Древнерусское вооружение, история и реконструкция
Описание:
Древнерусское вооружение, история прошлого и настоящего.
В наше время коллекционировать древнерусское вооружение наиболее сложно и дорого по сравнению с другой антикварной тематикой. Это обусловлено малым количеством вещей, которые ходят по антикварному рынку холодного оружия и его атрибутов. Приоритет в собирании данной тематике принадлежит музеям, которые пополняют свои коллекции за счет археологических раскопок. Частному коллекционеру приходится сложнее в собирании материала, и тем не менее цели и задачи у тех и у других одни – сохранение столь немногочисленного древнерусского вооружения.
Первая находка, которая послужила основой собирания, была сделана в 1808 году недалеко от города Юрьева-Польского. Местный крестьянин Ларионов обнаружил в кустах кольчугу и шлем, которые могли принадлежать одному из военачальников князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) и который мог их спрятать во времена Липецкой битвы в 1216 году. Шлем является одним из лучших образцов древнерусского вооружения. Сделанный в XII веке, он переделывался несколько раз и к ХIII столетию был украшен изображением Архангела Гавриила – символом православия.
Что касается первых древнерусских шлемов, то они имеют восточное происхождение. Конические, они могли легко отразить даже прямой сабельный удар. Шлемы настолько были популярны, что получили распространение не только на территории Руси, но и в Скандинавии, и в Европе.
Один из древнейших шлемов, найденных в 1901 году под Смоленском, относится к Х веку. Он принадлежал воину-русу (рус означает в переводе со шведского языка «гребец»), погребенному в одном из курганов крупнейшего некрополя д. Гнездово. По мнению археолога и оружиеведа С.Ю. Каинова, шлем был сделан в Центральной Европе, дальше торговым путем проник в Скандинавию, где был куплен варяжским воином, который участвовал в походах князя Кгоря на Царьград и на обратном пути был похоронен в Гнездовском могильнике.
Шлемов Х – ХIII веков на территории Руси было найдено не более 20 экземпляров. Это обусловлено не только дороговизной (шлем в то время стоил около 6 коров), но и погребальным обрядом. Если в Х веке шлемы находят в курганах (Черная Могила, Гульбище), то в 988 году вооружение перестали класть в могилу, и нахождение шлемов возможно только при раскопках древнерусских городов, которые были сожжены войсками Батыя в 1237 – 1241 годах.
К другому виду защитного вооружения можно отнести кольчугу. Происхождение кольчуги до сих пор не ясно. На Руси кольчуга появляется в Х веке. Это был дорогостоящий вид вооружения. Кольчуги Х века были найдены в захоронениях, принадлежавшим богатым воинам-дружинникам. Бытует мнение, что каждый воин Киевской Руси имел такой вид вооружения, но это не так. Дело в том, что кольчуга состоит приблизительно из 20 тысяч склепанных колец и на ее сборку уходило очень много времени. Такой вид вооружения мог позволить себе только состоятельный дружинник. Весила кольчуга в Х – ХI веке 5 – 8 кг, а в ХII веке уже 10 кг за счет удлинения до колен и на руках до запястий.
В ХIII веке происходит переход от кольчуги к пластинчатому доспеху. Это обусловлено тем, что кольчуга могла спасти жизнь воина от удара рубящего оружия, но не могла защитить от прямого удара копьем. А пластинчатый доспех, где отдельные пластины изогнуты и заходят друг на друга, позволял решить и эту задачу…
В Европе в то время начал появляться полный латный доспех, но на Руси он не нашел применения, так как был неудобен для сражения с легкой монголо-татарской конницей.
Следующий вид защитного вооружения – это щит. Первые экземпляры относятся к Х веку. Это так называемые скандинавские щиты. Они были деревянные и поэтому до нашего времени дошли только в виде железных умболов и клепок. В наше время Студия исторической реконструкции «Ратник» восстановила их облик. Круглый щит, один метр в диаметре, толщиной два сантиметра, по окружности и, как было сказано, имел железный умбон. Он имел форму полусферы и находился в середине щита, чтобы в решающий момент нанести им удар противнику в области лица или корпуса, сбить с ног и добить с помощью боевого ножа – скрамасакса. Это был чисто скандинавский вид оружия. В тесной рукопашной схватке он был просто незаменим. В ХI веке форма щита изменяется, он становится миндалевидным, имея обтекаемые формы и закрывая воина с головы до ног. Все это давало явное преимущество в сражении с противником, который имел круглый щит.
Студия исторической реконструкции «Ратник» провела экспериментальный бой, где противники были вооружены боевыми топорами и щитами соответственно круглой и миндалевидной формы. В итоге воин, который был вооружен круглым щитом, получил удар в районе ног и был выведен из строя.
В ХII – ХIII веке поле щита стало украшаться геральдическими эмблемами. В некоторых случаях это была православная символика. В XIV веке появляется новый вид щитов, называющийся павезами. Дугообразный желоб, деливший поле щита на три части, служил вместилищем руки и обеспечивал наибольшую мобильность в бою.
В период создания государственности на Руси стали появляться мечи. Они делятся на две группы – каролингские (эпоха Карла Великого) и романские (эпоха крестовых походов). По мнению известного оружеведа А.Н. Кирпичникова каролингских мечей (IХ – ХI век) найдено более 100, а романских около 80.
Мечи IХ – Х века находятся в крупнейших курганах на путях древних волоков в районах Смоленска (Гнездово), Ярославля (Тимерево, Михайловское), в некрополях Киева, Чернигова, Старой Ладоги, на днепровских порогах и в юго-восточном Приладожье. Мечи принадлежали купцам, княжеско-боярской верхушке и, конечно, воинам-дружинникам. Основная масса мечей была привозной и была сделана в Рейнских мастерских, где в то время делали лучшее оружие в Европе. Мечи водным путем экспортировались в Скандинавию, далее вместе с варяжскими воинами-купцами привозились в Старую Ладогу, где частично распродавались местному финоугорскому племени весь (весьская дружина участвовала в походах князя Игоря). Далее волжским путем мечи проникали на восточные базары, где пользовались большой популярностью. Все найденные на территории Руси мечи IХ – Х века несомненно принадлежат скандинавским воинам. Так, например, некрополь урочища «Плакун» в Старой Ладоге, где вместе с чисто скандинавскими вещами были найдены и мечи. Такие же аналогичные захоронения можно проследить во всех других районах концентрации дружинных курганов. Исключение составляют мечи, найденные на территории Южной Руси, где существовали мастерские, которые не только копировали рейнские мечи, но и производили свой собственный вид меча (по А.Н. Кирпичникову тип местный). Этим мечам присущи плавные формы рукояти, сделанные из бронзы, а на клинках стояли не клейма рейнских мастеров на латыни, а клейма местных мастеров, которые были сделаны на кириллице.
Клинки того времени были длиной около 1 метра, а шириной около 6 см. И предназначались исключительно для рубящего удара. Перекрестия были прямыми и таким оружием в основной массе была вооружена пехота. У конных воинов перекрестия и навершия были изогнуты, что позволяло с большой легкостью обозначить траекторию удара. В ХI – ХII веках появляются так называемые романские мечи. В отличии от каролингских мечей, которые были найдены в захоронениях, романские находят при раскопках городов, сожженных войсками Батыя, случайные находки с полей сражений и речных переправ. В захоронениях романские мечи не встречаются, так как после принятия христианства оружие в могилу не клали, а передавали от отца к сыну. Мечи ХI – ХII века легче до 1 кг (каролингские 1,5 кг), клинок становится уже, долы превращаются в желоб. Облегченность меча позволяла сделать его более мобильным в бою.
Студия исторической реконструкции «Ратник» сделала точные копии каролингского и романского меча и провела бой. Преимущество бойца с романским мечом было более чем явным.
В ХII – ХIII веках в связи с появлением пластинчатого доспеха вновь происходит утяжеление меча за счет увеличения его длины (до 120 см). Изменяются его боевые качества, из оружия рубящего он превращается в колюще-рубящее. Пример тому – меч-реликвия, принадлежащий псковому князю Девмонту, который, возможно, сражался в битве 1272 года против католической агрессии с Запада.
В XIV – XV веках появляются еще более крупные мечи (до 140 см) с полуторной и даже двухручной рукоятью, на лезвии вновь появляются долы, на этот раз трехрядные, пример тому – уникальный по красоте меч-реликвия, принадлежащий псковому князю Всеволоду-Гавриилу.
Если в Северной Руси в основной массе бытовали мечи, то в Южной на границе со степью наряду с мечом применялась сабля.
Постоянные набеги конницы печенегов, а затем и половцев заставляло южнорусские рубежи применять конный бой вместо пешего. Если для пехотинца был удобен меч, то для конного воина наиболее оптимальным вариантом была сабля. Обладая режуще-колющими свойствами и благодаря изгибу клинка, она могла охватить большую поверхность тела противника.
Первые русские сабли относятся к Х веку и найдены в курганах южнорусских регионов на границе со степью. Клинки Х – ХI, имеющие длину до 1 метра, в ХII – ХIII веке увеличиваются до 120 см. так же усовершенствуются перекрестия, где на краях образуются шаровидные выступы, благодаря чему клинок противника мог быть пойман на несколько секунд, чего хватает для нанесения решающего удара.
Широко распространенным видом оружия было копье. Им пользовались как пехота, так и конница. У пеших воинов длина древка было около 1 метра, а у конного воина длина доходила до 3 метров.
В IХ – ХI веках на Руси были распространены ланцетовидные формы наконечников, достигавших в длину 40 см, имевшие небольшую ширину пера и небольшую длину втулки были характерны для варяжских воинов и применялись в пешем бою.
Местный тип имел другие пропорции и имел удлиненно треугольную форму и восходит к славянским прототипам. Для конных воинов наконечники копий имеют степную пикообразную форму. В качестве метательного оружия применялось копье меньших размеров – сулица.
Наибольшей популярностью в древнерусском войске пользовался топор. А.Н. Кирпичников подразделяет все найденные топоры на три группы. К первой группе относятся боевые топорики-молотки (чеканы), ко второй группе секирообразные топоры небольших размеров как универсальный инструмент похода и боя. И к третьей группе относятся массивные топоры, которые на войне употреблялись лишь в пехотном ополчении и не могли принадлежать профессиональным воинам.
В Х веке был распространен скандинавский топор с симметрично расходящимся лезвием, а его рукоять достигала в длину 1,5 метра. Если вспомнить, что в Х веке защитным вооружением был круглый щит, то топором с такой длинной рукоятью не представляло труда попасть в незащищенную часть тела.
В ХII – ХIII веках с усилением конного войска, с появлением пластинчатого доспеха и миндалевидного щита роль топора снижается, хотя он остается самым массовым оружием пехоты.
К второстепенному, но мобильному оружию относятся кистени и булавы. Кистень на Руси появляется в Х веке и имеет восточное происхождение. Первые экземпляры того времени имеют яйцевидную форму и сделаны из кости. В последующем форма делается более сложной, а материал изготовления – железо и бронза. Кистень использовался только в конном бою, где в тесной схватке кистень мог использоваться в любом направлении.
Появление булавы относится к ХI веку. Древнейшие экземпляры имеют форму куба с четырьмя крестообразно расположенными шипами. Вес навершия – около 300 граммов, длина рукояти – 50 – 60 см, материал изготовления был из железа, затем был заменен на бронзу. Булава использовалась в южнорусских степях в борьбе с кочевыми племенами, где в конной схватке концентрация удара в любом направлении приходится на один из шипов. Постепенно форма булавы усложняется, шипов становится больше и постепенно превращается в дорогое оружие – как командирский атрибут военачальника.
Лук и стрелы были древнейшим оружием на территории Восточной Европы со времен мезоита до появления огнестрельного оружия. Ни один бой не начинался без перестрелки лучников. Стрелы – лучшее оружие против конной атаки противника.
На Руси с Х века появляется так называемый сложный лук, чем-то напоминающий букву М. в войсках князя Святослава были организованы специальные подразделения лучников, которые вели бой только с конницей противника, стремясь нанести как можно больший урон.
В известной борьбе лука с арбалетом победителем всегда выходил лук. Большая скорострельность и огромная убойная сила (в сражениях с крестоносцами русские стрелы пробивали рыцарские доспехи) давали преимущества русским войскам в битвах с немецкими агрессорами под Венденом в 1218 году, на Чудском озере в 1242 году, под Грюнвальдом в 1410 году.
Наконечники стрел были черешковые и имели узкую ланцетовидную форму, что давало при прямом попадании возможность пробить самый прочный доспех.
Клуб-Студия исторической реконструкции «Ратник» существует с 1992 года. За это время Клубом была проведена огромная работа по изучению и реконструкции древнерусского вооружения. Были сделаны несколько десятков копий самых знаменитых шлемов, каролингских и романских мечей, сабель, скрамасаксов, копий и топоров всех типов, щиты, кольчуги, пластинчатые доспехи, кистени, булавы, луки.
Клуб-Студия исторической реконструкции «Ратник» на сегодняшний день является лучшим клубом в Европе.
Статья написана членом клуба-студии «Ратник» Корниенко Александром Александровичем в газете «Десятина» № 8 от 11 ноября 1998 г., город Москва.
Цена: статья
Купить