Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Катана японская боевая старинная настоящая.

Описание:

Японский меч традиционного типа катана. Датировка-поздний период «Старых мечей» — Суэ-Ко-То (до 1596 г.). Меч имеет подпись — «Бидзен-но дзю Кацумицу» — «Кацумицу из провинции Бидзен». Оригинал, подлинник.

 

SONY DSC

Экспертное заключение.

 

SONY DSC

Основные размеры меча

1. Длина клинка (нагаса) – 690 мм.

2. Длина острия (киссаки)– 36 мм.

3. Изгиб клинка в максимальной точке (сори) – 16 мм.

4. Длина хвостовика (накаго) – 203 мм.

5. Ширина клинка в основании (мото-хаба) – 31,7 мм.

6. Толщина клинка в основании (мото-касанэ) – 7,7 мм.

7. Ширина клинка в вершине (саки-хаба) – 21 мм.

8. Толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 5 мм.

9. максимальная ширина хвостовика (в области хабаки-мото) – 28,5 мм.

Характеристики меча

Меч имеет подпись автора (дзай-мэй).

Конструкция клинка (цукури-коми) – синоги-дзукури.

Максимальная точка изгиба клинка смещена к области косикоси-дзори.

Обух клинка конической формы – ёри-мунэ низкого профиля – мунэ-хикуси.

SONY DSC

Поверхность клинка катаны содержит следы воздействия коррозионных процессов на металл и интенсивное применение абразивных материалов. Данное обстоятельство существенно затрудняет выявление текстуры китаэ-хада. Вместе с тем, детальное изучение клинка катаны при помощи оптических приборов дает возможность говорить о наличии китаэ-хада типа мокумэ-итамэ, что является подтверждением применения технологии традиционной ковки с неоднократным перегибанием слоев металла – орикаэси-гитаэ.

SONY DSC SONY DSC

На всей протяженности клинка катаны прослеживается непрерывная область закаленного края якиба, и его узор хамон – следствие применения традиционной технологии дифференцированной термической обработки-закалки яки-ирэ в результате которой локально образуется микроструктура металла мартенситного типа с повышенным содержанием углерода, обеспечивающим максимальную твердость и контраст по цвету с остальной поверхностью клинка.

Совокупность изложенных наблюдений позволяет сделать вывод, что материалом клинка катаны является сталь.

Хамон можно охарактеризовать как узор ниои коси-но-хираита мидарэ-ха с дзи-ниэ и ниои-кудзурэ.

Область закаленной вершины боси просматривается неотчетливо, предположительно – ко-мару боси.

Необходимо отметить, что вышеуказанные наблюдения относительно состояния поверхности клинка (коррозия, абразив) потеряют свою актуальность после проведения полировочных работ. Необходимость полировки в данном случае очевидна не только по причине утраты мечом индивидуальных художественно-эстетических свойств, но и в целях сохранения предмета экспертизы путем нейтрализации разрушительного действия процессов коррозии.

В области моноути наблюдаются механические повреждения (сколы) режущей кромки клинка.

В основании клинка зафиксирован хабаки, который является непременной частью конструкции японского меча.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Визуальное изучение детали позволяет предположить, что материалом детали является медь, либо один из сплавов цветных металлов, где она выступает как основной компонент.

Механическим путем на поверхности хабаки закреплено покрытие из белого металла, цвет поверхности покрытия и его оксидной пленки (патины) характерен для серебра.

Поверхность хабаки обработана при помощи художественной гравировки по металлу.

Форма детали воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка.

Хвостовик меча (катаны) накаго естественной (первоначальной) формы убу с окончанием, выполненным в стиле кири накаго-дзири.

Обух хвостовика плоский (хира-мунэ-накаго).

Конструкция хвостовика накаго включает одно отверстие мэкуги-ана, предназначенное для фиксации меча с рукоятью посредством крепежного клинка мэкуги. Мэкуги-ана выполнено пробитием металла и расположено в 140 мм от окончания дзири.

 Вследствие длительного воздействия на металл коррозионных процессов накаго приобрел характерный темно-коричневый цвет.

С обеих сторон на поверхность хвостовика нанесена опиловка каттэ-сагари-ясури-мэ.

С лицевой стороны (внешней – омотэ) накаго, расположена подпись автора-оружейника – мэй, состоящая из пяти иероглифических символов, нанесенных на поверхность металла чеканкой. «Бидзен-но дзю Кацумицу», что в переводе с японского означает «Кацумицу из провинции Бидзен».

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Надпись, размещенная с обратной стороны (внутренней – ура), обращенной к телу при ношении меча, заключает в себе информацию о времени изготовления меча.

Дата указана по системе летоисчисления нэнго и состоит из пяти иероглифических символов. «Бунмэй дзюсан-нэн», что в переводе с японского означает «тринадцатый год эры Бунмэй».

Оправа меча (косираэ)

Прилагаемая художественная оправа меча типа букэ-дзукури утигатана-косираэ.

SONY DSC SONY DSC

Рукоять меча (цука) образована двумя склеенными между собой деревянными частями, имеющими покрытие, зернистая структура которого характерна для шкур самэгава морских обитателей скатов.

Рукоять имеет сквозное отверстие, обеспечивающего фиксацию с мечом посредством крепежа мэкуги.

SONY DSC SONY DSC

В сечении цука овальной формы.

Поверх самэгава в стиле моро-хинэри-маки с перекручиванием витков плотно наложена обмотка шелковым шнуром цука-ито коричневого цвета.

Наблюдается износ в виде характерных потертостей, разрывов и загрязнений. Обмотка катаны имеет нарушения, наблюдаются участки со следами клеевого раствора.

Под оплеткой рукояти с обеих сторон на разном расстоянии размещены металлические рельефные накладки – мэнуки, полученные посредством применения техники резьбы по металлу катати-бори.

Навершие рукояти увенчано металлическим чашеобразным касира.

SONY DSC

Специфический цвет поверхности металла характерен для сплава сякудо, традиционно применяемого японскими мастерами в художественных работах.

Поверхность касира демонстрирует художественную композицию, в основе которой изображения цветов, подчеркнутые золочением на фоне поверхности нанако-дзи.

С обеих сторон рукояти через отверстия в касира проходят финальные витки цука-ито.

Фути, размещенная в устье рукояти катаны выполнена из аналогичного касира материала и своей украшенной поверхностью продолжает общую художественную композицию, что говорит о едином комплекте фути-касира.

Фути имеет площадку тэндзё с прорезью для прохождения накаго. Изделие не имеет подписи автора – му-мэй.

SONY DSC

Цуба катаны выполнена в форме мару-гата. Подписи автора нет – му-мэй.

Характер коррозии материала позволяет сделать вывод, что при изготовлении цуба использовано железо.

Цуба имеет центральное отверстие накаго-ана, предназначенное для прохождения хвостовика меча и овальное отверстие – кодзука-хицу-ана, которое является нефункциональным.

Накаго-ана сохранило впрессованный уплотнитель из меди – кутибэни, что имеет целью в цуба ее корректировку при монтаже под определенный клинок.

Прорезной узор цуба в виде изображения тыквы-горлянки получен за счет перфорации сукаси-бори. Тыква-горлянка является символом долголетия и здоровья. Нередко она изображается как волшебный сосуд, из которого бессмертный Чжао Голао выпускает лошадь (мула).

SONY DSC SONY DSC

Подпись автора отсутствует (му-мэй).

Ножны сая выполнены из древесины с последующим покрытием лакокрасочным материалом темно-коричневого и черного цветов.

SONY DSC SONY DSC

В сечении сая овальной формы.

С лицевой стороны немного ниже устья, ножны имеют выступ куригата, через прорезь которого продевается шнур сагео.

На поверхности сая наблюдается фрагментарная утрата лакокрасочного покрытия и механические повреждения. Проведен ряд реставрационных работ.

Историческая справка

Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.

Священными регалиями национальной религии синто и императорской власти, упомянутыми в древних мифах о творении японских островов, были драгоценное ожерелье, зеркало и меч.

Нередко меч выступал в роли церемониального подношения храму, награды вассалу за преданную службу, дара официальным лицам и т.п.

Из поколения в поколения оружейники японских островов искали совершенство в очерченных границах стального клинка.

В период Хэян (782 – 1184) окончательно сформировался традиционный облик изогнутого японского меча с односторонней заточкой клинка.

Неугасающий интерес вызывают работы времен расцвета оружейного искусства – эпохи Камакура (1185 – 1332). В каждой последующей странице истории японского меча исследователи находят имена выдающихся мастеров своего времени.

Развитие оружейного ремесла способствовало появления ряда сопутствующих ему направлений: искусства полировки и оценки, изготовления элементов художественной оправы катаны (меча).

Среди отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека — принадлежность к военному сословию в феодальной Японии периода XVIXIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана (дайто) и более короткого меча вакидзаси (сёто). Данная традиция берет свое начало во времена Муромати (1392 – 1572 гг.) и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).

Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем (катаной) – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

В относительно мирный период правления сегунов династии Токугава страну не потрясали как прежде военные столкновения между коалициями разного политического толка, а все локальные конфликты своевременно пресекались центральными властями в Эдо. В это время произошло окончательное становление самурайской идеологии Бусидо в том виде, в котором она просуществовала вплоть до упразднения сословных делений японского общества во второй половине ХIХ в.

Однако, несмотря на то, что практическое применение меча (катаны) было ограничено в указанный период, а самураи стали в большей мере исполнять функции чиновников, статус меча как символа воинской доблести и служения своему сюзерену не ставился под сомнение. Искусство оружейников, создававших катаны (мечи), было окружено почетом и уважением, как и на протяжении предыдущих столетий.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX в. и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 г. самурайское сословие постепенно стало терять свое исключительное положение в обществе.

В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора.

С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ жизни воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое. Множество оружейников отошло от кузнечного ремесла. Оставшиеся мастера продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.

Вывод

Представленный на экспертизу японский меч катана является образцом японского оружейного искусства, классифицируется как боевой меч катана.

Катана имеет подпись автора: «Бидзен-но дзю Кацумицу» — «Кацумицу из провинции Бидзен», на хвостовике меча указана его дата изготовления: «Бунмэй дзюсан-нэн» — «Тринадцатый год эры Бунмэй», что в переводе на григорианский календарь соответствует 1481 году.

На основе стилистических и технологических характеристик представленного меча представляется возможным заключить следующее.

Данная катана является работой позднего периода «Старых мечей» – Суэ-ко-то, временные рамки которого ограничены отрезком времени до 1596 г.

Катана выполнен в стиле, характерном для работ Бидзен позднего периода – Суэ-Бидзэн.

Проведение реставрационных работ, в частности полировки, может выявить ряд характеристик, зафиксировать которые при данном состоянии невозможно. При этом основные параметры клинка останутся прежними.

Предмет экспертизы имеет антикварное значение, представляет исследовательский и коллекционный интерес как образец японского меча  катаны отдельно взятой исторической эпохи.

На основании статьи 7, содержащей перечнь категорий предметов, попадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также в соответствии с ГОСТ Р51215-98 и результатами настоящей экспертизы, данный японский меч  катана представляет собой культурную ценность.

samurai-i-geyshi-tsvetnye-fotografii-yaponii_1

 

Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.

Купить японскую катану в подарок мужчине это значит дать  ему себя почувствовать самураем.

Катана боевая старинная и настоящая — купить в Москве.

Цена: продано.

Купить