Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀). Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Канэсаки, из Тоттори, провинции Инсю (остров Хонсю), выпуска второй половины XVII века. Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.). Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.). Японское производственное изготовление оправы меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.). Японское производственное изготовление сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года). Сертификат за № 167990, на клинок меча и сертификат за № 170, на оправу меча, «Японского Общества по сохранению искусства японского меча». Статус меча: «Особо ценный» («Токубецу Хозон», 3 уровень), от 31 августа 1969 года.

Описание:

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀).

Япония.

Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Канэсаки, из Тоттори, провинции Инсю (остров Хонсю), выпуска второй половины XVII века.

Период Эдо (1603-1868 гг.).

Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.).

Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.).

Японское производственное изготовление оправы меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.).

Японское производственное изготовление сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).

Сертификат за № 167990, на клинок меча и сертификат за № 170, на оправу меча, «Японского Общества по сохранению искусства японского меча».

Статус меча: «Особо ценный» («Токубецу Хозон», 3 уровень), от 31 августа 1969 года.

Оригинал, подлинник.

Подарочная коробка, подставка, чехол, сертификаты Японского Общества по сохранению японского меча и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры катаны (меча):

Общая длина катаны (в ножнах) – 950 мм.
Длина клинка с рукоятью – 908 мм.

Длина клинка с хвостовиком – 867 мм.

Длина клинка без рукояти – 673 мм.

Длина клинка от хабаки – 648 мм.

Прогиб клинка – 150 мм.
Ширина клинка в районе пяты –30 мм.
Длина ножен – 720 мм.

Толщина обуха в районе пяты – 9 мм.

Был произведен демонтаж меча (извлечение клинка из оправы).

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, медь, дерево, клей, кожа ската, полировка, литье, плакирование серебром, лак, ткань, нить, шитье, чернение, цветной металл, гравировка (чеканка), латунь, чернь, железо, завальцовка.

Сохранность: хорошая, общий износ (ношение). Царапины, оксидные процессы, утрата незначительной части лака на дай-сеппах.

Описание меча:

Клинок.

Клинок меча стальной (композиционная сталь), кованый, с закалкой, полированный, с незначительным изгибом полосы, восьмигранный в сечении в основной части, четырехгранный в окончании, с боевым листовидным острием, в форме синоги-дзукури.

На полотне клинка (с обеих сторон) визуально наблюдается один узкий, длинный дол, типа бо-хи (долы были предназначены для облегчения веса конструкции клинка).

Клинок имеет область закаленного края (якиба) с прямой линией хамона типа сугу-ха. Текстура металла выше хамона — хада выполнена в стиле узоре мокумэ (древесная кора).

Нижняя кромка лезвия полотна клинка, как и острие, имеет сильно выраженные характеристики заточки.

Вершина закалки клинка исполнена в виде полукруга (боси).

На окончание полотна клинка, как с правой, так и с левой стороны, можно наблюдать непровар металла, который выражен в виде малозаметных трещин.

Обух клинка треугольной формы — мунэ-такаси.

Хвостовик клинка (накаго) с окончанием убу (без переделок, не укорачивался), выполненным в стиле куридзири (форма, характерная для работ провинции Инсю). Обух хвостовика плоский (хира мунэ).

На поверхности хвостовика можно наблюдать следы опиловки, выполненные в стиле таканоха. На детали можно наблюдать круглое отверстие (мэкуги-ана). Отверстие получено методом пробивки металла, предназначались для соединения с рукоятью меча при помощи деревянного колышка-штыря (мэкуги).

С левой стороны хвостовика клинка можно наблюдать иероглифическую надпись на японском языке, выполненную методом чеканки, обозначающая мастера-кузнеца «Канэсаки из Тоттори в Инсю».

В основании клинок имеет плоскую, пятигранную, серебреную муфту — хабаки, которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах. Форма указанной детали повторяет геометрическую конфигурацию клинка.

Элемент выполнен, скорее всего, из цветного металла, плакирован серебром, состоит из двух частей, и предположительно, соединен латунным припоем (шов визуально не наблюдается, скрыт покрытием фольги). Деталь имеет декор из вертикальных, прерывистых линий, а также точечной орнаментации.

Примечание:

Серебрение наносилась не только с целью для красивого и дорогого оформления оружия, но и с практической целью — предотвращала оксидные процессы (в отличие от серебра, латунь была достаточно более сильно подвержена оксидным воздействиям, вследствие чего на нем появлялся налет коричневого и зеленого цвета).

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также режущих действий.

Рукоять.

Рукоять (цука) катаны в основе деревянная, овальной в сечении формы, выполненной из дерева, из двух половин (монтаж произведен клейким веществом, стыковой шов прослеживается), с обтяжкой из кожи ската светлого цвета (монтаж произведен клейким веществом, стыковой шов прослеживается) с поверхностной обмоткой шнуром из ткани коричневого цвета, со следами износа (следы рук).

В начальной части рукояти имеется сквозное отверстие для фиксации с хвостовиком меча. Соединение частей произведено с помощью запорного деревянного штыря.

Под шнуром можно наблюдать парные накладки — мэнуки, выполненные из цветного металла (предположительно медь или латунь), с элементами позолоты, с изображением дракона (символ счастья и благополучия).

Обтяжка ткани такого конфигурации, а также зернистость (шероховатость) кожи и выступающие рельефные асимметричные накладки, способствовали более надежному удержанию меча в руке (руках).

В верхней части рукояти можно наблюдать навершие — касира. Деталь выполнена из меди, с элементами оформления покрытия в технике черни. Декор элемента оформлен растительным сюжетом, а также ажурной конфигурацией детали.

В нижней части рукояти можно наблюдать фиксирующую муфту — фути.

Деталь выполнена из меди, с элементами оформления в технике покрытия чернью. Декор элемента оформлен растительным сюжетом.

Стиль рисунка и техника оформления идентичен касира. Стыковой крепежный шов прослеживаются, выполнен пайкой латунью. Во внутренней части детали можно заменить уплотнительный материал, выполненный из ткани светлого цвета.

Японская гарда — цуба изготовлена из железа, в форме мальвы (цветок), с окантовкой по краям, выполненной способом завальцовки, из черненой меди, со сквозным подтреугольным отверстием (для соединения полотном клинка).

На детали можно увидеть следы ударов сделанных нарочито, с целью уменьшения сквозного отверстия.

Цуба была предназначена как ограничитель движения руки по отношению к лезвию полотна клинка.

К цубе с двух сторон прилегают две овальные уплотнительные прокладки — дай-сэппы, со сквозным подтреугольным отверстием (для соединения с полотном клинка). Детали выполнены из меди, со следами покрытия лаком черного цвета, с частичной потерей данного слоя (покрытие было нанесено для защиты от оксидных процессов). Края детали орнаментированы зубчатым декором.

На деталях можно увидеть следы ударов сделанных нарочито, с целью уменьшения сквозных отверстий.

К дай-сэппы с двух сторон прилегают две овальные уплотнительные прокладки — сэппы, со сквозным подтреугольным отверстием (для соединения с полотном клинка). Детали выполнены из меди, плакированы серебряной фольгой. Края деталей орнаментированы зубчатым декором.

Примечание:

Позолота и серебрение наносилась не только с целью для красивого и дорогого оформления оружия, но и с практической целью — предотвращала оксидные процессы (в отличие от золота и серебра, латунь и медь были достаточно сильно подвержена оксидным воздействиям, вследствие чего на них появлялся налет коричневого и зеленого цвета).

Покрытие чернью также способствовало от разрушающих оксидных процессов металла.

Ножны:

Ножны (сая) — изготовлены из двух деревянных частей, склеенных между собой и имеющих в сечении овальную форму.

Ножны (основа) покрыты слоем лака темного цвета. Поверхность детали имеет шероховатую поверхность.

В начале ножен можно наблюдать устье (коигути) выполненное из меди с элементами оформления в технике покрытия чернью. Декор элемента оформлен растительным сюжетом. Стиль рисунка и техника оформления идентичен касира и фути рукояти.

Крепеж детали к основе произведен при помощи клея. Деталь предназначалась как усилитель конструкции верхней части ножен.

Также в начале основы ножен, на внешней части можно наблюдать подвесную скобу (куригата) для тканевого ремня — сагео (элемент присутствует). Декор элемента оформлен растительным сюжетом. Деталь выполнена из меди с элементами оформления в технике покрытия чернью. Стиль рисунка и техника оформления идентичен касира, фути рукояти и коигути ножен.

Крепеж детали к основе произведен при помощи клея.

В нижней части ножен присутствует фигурная обоймица (сибабики) с листовидны завершением. Декор элемента оформлен растительным сюжетом. Деталь выполнена из меди с элементами оформления в технике покрытия чернью. Стиль рисунка и техника оформления идентичен касира, фути рукояти, а также коигути и куригате ножен.

Крепеж детали к основе произведен при помощи клея. Деталь предназначалась как усилитель конструкции нижней части ножен.

В самом конце основы ножен можно наблюдать наконечник ножен (исидзуки), прорезной ажурной конфигурации. Декор элемента оформлен растительным сюжетом. Деталь выполнена из меди с элементами оформления в технике покрытия чернью. Стиль рисунка и техника оформления идентичен касира, фути рукояти, а также коигути,  куригате и сибабики ножен.

Крепеж детали к основе произведен при помощи клея. Деталь была предназначена для защиты нижней части ножен от повреждений.

Примечание:

Покрытие чернью наносилось с целью предотвращения металла от оксидных процессов.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Сопровождающая документация на японском языке:

Надпись на конверте (лицевая часть): «Сертификат. Особо ценный». Надпись карандашом: «Канэсаки из Тоттори в Инсю».

Надпись на конверте (оборотная часть): «Токио, Тайто, Уэно, Токийский государственный музей. Юридическое лицо «Общество по сохранению искусства японского меча».

Надпись на сертификате на клинок меч: сертификат № 167990. Катана с подписью «Канэсаки из Тоттори в Инсю». По итогам проведённой в Обществе экспертизы меч признан «Особо ценным». 31 августа 1969 года. Юридическое лицо «Общество по сохранению искусства японского меча». Председатель Хосокава Моритацу. Выдано господину ——— (удалено имя). Осигата (оттиск) с хвостовиком меча.

Надпись на сертификате на оправу меча: сертификат No 170. Оправа (косираэ) хандати с черными лаковыми ножнами с поверхностью камня. Единый комплект деталей из сякудо (сплав) с растительным узором. Менуки с изображением дракона. Цуба из железа в форме мальвы. По итогам проведённой в Обществе экспертизы оправа признана «Особо ценной». 31 августа 1969 года. Юридическое лицо «Общество по сохранению искусства японского меча». Председатель Хосокава Моритацу. Выдано господину ——— (удалено имя). Чёрно-белая фотография оправы.

Надпись на свидетельстве: на огнестрельное и холодное оружие, No 14243, зарегистрированное в префектуре Фукуока. Катана с длиной клинка 648 мм и прогибом клинка 15 мм, с одним отверстием. Подпись на лицевой стороне: «Канэсаки из Тоттори в Инсю». Комитет по защите культурных ценностей, август 1951 года. Печать.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с традиционным японским мечом «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Канэсаки, из Тоттори, провинции Инсю (остров Хонсю), выпуска второй половины XVII века, периода Эдо (1603-1868 гг.), периода «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), японского производственное изготовление оправы меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).

Сертификат за № 167990, на клинок меча и сертификат за № 170, на оправу меча, «Японского Общества по сохранению искусства японского меча».

Статус меча: «Особо ценный» («Токубецу Хозон», 3 уровень), от 31 августа 1969 года.

Мастер-кузнец Канэсаки, работал Тоттори (населенный пункт в Японии), в провинции Инсю (остров Хонсю), во второй половине XVII века.

Примечание:

Предмет происходит из Японии.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «катана» является значимым объектом музейного значения, предметом собирательства и коллекционирования.

Атрибуция традиционного японского меча «катана», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы меча.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Канэсаки, из Тоттори, провинции Инсю (остров Хонсю), выпуска второй половины XVII века, периода Эдо (1603-1868 гг.), периода «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), японского производственного изготовления оправы меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления сагео и чехла для катаны, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года), с сертификатом за № 167990, на клинок меча и сертификатом за № 170, на оправу меча, «Японского Общества по сохранению искусства японского меча», со статусом меча: «Особо ценный» («Токубецу Хозон», 3 уровень), от 31 августа 1969 года — признается культурной ценностью.

Цена: продано.

Купить