Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Русская живопись, отраженная на полотнах картин, ее история прошлого и настоящего.

Описание:

Русская живопись, отраженная на полотнах картин, ее история прошлого и настоящего.

Русская картинная живопись делится на три периода,  XVII век-1917 год (дореволюционный период), с 1917 по 1991 годы (советский период) и с 1991 года (современный период).

Период XVII век-1917 год.

Первые русские картины появилась в XVII веке, так называемые парсуны (от латинского языка; persona, то есть личность), исполненные как на дереве, так и на холсте. Парсуны по своей манере напоминали иконопись, но содержали сугубо светский портрет.

В основном на картинах-парсунах изображали знатных и богатых людей, как дворянского, так и купеческого и духовного сословия, а также естественно особ царских кровей, правящих и вдовствующих.

Известные портреты дошедших до наших времен это: портрет первого русского царя из династии Годуновых, Бориса Федоровича Годунова (1598-1605 гг.), портреты царя Петра Алексеевича Романова (1682-1721 гг.) и его супруги царицы Евдокии Федоровны, урожденной Лопухиной (1689-1698 гг.).

Парсуна с изображением портрета первого русского царя из династии Годуновых, Бориса Федоровича Годунова (1598-1605 гг.). Конец XVII-начало XVIII вв.

Парсуна с изображением портрета царя Петра Алексеевича Романова (1682-1721 гг.). До 1715 года.

Парсуна с изображением портрета жены царя, Петра Алексеевича Романова (1682-1721 гг.), царицы Евдокии Федоровны, урожденной Лопухиной (1689-1698 гг.). Конец XVII-начало XVIII вв.

Первые и по настоящему светские портреты, вне зависимости от церковного стиля, стали появляется при Петре I (царь Всея Руси 1682-1721 гг., император Всероссийский 1721-1725 гг.) благодаря его реформах направленных на перенимания западного опыта.

Но первые русские картины еще тяготеют к парсуне, таков портрет русского военноначальника русских войск, Чернышева Григория Петровича (1672-1730 гг.), написанный неизвестным художником.

Портрет с изображением военноначальника русских войск, Чернышева Григория Петровича (1672-1730 гг.), написанный неизвестным художником.

Царь Петр посылает молодых людей, учится живописи за границу или обучаться на месте в Москве или Санкт-Петербурге, у иноземных мастеров.

Первым русским художником направления жанра светской портретной живописи, стиля петровского барокко, по праву считается Никитин Иван Никитич (1680-1742 гг.). Самый его знаменитый портрет первого российского канцлера Головкина Гавриила Ивановича (1660-1734 гг.), написанный около 1720 года. Картина отличается точечным исполнением деталей, как и лица, так и костюма. Лицо передает живость изображения, в особенности глаза, руки мастер частично скрыл, предположительно нарочито, так как руки в портрете писать наиболее сложно. Картина в исполнении деталей значительно отличается от более архаичной русской парсуны.

Портрет с изображением первого российского канцлера, Головкина Гавриила Ивановича (1660-1734 гг.), художником Никитин Иван Никитич (1680-1742 гг.), написанный им около 1720 года.

Другим удачным полотном, того времени, можно считать картину кисти немецкого мастера, приглашенного в Россию, Таннауэра Иоганна Готфридовича (1680-1737 гг.) — «Петр I в Полтавской битве» написанной около 1724-1725 гг. Картина относится к батальному жанру.

Картина Таннауэра Иоганна Готфридовича (1680-1737 гг.) — «Петр I в Полтавской битве», написанной живописцем около 1724-1725 гг. 

Другой известный мастер петровской эпохи живописец Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739 гг.), мастер портретного светского жанра. Учился живописи в Голландии, его картины изобилуют светлыми тонами фигур людей. Яркий пример тому картина «Венера и Амур» написанная им в около 1726 года. Другое известное полотно мастера это автопортрет со своей женой Ириной Степановной Антроповой, написанного в 1729 году. Мастеру удалось передать контраст цвета лица, себя и супруги, ее кожа отличается белизной, по сравнению с лицом живописца, такое естественно в обычной среде, и такое было запечатлено на картине.

Картина «Венера и Амур», русского живописца Матвеева Андрей Матвеевича (1701-1739 гг.), написанная художником около 1726 года.

Картина-автопортрет, русского живописца Матвеева Андрей Матвеевича (1701-1739 гг.), со своей женой Ириной Степановной Антроповой, написанного художником в 1729 году. 

На смену стиля живописи петровского барокко, приходит российское елизаветинское рококо, хотя не сильно изменивший общий стиль написания картин. Картины русского рококо отличаются манерой легкости, отражающие светлые стороны человеческой души. Наиболее известное полотно которое формирует дух того времени, это портрет графини Сарры Элеоноры Фермор (1740-1805 гг.), написанный художником Вишняковым Иваном Яковлевичем (1699-1761 гг.), в 1749 году. Холст полотна полон светлых красок, много голубых тонов, черты лица молодой графини легки, как и фигура, особенно поражает расположение рук, которое также подчеркивает легкость и непринужденность.

Картина с изображением портрета графини Сарры Элеоноры Фермор (1740-1805 гг.), написанная художником Вишняковым Иваном Яковлевичем (1699-1761 гг.), в 1749 году. 

С 1770-1780-х годов, в Российской империи начинает господствовать стиль русского классицизма, который пришел как дань моде из Западной Европы. Что касается картин, это отразилось на жанре сюжета написания полотен. В основном на картинах показаны исторические сцены из античного мира, библейские сюжеты, общая портретная живопись раннего становления Древнерусского государства.

На картине русского художника Лосенко Антона Павловича (1737-1773 гг.) «Владимир и Рогнеда», написанной около 1770 года, отображена сцена древнерусской эпохи, сюжет яркий и насыщенный, но отражает лишь дух того времени, а не точность исполнения костюма (археологические изыскания по древнерусским могильникам начались только в последней четверти XIX века).

Картина художника Лосенко Антона Павловича (1737-1773 гг.) «Владимир и Рогнеда», написанная живописцем около 1770 года. 

Другая его картина «Прощание Гектора с Андромахой», написанная в 1773 году, отражает сцену троянского цикла древнегреческого эпоса, эпической поэмы Илиады, написанной, античным, поэтом Древней Греции, Гомером (годы жизни VIII-IX вв. до. н.э). Картина насыщена персонажами «античной древнегреческой эпохи» напоминающих больше древнеримских, чем древнегреческих.

Картина художника Лосенко Антона Павловича (1737-1773 гг.) «Прощание Гектора с Андромахой», написанная живописцем в 1773 году.

В Риме сохранилось немало античных строений времени принципата и домината, сюжетных фресок также того времени. Скорее автор картины также руководствовал этим историческим материалом. Яркий пример это изображение на картине, римского штандарта — лабарума, римских крепостных башен, колон и портиков (археологические изыскания Древней Трои начались только при Генрихе Шлимане, с 1871 года).

Другой русский художник, рисовавший картины в стиле классицизма, Акимов Иван Акимович (1754-1814 гг.) также затрагивал в своих работах жанр древнего античного мира и славянского мира периода становления русской государственности.

Его картина «Прометей делает статую по приказанию Минервы» была написана в 1775 году. На картине в сюжете переплетается материальная и духовная культура Древней Греции и Древнего Рима. Менерва древнеримская богиня (в греческой мифологии Афина Паллада), а Прометей древнегреческий бог. На Менерве аттический греческий шлем и римский анатомический доспех. Скульптуру, которую ваяет Прометей, имеет античный греческий профиль носа.

Картина художника Акимова Ивана Акимовича (1754-1814 гг.) «Прометей делает статую по приказанию Минервы» написанная живописцем в 1775 году. 

Мастером русского классицистического пейзажа и его основателем считается художник Семен Фёдорович Щедрин (1745-1804 гг.). Его работы писались в основном в Санкт-Петербурге или в его окрестностях. Присутствует городской архитектурный, парково-архитектурный или сельский жанр.

Картина художника Семена Фёдоровича Щедрина (1745-1804 гг.), «Пейзаж в окрестностях Петербурга» (точная дата написания картины неизвестна).

Если обращаться к городскому архитектурному пейзажу классицистического стиля, то можно вспомнить русского художника Алексеева Федора Яковлевича (1753-1824 гг.), его картина, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее, «Красная площадь в Москве» была написана в 1801 году.

На полотне картины очень четко прописаны детали архитектурных строений, очень четко выражена передача света и теней. Помимо всего картина имеет историческую, архитектурную, градостроительную ценность изображения той «Старой Москвы», а также отображает жизнь горожан того периода. Бросается в глаза дополнительное крепостное сооружение перед кремлевской стеной, которого на данный момент уже нет. Стена, а вернее ее прясло, покрыто растущими деревьями и кустарником, что конечно необычно в современном понимании для второй столицы Российской империи. Растущий кустарник даже можно наблюдать и на «Спасской башне» Московского Кремля.

В центре картины, на дальнем плане, после «Лобного места», перед собором «Василия Блаженного» можно наблюдать архитектурные строения которые не существующие ныне. Такие несуществующие строения также можно наблюдать с правой стороны картины, угол строения от «Воскресенских ворот», архитектурное сооружение «Торговых рядов», другие многоэтажные строения (последние два на месте современного ГУМа). Также на картине с правой стороны можно увидеть полицейскую будку и самого будочника. Но больше всего поражает на «Красной площади», это изображение торгующих людей в вперемешку с дорогими экипажами.

Картина художника Алексеева Федора Яковлевича (1753-1824 гг.), «Красная площадь в Москве», которая была написана в 1801 году.

Следующим направление в русской живописи, в первой трети XIX века, после классицизма можно выделить ампир, хотя их достаточно трудно выделить из русского классического периода. Ампирное направление в живописи, как отдельный стиль характерен больше для Западной Европы.

После ампира в русской живописи следует романтизм. Романтизм, показанный на русских картинах, отображает приукрашивание реальной жизни в стране, ее идеализирование.

Среди русских картин того периода можно выделить очень известного русского художника Карла Брюллова (1799—1852 гг.) написавший полотно картины «Последний день Помпеи», которое окончательно было закончено в 1833 году. Художник сам присутствовал при раскопках древнего римского города, в 1827 году (извержение вулкана Везувий произошло в 79 году до нашей эры, разрушивший и покрывший город пеплом) и такой исторический факт произвел на него сильное и неизгладимое впечатление, что послужило толчком, для написания большого полотна картины на данную тему. На картине художник очень сильно отразил страх и ужас в глазах людей перед неведомыми силами природы. С правой стороны картины живописец показал падающие статуи богов, которые так не смогли помочь людям города, на которых они надеялись, верили и почитали.

Картина художника Карла Брюллова (1799—1852 гг.), «Последний день Помпеи», которое окончательно было закончено в 1833 году.

Еще один известный русский художник, писавший в стиле романтизма, в жанре марина, это живописец Иван Константинович Айвазовский (1817-1900 гг.). Его картины можно отнести как к романтическому стилю, так и реалистическому. В реалистическом стиле (хотя с элементами романтизма, любое плавание это романтизм по определению), живописец отображал на полотнах картин бушующее море, тонущих людей, разбивающиеся о скалы корабли. В романтическом направлении, все совсем наоборот, море спокойное, корабли плывут или стоят на якорях в бухтах, пейзаж вокруг них умиротворен и спокоен.

Самая известная картина Айвазовского «Девятый вал» написанная художников в 1850 году. На картине показана поразительная световая гамма, невообразительный контраст между вздымающимися волнами и солнцем, которое пытается пробиться своим светом сквозь облака. Люди, закрепившиеся на мачте, уже утонувшего корабля, среди бушующего моря, дополняют картину страшным реализмом между жизнью и смертью. Но картина настолько впечатляющая, настолько красивая, настолько близка к природе, что ее можно отнести больше к романтическому стилю, чем реалистическому направлению в живописи.

Картина живописца Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900 гг.), «Девятый вал», написанная художников в 1850 году.

Другой известный русский художник, писавший в стиле романтизма, в жанре портретной живописи и сельского пейзажа, Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847 гг.), отражал в своих работах жизнь простых крепостных крестьян. Его картина «На пашне» написанная в 1820-х годах, отражает романтизм в самой высокой шкале оценки. Крестьянка, ведущая под уздцы двух лошадей с закрепленной деревянной борозды за ними, не принуждена, легка, тяжелый крепостной труд ей не в тягость (по большей части пахота это мужское занятие). Ее одежда красивая и нарядная, выходного варианта, ее ребенок, сидящий на земле, и светлая гамма красок на полотне также дополняют общую идиллию картины.

Картина художника Венецианова Алексея Гавриловича (1780-1847 гг.), «На пашне», написанная живописцем в 1820-х годах.

Другой тоже известный русский художник Федотов Павел Андреевич (1815-1852 гг.) писал свои картины в духе романтической сатиры, портретного группового жанра. Его картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году.

Картина отражает дух того времени, браки по расчету, которые иногда были даже удачные. На картине три основных действующих персонажа, сам жених-майор, стоящий в проеме двери и крутящий ус (старая привычка всех военных того времен). Его выражение лица отражает недоумение и размышление, так как невеста «бежит» прочь от встречи с ним, а по всей видимости сваха, сдерживает невесту при этом, вцепившись за край ее платье.

Но на самом деле майор не видит выражение лица новобрачной, которое всем видом показывает расположение к жениху, но которое произойдет несколько позже.

Картина отражает дух того времени, браки по расчету, которые иногда были даже удачные. На картине три основных действующих персонажа, сам жених-майор, стоящий в проеме двери и крутящий ус (старая привычка всех военных того времен). Его выражение лица отражает недоумение и размышление, так как невеста «бежит» прочь от встречи с ним, а по всей видимости сваха, сдерживает невесту при этом, вцепившись за край ее платье.

Но на самом деле майор не видит выражение лица новобрачной, которое всем видом показывает расположение к жениху, но которое произойдет несколько позже.

Картина художника Федотова Павла Андреевича (1815-1852 гг.), «Сватовство майора», написанная художников в 1850 году.

Следующим этапом в русской живописи стал стиль реализма, который как дань моде, пришел в Российскую империю из Франции, во второй половине XIX века. Реализм в отличие от романтизма, стал отражать всю действительность русской жизни, без прикрас. Это коснулось не только жанра портретной живописи, но и природного, сельского и городского архитектурного пейзажа.

Ярким примером стиля реализма это картина художника Ильи Ефимовича Репина (1870—1873 гг.), «Бурлаки на Волге», написанная им в период 1870-1873 гг. На картине показа вся тяжелая жизнь простого российского люда, которые за свой «каторжный», изможденный труд получали совсем не большие, мизерные деньги. Об этом свидетельствует их заштопанная и рваная одежда, лапти или просто босые ноги. Также, скорее всего на картине отображен процесс недоедания, так как в конце связки бурлаков, последний из персонажей уже не может тащить, а пытается невольно тащить баржу под тяжестью своего тела. Предпоследний бурлак, показанный на картине, замечает это, и это не взгляд жалости, а взор недовольства и злости (деньги обычно делили на всех, кто хорошо работал, а кто и плохо).

Картина художника Ильи Ефимовича Репина (1870—1873 гг.), «Бурлаки на Волге», написанная им в период 1870-1873 гг. 

Другой художник Российской империи, творивший в стиле реализма, в жанре природного пейзажа — Шишкин, Иван Иванович (1832-1898 гг.). На его знаменитой и всем известной картине «Утро в сосновом лесу», написанной живописцем в 1889 году (написана с долей участия художника Савицкого К.А.), можно увидеть четкость изображения деталей (кроме медведей, их писал Савицкий) и естественный природный фон леса.

Картина художника Шишкина Ивана Ивановича (1832-1898 гг.), «Утро в сосновом лесу», написанная живописцем в 1889 году.

Следующим и мощным этапом в русской живописи стал стиль авангардизма, который в корне поменял все восприятия в русской живописи. В Российской империи, он появился, начиная с 1914 года, и как всегда пришел из Западной Европы, из Франции. Авангардизм делился свою очередь на течения.

Самое известное направление авангардизма это экспрессионизм. Обычно в данном направлении художник рисует то, что только видит он, а не то, что хотят видеть другие.

В направлении абстракционизма доминируют линии и плоскости. Самое знаменитое произведения абстракционизма считается картина «Черный квадрат», Казимира Малевича (1879-1935 гг.), нарисованный художником в 1915 году.

Картина художника Казимира Малевича (1879-1935 гг.), «Черный квадрат», нарисованная им в 1915 году.

Кроме вышеупомянутого абстракционизма и экспрессионизма, в авангардизме существовали и другие течения, это: кубизм, футуризм, супрематизм, примитивизм и другие.

В основном художники авангардного стиля показывали на своих полотнах, как они это видит, тот или иной сюжет.

Известные русские художники авангардного направления — Василий Кандинский (1866-1944 гг.), Марк Шагал (1887-1985 гг.), Нико Пиросмани (1862-1918 гг.), Борис Григорьев (1886-1939 гг.), Ольга Розанова (1886-1918 гг.) и другие.

Картина художника Василия Кандинского (1866-1944 гг.), «Картина с Белыми линиями», написанная художником в 1913 году. 

Картина художника Марка Шагала (1887-1985 гг.), «Дача», написанная автором в 1917 году.

Картина художника Нико Пиросмани (1862-1918 гг.), «Косуля на фоне пейзажа», написанная автором в 1913 году.

Картина художника Бориса Григорьева (1886-1939 гг.), «Улица блондинок», написанная им в 1917 году.

Картина художницы Ольги Розановой (1886-1918 гг.), «Натюрморт с молочником», написанная ею в период 1912-1913 гг.

 Советский период, с 1917 по 1991 гг.

Советский период живописи в жизни страны, который начался с 25 октября 1917 года, продолжил начинания стиля авангардизма, но появились новые его течения и его новые художники. Среди художников стиля авангардизма можно отметить, Юрия Пименова (1903-1977 гг.), Владимира Маяковского (1893-1930 гг.), Веру Ермолаеву (1893-1937 гг.) и другие.

Картина художника Юрия Пименова (1903-1977 гг.), «Инвалиды войны», написанная автором в 1926 году.

Рисунок художника Владимира Маяковского (1893-1930 гг.) «Натурщица», написанная автором в 1920-е годы.

Картина художницы Веры Ермолаевой (1893-1937 гг.), «Натурщик», написанная ею, в 1926 году.

Картина художника Марка Шагала (1887-1985 гг.), «Влюбленные», написанная автором в 1928 году.

Стиль авангардизма пополнили такие течения как конструктивизм, сюрреализм и другие.

В 1922 году была создана Ассоциация Художников Революционной России. Многие художники перестали писать в стиле авангарда и со временем перешли на более востребованный, реалистичный, агитационный стиль, посвященный лидерам Советского Государства или событиям Гражданской войны в России (1917-1922 гг.).

Яркий тому пример советский художник Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1876-1939 гг.). Его картина «Смерть Комиссара», написанная им 1928 году, полностью отражает дух искусства того времени.

Картина художника Петрова-Водкина, Кузьмы Сергеевича (1876-1939 гг.), «Смерть Комиссара», написанная автором 1928 году.

Другое известное полотно «В. И. Ленин в Смольном в 1917 году» было написано, в 1930 году, советским художником Исаком Бродским (1883-1939 гг.). Также ярким примером искусства посвященного Гражданской войне, служит картина советского художника Митрофана Грекова (1882-1934 гг.) «Тачанка», написанная автором в 1925 году.

Картина художника Исака Бродского (1883-1939 гг.), «В. И. Ленин в Смольном в 1917 году», написанная живописцем 1930 году.

Картина художника Митрофана Грекова (1882-1934 гг.), «Тачанка», написанная живописцем в 1925 году.

Также стоит упомянуть другую известную картину «Допрос коммунистов» написанной художником Борисом Иогансоном (1893-1973 гг.), в 1930 году. Картина полностью отражает события Гражданской войны в России, это характеризуется невозмутимостью и чувством неизбежности своей судьбы, захваченных в плен коммунистов, показанной на полотне, а также надменности и чувства превосходства «белых офицеров».

Картина «Допрос коммунистов», написанной художником Борисом Иогансоном (1893-1973 гг.), в 1930 году.

Со временем, с середины 1930-х годов, развивается гражданское, более мирное направление в искусстве, посвященное укладу социалистической жизни в стране. Картина советского художника Юрия Пименова (1903-1977 гг.), написанная в 1937 году, «Новая Москва», отражает достижения Советского Союза, в расширении улиц и постройки новых зданий в столице, производства автотранспорта.

Картина художника Юрия Пименова (1903-1977 гг.), «Новая Москва», написанная в 1937 году.

С началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), у советских художников появляется, новая и востребованная тема написания картин, связанная с нападением на СССР фашисткой Германией. Наиболее известное произведение живописи картина Герасимова Сергея Владимировича (1885-1964 гг.), «Мать партизана» написанная им в период 1943-1950 гг.

Картина художника Герасимова Сергея Владимировича (1885-1964 гг.), «Мать партизана», написанная живописцем, в период 1943-1950 гг.

Другое известное произведение, посвященное Великой Отечественной войне, картина «Оборона Севастополя», от немецко-фашистских захватчиков в 1942 году, художника Дейнеки Александра Александровича (1899-1969 гг.). На картине великолепно отражена вся стойкость и мужество советских моряков, и решительный, беспощадный напор немецких солдат.

Картина художника Дейнеки Александра Александровича (1899-1969 гг.), «Оборона Севастополя», от немецко-фашистских захватчиков в 1942 году.

Послевоенный период в советской живописи посвящен возвращению солдат с фронта, после окончания Великой Отечественной войны. Картина Костецкого Владимира Николаевича (1905-1968 гг.), «Возвращение» была написана художником в 1947 году.

Картина художника Костецкого Владимира Николаевича (1905-1968 гг.), «Возвращение», написана живописцем, в 1947 году.

Другие картины до 1991 года посвящены достижениям развитого социализма, в промышленности, в стройках, в сельском хозяйстве и науке. Также художники пишут на свободные темы, популярны исторические жанры, монументальные полотна картин.

Хочется отметить картину «Оргия в апартаментах папы Александра VI Борджиа» завершенную в 1956 году, советского художника Горелова Гавриила Никитича (1880-1966 гг.) и очень известного другого советского художника Илью Сергеевича Глазунова (1930-2017 гг.), его монументальная картина, написанная окончательно, в 1988 году, «Вечная Россия», с множеством исторических персонажей, отражает всю 1000-летнию историю России, со времен крещения князем Владимиром (978-1015 гг.) Руси в 988 году.

Картина художника Горелова Гавриила Никитича (1880-1966 гг.), «Оргия в апартаментах папы Александра VI Борджиа», завершенную  живописцем в 1956 году.

Картина художника Ильи Сергеевича Глазунова (1930-2017 гг.), «Вечная Россия», написанная им окончательно в 1988 году.

Современный период, С 1991 года.

В современно России, начиная с 1991 года, можно отметить талантливого художника, сына Ильи Сергеевича Глазунова, Ивана Сергеевича Глазунова (родился в 1969 году). Его картина «Распни его», написанная в 1994 году, в лучших традициях стиля классицизма, исторического монументального жанра. Картина отражает суд римского префекта Иудеи Понтия Пилата (12 год до н.э.-36 гг. н.э.) над Иисусом Христом (1 год до н. э.—33 год н.э).

Картина художника Ивана Сергеевича Глазунова (родился в 1969 году), «Распни его», написанная живописцем в 1994 году.

Статью написал Корниенко Александр Александрович, город Москва. 18 сентября 2023 года.

Цена: статья.

Купить