Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефон салона

8 (916) 834-89-78

Встречи по предварительному звонку

Ввиду большой загруженности просьба писать в вацап, Вам ответят

Написать в WhatsApp Схема проезда

Японский меч «Хоо-но тати». Японская Империя. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Такэяма Ёсинао, из города Сэки, провинция Носю (префектура Мино), выпуска 1930-начала 1940-х гг. Японское производственное изготовление оправы меча, выпуска 1930-начала 1940-х гг. Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева). Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Описание:

Японский меч «Хоо-но тати». Японская Империя.

Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Такэяма Ёсинао, из города Сэки, провинция Носю (префектура Мино), выпуска 1930-начала 1940-х гг.

Японское производственное изготовление оправы меча, выпуска 1930-начала 1940-х гг.

Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Оригинал. Подлинник.

Подставка под меч, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Был произведен демонтаж (извлечение клинка из оправы).

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, латунь, дерево, краска, кожа ската, полировка, литье, ткань, нить, шитье, лак.

Состояние: хорошее, частичная утрата лакокрасочного слоя на ножнах, патинированные образования, царапины. Трещины в покрытие рукояти. Люфт рукояти.

В ходе экспертной работы были применены:

— визуальный сравнительный анализ клинка и оправы меча;

— изучение и перевод с японского языка каллиграфической надписи на хвостовике клинка;

— измерительные и увеличительные приборы;

— справочная литература (на английском и японском языках).

Размеры клинка:

— длина клинка (нагаса) – 66 см;

— изгиб клинка (сори) – 1,1 см;

— ширина клинка в основании с учетом выступа (мунэ) обуха (мото-хаба) – 3,1 см (ширина клинка в основании без учета выступа обуха – 3 см);

— ширина клинка в вершине с учетом выступа (мунэ) обуха (саки-хаба) – 2,2 см (ширина клинка в вершине без учета выступа обуха – 2,1 см);

— длина хвостовика (накаго) – 18,5 см;

— ширина хвостовика у основания – 2,6 см;

— толщина клинка у выступа Мунэ-мати (мото-касанэ) – 0,7 см;

— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 0,5 см.

Форма (строение) клинка (сугата):

— тип клинка – Синоги-дзукури (клинок имеет ребро);

— изгиб (сори) в центре клинка – Тории-дзори;

— острие (киссаки) среднего размера – Тю-киссаки;

— линия, отделяющая острие от тела клинка (ёкоте) четко выражена;

— обух (мунэ) клинка имеет одно ребро – Йори;

— обух низкий, типа Мунэ-хикуси;

— хвостовик формы Убу-накаго с оконечностью (дзири), выполненной в стиле Ха агари-кури-дзири.

Хвостовик (накаго) имеет два отверстия для крепления с рукоятью (мэкуги-ана), расстояние между которыми составляет 2 см.

Верхнее отверстие (R-7 мм) смещено в сторону относительно тела хвостовика и имеет внутреннюю фаску. Нижнее отверстие (R-6 мм), является функциональным, при помощи которого осуществляется крепление с рукоятью посредством деревянного колышка (мэкуги). Данное отверстие добавлено в последствии и является более поздним элементом конструкции.

Хвостовик имеет двустороннюю насечку (опиловку) напильником (ясуримэ), выполненную в стиле Така-но-ха.

Обух хвостовика плоский (хира).

Поверхностный узор (текстура) стали (дзи-хада).

Закаленный край клинка (якиба)

Линия закаленного края (хамон):

По всей протяженности клинка наблюдается воздействие абразивных материалов, вследствие чего визуально узор стал трудноразличим.

Закаленный край клинка (якиба) имеет более светлый оттенок относительно тела клинка (так как в данной зоне образуется мартенсит – твердая фаза стали, имеющая меньшую удельную плотность).

Линия закаленного края (хамон) четко выражена, типа Гономэ-ха с областью Яки-даси.

Закаленная часть вершины острия клинка (боси) в стиле О-мару.

Надпись (подпись) на хвостовике клинка (мэй).

Клинок относится к категории – Дзай-мэй (имеющий надпись).

Надпись (мэй является оригинальной и находится на внутренней стороне клинка (ура), обращенной к телу при ношении меча. Надпись состоит из восьми каллиграфических знаков и инкрустирована белой краской.

Надпись представляет собой скорописное написание в упрощенной форме, поскольку исполнена в металле и читается как: «ТЭЦУ ЮМЭЙ ТАКЭЯМА ЁСИНАО САКУ» что с японского языка переводится как: «ВЫКОВАНО ИЗВЕСТНЫМ МАСТЕРОМ ПО ЖЕЛЕЗУ ТАКЭЯМА ЁСИНАО».

Такэяма Ёсинао (Takeyama Yoshinao) являлся кузнецом (кадзи), работавшим в городе Сэки провинции Носю (префектура Мино) в первой половине ХХ века. Данный центр по изготовлению холодного оружия имеет глубокую историю и в настоящее время всемирно известен своей ножевой продукцией.

Как и многие кузнецы того периода, Такэяма Ёсинао был поставлен под надзор Департамента по мечам Японских Вооруженных сил, который осуществлял координацию производства и проверку мечей, поставляемых для нужд армии.

Кузнецы, представлявшие свои изделия для армейской приемки и последующей маркировки, изготавливали как Гэндайто – клинки, выкованные вручную традиционным способом, являющиеся Нихонто (истинными японскими мечами), так и клинки, производство которых предусматривало применение машинной ковки и упрощенной технологии. Данная категория мечей не относится к разряду Нихонто.

Дефекты клинка (кидзу):

По всей плоскости клинка наблюдаются участки подверженные коррозии в виде раковин и следы взаимодействия абразивных материалов. Вместе с тем, клинок не имеет фатальных дефектов.

Запорная муфта клинка (хабаки):

Клинок имеет монолитную плоскую (хито-касанэ), выполненную из латуни (синтю) муфту (хабаки), которая плотно надевается на клинок через хвостовик и служит фиксирующим элементом клинка в ножнах. Спинка данной детали повторяет форму обуха клинка (мунэ). Основа, прилегающая к фурнитуре рукояти, выполнена в виде полукруга.

Оправа меча (косираэ)

Детали оправы (тосогу):

Стиль исполнения оправы меча – Дзиндати-дзукури (устройство военного меча).

Рукоять:

Рукоять (цука) состоит их двух склеенных между собой деревянных половинок, обернутых кожей ската (самэ). Материал – японская магнолия (хоно-ки). В верхней части рукояти покрытие кожей из-за временного усыхания разошлись, тем самым обнажив деревянную основу рукояти.

В подавляющем большинстве, рукояти японских традиционных мечей имеют наложенную поверх самэ обмотку тесьмой (ито), в характерном стиле с перекручиванием витков. Образцы некоторых кинжалов, а также придворных и церемониальных мечей зачастую не имели обмотки рукояти тесьмой, а покрытие кожей оставалось открытым стороннему взору.

Покрытие кожей имеет молочно-желтоватый цвет и плотно посаженные друг к другу зерна. В месте крепления рукояти с клинком, находится повреждение в виде трещины. Аналогичные повреждения наблюдаются на других участках рукояти.

Основание рукояти имеет овальную форму, выполненную из латуни (синтю), муфту (фути). Муфта имеет аналогичный с деталями ножен орнамент, выполненный в стиле растительных завитков и декор в виде сердца Иномэ (глаз кабана).

Навершие рукояти (кабуто-ганэ) выполнено в виде мифической птицы Хоо и простирается на расстояние, равное более чем половине рукояти. Материал детали – латунь.

Мифическая птица Хоо в западной культуре имеет свой аналог – птицу Феникс. Однако в отличии от Феникса, Хоо не возрождается из пепла. Эта фантастическая птица, согласно китайской мифологии, обитает в Западном раю богини Сиванму, владеющей, в частности секретом человеческого долголетия и олицетворяет собой счастье и благополучие. Существовало поверье, что Хоо появляется раз в тысячелетие и предвещает начало благоприятного правления или рождение мудреца.

Зачастую Хоо изображалось на цуба и других деталях богато украшенного оружия.

Навершие рукояти имеет гладкое латунное крепежное кольцо (сарутэ), при помощи которого к нему крепится темляк (цуё-но-о). Темляк представляет собой плотный двойной шнур (круглый в сечении) светло коричневого цвета. На концах имеет два металлических конусообразных наконечника (цуё) и скользящий латунный зажим (кохадзе).

В использовании темляка на рукояти японских мечей, прослеживается явное влияние китайской традиции. Данный элемент стал непременным атрибутом военных мечей японской императорской армии и флота в ХХ веке.

Поверх покрытия кожи, на рукояти закреплены латунные бляшки в форме кучек риса (тавара-бё). С одной стороны рукояти таковых две, с другой четыре.

В связи с тем, что деревянная основа рукояти со временем усохла, наблюдается свободный ход клинка в рукояти.

Гарда меча (цуба) представляет собой конструкцию, которая является отличительной чертой ряда парадных и церемониальных мечей в оправе тати и называется – Ситоги (рисовое печенье, жертвенный пирожок). Материал – латунь (синтю).

Данная форма имеет китайское происхождение и по всей конструкции сходна с гардами прямых мечей – Цзян.

Объемная гарда представляет собой две аналогичные детали, спаянные воедино и вогнутые внутрь. С двух сторон находятся два абажурных ободка. Данная конструкция является пустотелой и имеет сквозное отверстие для хвостовика клинка. Растительный орнамент повторяет узор металлических деталей ножен и рукояти.

Со стороны клинка и рукояти, к гарде прилегают по две уплотнительных прокладки (сэппа), которые наряду с функцией уплотнения выполняют задачу по снижению динамических нагрузок на клинок при ударе. Две из четырех прокладок более объемные по размеру и толщине. Наружные прокладки (прилегающие непосредственно к хабаки и фути) более тонкие. Все четыре прокладки выполнены из латуни и имеют ажурные боковые грани. Прокладки повторяют вогнутую форму гарды и плотно прилегают к муфте клинка (хабаки) и муфте рукояти (фути).

Ножны:

Ножны (сая) состоят из двух деревянных половинок, склеенных между собой и в сечении имеют овальную форму. Материал – японская магнолия (хоно-ки). Длина – 76 см.

По всей поверхности, ножны покрыты многослойным лаком (насидзи-уруси). В лаковой отделке применена технология примеси твердых добавок (золотистая крошка), в результате чего ножны приобрели характерных цвет.

Устье ножен (коигути) охватывает металлическая фигурная окантовка (кути-ганэ), выполненная из латуни (синтю).  В продольном сечении ширина данного элемента составляет 4 см. Ниже устья, на ножнах располагаются три скрепляющих узорных обруча. Два из них, находящиеся ближе к устью, имеют в своей конструкции две обоймицы (аси) с петлями, через которые продет и завязан в узел плотный в сечении шнур, имеющий яркую цветовую гамму. Обоймица верхней части ножен в центре подвержена окислению.

На нижнем обруче, находящемся ближе к оконечности ножен, надето фигурное скрепляющее кольцо (сибабики), зачастую являющейся самостоятельной крепежной деталью в конструкции ножен мечей тати. На оконечности ножен находится наконечник в виде колодки (исидзуке), образованный из двух самостоятельных деталей, крепление которых осуществлено потайной пайкой. Наконечник имеет открытый участок в центре и простирается на некоторое расстояние вверх по поверхности ножен.

На ножнах наблюдаются участки с повреждением лакового покрытия.

Все детали ножен выполнены из одного металла (латунь), имеют регулярный резной узор в виде растительного орнамента, а также общий для всех деталей оправы декор в виде сердца Иномэ (глаз кабана).

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Вывод:

По итогам исследования данного образца эксперт счел возможным прийти к следующему заключению.

Рассматриваемый меч, является образцом японского традиционного холодного оружия с длиной клинка более двух сяку (более 60 см) и носит название – Хоо-но тати.

Данный вид меча, наравне с другими видами японских мечей (эфу-но тати, кадзари-но тати, итомаки-но тати и др.) относится к категории мечей – Тати, оправленных в стиле Дзиндати-дзукури и носимых на перевязи, подвешенными у пояса лезвием вниз, представителями Кугэ (придворной аристократии) и Буси (служилым дворянством – самураями).

Тесные связи с Китаем и Кореей в разные периоды становления японского государства («Нара» 710 – 793 гг.; «Хейян» 794 – 1185 гг.) способствовали проникновению материковых культур во все отрасли жизнедеятельности Японии, в том числе оружейное дело, что явно прослеживается при рассмотрении исследуемого образца.

Хоо-но тати характеризуется пышным убранством и соответствующей символикой. Мечи, оправленные в таком стиле, использовались при дворе Императора Микадо и в последующем ярко контрастировали с мечами в оправе Катана, олицетворяющими в поздний период (период Эдо, с установлением власти военных правителей – Сёгунов рода Токугава (1603 – 1868 гг.) классическую форму японского меча). 

Клинок и оправа исследуемого образца относится к периоду выпуска 1930-начала 1940-х гг., то есть ко времени правления Императора Хирохито, давшего времени своего правления название – Сёва (1926 – 1989 гг.). Ряд отличительных параметров меча указывает на то, что это работа Гэндайто ручной ковки. По стилистическим особенностям формы клинка воспроизводит клинки первой половины периода Эдо (1603 – 1780 гг.), классифицируемые в соответствии с периодизацией истории японских мечей как клинки Синто (1596 – 1800 гг.). Меч выполнял функцию парадного придворного оружия и возможно церемониального в ходе религиозных ритуалов Синто (традиционная религия Японии).

В 30-х годах ХХ века, когда интерес к воинской культуре прошлого возрос и всячески поощрялся властями, множество частных мастерских помимо военной продукции занималось изготовлением мечей традиционного типа, что было востребовано в свете усилившихся в японском обществе традиционных идей.

Данный меч, безусловно, является ярким примером уникальной японской традиции оружейного дела, просуществовавшей в условиях «практического применения» вплоть до середины ХХ века. В отличие от многих видов японских мечей, подобные образцы встречаются очень редко. Исследуемый образец представляет собой историко-культурную ценность и особый интерес, ввиду своей редкости и малочисленности.

Примечание:

Предмет происходит из США. После оккупации Японии (2 сентября 1945 — 28 апреля 1952 гг.), когда было объявлено о сдаче населением оружия в полицейские участки, где спустя любой американский солдат мог получить три меча, в качестве сувенира, под роспись.

 

Меч «Хоо-но тати» из книги Баженова А.Г. «Экспертиза японского меча».

Рисунок с изображением японского конного самурая протирающего кровь с японского меча тати.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Меч «Хоо-но тати» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования.

Атрибуция меча «Хоо-но тати», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — японский меч «Хоо-но тати», Японской Империи, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Такэяма Ёсинао, из города Сэки, провинция Носю (префектура Мино), выпуска 1930-начала 1940-х гг., японского производственного изготовления оправы меча, выпуска 1930-начала 1940-х гг., время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева), периодов Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) — признается культурной ценностью. — признается культурной ценностью.

Цена: 2.000.000 р.

Купить