Waterloo

Антикварный магазин

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Британская офицерская, боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца (модели) 1827/1846 гг. Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy). Англия. Великобритания. Британская империя. Английское производственное изготовление оружейной фирмы «A.H. Hancox, Cutler. Commercial Road Landport, Portsmouth» («А. Г. Хэнкокс, ножевые работы», располагалась по адресу, Коммерсиал-роуд, район Ландпорт, города Портсмута, Англия), выпуска середины XIX века. Время правления королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.). Период Крымской войны (1853-1856 гг.).

Описание:

Британская офицерская, боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца (модели) 1827/1846 гг. Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy).

Англия. Великобритания. Британская империя.

Английское производственное изготовление оружейной фирмы «A.H. Hancox, Cutler. Commercial Road Landport, Portsmouth» («А. Г. Хэнкокс, ножевые работы», располагалась по адресу, Коммерсиал-роуд, район Ландпорт, города Портсмута, Англия), выпуска середины XIX века.

Время правления королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.).

Период Крымской войны (1853-1856 гг.).

Оригинал, подлинник.

Подарочная коробка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры:

Общая длина – 963 мм.
Длина клинка с рукоятью – 956 мм.
Длина клинка без рукояти – 817 мм.
Ширина клинка у пяты – 29 мм.
Длина ножен – 822 мм.

Толщина обуха в наиболее широкой части – 8 мм.

Демонтаж эфеса не производился.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, латунь, полировка, кожа акулы, дерево, закалка, трафаретное травление, кожа, волочение, медь, железо.

Сохранность: общий износ (ношение). Утрата значительной части трафаретного рисунка на полотне клинка, износ покрытия на рукояти эфеса (кожа акулы). Утрата крепежных штырей или винтов на устье и наконечнике ножен. Утрата амортизирующего ограничителя (прокладки). Реставрация по фиксации наконечника ножен.

Описание сабли:

Клинок.

Клинок сабли стальной, кованый, с закалкой, с незначительным изгибом, однодольный (с двух сторон), с боевым ланцетовидным концом. Нижняя кромка имеет слабовыраженную заточку. Усилитель основания клинка — пята (рикксо) имеет квадратную площадку, со скосоми на внешнюю часть. Другой усилитель конструкции полотна — обух, имеет округлую поверхность.

На протяжении всей длины полотна клинка можно наблюдать следы локальных выемчатых, хаотичных углублений полученных в результате термической обработки металла.

С правой стороны полотна клинка можно наблюдать выполненные в технике трафаретного травления следующие композиции: изображение растительного и геометрического орнамента. Далее, изображение вензеля, состоящего из двух латинских букв V.R (полный латинский текст VIСTORIA REGINA; русский перевод; ВИКТОРИЯ КОРОЛЕВА) с короной Святого Эдуарда викторианского типа, в обрамление лучей солнечного света. Изображения сильно затерты.

С левой стороны полотна клинка, в районе пяты, можно наблюдать выполненные в технике трафаретного травления следующие композиции: сильно затертая, производственная маркировка, написанная на английском языке в четыре строки A. H. HANCOX. CUTLER. OF COMMERCIAL ROAD. LANDPORT (надпись восстановлена с другого аналогичного образца; русский перевод; А. Г. Хэнкокс. Ножовщик. Коммерсиал-роуд. Ландпорт). Далее, изображение растительного орнамента (сильно затертого).

По своим боевым свойствам клинок (в комплекте с рукоятью) был предназначен для нанесения рубящих и колющих ударов, в меньшей степени ударно-дробящих действий.

Баланс (в комплекте с рукоятью) приходится на окончание клинка. Оружие имеет хороший баланс.

Примечание:

Долы были предназначены для облегчения веса конструкции клинка.

Эфес.

Эфес сабли выполнен из латуни, дерева, кожи акулы, медной проволоки и железа, состоит из шести частей:

1. Монолитной защитной чашки и защитной дужки изготовленных из латуни. Деталь имеет декор из округлых линий и точечного орнамента. В центральной части защитной чашки, в овальном круге, изображение морского якоря обвитого канатом и увенчанного королевской короной Святого Эдуарда викторианского типа.

В конце защитной дужки имеется овальное отверстие для темляка (петлеобразный шнур, помогающий удержанию в руке холодного оружия в случае его падение). Также для темляка визуально наблюдаются еще два круглых отверстия расположенных в нижней части защитной чашки.

Еще в нижней части защитной чашки можно увидеть выступающий вниз каплевидный отросток. Деталь была предназначена для «ловли» клинкового оружия противника на перекрестие.

С тыльной стороны защитной чашки просматриваются два выступающих крепежных паза (для соединения с откидным щитком эфеса). Защитная чашка и защитная дужка были предназначены для защиты руки владельца от клинка противника, от прямого и бокового удара клинка противника, соответственно.

2. Защитного щитка изготовленного из латуни и железного крепежного штыря. Декор щитка на его лицевой стороне состоит из округлых и треугольных углублений и точечного орнамента. На детали имеется углубление для соединения с фиксатором-штырем устья ножен. Тыльная сторона щитка гладкая. В верхней части защитного щитка визуально наблюдаются два выступающих паза для соединения с защитной чашкой эфеса. Связующим звеном в данном соединении является железный, дротовый штырь.

Режим щитка делится на два положения, при опущенном строевом (повседневном) режиме (при плотном прилегающем щитке к ткани мундира создается эффект меньшего трения ткани и ее износа) и поднятом боевом режиме, который был предназначен для защиты руки от клинка противника.

Фотографии положения щитка, при строевом (повседневном) и боевом режиме.

3. Деревянной рукояти, обтянутой шероховатой кожей акулы светло-серого цвета (первоначальный цвет серый; износ поверхности), с семью желобами, которую в свою очередь обтягивает по данным углублениям трехрядная крученная и дротовая проволока, изготовленная из меди. Шероховатость акульей кожи, выступы за счет углублений и обмотка из проволоки — в комплексе обеспечивало более надежное удержание эфеса в руке, за счет большего трения.

4. Ограничительной втулки, с линейным орнаментом, изготовленной из латуни. Деталь предназначалась для фиксации планки эфеса, а также играла роль в формирование его прямого угла.

5. Пятигранной планки и навершия в виде головы и гривы льва, изготовленных из латуни. Навершие с планкой является связующим звеном в завершение фиксации всех деталей эфеса. В пасти льва располагается ответвление от защитной дужки, с отверстием, которое надето на хвостовик клинка (данная конструктивная особенность визуально не наблюдается).

В верхней части навершия можно наблюдать латунную круглую накладку, закрывающая и скрепляющая хвостовик клинка с помощью ударного воздействия. Латунная накладка выглядит более синхронно, по оттенку цвета, по сравнению с другими способами крепежа хвоствика, когда последний, крепится с помощью ударного воздействия на саму площадку навершия.

Фотография расположение темляка на аналогичной сабле (британская морская офицерская сабля образца 1827/1846 гг.).

Ножны:

Ножны сабли выполнены из латуни, дубленой кожи с лаковым покрытием, нити, состоят из четырех частей:

1. Основа ножен выполнена из одного куска кожи, соответствующего конфигурации полотна клинка. Кусок прошит черной нитью в технике крест-накрест (тыльная сторона). Затем кожа подверглась дублению и окрашиванию в коричневый цвет, а после монтировки всех металлических частей ножен была покрыта лаком.

2. Устья ножен изготовленного из латуни. Деталь состоит из самого устья, расширительной втулки (деталь была предназначена как расширитель для облегчения вкладывания клинка в ножны, а также как усилитель конструкции устья) с фиксирующим штырем (для соединения со щитком эфеса), ушка с портупейным кольцом. Крепеж элементов к основе устью обоймицы произведен с помощью пайки, твердоплавким латунным припоем.С торцевой внутренней стороны элемента прослеживается пустое круглое отверстие от крепежной клепки. Кроме клепочного крепежа, деталь крепилась к основе с помощью клея неизвестной консистенции.

Орнаментация устья состоит из линейного и волнистого орнамента, а также ажурным исполнением его нижней части.

3. Обоймицы ножен изготовленой из латуни. Деталь состоит из самой обоймицы и ушка с портупейным кольцом. Крепеж ушка с портупейным кольцом к самой обоймицы произведен с помощью пайки, твердоплавким латунным припоем.

Крепеж детали к основе ножен с помощью клея неизвестной консистенции.

Орнаментация устья состоит из линейного и волнистого орнамента, а также ажурным исполнением его верхней и нижней части.

Портупейные кольца служили крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню, который в свою очередь предназначался для ношения сабли в вертикально-наклонном положении.

Способ крепления крепежных (портупейных) колец к портупейному ремню (фото британской морской офицерской сабли конца XIX века и британского морского ремня периода 2 Мировой войны; 1939-1945 гг.).

4. Наконечника ножен изготовленного из латуни. Деталь состоит из самого наконечника и его оковки. Крепеж оковки к самому наконечнику произведен с помощью пайки, твердоплавким латунным припоем. С торцевой внутренней стороны наконечника прослеживается отверстие от крепежной клепки. Кроме клепочного крепежа, деталь крепилась к основе ножен с помощью клея неизвестной консистенции. Орнаментация состоит из линейного и волнистого орнамента, а также ажурным исполнением его верхней части.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с британской офицерской, боевой, парадно-выходной, строевой, морской саблей, образца (модели) 1827/1846 гг., Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Англии, Великобритании, Британской империи, английского производственного изготовления оружейной фирмы «A.H. Hancox, Cutler. Commercial Road Landport, Portsmouth» («А. Г. Хэнкокс, ножевые работы», располагалась по адресу, Коммерсиал-роуд, район Ландпорт, города Портсмута, Англия), выпуска середины XIX века, времени правления королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.).

Датировка выпуска середины XIX века, обусловлена признаками фактурой изготовления рисунка ножен, а также особенностями рисунка на полотне клинка, характерными для того периода.

Сабля, в вернее ее владелец, вполне могли участвовать в компании Крымской войны, 1853-1856 гг.

Примечание:

Впервые сабли такого образца появляются 1827 году (прототипом послужила британская пехотная сабля образца 1822 года) и предназначались для офицерского состава Британского Королевского флота. В 1846 году сабля модернизируется (с полотна клинка убираются елмань и трубчатый обух) и в таком виде практически остается без изменений (в 1929 году клинок становится прямым, до этого момента с небольшим изгибом) на вооружение офицеров Военно-морской службы (Naval Service) Британских Вооруженных сил.

Литография с изображением лейтенанта — клерка (оригинальное название на английском языке clerk; русский перевод военный писарь) Королевского флота с офицерской британской морской саблей образца 1827 года (английская литография 1829 года).

Картина с изображением капитана Британского Королевского флота Уильяма Хатчина (1797-1878 гг.), с офицерской британской морской саблей, образца 1827 года (картина неизвестного английского художника, написанная возможно около 1856 года).

История Королевского (Британского) флота.

Флаг Королевского флота Великобритании.

Первые прототипы британского флота появились еще во времена англо-саксонских королевств в VI-IX вв. Но официальной датой создания британского флота считается время правления короля Уэссекса Альфреда Великого (881-899 гг.), создавшего более-менее боеспособный флот, который мог не только давать отпор набегам датских викингов, но и также топить их корабли.

В XII-XV веках английский флот в основной своей массе состоял из зафрахтованных или конфискованных торговых судов, на которых в дальнейшем строились надстройки для лучников и латников. Обычно корабли сходились в абордажном столкновении, и исход сражения обычно решало численное преимущество, а в некоторых случаях и высота надстройки судов. Пушки использовались редко.

При короле Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547 гг.) английский флот уже значительно вырос и стал называться королевским (с 1546 года; оригинальное название на английском языке; Royal Navy). В начале правления короля Генриха VIII его флот насчитывал всего 5 кораблей, но после издания Королевского указа о его увеличении (за счет денежных средств с нововведенным сбором пошлин на импорт и продаж монастырей) численность флота на 1514 год была доведена до 30 боевых судов, включая и два знаменитых корабля «Питер Помигрэнит» и «Мэри Роуз» (корабли выделялись среди общей массы своим большим водоизмещением и существенным арсеналом пушек). Часть кораблей была переделана из торговых судов.

К моменту смерти Генриха VIII в 1547 году его флот официально насчитывал уже 58 боевых кораблей. При дочери Генриха VIII королеве Елизавете I (1558-1603 гг.), в 1588 году английский флот уже мог соперничать с испанским флотом и смог разгромить мощную испанскую эскадру под названием «Непобедимая Армада» (на тот момент испанский флот считался лучшим в мире). После этого Англия постепенно отбирает у Испании право называться «Главной морской державой», а сама приобретает название «Владычица морей».

В 1660 году при короле Карле II (1660-1685 гг.) английский флот реформируется как род войск, а к названиям кораблей присоединяется префикс Его (Ее) Величества (оригинальное название на английском языке; His or Her Majesty’s Ship, сокращенно HMS). После объединения в 1707 году Англии и Шотландии в одно общее королевство, флот получает неофициальный префикс «Британский».

Расцвет Королевского флота приходится на эпоху Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) когда Британские военно-морские силы почти полностью контролировали основные морские магистрали, а в 1803 году помешали планам первого консула Франции Наполеону Бонапарту (1799-1804 гг.) высадить морской десант в Англию. Кульминацией в этих войнах стала победа Королевского флота под командованием вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (годы жизни; 1758-1805 гг.) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года над объединенным французско-испанским флотом, где британцы не потеряли ни одного корабля, а их противники 21 боевое судно.

Невозвратные людские потери у британского флота составили в 3 раза меньше, чем у проигравшей стороны, но среди британцев оказался и сам лорд Нельсон.

Картина с изображение битвы при Трафальгаре (21 октября 1805 года). Картина написана английским художником Кларксоном Фредериком Стэнфильдом (родился 1793-умер 1867 гг.) в 1836 году.

Картина с изображением ранения вице-адмирала Горацио Нельсона в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года (картина написана британским художником Денисом Дайтоном (годы жизни; 1792-1827 гг.) в 1825 году).

В Крымскую войну (1853-1856 гг.) Королевский флот уже имел в своем оснащении комбинированные парусно-паровые суда, которые впоследствии стали покрывать слоем листового железа. Первый такой корабль под названием «Уорриор» (английский язык; HMS Warrior) сошел со стапелей лондонской верфи 29 декабря 1860 года и был полностью бронированным — броненосец (первый в мире броненосец построили французы, который был спущен всего за год до первого британского броненосца). Второй британский броненосец был спущен на воду 27 февраля 1861 года, под названием «Чёрный Принц» (официальное название на английском языке; HMS Prince). Оба корабля имели по 40 орудий на своем борту, часть из которых была с новыми затворными механизмами. С 1 февраля 1901 года британцы приступили к строительству первых подводных лодок.

В 1 Мировую войну (1914-1918 гг.) Королевский флот нес тяжелые потери, но в большинстве морских сражений все-таки одерживал тактические и боевые победы над своими противниками. В 1914 году основывается Королевская военно-морская авиация (английский язык; Royal Naval Air Service).

В начале 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) Королевский флот участвовал в знаменитой эвакуации французских, британских, канадских и бельгийских союзных войск из осажденного немецкими войсками Дюнкерка (с 26 мая — 4 июня 1940 года). Совместными усилиями с гражданским населением Великобритании, при помощи их торговых и рыболовецких судов, а также прогулочных яхт (всего около 920 боевых кораблей и судов) Королевский флот вывез из Франции в Соединенное Королевство 338.226 солдат и офицеров союзных войск, не оставив на берегу ни единого человека.

Способность к объединению и самопожертвованию британцев, а также их гордость и умение принимать самостоятельные решения в трудную минуту премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1940-1945 гг. и 1951-1955 гг.) назвал «Духом Дюнкерка». В 1941 году 27 мая Британский Королевский флот затопил в Северной Атлантике знаменитый немецкий линкор «Бисмарк», известный своими большими размерами (третий по величине в классе линкоров после японского «Ямато» и американского «Айова»). Королевский флот активно участвовал в Североатлантических транспортных конвоях с военными и промышленными грузами направленных на помощь СССР. Также Королевский флот активно и успешно участвовал «в подводной войне» против немецких субмарин.

В настоящее время Королевский флот Великобритании входит в состав Военно-морской службы Ее Величества (английский язык; Her Majesty’s Naval Service) Британских Вооруженных Сил (английский язык; British Armed Forces) и имеет в своем составе 87 боевых кораблей.

Офицерская морская сабля, является, безусловно, интересным образцом британского холодного оружия, имеет большую историко-культурную и музейную ценность. Является объектом коллекционирования антикварного холодного оружия.

Атрибуция сабли выполнена на основании визуального обследования предмета, без полного либо частичного его демонтажа.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — британская офицерская, боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца (модели) 1827/1846 гг., Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Англии, Великобритании, Британской империи, английского производственного изготовления оружейной фирмы «A.H. Hancox, Cutler. Commercial Road Landport, Portsmouth» («А. Г. Хэнкокс, ножевые работы», располагалась по адресу, Коммерсиал-роуд, район Ландпорт, города Портсмута, Англия), выпуска середины XIX века, времени правления королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.) — признается культурной ценностью.

Цена: 100.000 р.

Купить