Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Офицерский меч «Син-гунто» (оригинальное название оружия на японском языке; 軍刀), образца 1934/1938 гг. (тип 98), Японской Императорской Армии, Вооруженных Сил Японской Империи, с темляком для младшего офицерского состава (от младшего лейтенанта до капитана), в кожаных ножнах полевого образца. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Токуко, их города Тада (префектура Сайтама, остров Хонсю), выпуска около 1942 года. Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года). Японское производственное изготовление оправы меча (рукояти и ножен), выпуска около 1942 года. Японская Империя. Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева). Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Описание:

Офицерский меч «Син-гунто» (оригинальное название оружия на японском языке; 軍刀), образца 1934/1938 гг. (тип 98), Японской Императорской Армии, Вооруженных Сил Японской Империи, с темляком для младшего офицерского состава (от младшего лейтенанта до капитана), в кожаных ножнах полевого образца.

Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Токуко, их города Тада (префектура Сайтама, остров Хонсю), выпуска около 1942 года.

Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года).

Японское производственное изготовление оправы меча (рукояти и ножен), выпуска около 1942 года.

Японская Империя.

Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Оригинал. Подлинник.

Подставка под меч, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, дерево, полировка, литье, штамп, краска, черная краска, ткань, шитье, латунь, слесарные работы, кожа ската, клей, гравировка (чеканка).

Сохранность: следы общего износа (ношения), потертости ткани на обмотки рукояти, незначительные следы царапин на поверхности полотна клинка.

Был произведен демонтаж меча (извлечение клинка из оправы).

На экспертное заключение представлен меч Син-гунто.

Задачи, поставленные перед экспертом:

— определить является ли представленный на экспертизу предмет оригинальным образцом японского армейского меча;

— определить авторство, время создания представленного на экспертизу предмета и его назначение;

— сделать вывод о том, несет ли в себе представленный на экспертизу предмет культурную ценность.

В ходе экспертного исследования были применены:

— визуальный и сравнительный анализ клинка и оправы меча;

— изучение и перевод с японского языка иероглифических надписей на хвостовике клинка.

Использовались:

— измерительные и увеличительные приборы;

— справочная литература (на английском и японском языках).

Параметры меча:

Общая длина меча – 97 см.

Длина меча без ножен – 95 см.

Клинок:

— длина клинка (нагаса) – 65 см (материал – сталь);

— изгиб клинка (сори) – 1,4 см;

— ширина клинка (мотто-хаба) в основании с учетом выступа обуха

(далее по тексту – мунэ) – 3,3   см (ширина клинка в основании без учета выступа

мунэ – 3,2 см);

— ширина клинка (саки-хаба) в вершине с учетом выступа мунэ – 2,1 см (ширина клинка в вершине без учета выступа мунэ – 2 см);

— длина хвостовика (накаго) – 22,5 см;

— ширина хвостовика у основания – 2,7 см;

— толщина клинка у обуха (мотто-касанэ) – 0,7 см;

— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 0,5 см.

Ножны:

— длина ножен – 67 см.

Характеристики клинка:

— форма клинка (сугата) – синоги-дзукури;

— мунэ клинка имеет одно ребро – ёри, типа мунэ-хикуси.

Острие плавно переходит в плоскость клинка (дзи), так как отсутствует ребро ёкотэ, что в данном случае может являться следствием полировки клинка (?). Клинок не имеет поверхностного узора (визуально наблюдаемой текстуры стали) и относится к категории мудзи.

На клинке наблюдается четко выраженная область закаленного края (якиба) и его линия (хамон), имеющая основу гономэ с элементами тёдзи. Закаленный край клинка имеет (кидзу) дефект (появившийся в результате практического применения меча) в виде зазубрин (кири-коми).

Составной частью конструкции клинка является плоская, монолитная (хито-касанэ), металлическая (латунь) запорная муфта (хабаки), которая надевается на клинок через хвостовик и служит в качестве фиксирующего элемента меча в ножнах. Данная деталь имеет ребро (синоги) и своей формой повторяет геометрическую конфигурацию клинка.

Хвостовик клинка (накаго): формы убу с оконечностью (дзири), выполненной в стиле – ири-ямагата. Хвостовик имеет одно функциональное отверстие (ана: R — 7 мм) для крепления клинка с рукоятью посредством конусообразного деревянного клина (колышка). Данное отверстие смещено относительно тела хвостовика и имеет неровные края. На поверхность хвостовика нанесена односторонняя насечка (опиловка) напильником (ясури-мэ), воспроизводящая стиль судзикай. Обух хвостовика плоский (хира).

Поверхность хвостовика подвержена коррозионному воздействию (вследствие взаимодействия металла с коррозионной – «агрессивной» средой). По характеру протекания коррозионных процессов, можно отметить сплошную и местную коррозию металлической поверхности.

Надписи (мэй) на хвостовике клинка (накаго):

Хвостовик исследуемого клинка имеет две иероглифические (на японском языке) надписи (мэй), выполненные по металлу: одна с внешней стороны (омотэ), обращенной от тела при ношении меча, другая с внутренней стороны (ура), обращенной к телу при ношении меча. Надписи инкрустированы белым красочным материалом, который на отдельных участках утрачен.

1. Надпись, расположенная на внешней стороне ниже крепежного отверстия (мэкуги-ана), представлена в виде шести иероглифических символов, выполненных в каллиграфической манере, и читается как:

(японский язык) 涜狗住人忠…

(транслитерация) «Токуко дзюнин Тада ……»

В переводе с японского языка, данная надпись может быть прочтена как: «Тада ……. житель Токуко».

Примечание:

Сочетание первых двух иероглифов (涜狗 – «Токуко») может обозначать название местности. Однако, оно более нигде в японском языке не встречается (проверено по толковому словарю Кодзиэн).

В этой связи можно предположить, что второй иероглиф в этом сочетании может быть другим (так как отчеканен в скорописной форме с потерей доминантных для идентификации черт). Нельзя также исключать, что это — название какой-либо местности в Китае.

Вторые два иероглифа (住人 – «дзюнин») часто используются в надписях (мэй) и обозначают слово «житель, выходец».

Следующие два иероглифа, последний из которых непонятен для перевода (не исключено, что это уникальное старое написание фамильного иероглифа), вероятно обозначают имя или фамилию автора клинка, начинающуюся с Тада… (вариации: Тадаёси, Тадахиса, Тадамунэ, Тадаси) или обозначает город Тада (префектура Сайтама).

2. Надпись, размещенная на внутренней стороне, состоит из восьми иероглифических знаков и читается как:

(японский язык) 皇紀二千六百一年

(транслитерация) «Коки ни сэн роппяку ити нэн». Перевод с японского языка, данная надпись читается как: «2601-й год со дня основания императорской династии».

Примечание:

Старая японская система летоисчисления от даты основания династии мифическим императором Дзимму начинается с 660 года до н.э., таким образом, отчеканенная на клинке дата (2601-й год) в переводе на современное летоисчисление означает 1942 год (с учётом опущенного одного года «ганнэн»).

Старая японская система летоисчисления от даты основания династии мифическим императором Дзимму начинается с 660 года до н.э., таким образом, отчеканенная на клинке дата (2601-й год) в переводе на современное летоисчисление означает 1942 год (с учётом опущенного одного года «ганнэн»).

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также для режущих действий.

Ножны:

Ножны (сая) – образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой, и в сечении имеют овальную форму. Поверх деревянной основы ножен наложено кожаное покрытие, прошитое по краю (для использования в полевых условиях).  На всей протяженности данного материала наблюдаются участки с механическими повреждениями и следы деформации, обусловленной разностью температурного воздействия на исследуемый образец.

В основании и на оконечности поверх кожи, ножны имеют покрытие белой хлопчатобумажной нитью. Назначением данного материала, по всей видимости, являлась дополнительная защита ножен при использовании в неблагоприятных погодных условиях.

Прибор ножен состоит из металлической (железо) обоймицы (аси) с кольцом для подвеса, подверженной коррозионному воздействию, а также защелки для кнопки (с внешней стороны), посредством которой осуществлялась дополнительная фиксация меча в ножнах.

По всей видимости, ножны имели металлическое устье (повсеместная практика для подобных образцов), которое в настоящее время утрачено.

 Темляк

На кольце обоймицы (аси) укреплен имеет темляк (форма и цвет которого предписаны уставом), представляющий собой льняную тесьму со скользящим зажимом и двумя кисточками. Тесьма повреждена и сшита, утеряна одна из двух кистей, располагающихся ниже скользящего зажима.

Темляк крепится к кольцу «сарутэ» на «кабуто-ганэ». По всей длине наблюдается потертость. Одна из кистей повреждена.

Окраска темляка (коричнево-синяя) позволяет сделать вывод о том, что данный образец меча предназначался для представителя младшего офицерского состава японской императорской армии (от младшего лейтенанта до капитана, для старшего офицерского состава, от майора до полковника расцветка была коричнево-красная).

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Рукоять.

Рукоять (цука) образована из двух склеенных между собой деревянных частей, имеющих сквозное отверстие для крепежного клина (мэкуги). Поверх деревянной основы рукояти наложена обмотка коричневой льняной тесьмой (ито), в классическом для японских мечей стиле с перекручиванием витков.

Вследствие климатического воздействия деревянная основа рукояти деформирована, имеет трещины и утраченное покрытие кожей ската (самэ), которое наблюдается небольшими участками. На тесьме характерная потертость и разрывы на витках в средней и нижней части рукояти. Металлические детали рукояти выполнены из желтого металла (латунь). На отдельных участках наблюдается сохранившееся золочение.

Навершие рукояти (далее по тексту – кабуто-ганэ) представляет собой фигурную колодку со сквозным отверстием, в которое вставлена полая втулка. С внешней стороны рукояти под кабуто-ганэ сохранено покрытие кожей ската (самэ). Рукоять имеет овальную металлическую муфту (фути), в основании которой находится площадка с отверстием для хвостовика.

Под оплетенной рукоятью с внешней стороны находится металлическая декоративная накладка (мэнуки), представляющая собой бляшку (техника исполнения – штамп) с тремя цветками вишни (сакуры) имеющей дополнительные пять лепестков (кадосакура). На внутренней стороне рукояти, данный элемент утрачен. Металлические детали подвержены процессу окисления, продукты которого визуально наблюдаются.

Гарда (далее по тексту – цуба) выполнена в технике литья (латунь) и имеет форму «аои-гата», образованную четырьмя лепестками цветка аои. Толщина цуба составляет 5 мм. Цуба имеет два сквозных отверстия (ана), одно из которых предназначено для хвостовика, второе (прямоугольной формы) служит каналом для прохождения через него со стороны рукояти кожаного ремня, фиксирующегося на ножнах кнопочным соединением (данный элемент в оправе меча отсутствует).

К поверхности цуба с обеих сторон прилегает по одной фигурной металлической (железо) прокладке (дай-сэппа), форма которых воспроизводит область, прилегающую к центральному отверстию (накаго-ана). К указанным прокладкам по обеим сторонам примыкает по одной металлической (латунь) овальной шайбе (сэппа), имеющей по внешним краям штриховой оттиск.

Цуба, также, как и металлические детали рукояти (фути, кабуто-ганэ) имеет рельефный декор, исполненный в технике литья и базирующийся на изобразительном орнаментальном мотиве в виде цветков вишни (сакуры).

Вывод экспертизы:

По итогам проведенного исследования эксперт счел возможным прийти к следующему выводу. Предмет экспертного исследования является оригинальным образцом японского боевого военного меча (рикугун но гун-то) и может быть классифицирован как Син-гун-то «Новый военный меч» или же «Образец армейского офицерского меча 1938 года».

Данный вид меча, являлся непременным атрибутом формы офицеров японской императорской армии в период с 1934 года (армейский офицерский меч «тип 94») по 1945 год. Между тем, син-гун-то широко применялся в боевых действиях в зоне тихоокеанского бассейна непосредственно как средство ведения боя, о чем свидетельствуют многочисленные документальные источники.

Принимая во внимание особую роль и значение меча в японской культуре как символа воинского духа, командование союзных войск определило обязательным условием при капитуляции японских военных сдачу меча. Итогом данной практики явилось то, что тысячи японских мечей оказались вне территории Японии.

Оригинальная подпись на хвостовике клинка, характерное качество материалов и уровень исполнения отдельных деталей оправы, позволяют идентифицировать исследуемый меч по времени изготовления как изделие 1942 года (период правления императора (микадо) Хирохито – Сёва).

Историческая справка:

Офицерские мечи вида син-гунто («новый военный меч») были введены в японской армии по императорскому указу от 14 февраля 1934 года. По японскому традиционному летосчислению это произошло в 2594 года, и потому образец син-гунто 1934 года также именуется типом 94.

Образец меча 1934 года (тип 94) зарекомендовал себя в армейской среде как модель меча с высокими боевыми качествами (несмотря на хрупкость), что было продемонстрировано «на практике» в боях на территории Китая. Использование мечей в боях, подтверждает ряд документальных свидетельств. В частности, случай, описанный в статье газеты «Токио нициници симбун» (ныне газета «Майнити симбун») в ноябре 1937 года.

Офицеры части Катагири – младшие лейтенанты Японской Императорской Армии, Тосиаки Мукаи и Такеси Нода в рукопашных боях при наступлении на китайский город Нанкин зарубили своими мечами более двухсот китайцев.

Фотография младших лейтенантов Японской Императорской Армии Тосиаки Мукаи и Такеси Нода с мечами син-гунто образца 1934 года. В ходе взятия китайского города Нанкин (9-13 сентября 1937 года), во время 2 Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), «на спор» обезглавили 106 и 105 человек соответственно. Осуждены Нанкинским трибуналом (учрежден в 1946 году) за военные преступления и были казнены 28 января 1948 года в Нанкине. Снимок был сделан в Китае, в городе Чанчжоу, 12 декабря 1937 года.

16 сентября 1935 года мечи син-гунто были распространены также на армейских военнослужащих сержантского состава (тип 95), а в 1937 году началось их массовое производство. При этом дизайн гарды и клинка был сохранён, но использовались более дешёвые материалы. Син-гунто данного вида являлись деталью вооружения сержантского состава Японской Императорской Армии в 1935-1945 гг.

В 1938 году на вооружение поступил меч образа 1938 года образца 1934/1938 гг., тип 98, который был менее хрупким, чем модель 94 типа.

Существует мнение, что предпосылки постановки на вооружение меча образца 1944 года, кроме вышеупомянутых дешевизны материалов изготовления, послужил тот факт, что он был более прочным (в оправе), чем модель образца 1934/1938 гг., тип 98, и к тому же многие офицеры не могли его позволить себе финансово (в некоторых случаях японские офицеры пользовались безвозмездно казенными сержантскими мечами).

Первые образы мечей 1944 года появились по некоторым сведениям, в период 1942-1943 гг., и были официально поставлены на вооружение в 1944 году, в виду официального введения новой униформы образца 1944 года.

Мечи син-гунто образца 1934/1938 гг., тип 98, состояли на вооружение Японской Императорской Армии, Вооруженных Сил Японской Империи, до 2 сентября 1945 года (до японской капитуляции, подписанной на американском линкоре Миссури).

Примечание:

Данный меч является предметом конфискации или трофеем, захваченным в бою американской армией (данный предмет происходит из США).

Передача холодного оружия, японскими солдатами, происходила как добровольная сдача американским военнослужащим, как правило, с ярлыками заполненных на английском и японском языках (в документ вносились данные владельца; мечи должны были возвращены собственникам, что в дальнейшем не происходило; в свою очередь японские офицеры старались завысить возраст меча) или без таковых, или после оккупации Японии (2 сентября 1945 — 28 апреля 1952 гг.), когда было объявлено о сдаче населением оружия в полицейские участки, где спустя любой американский солдат мог получить три меча, в качестве сувенира, под роспись.

Фотография примера документа о сдаче меча младшим лейтенантом, Японской Императорской Армии, Коити Курантами, с указанием места получения оружия в Мисима-гун Осака-фу (район японского города Осака).

Фотография сдачи меча японским военнослужащим, американскому офицеру. Снимок периода 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) из американского журнала «Life».

Фотография церемонии капитуляции Японской Императорской Армии в Куала-Лумпуре (Малайзия), Британской Армии, 22 февраля 1946 года. Крайний слева — главнокомандующий 7-й армии генерал Вооруженных Сил Японской Империи,Итагаки Сэйсиро (1885-1948 гг.). Генерал Итагаки и штабные офицеры держат свои мечи, помещенные в чехлы с прикрепленными к ним ярлыками. После войны он был обвинён в совершении военных преступлений, на Токийском процессе был признан виновным и приговорён к смертной казни. Сэйсиро Итагаки был повешен в токийской тюрьме Сугамо 23 декабря 1948 года. Меч возврату не подлежал.

Фотография американских солдат рассматривающие, в грузовике конфискованные японские мечи (Син-гунто, Кай-гунто, катаны в ножнах полевого образца). Снимок конца периода 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Фотография японских офицеров с мечами Син-гунто.

Фотографии военнослужащих Японской Императорской Армии, с мечами син-гунто.

Рассматриваемый «Син-гунто» представляет собой несомненный интерес как меч, увенчавший собой многовековую историю японского меча, как средства ведения боя.

Данный образец является неотъемлемой частью оружейной традиции, впитавшей в себя множество проявлений японской цивилизации и в итоге ставшей ярчайшим компонентом уникальной культуры «страны восходящего солнца».

В соответствии с ГОСТ Р 51215-98 и результатами экспертного исследования рассматриваемый меч является оружием, имеющим культурную, историческую и антикварную ценность, на которое в случае порчи или уничтожения распространяется действие статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Меч син-гунто образца 1934/1938 гг., является значимым объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования военного антиквариата.

Атрибуция военного меча выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — офицерский меч «Син-гунто» (оригинальное название оружия на японском языке; 軍刀), образца 1934/1938 гг. (тип 98), Японской Императорской Армии, Вооруженных Сил Японской Империи, с темляком для младшего офицерского состава (от младшего лейтенанта до капитана), в кожаных ножнах полевого образца. японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Токуко, их города Тада (префектура Сайтама, остров Хонсю), выпуска около 1942 года, периода «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года), японского производственного изготовления оправы меча (рукояти и ножен), выпуска около 1942 года, Японской Империи, времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева), периодов Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) — признаётся культурной ценностью.

Цена: продано.

Купить