Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀). Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Хоки (но) Ками Фудзивара Хиротака, из провинции Этидзэн, выпуска 50-60-х гг., XVII века. Период Эдо (1603-1868 гг.). Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.). Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.). Подпись кин-дзоган-мэй (инкрустированная золотом) — Хокки (но) Ками Хиротака (экспертная подпись). Японское производственное изготовление цубы меча, мастера-кузнеца Киная из провинции Этидзэн, выпуска периода Эдо (1603-1868 гг.). Японское производственное изготовление рукояти (без обмотки), хабаки, сепп, мэнуки, фути, касира и ножен меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.). Японское производственное изготовление обмотки рукояти меча, выпуска периода Сева (1926—1989 гг.). Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.). Японское производственное изготовление сирасая с чехлом, выпуска около 1989 года, текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года). Японское производственное изготовление сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года). Сертификат за № 322568 на клинок меча, «Японского Общества по сохранению искусства японского меча» («Ninon Bijutsu TokenHozon Kyokai»). Статус меча: «Сохраняемый меч» («Ходзон Токэн», 4 уровень), от 17 августа 1989 года.

Описание:

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀).

Япония.

Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Хоки (но) Ками Фудзивара Хиротака, из провинции Этидзэн, выпуска 50-60-х гг., XVII века. Период Эдо (1603-1868 гг.).

Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.).

Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.).

Подпись кин-дзоган-мэй (инкрустированная золотом) — Хокки (но) Ками Хиротака (экспертная подпись).

Японское производственное изготовление цубы меча, мастера-кузнеца Киная из провинции Этидзэн, выпуска периода Эдо (1603-1868 гг.).

Японское производственное изготовление рукояти (без обмотки), хабаки, сепп, мэнуки, фути, касира и ножен меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.).

Японское производственное изготовление обмотки рукояти меча, выпуска периода Сева (1926—1989 гг.). Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.).

Японское производственное изготовление сирасая с чехлом, выпуска около 1989 года, текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).

Японское производственное изготовление сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).

Сертификат за № 322568 на клинок меча, «Японского Общества по сохранению искусства японского меча» («Ninon Bijutsu TokenHozon Kyokai»).

Статус меча: «Сохраняемый меч» («Ходзон Токэн», 4 уровень), от 17 августа 1989 года.

Оригинал, подлинник.

Подарочная коробка, подставка, чехол, сертификат Японского Общества по сохранению японского меча и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры катаны (меча):

Общая длина катаны (в ножнах) – 1070 мм.
Длина клинка с рукоятью – 978 мм.

Длина клинка с хвостовиком – 901 мм.

Длина клинка без рукояти – 735 мм.

Прогиб клинка – 120 мм.
Длина клинка от хабаки – 709 мм.
Ширина клинка в районе пяты –32 мм.
Длина ножен – 819 мм.

Толщина обуха в районе пяты – 8 мм.

Был произведен демонтаж меча (извлечение клинка из оправы).

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, медь, дерево, клей, кожа ската, полировка, литье, позолота, лак, ткань, нить, шитье, чернение, цветной металл, пайка латунью, гравировка (чеканка), инкрустация золотом, чернь, позолота, железо, рог.

Сохранность: хорошая, общий износ, незначительный (малозаметный) скол металла на лезвие полотна клинка.

Описание меча:

Клинок.

Клинок меча стальной (композиционная сталь), кованый, с закалкой, полированный, с незначительным изгибом полосы, шестигранный в сечении в основной части, четырехгранный в окончании, с боевым листовидным острием, в форме синоги-дзукури.

Клинок имеет область закаленного края (якиба) с волнистой линией хамона типа гоно-мэ-мидарэ. Текстура металла на данном участке — хада выполнена в узоре мокумэ (древесная кора). На остальной площади полотна клинка наблюдается узор, выполненный в стиле масамэ (прямослойная древесина).

Вершина закалки клинка исполнена в виде полукруга (боси).

Нижняя кромка лезвия полотна клинка, как и острие, имеет сильно выраженные характеристики заточки.

На верхней части полотна клинка, в начальной части можно наблюдать непровар металла, который выражен в виде малозаметных трещин.

Обух клинка треугольной формы — мунэ-такаси.

Хвостовик клинка (накаго) с окончанием убу (без переделок, не укорачивался), выполненным в стиле кэнге (форма, характерная для работ провинции Этидзэн). Обух хвостовика плоский (хира мунэ).

На поверхности хвостовика можно наблюдать следы опиловки, выполненные в стиле каттэ-сагари. На детали можно наблюдать два круглых отверстия (мэкуги-ана), находящиеся на значительном расстоянии друг от друга (судя по всему, оправа меча менялась как минимум один раз). Отверстия получены методом пробивки металла, предназначались для соединения с рукоятью меча при помощи деревянного колышка (в данном случае одного).

С левой стороны хвостовика клинка можно наблюдать иероглифическую надпись на японском языке, выполненную методом чеканки с золотой инкрустацией (экспертная подпись), обозначающая мастера-кузнеца «Хокки (но) Ками Хиротака».

В основании клинок имеет плоскую, пятигранную, позолоченную муфту — хабаки, которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах. Форма указанной детали повторяет геометрическую конфигурацию клинка.

Элемент выполнен, скорее всего, из цветного металла, состоит из двух частей, и предположительно, соединен латунным припоем (один шов визуально наблюдается, другой скрыт следами обработки и позолоты). Деталь имеет декор из наклонных, прерывистых линий, а также точечной орнаментацией.

Примечание:

Позолота наносилась не только с целью для красивого и дорогого оформления оружия, но и с практической целью — предотвращала оксидные процессы (в отличие от золота, латунь была достаточно сильно подвержена оксидным воздействиям, вследствие чего на нем появлялся налет коричневого и зеленого цвета).

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также режущих действий.

Рукоять.

Рукоять (цука) катаны в основе деревянная, овальной в сечении формы, выполненной из дерева, из двух половин (монтаж произведен клейким веществом, стыковой шов прослеживается), с обтяжкой из кожи ската светлого цвета (монтаж произведен клейким веществом, стыковой шов прослеживается) с поверхностной обмоткой шнуром из ткани коричневого цвета, со следами незначительного износа.

Во внутренней части рукояти можно наблюдать деревянный пластинчатый уплотнитель, выполненный из дерева и закрепленный с помощью клейкого вещества.

В начальной части рукояти имеется сквозное отверстие для фиксации с хвостовиком меча. Соединение частей произведено с помощью запорного деревянного штыря, конической формы.

Под шнуром можно наблюдать парные накладки — мэнуки, выполненные из цветного металла (предположительно медь), с элементами оформления в технике черни и позолоты. Декор детали оформлен растительным сюжетом.

Обтяжка ткани такого конфигурации, а также зернистость (шероховатость) кожи и выступающие рельефные асимметричные накладки, способствовали более надежному удержанию меча в руке (руках).

В верхней части рукояти можно наблюдать навершие — касира. Деталь выполнена из цветного металла (предположительно медь), с элементами оформления в технике черни и позолоты. Декор детали оформлен растительным сюжетом, а также ложнозерненым орнаментом. Стиль рисунка и техника оформления идентична мэнуки.

В нижней части рукояти можно наблюдать фиксирующую муфту — фути. Деталь выполнена из меди, с элементами оформления в технике черни и позолоты. Декор детали оформлен растительным сюжетом (пионы), а также ложнозерненым орнаментом. Стиль рисунка и техника оформления идентична мэнуки и касира.

Стыковые крепежные швы прослеживаются, выполнены пайкой латунью. На элементе можно заметить иероглифическую надпись на японском языке, выполненную методом гравировки (авторская подпись комплекта футигасира).

Японская гарда — цуба изготовлена из железа, круглой формы, с чернением, со сквозным подтреугольным отверстием (для соединения полотном клинка). Двухсторонний рисунок абсолютно идентичен друг другу. Сюжетная линия рисунка заключена в изображение листьев и цветков космеи. На детали можно наблюдать иероглифическую надпись на японском языке, выполненную методом чеканки обозначающая мастера-кузнеца «Изготовил Кинай из Этидзэн».

Также на детали можно увидеть следы ударов сделанных нарочито, с целью уменьшения сквозного отверстия (в отверстие можно заменить забитый в них металлический материал).

Два дополнительных отверстия предназначены для кодзуки (нож хозяйственного назначения) и когая (стержневидный нож боевого, и в меньшей степени хозяйственного назначения).

Цуба была предназначена как ограничитель движения руки по отношению к лезвию полотна клинка.

К цубе с двух сторон прилегают две овальные уплотнительные прокладки (сэппы) со сквозным подтреугольным отверстием (для соединения полотном клинка). Детали выполнены из меди, ее края орнаментированы зубчатым декором.

На деталях можно увидеть следы ударов сделанных нарочито, с целью уменьшения сквозных отверстий.

Ножны:

Ножны (сая) — изготовлены из двух деревянных частей, склеенных между собой и имеющих в сечении в начальной части овальную форму, а в оконечной части многогранную, с расширением конструкции.

Ножны (основа) покрыты слоем лака темного и прозрачного цвета. На внутренней части детали под слоем лакового покрытия можно наблюдать добавки органического происхождения (предположительно продуктами морской флоры). На внешней части детали элемент имеет шероховатую поверхность.

В начале ножен можно наблюдать устье (коигути). выполненное из дерева (или рога) и покрытое лаком черного цвета. Крепеж детали к основе произведен при помощи клея. Деталь предназначалась как усилитель конструкции верхней части ножен.

Также в начале, на внешней части можно наблюдать подвесную скобу (куригата), выполненную из дерева (или рога) для тканевого ремня — сагео (элемент присутствует). Скоба покрыта лаком черного цвета, с элементами оформления окантовкой из цветного металла. Крепеж детали к основе произведен при помощи клея.

В нижней части ножен можно наблюдать наконечник ножен (коидзири) выполненный из железа, с косыми насечками, полученных с помощью штихельного инструмента. Крепеж детали к основе произведен при помощи клея. Деталь была предназначена для защиты нижней части ножен от повреждений.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

В комплект к мечу входят деревянные сирасая с чехлом. Футляр был предназначен для хранения клинка меча.

На чехле присутствует деревянная прямоугольная бирка с отверстием с двухсторонней иероглифической надписью на японском языке: «Хокки (но) Ками Хиротака», «Длина клинка 709 мм».

Длина сирасаи – 979 мм.

Сопровождающая документация на японском языке:

Надпись на конверте (лицевая часть): «Сертификат сохраняемого меча», «Катана с подписью, выполненной инкрустацией золотом. Хокки (но) Ками Хиротака».

Надпись на конверте (тыльная часть): «Токио, Сибуя, Ёёги, 4-25, Музей меча. Юридическое лицо «Общество по сохранению искусства японского меча».

Надпись на сертификате (лицевая сторона): сертификат No 322568. Катана с длиной 709 мм и подписью, выполненной инкрустацией золотом. Хоки (но) Ками Хиротака. По итогам проведённой экспертизы меч признан достойным сохранения (Ходзон Токэн). 29 сентября 1989 года. Юридическое лицо Общество по сохранению искусства японского меча.

Надпись на сертификате (тыльная сторона): Комитет по образованию префектуры Хёго. No 103290.17 августа 1989 года. В верхней графе «фамилия и имя» отсутствуют. Нижняя графа (дата выдачи) – 20 ноября 1989 года.

Надпись на свидетельстве: свидетельство на огнестрельное и холодное оружие, No 103290, зарегистрированное в префектуре Фукуока. Катана с длиной клинка 708 см, прогибом 12 см, с двумя отверстиями. Подпись на лицевой стороне: (инкрустировано золотом) «Хокки (но) Ками Хиротака» Комитет по образованию префектуры Хёго. 17 августа 1989 года.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с традиционным японским мечом «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Хоки (но) Ками Фудзивара Хиротака, из провинции Этидзэн, выпуска 50-60-х гг., XVII века, периода Эдо (1603-1868 гг.), периода «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), с подписью кин-дзоган-мэй (инкрустированная золотом) — Хокки (но) Ками Хиротака (экспертная подпись), японского производственного изготовления цубы меча, мастера-кузнеца Киная из провинции Этидзэн, выпуска периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления рукояти (без обмотки), хабаки, сепп, мэнуки, фути, касира и ножен меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления обмотки рукояти меча, выпуска периода Сева (1926—1989 гг.), времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.), японского производственного изготовления сирасая с чехлом и сагео, выпуска около 1989 года, текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года), японского производственного изготовления чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).

Сертификат за № 322568 на клинок меча, «Японского Общества по сохранению искусства японского меча» («Ninon Bijutsu TokenHozon Kyokai»). Статус меча: «Сохраняемый меч» («Ходзон Токэн», 4 уровень), от 17 августа 1989 года.

Мастер-кузнец Хоки (но) Ками Хиротака, работал в провинции Этидзэн, в период 50-60-х гг., XVII века.

Примечание:

Предмет происходит из Японии.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «катана» является значимым объектом музейного значения, предметом собирательства и коллекционирования.

Атрибуция традиционного японского меча «катана», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы меча.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет —традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Хоки (но) Ками Фудзивара Хиротака, из провинции Этидзэн, выпуска 50-60-х гг., XVII века, периода Эдо (1603-1868 гг.), периода «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), с подписью кин-дзоган-мэй (инкрустированная золотом) — Хокки (но) Ками Хиротака (экспертная подпись), японского производственного изготовления цубы меча, мастера-кузнеца Киная из провинции Этидзэн, выпуска периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления рукояти (без обмотки), хабаки, сепп, мэнуки, фути, касира и ножен меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления обмотки рукояти меча, выпуска периода Сева (1926—1989 гг.), времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.), японского производственного изготовления сирасая с чехлом, выпуска около 1989 года, текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года), японского производственного изготовления сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года), с сертификатом за № 322568 на клинок меча, «Японского Общества по сохранению искусства японского меча» («Ninon Bijutsu TokenHozon Kyokai»), со статусом меча: «Сохраняемый меч» («Ходзон Токэн», 4 уровень), от 17 августа 1989 года — признается культурной ценностью.

Цена: 5.500.000 р.

Купить