Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Рыцарский парадный, ритуальный меч, масонского Ордена Рыцарей Пифиаса, США. Американское производственное изготовление, 1872-1929 гг. Соединенные Штаты Америки. Меч принадлежал члену ложи № 11, города Хармони, штат Миннесота, масонского Ордена Пифиаса, Ф. Б. Даму.

Описание:

Рыцарский парадный, ритуальный меч, масонского Ордена Рыцарей Пифиаса, США.

Американское производственное изготовление, 1872-1929 гг.

Соединенные Штаты Америки.

Меч принадлежал члену ложи № 11, города Хармони, штат Миннесота, масонского Ордена Рыцарей Пифиаса, Ф. Б. Даму.

Оригинал, подлинник.

Подарочная упаковка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры:

Общая длина в ножнах – 956 мм.
Длина клинка с рукоятью – 901 мм.
Длина клинка без рукояти – 708 мм.
Ширина клинка у пяты – 18 мм.
Длина ножен – 768 мм

Толщина пяты – 5 мм.

Демонтаж эфеса не производился.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, никелирование, кожа, литье, трафаретное травление, резьба, шпиатр, штамп, томпак, дерево, волочение, латунь, воронение, техника ложной зерни, серебрение, чернение, оловянный припой.

Сохранность: следы износа (ношения). Незначительные зазубрины на полотне клинка. Частичная утрата никелированного покрытия на основе ножен. Частичная утрата слоя серебрения и чернения на навершие эфеса.

Описание меча:

Клинок.

Клинок меча стальной, кованый, с дальнейшей закалкой, никелированный, прямой, без долов, в сечении ромбический, с сужением на оконечную заостренную часть. Лезвие (за исключением пяты) имеет слабовыраженную заточку, с нижней части элемента наблюдаются зазубрины незначительной величины.

Усилитель основания клинка — (пята или рикассо; итальянский язык ricasso), сильно не выражен.

В районе пяты можно увидеть надетые на клинок и прилегающую к эфесу амортизирующую прокладку из кожи, коричневого цвета. При вкладывании клинка в ножны, мягкая по своим свойствам деталь, гасит ударное воздействие обеих металлических частей, тем самым предотвращая износ материала и не нужный звон, а также обеспечивала более плотное закрывание устья ножен, предохраняла клинок от сырости, а ножны от засорения.

С правой стороны полотна клинка, можно наблюдать следующие композиции (начиная от пяты клинка, исключая композиции растительного орнамента), сделанные в технике трафаретного травления в желтый цвет: владельческая надпись, написанная готическим шрифтом на английском языке, как полным текстом, так и сокращениях, заключенная в картуш F.B. DAM. (русский перевод; Ф. Б. Дам). Обрамление надписи состоит из лучей солнечного света.

С левой стороны полотна клинка, можно наблюдать следующие композиции (начиная от пяты клинка, исключая композиции растительного орнамента), сделанные в технике трафаретного травления и воронения в желтый цвет: цифровые обозначения и надпись, написанная готическим шрифтом на английском языке, как полным текстом, так и сокращениях, заключенная в картуш Harmong Lodge № 11 k.p. (полный текст на английском языке; Harmong Lodge № 11 Knights of Pythias; русский перевод; Хармони ложа № 11, Рыцари Пифиаса).

Эфес.

Эфес меча состоит из пяти частей:

1. Навершия эфеса, выполненного из латуни, с элементами серебрения и чернения (частичная утрата покрытия). Деталь выполнено в форме рыцарского шлема с открытым забралом, увенчанного сидящим на нем орлом, держащего в своих лапах пучки стрел (символ отпора врагу).

На верхней площадке детали можно увидеть выступающий наружу хвостовик клинка, заклепанный с помощью ударного воздействия. В нижней части элемента расширяющееся, округлое отверстие для соединения с рукоять. Округлое, по форме навершие, действовало как ограничитель движения руки.

В нижней части рыцарского шлема, наблюдается круглое ушко с отверстием для соединения с цепочками.

2. Перекрестия и щитка эфеса, выполненных из шпиатра. Перекрестие ажурного исполнения, имеет прямую конфигурацию, с расширяющимися окончаниями.

На лицевой стороне перекрестия, в его центральной части, изображение идущего древнеримского воина, в доспехе состоящего из кожаной кирасы с птеругами, в шлеме с гребнем, с округлым щитом в левой руке и мечом типа гладиус в правой руке. Композиция в обрамление растительного орнамента.

Ответвления перекрестия лицевой стороны украшены изображениями: двух алебард (секир) с древками выполненных в виде древнеримских штандартов (сигны), двух копий, двух копий с полотнищами.

На оборотной стороне перекрестия, в его центральной части, изображение монограммы из трех латинских букв на английском языке FCB (полный текст на английском языке Friendship, Charity, Benevolence; русский перевод Дружба, Милосердие, Благожелательность).

Ответвления перекрестия оборотной стороны украшены изображениями: двух алебард (секир) с древками выполненных в виде древнеримских штандартов (сигны), двух копий, двух копий с полотнищами.

В верхней части перекрестия наблюдается округлое отверстие для соединения с втулкой эфеса. На конце верхнего, правого луча перекрестия, визуально прослеживается, круглое ушко с отверстием, для соединения с цепочками.

3. Втулки эфеса, выполненной из шпиатра. Элемент декорирован линейным и растительным орнаментом. Деталь округлой формы, была предназначена для фиксации рукояти и формирования прямого угла всей конструкции эфеса.

4. Связующих двух цепочек эфеса, выполненных из цветного металла (мелкие звенья изготовлены из латуни, два крупных кольца изготовлены из белого металла). Деталь по определению имеет функциональное назначение, предназначенное на случай падения оружия из руки, в данном случае это декоративное назначение.

5. Рукояти эфеса, с деревянной основой, покрытой кожей черного цвета, с тринадцатью желобами с пропущенными по ним латунной, пластинчатой проволокой, декорированной элементами техники ложной зерни (данные отличия предназначены для лучшего удержания сабли в руке, также в средней части, рукоять имеет выпуклую конфигурацию, предназначенную для тех же вышеупомянутых целей).

Ножны.

Ножны меча состоят из пяти частей:

1. Стальной основы ножен, с никелированным покрытием (с частичной утратой). Стыковой шов не прослеживается (скрыт под слоем никеля). На тыльной стороне элемента (ближе к втулке) прослеживаются цифры — 11 выбитые при помощи штампа (учетно-сборочный номер).

2. Втулки ножен, выполненной из латуни, со следами никелированного покрытия (деталь предназначена для усиления конструкции основы и для плавной фиксации клинка в ножны; при наличии двух фиксирующих металлических, сжимающих пластин – в данной случае элементы в наличии, пластины в свою очередь сжимают две деревянные пластины, идущие по длине во внутренней части основы ножен; деревянные пластины были предназначены для более плотной фиксации полотна клинка в ножнах, а также для нейтрализации порчи клинка о металлическую поверхность основы ножен).

3. Верхней обоймицы ножен, выполненной из шпиатра (кроме тыльной пластины, выполнена из посеребренной латуни). На тыльной стороне детали прослеживается один крепежный стальной винт, с прямым шлицем (тыльная сторона; деталь предназначена для крепежа к основе ножен).

С торцевых сторон детали также наблюдаются два ушка с портупейными кольцами (для соединения с поясной портупеей). Элементы изготовлены из латуни, имеют слой серебрения. Крепеж ушек к обоймице произведен при помощи оловянного припоя.

С лицевой обоймицы, можно наблюдать изображение конного рыцаря, на вздыбленном коне, в полном латном доспехе, с копьем в правой руке и с поводом в левой руке. Обрамление композиции состоит из растительного орнамента.

4. Нижней обоймицы ножен, выполненной из шпиатра. С лицевой стороны детали можно наблюдать изображение монограммы, состоящей из двух латинских букв KP (полный текст на английском языке; Knights of Pythias; русский перевод Рыцари Пифиаса). Обрамление композиции состоит из растительного орнамента.

5. Наконечника ножен, с защитной оковкой, выполненных из посеребренной латуни. Элементы покрытия серебра, сохранились лишь на труднодоступных периферийных участках. Деталь ажурной конфигурации, оформлена линейным, растительным и геометрическим орнаментом.

С торцевой, внутренней стороны элемента, наблюдается крепежный стальной винт, с прямым шлицем (деталь предназначена для крепежа к основе ножен).

Наконечник ножен был предназначен для защиты нижней части основы ножен от повреждений.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с рыцарским, парадным, ритуальным мечем, масонского Ордена Рыцарей Пифиаса, США, американского производственного изготовления, выпуска 1872-1929 гг., Соединенных Штатов Америки.

Начальная дата производственного изготовления меча обусловлена датой, когда была образована ложа № 11, Ордена Рыцарей Пифиаса, в городе Хармони, штат Миннесота, а именно в 1872 году.

Оконечная дата изготовления меча обусловлена, тем, что в 1929 году, в США началась «Великая Депрессия» и мечи практически перестали выпускать.

Судя по надписи на полотне клинка, меч принадлежал члену ложи № 11, города Хармони, штата Миннесота, Ордена Рыцарей Пифиаса, Ф. Б. Даму.

Историческая справка:

Ложа № 11, Ордена Рыцарей Пифиаса, в городе Хармони, штата Миннесота была образована 8 мая 1872 года, с двадцатью семью членами. Располагалась по адресу, Городская Площадь, дом 34. Сбор проходил во второй и четвертый вторник каждого месяца.

Историческая справка:

Пифий (Пифиас) и его друг Дамон, оба ученики философа Пифагора, путешествовали в город Сиракузы (остров Сицилия) во время правления тирана Дионисия I (годы правления 405-367 до н. э.). Пифий призывал народ города Сиракузы свергнуть тиранию Дионисия I и жить по принципам демократии и свободы, за что был схвачен и приговорен к смертной казни. Пифий попросил тирана под честное слово уехать на время домой (предположительно остров Самос) с целью попрощаться с женой и ребенком и вернуться обратно назад. Дионисий I не поверил Пифию, что-то тот может возвратиться, и тогда Дамон предложил себя в качестве заложника.

Находясь в тюрьме, Дамон не надеялся, что его друг может вернуться из-за страха смерти, но спустя какое-то время Пифий все, же вернулся. Видя такую дружбу, правитель Сиракуз проявил благородство и отпустил обоих друзей с миром. По некоторым версиям он хотел стать третьим другом, но ему было отказано.

Сцена с изображением ареста Пифиаса и спешащего к нему на помощь его друга Дамона.

Братство рыцарей Пифиаса было основано Юстусом Ратборном (1839-1889 гг.) 19 февраля 1864 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Название Ордена исходит из древнегреческой легенды о Дамоне и Пифиасе, чья дружба стала воплощением преданности и готовности к самопожертвованию. Общество было создано в разгар гражданской войны между Севером и Югом 1861-1865 гг. и ставило своей целью возвращение нации к идеалам Мира и Братолюбия. Братство рыцарей Пифиаса было первым рыцарским сообществом, получившим свой устав на основании Акта Конгресса США (утверждён в 1870 году).
Ныне существует более двух тысяч лож ордена в США, общее количество членов в 2003 году превысило 50 тысяч человек. Среди наиболее известных рыцарей Пифиаса – президенты США Франклин Д. Рузвельт, Уоррен Хардинг и Уильям Маккинли.

Фотографии рыцарей масонского Ордена Рыцарей Пифиаса в городе Худ-Ривер, штат Орегон, США (снимок был сделан предположительно в начале XX века).

Атрибуция масонского меча, выполнена на основании визуального обследования предмета, без демонтажа эфеса.

Данный образец рыцарского меча Ордена Пифиаса, представляет большую историческую и художественную ценность, музейного значения.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за номером, № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — рыцарский парадный, ритуальный меч, масонского Ордена Пифиаса, США, американского производственного изготовления, 1872-1929 гг., Соединенных Штатов Америки, принадлежавший члену ложи № 11, города Хармони, штат Миннесота, масонского Ордена Рыцарей Пифиаса, Ф. Б. Даму — признается культурной ценностью.

Цена: 150.000 р.

Купить