Сабля легкокавалерийская, офицерская, строевая, парадно-выходная, боевая, кавалерийского типа, предназначенная для офицерского состава легкой кавалерии, формирований гусар и конных егерей, Французской Революционной Армии (оригинальное название вооруженных сил на французском языке; Armée Révolutionnaire Fançaise), Французской Императорской Армии (оригинальное название рода войск на французском языке; Armée Impériale; Grande Armée), Вооруженных Сил Франции (оригинальное название вооруженных сил на французском языке; Forces Armées Françaises), гусарского образца эфеса, венгерского типа, общего производственного выпуска конца XVIII-начала XIX вв. (до регламента IX года/1800-1801 гг.). Оригинальное название оружия на французском языке; Sabre d’officier de cavalerie légère. Периоды Французского Консулата (1799–1804 гг.) и Первой Французской Империи (1804-1815 гг.). Немецкое производственное изготовление клинка сабли, оружейных мастеров города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска конца XVIII-начала XIX вв. (до регламента IX года/1800-1801 гг.). Французское производственное изготовление эфеса и ножен сабли, а также сборка всего оружия в единый комплект, выпуска конца XVIII-начала XIX вв. (до регламента IX года/1800-1801 гг.). Время консульства Наполеона Бонапарта (1799-1804 гг.). Время правления императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.). Период Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).
Описание:
Сабля легкокавалерийская, офицерская, строевая, парадно-выходная, боевая, кавалерийского типа, предназначенная для офицерского состава легкой кавалерии, формирований гусар и конных егерей, Французской Революционной Армии (оригинальное название вооруженных сил на французском языке; Armée Révolutionnaire Fançaise), Французской Императорской Армии (оригинальное название рода войск на французском языке; Armée Impériale; Grande Armée), Вооруженных Сил Франции (оригинальное название вооруженных сил на французском языке; Forces Armées Françaises), гусарского образца эфеса, венгерского типа, общего производственного выпуска конца XVIII-начала XIX вв. (до регламента IX года/1800-1801 гг.).
Оригинальное название оружия на французском языке; Sabre d’officier de cavalerie légère.
Периоды Французского Консулата (1799–1804 гг.) и Первой Французской Империи (1804-1815 гг.).
Немецкое производственное изготовление клинка сабли, оружейных мастеров города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска конца XVIII-начала XIX вв. (до регламента IX года/1800-1801 гг.).
Французское производственное изготовление эфеса и ножен сабли, а также сборка всего оружия в единый комплект, выпуска конца XVIII-начала XIX вв. (до регламента IX года/1800-1801 гг.).
Время консульства Наполеона Бонапарта (1799-1804 гг.).
Время правления императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.).
Период Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

Оригинал, подлинник.

Подарочная коробка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.




Экспертное заключение.
Особенности: редкий тип служебного оружия.
Размеры сабли:
Общая длина (в ножнах) – 1007 мм.
Длина клинка с рукоятью (без ножен) – 964 мм.
Длина клинка без рукояти – 827 мм.
Ширина клинка у основания (пята) – 30 мм.
Длина ножен – 868 мм.
Толщина обуха – 9 мм.
Демонтаж эфеса не производился.
Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, кожа, резка, краситель, волочение, литье, штамп, дерево, шлифовка, медь, слесарная обработка, многолезвийный инструмент, позолота, дерево, воронение, гравировка, проволока, пайка, инкрустация золотом.
Сохранность: хорошее коллекционное состояние, общий износ (ношение). Вмятины, царапины. Оксидные и патинированные процессы. Утрата значительной части позолоты на полотне клинка. Незначительный люфт эфеса. Утрата втулки ножен. Утрата воронения на полотне клинка. Утрата двух деревянных вставок ножен. Утрата амортизирующего ограничителя (прокладки). Утрата значительной части позолоты на эфесе и ножнах. Перезаточка лезвия полотна клинка.
Оценка состояния сабли: (5 из 5) 4-.
Описание сабли:
Клинок.
Клинок сабли выполнен из стали, кованый, со средней выраженной закалкой, с одним широким двухсторонним долом, с изгибом средней величины, с плавным сужением на оконечную часть, полулистовидного (копьевидного) типа, пятигранный в сечении основной части (кроме пяты), двугранный в сечении в оконечной части.


Полотно клинка подвергалось шлифованным и полировальным работам.
Лезвие по всей нижней кромке («верхнее ребро») за исключением пяты, заточено. Первоначальная фабричная заточка просматривается (в самом начале). Также просматривается и вторичная заточка лезвия полотна клинка (в окончание), которая скрывает, то есть нивелирует, следы деформации металла, связанные с соприкосновением с другим длинноклинковым холодным оружием.
Там же просматриваются следы деформации металла, связанные с соприкосновением с другим длинноклинковым холодным оружием, которые были полностью не перезаточены и выраженные в виде зарубин.
Не рабочая, начальная часть лезвия полотна клинка, предназначенную для парирования ударов («Фебль»; Faible — от французского слабый) имеет средние выраженные характеристики заточки, оконечная часть лезвия полотна клинка, рабочая часть, предназначенная для рубки («Форте»; Forte, от французского — сильный), имеет сильные выраженные характеристики заточки.
Оконечность самого боевого конца, имеет сильно выраженные параметры заточки.











Усилитель основания клинка — пята («пятка», или рикассо; итальянский язык ricasso) имеет слабовыраженную прямоугольную площадку, со скосами на внешнюю часть полотна. Торцевая нижняя часть детали имеет покатую поверхность.
Полотно клинка с обеих сторон, приблизительно на 1/3 покрыто орнаментом выполненное в технике гравировки при помощи штихельного инструмента, позолоты и воронения синего цвета (включая и обух).
Примечание:
Воронение синего цвета на полотне клинка полностью утрачено, в виду долгой эксплуатации оружия.
С правой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие композиции, начиная от пяты (за исключением растительного орнамента): изображение картуша с линейным диагональным заполнением и пышным барочным обрамлением (так называемый «золингеновский домик»), далее изображение предметов воинской арматуры состоящие из двух копий и других стилизованных, неопределенных предметов.





С левой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие композиции, начиная от пяты (за исключением растительного орнамента): изображение картуша с линейным диагональным заполнением и пышным барочным обрамлением (так называемый «золингеновский домик»), далее изображение горизонтального картуша с каббалистическими знаками и пальметтами по сторонам, еще далее изображение предметов воинской арматуры состоящие из стрелы от лука, колчана для стрел лука и других стилизованных, неопределенных предметов.






Усилитель конструкции верхней части полотна клинка — обух («нижнее ребро», ребро жесткости) имеет плоскую поверхность. На детали в ее начальной части можно наблюдать изображение цветка, так называемой «золингеновской розы».



На полотне клинка, можно наблюдать незначительные следы хаотичных, выемчатых углублений полученных в результате термической обработки металла (закалки), в особенности в оконечной его части, где металл тоньше. Также на данном участке можно наблюдать следы коррозийных процессов.
Примечание:
Долы были предназначены для облегчения веса конструкции полотна клинка.
Примечание:
Слой позолоты и воронения наносился не только с целью красивого оформления оружия, но и с практической целью для защиты металла от коррозии. Обычно его наносили в первой, начальной части клинка, которая не была предназначена для рубяще-колюще-режущего и ударно-дробящего действия.
Примечание:
Баланс клинка (в комплекте с эфесом) приходится на оконечную часть. По своим боевым характеристикам, клинок сабли (в комплекте с рукоятью), предназначался для рубящего удара и колющих и режущих действий.
Точка равновесия полотна сабли находилась на расстояние 4.17 дюйма (106 мм.) от рукояти, что характерно для кавалерийского холодного оружия (приблизительно менее 4 дюймов, рассматриваются как критерии пехотного холодного оружия).
Недостаточный баланс на оконечную часть объясняется стачиванием металла на оконечной части полотна клинка.
Рубящий удар средней заточки наносился за счет инерции движения всадника и лошади. Как правило, сильная заточка на саблях данного типа не производилась, вследствие опасения сильной деформации металла за счет тонкого лезвия.
В данном случае была произведена перезаточка кромки лезвия полотна клинка в оконечной части детали, по собственному усмотрению владельца, с целью скрыть следы зазубрин, при которых рубящие действия сабли не могли бы выполняться полностью эффективно. Также зазубрины влияли на внешний вид оружия, которое надлежало держать в соответствующем виде.

Фотография окончания полотна клинка, где можно отчетливо наблюдать следы хаотичных, выемчатых углублений, полученных в результате термической обработки металла, а также наложенных на них оксидных процессов.

Фотография кромки лезвия полотна клинка, со следом зазубрины на металле, полученной в результате соприкосновения с другим холодным длинноклинковым оружием, которая так и не была полностью снивелирована (перезаточена).

Фотография кромки лезвия полотна клинка, где можно наблюдать следы вторично-третичной перезаточки оружия.
Эфес:
Эфес сабли состоит из трех основных частей:
1. Рукояти эфеса сабли, округлой формы, выполненной из дерева, с обтяжкой из крученой и дротовой проволоки, выполненной из меди.
Обмотка из проволоки обеспечивало более надежное удержание рукояти эфеса в руке, за счет большего трения.



2. Монолитного прямого защитного перекрестия и защитной боковой дужки прямоугольно-округлой конфигурации и двух выступающих лучей округло-ромбической конфигурации эфеса сабли. Детали выполнены из латуни, с остатками следов позолоты, которая сохранилась лишь на труднодоступных периферийных участках.
Деталь оформлена линейно-волнистым орнаментом полученного с помощью штихельного инструмента, методом гравировки данного элемента конструкции.
Перекрестие было предназначено для защиты руки владельца сабли от клинкового оружия противника, а также действовало, как ограничитель движения руки по направление к лезвию.
В верхней части защитного перекрестия, которое нарочито загнуто вниз, можно увидеть выступающий наружу округлый «отросток». Деталь была предназначена для «ловли» клинкового оружия на перекрестие, нарочито загнутое перекрестие этому способствовало. При ударе, данный выступ нейтрализовал скольжение клинка противника на руку владельца сабли.
Лучи перекрестия декорированы растительно-зубчатым орнаментом полученного с помощью штихельного инструмента, методом гравировки данного элемента конструкции.
Нижние лучи перекрестия были предназначены для блокировки ударов оружия противника («ловля» клинка противника на перекрестие), а также пазом для крепежа с ножнами сабли.
Верхние лучи перекрестия играл роль фиксатора для рукояти.
Боковая дужка декорирована шаровидными элементами, а также выгнутым завершением с крепежным пазом.
Примечание:
Предположительно, что фиксация защитной дужки к торцевому отверстию в навершие была произведена методом крепления на «ласточкин хвост» (крепеж деталей, с помощью вставки конца остроконечного раздвоения одного элемента в крепежный паз другого при помощи ударного или силового воздействия).
Боковая защитная дужка была предназначена для защиты руки владельца сабли от клинкового оружия противника.
3. Навершия эфеса сабли и его шайбы, выполненных из латуни, с остатками следов позолоты, которое сохранилась лишь на труднодоступных периферийных участках (только навершие).
Деталь округло-граненной формы, декорирована растительным орнаментом полученного при помощи штихельного инструмента, методом гравировки, данного элемента.
Верхняя часть навершия полусферической формы, с углублениями. На верхней части детали можно наблюдать шайбу со сквозным отверстием и выступающий наружу хвостовик клинка, заклепанный с помощью ударного воздействия.
С торцевой, тыльной стороны навершия можно наблюдать отверстие для соединения с дужкой эфеса. Деталь также была предназначена для крепежа верхней части рукояти.
Примечание:
Позолота наносилась не только с целью красивого оформления оружия, но и с практической целью — предотвращала оксидные процессы (в отличие от золота, латунь и медь были достаточно сильно подвержены оксидным воздействиям, вследствие чего на нем появлялся налет коричневого и зеленого цвета).
Примечание:
Эфес сабли (кроме удержания его в руке), был предназначен для защиты руки от повреждений, вследствие возможных, потенциальных ударов холодного оружия противника, а также для блокирующих, отражающих действий.




















Ножны.
Ножны сабли состоят из четырех основных частей:
1. Основы ножен сабли, выполненной из листового металла, выполненной методом выколотки, соответствующей конфигурации полотна клинка. Деталь изготовлена из латуни. Элемент имеет ромбическую форму, состоит из шести граней.
Крепежный, соединительный шов на торцевой внешней части детали, не прослеживается (скрыт следами патины, заполирован).


2. Верхней латунной обоймицы ножен сабли, с ушком и подвижным портупейным кольцом, также выполненные из латуни.
Деталь выполнена методом литья и выколотки.
Крепежные, соединительные швы не прослеживаются (скрыты следами патины, заполированы).
Декор деталей состоит из выпукло-линейного орнамента.
Деталь была предназначена, для портупейного ременного ношения, а также для защиты верхней части ножен от повреждений.
3. Нижней латунной обоймицы ножен сабли, с ушком и подвижным портупейным кольцом, также выполненные из латуни.
Деталь выполнена методом литья и выколотки.
Крепежные, соединительные швы не прослеживаются (скрыты следами патины, заполированы).
Декор деталей состоит из выпукло-линейного орнамента.
Деталь была предназначена, для портупейного ременного ношения, а также для защиты верхней части ножен от повреждений.
4. Башмака ножен сабли, выполненного из латуни. Крепежный, соединительный шов с основой ножен не прослеживается (скрыт следами патины, заполирован).
Деталь выполнена методом литья.
Деталь была предназначена для защиты нижней части ножен от повреждений.
Примечание:
Ножны имели два основных функциональных назначения:
а) защита клинка сабли от коррозии.
б) защита владельца сабли, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.
















Выводы экспертизы:
Предмет можно идентифицировать с легкокавалерийской, офицерской, строевой, парадно-выходной, боевой саблей, кавалерийского типа, предназначенной для офицерского состава легкой кавалерии, формирований гусар и конных егерей, Французской Революционной Армии (оригинальное название вооруженных сил на французском языке; Armée Révolutionnaire Fançaise), Французской Императорской Армии (оригинальное название рода войск на французском языке; Armée Impériale; Grande Armée), Вооруженных Сил Франции (оригинальное название вооруженных сил на французском языке; Forces Armées Françaises), гусарского образца эфеса, венгерского типа, общего производственного выпуска конца XVIII-начала XIX вв. (до регламента IX года/1800-1801 гг.), (оригинального названия оружия на французском языке; Sabre d’officier de cavalerie légère), периодов Французского Консулата (1799–1804 гг.) и Первой Французской Империи (1804-1815 гг.), немецкого производственного изготовления клинка сабли, оружейных мастеров города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска конца XVIII-начала XIX вв. (до регламента IX года/1800-1801 гг.), французского производственного изготовления эфеса и ножен сабли, а также сборка всего оружия в единый комплект, выпуска конца XVIII-начала XIX вв. (до регламента IX года/1800-1801 гг.), времени консульства Наполеона Бонапарта (1799-1804 гг.), времени правления императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.), периода Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).
Исходя из богатого художественного оформления полотна клинка, можно сделать вывод, что сабля принадлежит к офицерскому составу (на солдатских саблях, полотна клинков гладкие, сами сабли нижних чинов, более массивных размеров по сравнению с офицерскими экземплярами).
Судя по так называемым «золингеновским домикам» и «золингеновской розы», которые прослеживаются на полотне, производственное изготовление клинка можно отнести к немецким мастерам-оружейникам, города Золингена (в настоящее время Земля Северный Рейн-Вестфалия), изготовления выпуска конца XVIII-начала XIX вв.
Эфес по ее стилистическим особенностям можно также отнести к периоду выпуска, конца XVIII-начала XIX вв., и определить французским производственным изготовлением. Также по стилистическим особенностям эфес можно определить как гусарский образец, венгерского типа (наличие лучей перекрестия, более-менее массивного навершие).
Общий вид сабли, судя по стилистическим особенностям, характерен для вооружения офицерского состава подразделений французских полков гусар и конных егерей, периодов Французского консулата (1799–1804 гг.) и Первой Французской Империи (1804-1815 гг.).
Сабля данного образца, предназначенная для кавалерии гусар и конных гренадеров, была замена на легкокавалерийский образец сабли, модели IX года (1800-1801 гг.), согласно регламенту.
Варианты офицерских лёгких кавалерийских сабель похожего дизайна эфеса и клинка, называвшиеся «a la hongrois» и «a l’allemande» («венгерскими» и «немецкими»), производились во Франции уже в правление короля Людовика XVI (с 1770-х гг.).
Сабля данного образца, предназначенная для кавалерии конных гренадеров, была замена на легкокавалерийский образец сабли, модели IX года (1800-1801 гг.), согласно регламенту (Sabre d’officier de cavalerie légère modèle de l’AN XI).
Примечание:
Сокращение из двух латинских букв AN обозначает французское слово Année (русский перевод; «Год»). Римские цифры IX обозначают 9-й год по республиканскому календарю, который был учрежден 21 сентября 1792 года, со дня провозглашения Национальном Конвентом Первой Французской Республики (1792-1804 гг.).
Но старые образцы могли вполне существовать с новыми регламентированными экземплярами. После битвы при Ватерлоо 18 июня 1815 года, все старые экземпляры кавалерийского холодного оружия были практически сняты с вооружения.
Легкокавалерийские сабли периода наполеоновских войн (1799-1815 гг.), были заменены на новые модели оружия, при правлении короля Франции Людовик XVIII (1813-1815 гг. и 1815-1824 гг.). Были введены офицерские и солдатские сабли легкой кавалерии, образцов (моделей) 1816 года и 1822 года, которые «вытеснили» из вооруженных сил Французского Королевства старые наполеоновские образцы кавалерийского холодного оружия, в самые кратчайшие сроки.
Выпускались еще солдатские сабли модели XI года, образца 1814 года, но очень в ограниченном количестве. Единственное отличие от наполеоновского образца оружия, это отсутствие латунных накладок на рукояти и более облегченный вес конструкции. Сабли производились для легкой и линейной кавалерии с прогибом полотна клинка 53 мм., и для тяжелой кавалерии с прогибом полотна клинка 36 мм.
Примечание:
Носилась сабля при мундире, с его левой стороны, на портупейном ремне. К сабле мог полагаться темляк.
Примечание:
Сабля, а вернее ее владелец с большей долей вероятности, могли принимать участие в Наполеоновских войнах (1799-1815 гг.).

Рисунок французского художника-баталиста Жозефа Луи Ипполита Белланже (1800-1866 гг.) с изображения французского конного егеря из Императорской Гвардии (оригинальное название формирования на французском языке; Chasseurs à cheval de la Garde impériale), с офицерской легкокавалерийской саблей в правой руке, периода вторжения в Российскую Империю, в 1812 году. Рисунок взят из книги Поля Матье Лорана де л’Ардеша (1793-1877 гг.), изданной в 1842 году, в городе Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургской Губернии.
Примечание:
Конные французские егеря были сформированы 30 мая 1796 года.
Конно-гвардейские французские егеря были сформированы указом от 3 января 1800 года, в количестве 4 офицера и 113 рядовых.
Примечание:
Холодное оружие на тот период стоило довольно дорого, и эксплуатировалось на максимальные его возможности (до 40-50 лет), даже с принятием на вооружение другой модели оружия.
Но данная сабля, скорее всего после окончания Наполеоновских Войн (1799-1815 гг.) уже не эксплуатировалась, в виду ее сильного износа.
Оружие получило «чердачное хранение» за ненадобностью, особенно хочется отметить разный цвет патины, на ножнах подтверждающий ее «чердачное хранение» (верхний слой детали оксидировался больше чем нижний, за счет большого притока воздуха).

Фотография оставшегося в живых ветерана Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) месье Майре 7-го гусарского полка (оригинальное название полка на французском языке; 7e régiment de hussardà cheval), Французской Императорской Армии, проходившего в нем службу в период 1809-1815 гг., во время церемонии награждения медалью Святой Елены. Снимок был сделан 5 мая 1858 года.

Фотография оставшегося в живых французского ветерана наполеоновских войн (1799-1815 гг.) Жана Шарля Дюбуса, призывника 1810 года, Французской Императорской Армии. Поступил на службу в 9-й гусарский полк 28 февраля 1813 года, 26 августа 1813 года был ранен в руку саблей. Переведен 6-й гусарский полк 6 июня 1814 года, демобилизован 30 сентября 1815 года. Снимок был сделан после 1857 года, так как на его груди медаль Святой Елены, учрежденная 12 августа 1857 года, учрежденная декретом императора Франции Наполеоном III (1852-1870 гг.) в память о военных компаниях Франции в период 1792-1815 гг.


Изображения раненных солдат полученных после битвы при Ватерлоо 18 июня 1815 года. Судя по лицам, люди испытывали невыносимые страдания, медицина на тот момент была не достаточно развита, отсутствия морфия приводила к болевому шоку, вследствие чего зачастую наступала смерть. По всей видимости, на рисунке, судя по усам, показаны французские солдаты. Предположительно, что раны на голове получены от сабельных ударов. Скорее всего, что такие раны могли нанести британские сабли, предназначенные для легкой кавалерии модели 1796 года (сабля имела незначительный вес клинка, отсюда не столь глубокие раны) или прусские кавалерийские сабли, предназначенные для легкой кавалерии модели 1811 года (сабля также имела незначительный вес клинка).
Рисунки акварелью были сделаны английским (шотландским) военным хирургом Чарльзом Беллом (1774-1842 гг.).
Данный образец французско-немецкого холодного оружия, представляет очень редкую историческую и художественную ценность, музейного значения, является предметом коллекционирования и собирания немецкого и французского антикварного холодного оружия.
Экспертиза данной сабли выполнена на основании визуального обследования предмета, без демонтажа ее эфеса.
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — сабля легкокавалерийская, офицерская, строевая, парадно-выходная, боевая, кавалерийского типа, предназначенная для офицерского состава легкой кавалерии, формирований гусар и конных егерей, Французской Революционной Армии (оригинальное название вооруженных сил на французском языке; Armée Révolutionnaire Fançaise), Французской Императорской Армии (оригинальное название рода войск на французском языке; Armée Impériale; Grande Armée), Вооруженных Сил Франции (оригинальное название вооруженных сил на французском языке; Forces Armées Françaises), гусарского образца эфеса, венгерского типа, общего производственного выпуска конца XVIII-начала XIX вв. (оригинального названия оружия на французском языке; Sabre d’officier de cavalerie légère), (до регламента IX года/1800-1801 гг.), периодов Французского Консулата (1799–1804 гг.) и Первой Французской Империи (1804-1815 гг.), немецкого производственного изготовления клинка сабли, оружейных мастеров города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска конца XVIII-начала XIX вв. (до регламента IX года/1800-1801 гг.), французского производственного изготовления эфеса и ножен сабли, а также сборка всего оружия в единый комплект, выпуска конца XVIII-начала XIX вв. (до регламента IX года/1800-1801 гг.), времени консульства Наполеона Бонапарта (1799-1804 гг.), времени правления императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.), периода Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) — признается культурной ценностью.
Экспертное заключение (исследование) провел аттестованный эксперт Министерством Культуры РФ (специализация, холодное оружие и фалеристические материалы) Корниенко Александр Александрович.
Цена: 500.000 р.
Купить