помощи которого осуществляется крепление с рукоятью посредством деревянного колышка (мэкуги). Данное отверстие добавлено в последствии и является более поздним элементом конструкции.
Хвостовик имеет двустороннюю насечку (опиловку) напильником (ясуримэ), выполненную в стиле Така-но-ха.
Обух хвостовика плоский (хира).
Поверхностный узор (текстура) стали (дзи-хада).
Закаленный край клинка (якиба)
Линия закаленного края (хамон):
По всей протяженности клинка наблюдается воздействие абразивных материалов, вследствие чего визуально узор стал трудноразличим.
Закаленный край клинка (якиба) имеет более светлый оттенок относительно тела клинка (так как в данной зоне образуется мартенсит – твердая фаза стали, имеющая меньшую удельную плотность).
Линия закаленного края (хамон) четко выражена, типа Гономэ-ха с областью Яки-даси.
Закаленная часть вершины острия клинка (боси) в стиле О-мару.





Надпись (подпись) на хвостовике клинка (мэй).
Клинок относится к категории – Дзай-мэй (имеющий надпись).
Надпись (мэй является оригинальной и находится на внутренней стороне клинка (ура), обращенной к телу при ношении меча (до ХХ в. Данный стиль свойственен клинкам катана и вакидзаси). Надпись состоит из восьми каллиграфических знаков и инкрустирована белой эмалью.

Надпись представляет собой скорописное написание в упрощенной форме, поскольку исполнена в металле и читается как:
«ТЭЦУ ЮМЭЙ ТАКЭЯМА ЁСИНАО САКУ»
что с японского языка переводится как:
«ВЫКОВАНО ИЗВЕСТНЫМ МАСТЕРОМ ПО ЖЕЛЕЗУ ТАКЭЯМА ЁСИНАО»
Такэяма Ёсинао (Takeyama Yoshinao) являлся кузнецом (кадзи), работавшим в г.Сэки провинции Носю (префектура Мино) в первой половине ХХ в. Данный центр по изготовлению холодного оружия имеет глубокую историю и в настоящее время всемирно известен своей ножевой продукцией.
Как и многие кузнецы того периода, Такэяма Ёсинао был поставлен под надзор Департамента по мечам Японских Вооруженных сил, который осуществлял координацию производства и проверку мечей, поставляемых для нужд армии.
Кузнецы, представлявшие свои изделия для армейской приемки и последующей маркировки, изготавливали как Гэндайто – клинки, выкованные вручную традиционным способом являющиеся Нихонто (истинными японскими мечами), так и клинки, производство которых предусматривало применение машинной ковки и упрощенной технологии. Данная категория мечей не относится к разряду Нихонто.
Дефекты клинка (кидзу):
По всей плоскости клинка наблюдаются участки подверженные коррозии в виде раковин и следы взаимодействия абразивных материалов. Вместе с тем, клинок не имеет фатальных дефектов.
Запорная муфта клинка (хабаки):
Клинок имеет монолитную плоскую (хито-касанэ), выполненную из латуни (синтю) муфту (хабаки), которая плотно надевается на клинок через хвостовик и служит фиксирующим элементом клинка в ножнах. Спинка данной детали повторяет форму обуха клинка (мунэ). Основа, прилегающая к фурнитуре рукояти, выполнена в виде полукруга.

Оправа меча (косираэ)
Детали оправы (тосогу):
Стиль исполнения оправы меча – Дзиндати-дзукури (устройство военного меча).

Ножны (сая) состоят из двух деревянных половинок, склеенных между собой и в сечении имеют овальную форму. Материал – японская магнолия (хоно-ки). Длина – 76 см.





По всей поверхности, ножны покрыты многослойным лаком (насидзи-уруси). В лаковой отделке применена технология примеси твердых добавок (золотистая крошка), в результате чего ножны приобрели характерных цвет.
Японский лак отличается особой прочностью и высокой стойкостью к атмосферным воздействиям.
Устье ножен (коигути) охватывает металлическая фигурная окантовка (кути-ганэ), выполненная из латуни (синтю). В продольном сечении ширина данного элемента составляет 4 см. Ниже устья, на ножнах располагаются три скрепляющих узорных обруча. Два из них, находящиеся ближе к устью, имеют в своей конструкции две обоймицы (аси) с петлями, через которые продет и завязан в узел плотный в сечении шнур, имеющий яркую цветовую гамму. Обоймица верхней части ножен в центре подвержена окислению.
На нижнем обруче, находящемся ближе к оконечности ножен, надето фигурное скрепляющее кольцо (сибабики), зачастую являющейся самостоятельной крепежной деталью в конструкции ножен мечей тати. На оконечности ножен находится наконечник в виде колодки (исидзуке), образованный из двух самостоятельных деталей, крепление которых осуществлено потайной пайкой. Наконечник имеет открытый участок в центре и простирается на некоторое расстояние вверх по поверхности ножен.
На ножнах наблюдаются участки с повреждением лакового покрытия.
Все детали ножен выполнены из одного металла (латунь), имеют регулярный резной узор в виде растительного орнамента, а также общий для всех деталей оправы декор в виде сердца Иномэ (глаз кабана).
Рукоять (цука) состоит их двух склеенных между собой деревянных половинок, обернутых кожей ската (самэ). Материал – японская магнолия (хоно-ки). В верхней части рукояти покрытие кожей из-за временного усыхания разошлись, тем самым обнажив деревянную основу рукояти.


В подавляющем большинстве, рукояти японских традиционных мечей имеют наложенную поверх самэ обмотку тесьмой (ито), в характерном стиле с перекручиванием витков. Образцы некоторых кинжалов, а также придворных и церемониальных мечей зачастую не имели обмотки рукояти тесьмой, а покрытие кожей оставалось открытым стороннему взору.
Покрытие кожей имеет молочно-желтоватый цвет и плотно посаженные друг к другу зерна. В месте крепления рукояти с клинком, находится повреждение в виде трещины. Аналогичные повреждения наблюдаются на других участках рукояти.
Основание рукояти имеет овальную форму, выполненную из латуни (синтю), муфту (фути). Муфта имеет аналогичный с деталями ножен орнамент, выполненный в стиле растительных завитков и декор в виде сердца Иномэ (глаз кабана).

Навершие рукояти (кабуто-ганэ) выполнено в виде мифической птицы Хоо и простирается на расстояние, равное более чем половине рукояти. Материал детали – латунь.

Мифическая птица Хоо в западной культуре имеет свой аналог – птицу Феникс. Однако в отличии от Феникса, Хоо не возрождается из пепла. Эта фантастическая птица, согласно китайской мифологии, обитает в Западном раю богини Сиванму, владеющей, в частности секретом человеческого долголетия и олицетворяет собой счастье и благополучие. Существовало поверье, что Хоо появляется раз в тысячелетие и предвещает начало благоприятного правления или рождение мудреца.
Зачастую Хоо изображалось на цуба и других деталях богато украшенного оружия.
Навершие рукояти имеет гладкое латунное крепежное кольцо (сарутэ), при помощи которого к нему крепится темляк (цуё-но-о). Темляк представляет собой плотный двойной шнур (круглый в сечении) светло коричневого цвета. На концах имеет два металлических конусообразных наконечника (цуё) и скользящий латунный зажим (кохадзе).
В использовании темляка на рукояти японских мечей, прослеживается явное влияние китайской традиции. Данный элемент стал непременным атрибутом военных мечей японской императорской армии и флота в ХХ веке.
Поверх покрытия кожи, на рукояти закреплены латунные бляшки в форме кучек риса (тавара-бё). С одной стороны рукояти таковых две, с другой четыре.
В связи с тем, что деревянная основа рукояти со временем усохла, наблюдается свободный ход клинка в рукояти.
Гарда меча (цуба) представляет собой конструкцию, которая является отличительной чертой ряда парадных и церемониальных мечей в оправе тати и называется – Ситоги (рисовое печенье, жертвенный пирожок). Материал – латунь (синтю).

Данная форма имеет китайское происхождения и по всей конструкции сходна с гардами прямых мечей – Цзян.
Объемная гарда представляет собой две аналогичные детали, спаянные воедино и вогнутые внутрь. С двух сторон находятся два абажурных ободка. Данная конструкция является пустотелой и имеет сквозное отверстие для хвостовика клинка. Растительный орнамент повторяет узор металлических деталей ножен и рукояти.
Со стороны клинка и рукояти, к гарде прилегают по две уплотнительных прокладки (сэппа), которые наряду с функцией уплотнения выполняют задачу по снижению динамических нагрузок на клинок при ударе. Две из четырех прокладок более объемные по размеру и толщине. Наружные прокладки (прилегающие непосредственно к хабаки и фути) более тонкие. Все четыре прокладки выполнены из латуни и имеют ажурные боковые грани. Прокладки повторяют вогнутую форму гарды и плотно прилегают к муфте клинка (хабаки) и муфте рукояти (фути).

Вывод:
По итогам исследования данного образца эксперт счел возможным прийти к следующему заключению.
Рассматриваемый меч, является образцом японского традиционного холодного оружия с длиной клинка более двух сяку (более 60 см) и носит название – Хоо-но тати.
Данный вид меча, наравне с другими видами японских мечей (эфу-но тати, кадзари-но тати, итомаки-но тати и др.) относится к категории мечей – Тати, оправленных в стиле Дзиндати-дзукури и носимых на перевязи, подвешенными у пояса лезвием вниз, представителями Кугэ (придворной аристократии) и Буси (служилым дворянством – самураями).
Тесные связи с Китаем и Кореей в разные периоды становления японского государства («Нара» 710 – 793 гг.; «Хейян» 794 – 1185 гг.) способствовали проникновению материковых культур во все отрасли жизнедеятельности Японии, в том числе оружейное дело, что явно прослеживается при рассмотрении исследуемого образца.
Хоо-но тати характеризуется пышным убранством и соответствующей символикой. Мечи, оправленные в таком стиле, использовались при дворе Императора Микадо и в последующем ярко контрастировали с мечами в оправе Катана, олицетворяющими в поздний период (период Эдо, с установлением власти военных правителей – Сёгунов рода Токугава (1603 – 1868 гг.) классическую форму японского меча.
Клинок исследуемого образца относится к периоду 1926 – 1945 гг. ХХ века, то есть ко времени правления Императора Хирохито, давшего времени своего правления название – Сёва (1926 – 1989 гг.). Ряд отличительных параметров указывает на то, что это работа Гэндайто ручной ковки. По стилистическим особенностям формы клинка воспроизводит клинки первой половины периода Эдо (1603 – 1780 гг.), классифицируемые в соответствии с периодизацией истории японских мечей как клинки Синто (1596 – 1800 гг.). Оправу данного меча выполненную в соответствии с традициями ранних периодов истории Японии, можно отнести к изделию первой половины ХХ века. Меч выполнял функцию парадного придворного оружия и возможно церемониального в ходе религиозных ритуалов Синто (традиционная религия Японии).
Данный меч, безусловно, является ярким примером уникальной японской традиции оружейного дела, просуществовавшей в условиях «практического применения» вплоть до середины ХХ века. В отличие от многих видов японских мечей, подобные образцы встречаются очень редко. Исследуемый образец представляет собой историко-культурную ценность и особый интерес, ввиду своей редкости и малочисленности.
Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.
Купить тати, в подарок мужчине это значит дать ему себя почувствовать самураем. Продажа японских старинных мечей тати — купить в Москве.
Цена: отсутствует.
Купить