Сабля пехотная, офицерская, строевая, парадно-выходная, боевая, пехотного типа, предназначенная для офицерского состава, формирований пехотных полков, Французской Императорской Армии (оригинальное название рода войск на французском языке; Armée Impériale; Grande Armée), Вооруженных Сил Франции (оригинальное название вооруженных сил на французском языке; Forces Armées Françaises), образца (модели) 1804 года, гусарского образца эфеса, венгерского типа, общего производственного выпуска начала XIX века-1813 год. Оригинальное название оружия на французском языке; Sabre d’officier d’infanterie modèle 1804. Период Первой Французской Империи (1804-1815 гг.). Немецкое производственное изготовление клинка сабли, оружейных мастеров города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска начала XIX века. Французское производственное изготовление эфеса и ножен сабли, а также сборка всего оружия в единый комплект, выпуска 1804-1813 гг. Время правления императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.). Период Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).
Описание:
Сабля пехотная, офицерская, строевая, парадно-выходная, боевая, пехотного типа, предназначенная для офицерского состава, формирований пехотных полков, Французской Императорской Армии (оригинальное название рода войск на французском языке; Armée Impériale; Grande Armée), Вооруженных Сил Франции (оригинальное название вооруженных сил на французском языке; Forces Armées Françaises), образца (модели) 1804 года, гусарского образца эфеса, венгерского типа, общего производственного выпуска начала XIX века-1813 год.
Оригинальное название оружия на французском языке; Sabre d’officier d’infanterie modèle 1804.
Период Первой Французской Империи (1804-1815 гг.).
Немецкое производственное изготовление клинка сабли, оружейных мастеров города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска начала XIX века.
Французское производственное изготовление эфеса и ножен сабли, а также сборка всего оружия в единый комплект, выпуска 1804-1813 гг.
Время правления императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.).
Период Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

Оригинал, подлинник.

Подарочная коробка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.




Экспертное заключение.
Особенности: редкий тип сохранившегося служебного оружия.
Размеры сабли:
Общая длина (в ножнах) – 869 мм.
Длина клинка с рукоятью (без ножен) – 839 мм.
Длина клинка без рукояти – 705 мм.
Ширина клинка у основания (пята) – 29 мм.
Длина ножен – 735 мм.
Толщина обуха – 9 мм.
Демонтаж эфеса не производился.
Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, полировка, штамп, литье, кожа, дубление, пайка, штихельный инструмент, золочение, серебрение, эбеновое дерево («черное дерево»), воронение, гравировка, клей, латунь, резка, выколотка, пайка оловом, гладило.
Сохранность: хорошее коллекционное состояние, общий износ (ношение). Забоины, царапины. Незначительный люфт эфеса. Оксидные и патинированные процессы. Частичная утрата слоя серебрения и золочения на приборе эфеса и ножен. Утрата амортизирующего ограничителя (прокладки). Незначительный износ кожи ножен. Утрата крепежной скобы на наконечнике ножен. Частичная утрата воронения и золочения на полотне клинка. Утрата части рельефа на рукояти.
Оценка состояния сабли: (5 из 5) 4.
Описание сабли:
Клинок.
Клинок сабли выполнен из стали, кованый, со средней выраженной закалкой, с одним широким двухсторонним долом, с изгибом средней величины, с плавным сужением на оконечную часть, полулистовидного (копьевидного) типа, пятигранный в сечении основной части (кроме пяты), четырехгранный в сечении в оконечной части.


Полотно клинка подвергалось шлифованным и полировальным работам.
Лезвие по всей нижней кромке («верхнее ребро») за исключением пяты, заточено. Первоначальная фабричная заточка просматривается (в самом начале). Также просматривается и вторичная заточка лезвия полотна клинка (в окончание), которая скрывает, то есть нивелирует, следы деформации металла, связанные с соприкосновением с другим длинноклинковым холодным оружием.
Там же просматриваются следы деформации металла, связанные с соприкосновением с другим длинноклинковым холодным оружием, которые были полностью не перезаточены и выраженные в виде небольших зарубин.












Не рабочая, начальная часть лезвия полотна клинка, предназначенную для парирования ударов («Фебль»; Faible — от французского слабый) имеет средние выраженные характеристики заточки, оконечная часть лезвия полотна клинка, рабочая часть, предназначенная для рубки («Форте»; Forte, от французского — сильный), имеет сильные выраженные характеристики заточки.
Оконечность самого боевого конца, имеет средние выраженные параметры заточки.
Кромки его лезвия также имеют средние выраженные параметры заточки.
В оконечной части полотна клинка, можно наблюдать следы хаотичных, выемчатых углублений полученных в результате термической обработки металла (закалки). Такие особенности часто встречаются на участках полотна клинка, где металл тоньше.
Усилитель основания клинка — пята («пятка», или рикассо; итальянский язык ricasso) имеет слабовыраженную прямоугольную площадку, со скосами на внешнюю часть полотна. Торцевая нижняя часть детали имеет покатую поверхность.
Полотно клинка с обеих сторон, приблизительно на 1/3 покрыто орнаментом выполненное в технике гравировки при помощи штихельного инструмента, позолоты и воронения синего цвета (включая и обух).
Примечание:
Воронение синего цвета и золочение на полотне клинка значительно утрачено в виду долгой эксплуатации оружия.
Усилитель конструкции верхней части полотна клинка — обух («нижнее ребро», ребро жесткости) имеет плоскую поверхность. На детали в ее начальной части можно наблюдать изображение цветка, так называемой «золингеновской розы».

С правой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие композиции, начиная от пяты: изображение картуша с линейным диагональным заполнением и пышным барочным обрамлением (так называемый «Золингеновский домик»), далее изображение предметов воинской арматуры состоящих из барабана, знамени, ружья с примкнутым штыком, растущего дерева. Далее изображение двойного горизонтального картуша с изображением солнца с человеческим ликом в анфас и полумесяца, еще далее изображение веночной виньетки и виньетки.





С левой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие композиции, начиная от пяты: изображение картуша с линейным диагональным заполнением и пышным барочным обрамлением (так называемый «Золингеновский домик»), далее изображение предметов воинской арматуры состоящих из артиллерийского орудия с цепью, знамени и цветка, еще далее изображение виньетки с цветком, еще далее изображение предметов воинской арматуры состоящих из стрелы, артиллерийского орудия, сигнальной горна, а также четырех гренад (гранат) и виньетки.






Примечание:
Долы были предназначены для облегчения веса конструкции полотна клинка.
Примечание:
Слой позолоты и воронения наносился не только с целью красивого оформления оружия, но и с практической целью для защиты металла от коррозии. Обычно его наносили в первой, начальной части клинка, которая не была предназначена для рубяще-колюще-режущего и ударно-дробящего действия.
Примечание:
Баланс клинка (в комплекте с эфесом) равномерно распределен по всей длине полотна клинка, с некоторым уклоном на оконечную часть.
По своим боевым характеристикам, клинок сабли (в комплекте с рукоятью), предназначался для двухстороннего рубящего удара и колющих действий.
Точка равновесия полотна сабли находилась на расстояние 3.19 дюйма (81 мм.) от рукояти, что характерно для пехотного холодного оружия (приблизительно более 4 дюймов, рассматриваются как критерии кавалерийского холодного оружия).
Как правило, сильная заточка кромки полотна клинка на саблях данного типа не производилась, вследствие опасения сильной деформации металла за счет тонкого лезвия. Офицер линейной пехоты, как правило, командовал залповым огнем огнестрельного оружия солдат, за счет поднимания и опускания сабли при выстреле.
В данном случае была произведена перезаточка кромки лезвия полотна клинка в оконечной части детали, по собственному усмотрению владельца.

Фотография окончания полотна клинка, где можно отчетливо наблюдать следы хаотичных, выемчатых углублений, полученных в результате термической обработки металла, а также наложенных на них оксидных процессов.
Эфес:
Эфес сабли состоит из трех основных частей:
1. Рукояти эфеса сабли, подпрямоугольно-округлой формы, выполненной из эбенового дерево («черного дерева»), коричневого цвета, с сетчатым углубленным, рельефным рисунком с боковых сторон и с линейной, углубленной, рельефной линейной орнаментацией с торцевых сторон. Декор получен путем резки материала.
Данный рельеф обеспечивал более надежное удержание рукояти эфеса в руке, за счет большего трения.
Рельеф детали верхней части сильно изношен как от правой руки при боевом положении, так и от левой руки при удерживании оружия, как в строю, так и при передвижении.



2. Монолитного прямого защитного перекрестия, защитной боковой дужки прямо-округлой конфигурации и двух выступающих лучей округло-ромбической конфигурации эфеса сабли. Детали выполнены из латуни, с остатками следов серебрения, которое сохранилось лишь на труднодоступных, углубленных периферийных участках.
Детали оформлены линейно-волнистым орнаментом полученного с помощью штихельного инструмента, методом гравировки данного элемента конструкции.
Перекрестие было предназначено для защиты руки владельца сабли от клинкового оружия противника, а также действовало, как ограничитель движения руки по направление к лезвию.
В верхней части защитного перекрестия, которое нарочито загнуто вниз, можно увидеть выступающий наружу округло-граненный «отросток». Деталь была предназначена для «ловли» клинкового оружия на перекрестие, нарочито загнутое перекрестие этому способствовало. При ударе, данный выступ нейтрализовал скольжение клинка противника на руку владельца сабли.
Нижние лучи перекрестия были предназначены для блокировки ударов оружия противника («ловля» клинка противника на перекрестие), а также пазом для крепежа с ножнами сабли.
Верхние лучи перекрестия играл роль фиксатора для рукояти.
Примечание:
Предположительно, что фиксация защитной дужки к торцевому отверстию в навершие была произведена методом крепления на «ласточкин хвост» (крепеж деталей, с помощью вставки конца остроконечного раздвоения одного элемента в крепежный паз другого при помощи ударного или силового воздействия) или с помощью крепежа на резьбу.
Боковая защитная дужка имеет ажурную конфигурацию, состоящую их округло-граненных переходов.
Боковая защитная дужка была предназначена для защиты руки владельца сабли от клинкового оружия противника.
3. Навершия эфеса сабли и его шайбы, выполненных из латуни, с остатками следов серебрения, которое сохранилась лишь на труднодоступных, углубленных периферийных участках.
Деталь округло-граненной формы.
Верхняя часть навершия полусферической формы, с углублениями. На верхней части детали можно наблюдать шайбу со сквозным отверстием и выступающий наружу хвостовик клинка, заклепанный с помощью ударного воздействия.
С торцевой, тыльной стороны навершия можно наблюдать отверстие для соединения с дужкой эфеса. Деталь также была предназначена для крепежа верхней части рукояти.
Примечание:
Серебрение наносилось не только с целью красивого оформления оружия, но и с практической целью — предотвращала оксидные процессы (в отличие от золота, латунь и медь были достаточно сильно подвержены оксидным воздействиям, вследствие чего на нем появлялся налет коричневого и зеленого цвета).
Примечание:
Эфес сабли (кроме удержания его в руке), был предназначен для защиты руки от повреждений, вследствие возможных, потенциальных ударов холодного оружия противника, а также для блокирующих, отражающих действий.



















Ножны.
Ножны сабли состоят из четырех основных частей:
1. Основа ножен сабли, выполнена из одного куска дубленной кожи, соответствующего конфигурации полотна клинка.
Кусок прошит черной нитью в технике крест-накрест на тыльной стороне детали. Затем кожа подверглась дублению и окрашиванию в черный цвет, а после монтировки всех металлических частей ножен была покрыта защитным лаком, с частичной утратой данного слоя.


2. Втулки устья ножен сабли, выполненной из латуни, со следами серебряного покрытия.
Деталь выполнена методом литья.
Крепежный шов по отношению устью не прослеживается, материал пайки не ясен (скрыт следами серебрения, заполирован). На детали просматриваются два сквозных паза для размещения лучей перекрестия эфеса.
Деталь была предназначена для усиления конструкции верхней части устья ножен, а также для размещения нижних лучей перекрестия эфеса.
3. Устья ножен сабли и его шпенька, изготовленных из латуни, со следами покрытия слоем серебра, которое сохранилась лишь на труднодоступных, углубленных периферийных участках.
Детали выполнены методом выколотки и литья.
На поверхности устья можно наблюдать следы обработки гладилом.
Стыковой шов на устье с торцевой внешней стороны прослеживается, материал пайки не ясен.
Шпенек округлой формы, с массивным дротовым основанием. Крепеж шпенька к устью, после монтировки, осуществлен при помощи пайки оловом.
Крепеж устья к основе ножен был осуществлен при помощи клея и металлического штыря (отсутствует).
Декор устья, как лицевой, так и оборотной стороны, состоит из ажурного исполнения нижней его части, в виде волнисто-прямого завершения краев, а также линейной, горизонтально-наклоненной орнаментации.
Орнамент получен с помощью штихельного инструмента, методом гравировки данного элемента конструкции.
Деталь была предназначена, для ременного ношения на перевязи, а также для защиты верхней части ножен от повреждений.
4. Наконечника ножен сабли и его «башмака, выполненных из латуни, со следами покрытия слоем позолоты, которое сохранилась лишь на труднодоступных, углубленных периферийных участках.
Стыковой шов на наконечнике, с торцевой внешней стороны не прослеживается, материал пайки не ясен (заполирован).
Стыковой шов межу наконечником и его «башмаком» прослеживается, выполнен пайкой оловянным припоем.
Детали выполнены методом выколотки и литья.
Крепеж наконечника к основе ножен осуществлен при помощи клея и латунной скобы.
Декор наконечника, как лицевой, так и оборотной стороны, состоит из ажурного исполнения верхней его части, в виде волнисто-прямого завершения краев, а также линейной, горизонтально-наклоненной орнаментации.
Орнамент получен с помощью штихельного инструмента, методом гравировки данного элемента конструкции.
Деталь была предназначена для защиты нижней части ножен от повреждений.
Примечание:
Серебрение и позолота наносились не только с целью красивого оформления оружия, но и с практической целью — предотвращала оксидные процессы (в отличие от золота, латунь и медь были достаточно сильно подвержены оксидным воздействиям, вследствие чего на нем появлялся налет коричневого и зеленого цвета).
Примечание:
Ножны имели два основных функциональных назначения:
а) защита клинка сабли от коррозии.
б) защита владельца сабли, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

















Выводы экспертизы:
Предмет можно идентифицировать с пехотной, офицерской, строевой, парадно-выходной, боевой саблей, пехотного типа, предназначенная для офицерского состава, формирований пехотных полков, Французской Императорской Армии (оригинальное название рода войск на французском языке; Armée Impériale; Grande Armée), Вооруженных Сил Франции (оригинальное название вооруженных сил на французском языке; Forces Armées Françaises), образца (модели) 1804 года, гусарского образца эфеса, венгерского типа, общего производственного выпуска начала XIX века-1813 года (оригинального названия оружия на французском языке; Sabre d’officier d’infanterie modèle 1804), периода Первой Французской Империи (1804-1815 гг.), немецкого производственного изготовления клинка сабли, оружейных мастеров города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска начала XIX века, французского производственного изготовления эфеса и ножен сабли, а также сборка всего оружия в единый комплект, выпуска 1804-1813 гг., времени правления императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.), периода Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).
Судя по так называемым «золингеновским домикам» и «золингеновской розы», которые прослеживаются на полотне, производственное изготовление клинка можно отнести к немецким мастерам-оружейникам, города Золингена (в настоящее время Земля Северный Рейн-Вестфалия), изготовления выпуска начала XIX века, хотя судя по стилистическим особенностям рисунка на полотне клинка можно поставить дату изготовления и концом XVIII века.
Датировка начальной даты изготовления 1804 год, обусловлена, регламенту согласно которому, был введен официальный образец, пехотной офицерской сабли, которая частично заменила предыдущие образцы пехотного офицерского оружия.
Датировка окончательной даты изготовления 1813 год, обусловлена окончание периода военного влияние императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.) в Германии, после его поражения в «Битве народов» под Лейпцигом, в Саксонии 16 – 19 октября 1813 года, вследствие чего экспорт немецких клинков во Францию прекратился.
Но судя по сильному износу оружия можно предположить, что оно было выпущено, где-то приблизительно в 1804-1805 гг. (для такого износа оружия приблизительно надо как минимум 10 лет).
Эфес по его стилистическим особенностям можно также отнести к периоду выпуска, конца XVIII-начала XIX вв., и определить французским производственным изготовлением. Также по стилистическим особенностям эфес можно определить как гусарский образец, венгерского типа (наличие лучей перекрестия, более-менее массивного навершие).
Варианты офицерских лёгких кавалерийских сабель похожего дизайна эфеса и клинка, называвшиеся «a la hongrois» и «a l’allemande» («венгерскими» и «немецкими»), производились во Франции уже в правление короля Людовика XVI (с 1770-х гг.).
Примечание:
Изображения полумесяца со звездой (гербовая символика Османской Империи) и головы в тюрбане ставились на полотнах французских сабель во время и после Египетского похода (1798-1801 гг.) командующего экспедиционными силами Франции и Первого Консула Франции, Наполеона Бонапарта (1799-1804 гг.) против Османской Империи, как дань моде.
Примечание:
Носилась сабля при мундире, с его левой стороны, на портупейном ремне. К сабле мог полагаться темляк.
Примечание:
Сабля, а вернее ее владелец, с большей долей вероятности, в виду ее сильного износа, могли принимать участие в Наполеоновских войнах (1799-1815 гг.).
Примечание:
Холодное оружие на тот период стоило довольно дорого, и эксплуатировалось на максимальные его возможности (до 40-50 лет), даже с принятием на вооружение другой модели оружия.
Но данная сабля, после окончания Наполеоновских Войн (1799-1815 гг.) уже не использовалась или использовалась непродолжительное время. Обстоятельства данного предположения основаны на ее сильном износе, а также о стирание памяти связанной с императором Франции Наполеоном Бонапартом (1804-1815 гг.), которой так добивались роялисты (данная сабля была введена императорским регламентом).
При короле Франции Людовик XVIII (1813-1815 гг. и 1815-1824 гг.), была введена офицерская шпага для офицеров линейной пехоты образца (модели) 1816 года и офицерская пехотная сабля образца (модели) 1821 года, которые «вытеснили» из вооруженных сил Французского Королевства старые наполеоновские образцы холодного оружия.
Данный образец французско-немецкого холодного оружия, представляет очень редкую историческую и художественную ценность, музейного значения, является предметом коллекционирования и собирания немецкого и французского антикварного холодного оружия.
Экспертиза данной сабли выполнена на основании визуального обследования предмета, без демонтажа ее эфеса.
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — сабля пехотная, офицерская, строевая, парадно-выходная, боевая, пехотного типа, предназначенная для офицерского состава, формирований пехотных полков, Французской Императорской Армии (оригинальное название рода войск на французском языке; Armée Impériale; Grande Armée), Вооруженных Сил Франции (оригинальное название вооруженных сил на французском языке; Forces Armées Françaises), образца (модели) 1804 года, гусарского образца эфеса, венгерского типа, общего производственного выпуска начала XIX века-1813 гоода (оригинального названия оружия на французском языке; Sabre d’officier d’infanterie modèle 1804), периода Первой Французской Империи (1804-1815 гг.), немецкого производственного изготовления клинка сабли, оружейных мастеров города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска начала XIX века, французского производственного изготовления эфеса и ножен сабли, а также сборка всего оружия в единый комплект, выпуска 1804-1813 гг., времени правления императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.), периода Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) — признается культурной ценностью.
Экспертное заключение (исследование) провел аттестованный эксперт Министерством Культуры РФ (специализация, холодное оружие и фалеристические материалы) Корниенко Александр Александрович.
Цена: 500.000 р.
Купить