Waterloo

Антикварный имперский магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефон салона

8 (916) 834-89-78

Встречи по предварительному звонку

Ввиду большой загруженности просьба писать в вацап, Вам ответят

Написать в WhatsApp Схема проезда

Офицерский меч «Кай-гунто» (оригинальное название оружия на японском языке; 海軍刀), образца 1937 года (тип 97), для мичманского и офицерского состава, Японского Императорского Флота, Вооруженных Сил Японской Империи. Японское производственное изготовление меча, мастера-кузнеца Исахара Наотанэ (годы жизни 1907-1964 гг., настоящее имя Исахара Канити), из города Секи (префектура Гифу, остров Хонсю), выпуска конца 1941-конца 1944 гг. Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года). Японская Империя. Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева). Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Описание:

Офицерский меч «Кай-гунто» (оригинальное название оружия на японском языке; 海軍刀), образца 1937 года (тип 97), для мичманского и офицерского состава, Японского Императорского Флота, Вооруженных Сил Японской Империи.

Японское производственное изготовление меча, мастера-кузнеца Исахара Наотанэ (годы жизни 1907-1964 гг., настоящее имя Исахара Канити), из города Секи (префектура Гифу, остров Хонсю), выпуска конца 1941-конца 1944 гг.

Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года).

Японская Империя.

Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Оригинал. Подлинник.

Подарочная коробка, подставка, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры меча:

Общая длина меча (в ножнах) – 969 мм.

Длина клинка с рукоятью – 923 мм.

Длина клинка с хвостовиком – 875 мм.

Длина клинка без учета хвостовика – 696 мм.

Прогиб клинка – 22 мм.

Ширина клинка в районе основания –32 мм.

Длина ножен – 695 мм.

Толщина обуха в районе пяты – 7 мм.

Был произведен демонтаж меча (извлечение клинка из оправы).

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, дерево, полировка, литье, штамп, краска, шагреневая кожа, лак, серебрение, позолота, медь, ткань, шитье, латунь, слесарные работы, клей, кожа ската, граверные работы, штихельный инструмент, графитовый карандаш.

Сохранность: следы общего износа (ношения), потертости ткани на обмотки рукояти, следы царапин и оксидные полотна процессы на поверхности полотна клинка. Утрата незначительной части серебрения на хабаки. Незначительная утрата фрагментов шагреневой кожи на ножнах. Утрата металлической подвесной скобы касиры (сарутэ).

Был произведен демонтаж меча (извлечение клинка из оправы).

Описание меча:

Клинок:

Клинок меча стальной (композиционная сталь), кованый, с закалкой, полированный, с незначительным изгибом полосы, шестигранный в сечении в основной части, четырехгранный в окончании, с боевым листовидным острием, в форме синоги-дзукури.

Клинок имеет область закаленного края (якиба) с волнистой линией хамона типа гоно-мэ-мидарэ. Текстура металла на данном участке — хада выполнена в узоре масамэ (прямослойная древесина). На остальной площади полотна клинка наблюдается узор, выполненный также в стиле масамэ (прямослойная древесина).

Нижняя кромка лезвия полотна клинка, как и острие, имеет сильно выраженные характеристики заточки.

Вершина закалки клинка исполнена в виде полукруга (боси).

Обух клинка треугольной формы — мунэ-такаси.

На полотне клинка (с обеих сторон) визуально наблюдается один узкий, длинный дол, типа бо-хи (долы были предназначены для облегчения веса конструкции клинка).

Хвостовик клинка (накаго) с окончанием ичимондзи.

Обух хвостовика клинка плоский (хира мунэ).

На детали можно наблюдать круглое отверстие (мэкуги-ана). Отверстие получено методом пробивки металла, предназначались для соединения с рукоятью меча при помощи деревянного колышка-штыря (мэкуги).

С левой стороны хвостовика клинка, в его начале, можно наблюдать одиночный инспекционный знак, выполненный в виде иероглифа на японском языке (русский перевод; Секи). Оттиск полученный при помощи штампа. В нижней части детали можно увидеть иероглифическую надпись, выполненную методом чеканки на японском языке, обозначающая мастера-кузнеца 伊佐直胤 (русский перевод; Исахара Наотанэ).

С левой стороны хвостовика клинка, в его начале, можно наблюдать сборочные номера — 26, 90. Оттиски получены при помощи штампа.

На полотне клинка можно наблюдать следы локальных выемчатых, хаотичных углублений, полученных в результате термической обработки металла.

В основании клинок имеет плоскую, пятигранную, муфту — хабаки, которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах. Форма указанной детали повторяет геометрическую конфигурацию клинка.

Элемент выполнен из серебреной латуни, состоит из двух частей, и предположительно, соединен латунным припоем (стыковой шов визуально не наблюдается). Деталь имеет декор из наклонных линий.

Примечание:

Серебрение наносилась не только с целью для красивого и дорогого оформления оружия, но и с практической целью — предотвращала оксидные процессы (в отличие от серебра, латунь была достаточно более сильно подвержена оксидным воздействиям, вследствие чего на нем появлялся налет коричневого и зеленого цвета).

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также режущих действий.

Фотография фрагмента полотна клинка меча, на детали можно наблюдать следы локальных, выемчатых, хаотичных углублений, полученных в результате термической обработки металла.

Рукоять:

Рукоять (цука) катаны в основе деревянная, овальной в сечении формы, выполненной из дерева, из двух половин (монтаж произведен клейким веществом), с обтяжкой из кожи ската, с поверхностной обмоткой шнуром из ткани коричневого цвета, со следами износа (следы рук). На торцевой части детали визуально наблюдаются сборочные пометки, выполненные графитовым карандашом, в виде иероглифов, а также сильно вдавленный оттиск, выполненный в виде латинской буквы М.

В начальной части рукояти имеется сквозное отверстие (мэкуги-ана) для фиксации с хвостовиком меча. Соединение частей произведено с помощью запорного деревянного колышка-штыря (мэкуги).

Под шнуром можно наблюдать парные накладки — мэнуки, выполненные из меди, с изображением цветка вишни (сакура).

Обтяжка ткани такого конфигурации, а также зернистость (шероховатость) кожи и выступающие рельефные асимметричные накладки, способствовали более надежному удержанию меча в руке (руках).

В верхней части рукояти можно наблюдать навершие — касира. прорезной ажурной конфигурации, выполненная из латуни с отверстием, окантованного медной втулкой предназначенное для подвесной скобы темляка (утрачена). Композиционная часть оформлена в виде цветов и листьев вишни сакуры.

В нижней части рукояти фиксирующая втулка – муфта фути. Деталь изготовлена из цветного металла и стали и несет изображение цветка и листьев вишни (сакура). С левой стороны детали можно наблюдать регулирующую округлую кнопку с пластинчатым фиксатором с округло-прямоугольным «языком» (при нажатии кнопочного фиксатора происходит разъем самого меча и его ножен). Кнопка украшена изображением цветка вишни (сакуры). На детали, во внутренней части визуально просматривается сборочный номер — 125. Оттиски получены при помощи штампа.

Японская гарда — цуба изготовлена из латуни, округлой формы, со сквозным подтреугольным отверстием для соединения с полотном клинка и сквозным округло-прямоугольным отверстием для соединения с пластинчатым фиксатором фути. На детали визуально просматривается сборочный номер — 125. Оттиски получены при помощи штампа.

Цуба была предназначена как ограничитель движения руки по отношению к лезвию полотна клинка.

К цубе с двух сторон прилегают шесть округлых уплотнительных прокладок — сэппы, выполненные из цветного металла, со сквозными подтреугольными отверстиями для соединения с полотном клинка и сквозными прямоугольными отверстиями для соединения с пластинчатым фиксатором фути. На тыльных сторонах деталях визуально просматриваются сборочные номера — 125. Оттиски получены при помощи штампа.

Края деталей орнаментированы зубчатым декором, лицевые плоскости линейным и ложнозерненым орнаментом.

Ножны:

Ножны (сая) — изготовлены из двух деревянных частей, склеенных между собой и имеющих в сечении овальную форму.

Поверх деревянной основы наложено покрытие шагреневой кожи, которое отполировано и окрашено в черный цвет с последующей лакировкой.

Прибор ножен состоит из деталей, выполненных из латуни и меди: устье ножен кути-ганэ, две обоймицы аси с кольцами для подвеса; фигурное кольцо сибабики, скрепляющее ножны в нижней части и наконечник исидзуки, исполненный в виде фигурной колодки с открытым в центре участком, демонстрирующим поверхность ножен. На устье присутствует прямоугольный паз, предназначенный для размещения пружинистого фиксатора.

Рельефный декор металлических деталей ножен выполнен при помощи техники литья и представлен изображения цветов и листьев вишни сакуры на фоне фактурной поверхности.

Все вышеперечисленные детали местами утратили золочение.

На поверхности ножен наблюдаются локальные механические повреждения лакокрасочного слоя.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с офицерским мечом «Кай-гунто» (оригинальное название оружия на японском языке; 海軍刀), образца 1937 года (тип 97), для мичманского и офицерского состава, Японского Императорского Флота, Вооруженных Сил Японской Империи, японского производственного изготовления меча, мастера-кузнеца Исахара Наотанэ (годы жизни 1907-1964 гг., настоящее имя Исахара Канити), из города Секи (префектура Гифу, остров Хонсю), выпуска конца 1941-конца 1944 гг., периода Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года), Японской Империи, времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева), периодов Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Примечание:

Инспекционный штамп «Секи» ставился в период с конца 1941 года по 2 сентября 1945 года.

Примечание:

Производство морских мечей образца 1937 года продолжалось вплоть до 2 сентября 1945 года. Однако, наличие качественного покрытия ножен и деталей оправы из сплава цветных металлов позволяет ограничить датировку представленного меча периодом 1937-1944 гг., поскольку применение указанных материалов в начале 1945 года было приостановлено ввиду их нехватки, а затем прекращено полностью.

Детали оправы меча демонстрируют идентичный друг другу сборочный номер, что говорит об их едином комплекте.

Историческая справка:

Японский мастер-кузнец Исахара Канити, подписывавшийся именем Исахара Наотанэ (годы жизни; 1907-1964 гг.), изготавливал мечи для Японского Императорского Флота и Японской Императорской Армии, в городе Сэки (провинция Гифу, остров Хонсю).

Историческая справка:

Офицерский морской меч «Кай-гунто» образца 1937 года, был учрежден для офицеров и мичманов Японского Императорского Флота, Императорским указом 23 октября 1937 года.

По японскому традиционному летосчислению это произошло в 2597 года, и потому образец меча кай-гунто 1937 года также именуется типом 97.

Данный меч – кай-гунто (с японского языка «морской военный меч») – имел в своей конструкции все элементы, свойственные традиционным японским мечам типа тати, которые носились в феодальный период представителями самурайского сословия (буси) подвешенными у пояса лезвием вниз.

Конструктивным отличием уставного морского меча от традиционных являлось наличие у первого на обоймицах ножен подвижных колец для подвеса. Материалы и способы их обработки, используемые при производстве военных мечей, были отличны от традиционных. Исключением являлись изделия, имевшие в своей конструкции клинки традиционных японских мечей самурайского типа, и образцы, выкованные вручную оружейниками первой половины ХХ века (мечи типа гендайто).

Первый военнопленный японский моряк лейтенант Кадзуо Сакамаки, командир малой субмарины М-19, захваченный военнослужащими США в 1941 году у гавайских островов, имел при себе меч кай-гунто.

Фотография капитана 2 ранга, Японского Императорского Флота, командира курсантов Военно-морской инженерной школы, Кумира Чосукэ с офицерским мечом «Кай-гунто», образца 1937 года (тип 97). Судя по всему, снимок был сделан в 1939 году или после 1939 года, так как на мундире офицера присутствует медаль «За участие в Китайском инциденте» (учреждена 27 июля 1939 года).

Производство морских мечей продолжалось вплоть до конца Второй мировой войны в 1945 году, после чего в ходе капитуляции и последующей оккупации Японии союзными войсками военные мечи подверглись утилизации, а частью были вывезены в страны Западной Европы, СССР, Австралию и Соединенные Штаты Америки в качестве военных трофеев. Итогом данной практики явилось то, что тысячи японских мечей оказались вне территории Японии.

Фотография капитан-лейтенанта, Японского Императорского Флота, с офицерским мечом «Кай-гунто», образца 1937 года (тип 97). Судя по всему, снимок был сделан в 1939 году или после 1939 года, так как на мундире офицера присутствует медаль «За участие в Китайском инциденте» (учреждена 27 июля 1939 года).

Фотография группы офицеров Японского Императорского Флота, на борту корабля в белой парадной форме. У трех офицеров можно заметить морские офицерские мечи «Кай-гунто», образца 1937 года, у четвертого офицера офицерский меч (сабля) образца 1883 года с удлиненной рукоятью (ранее предшествующая модель, которая также состояла на вооружение у офицеров японского флота).

Атрибуция офицерского морского меча образца 1937 года (тип 97), выполнена на основании визуального обследования предмета, с демонтажем его рукояти.

Данный образец японского холодного оружия, военного времени, представляет историческую и художественную ценность, музейного значения.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за номером, № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — офицерский меч «Кай-гунто» (оригинальное название оружия на японском языке; 海軍刀), образца 1937 года (тип 97), для мичманского и офицерского состава, Японского Императорского Флота, Вооруженных Сил Японской Империи, японского производственного изготовления меча, мастера-кузнеца Исахара Наотанэ (годы жизни 1907-1964 гг., настоящее имя Исахара Канити), из города Секи (префектура Гифу, остров Хонсю), выпуска конца 1941-конца 1944 гг., периода  «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года), Японской Империи, времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева), периодов Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) — признается культурной ценностью.

Цена: 900.000 р.

Купить