Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «тати». Япония. Производственное изготовление клинка меча, выпуска 1362-1392 гг. (эпоха «Старых мечей Кото»; IX-XVI вв.), кузнечной школы Кага Фудзисима. Период Муромати (1336-1573 гг.). Подпериод позднего Намбокуте (1362-1392 гг.). Производственное изготовление цубы меча, выпуска XVII века. Период Эдо (1603—1868). Производственное изготовление рукояти, фути, касира, мэнуки, двух латунных сепп меча, выпуска около 1800 года. Период Эдо (1603—1868). Производственное изготовление двух алюминиевых сепп и сагео, времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Описание:

Традиционный японский меч «тати». Япония. 

Производственное изготовление клинка меча, выпуска 1362-1392 гг. (эпоха «Старых мечей Кото»; IX-XVI вв.), кузнечной школы Кага Фудзисима. Период Муромати (1336-1573 гг.). Подпериод позднего Намбокуте (1362-1392 гг.).

Производственное изготовление цубы меча, выпуска XVII века. Период Эдо (1603—1868).

Производственное изготовление рукояти, фути, касира, мэнуки, двух латунных сепп меча, выпуска около 1800 года. Период Эдо (1603—1868).

Производственное изготовление двух алюминиевых сепп и сагео, времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Оригинал, подлинник.

Подставка под меч, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

На экспертизу представлен меч японского традиционного типа.

Размеры меча:

Общая длина в ножнах – 1088 мм.

Общая длина без ножен – 1047 мм.

Длинна клинка с хвостовиком — 1005 мм.

Длинна клинка без учета хвостовика — 810 мм.

Ширина полотна в наиболее широкой части – 27 мм.

Был произведен демонтаж (извлечение клинка из оправы).

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, сплав цветных металлов (латунь), дерево, железо, краска, кожа ската, полировка, литье, кожа, клей, инкрустация золотом и серебром, медь, ткань.

Состояние: хорошее, незначительный разрыв в обмотке, дефекты ковки, коррозийные процессы на хвостовике, утрата лакокрасочного слоя на ножнах, патинированные образования, практически полная потеря инкрустированного материала на цубе.

Описание меча:

Клинок.

Клинок японского меча стальной с незначительным изгибом, шестигранный в сечение, односторонней заточки с боевым концом. Ковка произведена судя по структуре металла в различных направлениях (итамэ-хада), на некоторых участках полотна можно проследить отдельно стоящие узоры закаленного металла (тобияки).

Зернистость металла (тикэй, рисунок «шкурка персика») слабо выражена, но прослеживается при внимательном рассмотрение. Линия закалки – хамон (хитацура) визуально наблюдается в хаотичном порядке, линия не структурирована, прерывиста. Ковка пакетная состоит из пяти частей – низкоуглеродистого железа и высокоуглеродистой стали.

По всей протяженности длинны полотна клинка в особенности в начальной части можно проследить дефекты структуры металла, состоящие из выемчатых трещин, полученных в результате не провара шлакового содержания. Полотно клинка неоднократно стачивалась (полировалась), и судя по всему не одно столетие.

В причинном ответе скорое всего можно не только предполагать, но и утверждать, что основой для данного действия послужили зазубрины на мече полученные в результате боевых действий.

Фотография линии хамона на полотне клинка японского меча (центральная часть фотографии).
Фотография боевого конца клинка тати (катаны) где достаточно четко прослеживается структура дефекта ковки и зернистость металла — тикей.

Хвостовик клинка судя по визуальному осмотру не приварен к основной части, имеет цельную однородную структуру с полотном. Опиловка напильником имеет поперечную структуру, два крепежных отверстия получены методом пробивки, расстояние от первого до второго не значительное. Запорная муфта – хабаки двухсоставная (вари-хабаки, предназначена исключительно для боевых мечей) изготовлена из меди, внешняя часть имеет гофрированный рисунок. Поверхность имеет коричневый оттенок патинирования.

Фотографии запорной муфты полотна клинка меча – хабаки.

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также для режущих действий.

Рукоять.

Оправа японского меча эфесной части состоит из двенадцати частей, основная из данных составляющих частей сама рукоять. Основа детали выполнена из дерева патинированного окраса коричневого цвета.

Элемент состоит из двух частей, стыковой шов прослеживается. На основу наложено покрытие кожи ската темного цвета, с вмонтированными с обеих сторон парными накладками – мэнуки (мэнуки являлись не только декоративными накладками, но и служили ограничителем скольжения руки) изготовленных из меди. Определить сюжетную композицию накладок не представляется возможным, так как демонтаж оплеточной на их поверхности, для лучшего рассмотрения, может привести к разрыву и порче деталей.

Оплетка или обмотка изготовлена из кожи окраса коричневого цвета, промежуточным скрепляющим звеном является бумага белого цвета, а окончательный крепеж произведен с помощью клея скорее неизвестной консистенции. В начальной части рукояти можно наблюдать крепежное отверстие для скрепления с хвостовиком клинка, данная фиксация производится с помощью деревянного штыря конусовидной формы.

Навершие – касира прямоугольной прорезной формы с внутренними пластинами орнаментированные ложной зернью. В сердцевине детали сквозное отверстие с треугольной подвесной скобы (сарутэ) орнаментированной по центральной части, к которому крепится верхнее крепление обмотки рукояти (все детали изготовлены из меди). В нижней части рукояти фиксирующая втулка – муфта фути, деталь имеет овальную форму с подтреугольной внутренней конфигурацией, элемент изготовлен из меди.

Ограничительное перекрестие комплекта отправной части эфеса представлено цубой изготовленной из железа методом ковки. Деталь имеет прорезную структуру (в большей части для уменьшения веса), инкрустированную серебряной и золотой насечкой (остатки). В комплекте с цубой идут четыре регулировочные шайбы – сеппы изготовленные из латуни и алюминия (соответственно две и две).

Фотографии навершие рукояти тати (катаны) — касира.

Фотографии цубы меча (общий вид).

Фотографии золотой и серебряной насечки на цубе меча (ближний план).

Фотографии фути рукояти тати.

Фотографии мэнуки рукояти меча.

Фотографии четырех регулировочных шайб японского меча — сепп.

Ножны.

Ножны (сая) японского меча изготовлены из двух деревянных частей, стыковые швы в связи с потерей лакокрасочного покрытия прослеживаются. Цвет и конфигурация рельефа состоит из точечного покрытия черно-белого оттенка.

С тыльной стороны закреплена подвесная скоба (куригата) для тканевого ремня – сагео, который присутствует в комплекте.

Сагео выполнен из тканевого материала сине — коричневого цвета и завязан (закреплен) традиционным способом. Устье ножен – коигути выполнено из дерева, имеет окрас черного цвета и закреплен скорее всего на основе клея.

Фотографии шнура для ножен меча — Сагео, завязанного на куригате ножен.

Выводы экспертизы:

По совокупным признакам представленный на экспертизу меч (клинок) можно идентифицировать как японский традиционный меч типа «тати» изготовленного в подпериод позднего Намбокуте (1362-1392 гг.) эпохи «Старых мечей Кото» (IX-XVI вв.) периода Муромати (1336-1573 гг.).  Можно также предположить авторство школы Кага Фудзисима (основана в 1321 году) провинции Кага (остров Хонсю, центральная часть, западное побережье).

Цубу можно датировать XVII веком, остальную часть оправы около 1800 года (кроме алюминиевых сепп и сагео, их датировка скорее всего принадлежит к периоду Сева; 1926 – 1989 гг.).

Фотография данного меча в черно-белом исполнении.

Историческая справка:

Начала периода Муромати, а именно его составной части периода Намбокуте (1336-1392 гг.) можно характеризовать как эпоху «Длинных мечей», в это период длинна японских мечей могла достигать 2 метров (общая длинна) и использовалась как в конном бою в качестве функций всадника, так и в пешем строю против конницы, в последнем случае конницу можно было «подкашивать» это и было обуславливало отражение Монгольского нашествия (с 1213 года по конец XIII века) в котором конница представляла единственную и однородную ударную силу (военные столкновения японцев с монголами на остовах Цусима и Ики в 1274 году).

В связи со спадом попыток монгольских завоеваний Японии потребность в длинных мечах отпала, и тогда появились более короткий меч – катана.

566px-武者人形

Скульптурная композиция с изображением японского самурая и поверженного монгола.

455px-Samurai_rider_in_battle

Рисунок с изображением японского конного самурая протирающего кровь с японского меча тати.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—  тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «тати» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования.

Атрибуция традиционного японского меча «тати», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «тати», Японии, производственного изготовления клинка меча, выпуска 1362-1392 гг. (эпоха «Старых мечей Кото»; IX-XVI вв.), кузнечной школы Кага Фудзисима, периода Муромати (1336-1573 гг.), подпериода позднего Намбокуте (1362-1392 гг.), производственного изготовления цубы меча, выпуска XVII века, периода Эдо (1603—1868), производственного изготовления рукояти, фути, касира, мэнуки, двух латунных сепп меча, выпуска около 1800 года, периода Эдо (1603—1868), производственного изготовления двух алюминиевых сепп и сагео, времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева) — признается культурной ценностью.

Цена: продано.

Купить