Waterloo

Антикварный магазин

Телефоны салона
+7(916) 834-89-78
+7(916) 349-40-20

Схема проезда

Последние поступления
О нас
Контакты
Подарок мужчинам

Антикварное холодное оружие. Сабля английская периода Крымской войны 1853-1856 гг.

Описание:

Экспертное заключение.

Сабля офицерская пехотная образца 1822 года. Производственный выпуск около 1842 года. Великобритания. Принадлежала капитану 46-го пехотного полка Британской армии, участнику Крымской компании 1853 — 1856 гг.  Роберту Уильяму Пайперу .

Британская империя.

SONY DSC
Общий вид сабли.

На экспертизу представлена сабля, предположительно образца 1822 года.

Задачами экспертизы являются:

IОпределение технических характеристик изготовления сабли по её

составным частям (с описанием этих частей) и определение

функционального назначения этих частей;

II) Определение времени и места изготовления предмета, а также его

производителя;

III) Определение модели и рода войск предмета;

IV) Определение временных рамок функционирования модели сабли

по её прямому назначению;

V) Определение географических диапазонов распространения данной

модели;

VI) Исторический ракурс;

VII) Вывод, о том, является ли предмет культурной ценностью.

В ходе экспертной работы был применен метод визуального исследования сабли (без демонтажа эфеса).

Использовались:

— измерительные и увеличительные приборы;

— справочная литература на английском языке.

 Общие параметры:

Общая длина сабли (в ножнах) – 965 мм.

Длина сабли без ножен – 947 мм.

I

Клинок

Параметры клинка в трехмерном объеме:

Длина клинка – 810 мм.

Ширина клинка – 8 мм.

Глубина клинка – 25 мм.

***

Клинок сабли стальной, с небольшим изгибом полосы, выполненный методом ручной ковки с последующей доработкой. В своей основной (средней) части клинок широкодольный с заточенной внутренней кромкой и тупым плоским обухом. Конец клинка обоюдоострый, плавно сужающийся к концу. По своим боевым качествам предназначался для односторонних рубящих ударов и колющих выпадов. По всей поверхности полотна видны остатки никелированного покрытия (впервые никель открыт в Германии в 1751 г.).

SONY DSC
Общий вид сабли (правая сторона).
SONY DSC
Общий вид сабли (левая сторона).

С двух сторон полотно сабли покрыто орнаментом растительного характера, надписями, монограммами (вензелями), цифровыми обозначениями и изображением животного, выполненными в технике травления. С правой стороны посередине клинка вензель с буквами (V.R) и короной наверху. Далее вниз по клинку родовой герб в овальном картуше с изображением головы кабана по центру и текстовой надписью по бокам (FEROCI. FORTIOR). Еще ниже надпись 27” MAY. 1842. С левой стороны в посередине клинка вензель с буквами (V.R.) и короной наверху. Далее вниз по клинку двухстрочная надпись в овальном картуше ROBERT WILLIAM PIPER. H.M 46 REG t.

SONY DSC
Левая сторона сабли.
SONY DSC
Левая сторона сабли.
SONY DSC
Правая сторона полотна сабли.

SONY DSC

SONY DSC
Орнаментация полотна сабли с изображение вензеля и короны королевы Виктории (1837  — 1901 гг.).

SONY DSC

 

SONY DSC
Маркированное обозначение на обухе сабли.

На обухе полотна сабли вытравлены стрела, буквы C (слева от стрелы), P (справа) и восьмиконечная звезда. На пяте с правой и с левой стороны вытравлена четырехстрочная надпись PROSSER. 9. Charing Cross. London.

***

Эфес

SONY DSC
Эфес сабли (лицевая сторона).
SONY DSC
Эфес сабли (тыльная сторона).

Параметры эфеса в трехмерном объеме:

Длина эфеса – 158 мм.

Ширина эфеса – 80 мм.

Глубина эфеса – 90 мм.

***

Эфес сабли состоит из пяти элементов цветного металла и деревянной рукояти с кожаным покрытием с проволочной обмоткой (также из цветного металла).

SONY DSC
Эфес сабли  (правая сторона).
SONY DSC
Эфес сабли (левая сторона).

Защитная чашка и защитная дужка сабли представляют собой цельный элемент, отлитый в одной литейной форме из томпака (смесь латуни и небольшого количества цинка) с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: обработка абразивными материалами, дорезка прорезных элементов шаберным (шабер от нем. – скребок) инструментом; полировка с помощью гладила. Деталь представляет собой овалообразный прорезной, ажурный элемент с вензелем V.R. в круге по центру. С правой стороны от которого выступающий вниз каплевидный отросток, с левой пять защитных дужек, плавно сужающихся и перетекающих в одно единое целое с прямоугольным отверстием для темляка (петлеобразный шнур). В нижней части детали два прямоугольных выступающих латунных (в данном случае используется более мягкий металл) паза вмонтированных в нее для скрепления с откидным щитком.

SONY DSC
Изображение вензеля королевы Виктории на чашке эфеса сабли.

Защитная чашка и защитная дужка предназначались для защиты руки от прямых и боковых ударов, а также эта деталь играла роль ограничитель при вкладывания сабли в ножны.

***

Планка и навершие эфеса представляют собой единый, цельный элемент отлитый в одной литейной форме из томпака с дальнейшей доработкой шаберным инструментом и полировкой с помощью гладила. Деталь представляет собой вогнутый внутрь Г-образный элемент с кольцевым пирамидным навершием. Верхняя часть планки украшена орнаментом растительного характера с выемчатым рельефом, а нижняя часть оваловидным выступом.

Планка предназначалась как фиксатор рукояти эфеса, навершие использовалось как скрепляющее звено в системе креплении хвостовика клинка.

Рукоять эфеса сабли представляет собой округло продолговатый элемент с треугольным выступом наружу в своей верхней части. Тыльная сторона рукояти эфеса cрезана и идентична по форме тыльной стороне планки эфеса. Рукоять в основе деревянная, с просверленной основой и наклеенной на нее покрытием из кожи акулы. По всей площади лицевой поверхности рукояти с промежутком в два сантиметра обмотка из трехрядной медной проволоки (центральный ряд крученый, по бокам гладкий) закрепленной в натяг, что придало ей волнистообразную форму анатомически сходную с пальцами человека. Рукоять такой формы была наиболее удобна в обхвате рукой, и нейтрализовала эффект скольжения.

SONY DSC
Рукоять сабли.

Щиток рукояти сабли представляет собой прорезной D образный элемент с двумя прямоугольными выступающими наружу крепежными пазами для скрепления с двумя такими же прямоугольными углублениями в нижней части чашки эфеса. Между ними фиксирующий стальной штырь для соединения меж собой всех четырех элементов. Деталь отлита в литейной форме из томпака и обработана шаберным и гладильным инструментом.   Щиток имеет подвижную конструкцию и предназначен для защиты большого пальца владельца сабли в поднятом (боевом) положение (в обычной ситуации защитный щиток опущен и не мешал владельцу при носке).

SONY DSC
Щиток эфеса сабли.

Дополнение: При опущенном положение защитный щиток не плотно прилегает к устью ножен что может создать впечатление, что клинок с эфесом и ножны не подходят друг другу (разновременные или разномодельные). Но такая ситуация для этой модели сабли вполне характерна т.к. это ранний модельный образец того времени (все сабли образца того года имели тот же недостаток) и такая “аномалия” вполне допустима на то время (впоследствии этот образец был модифицирован и этот недостаток был устранен). Кроме того, в нижней части чашки видны следы долгого “бытования” от устья ножен в виде фрагментальных линий контура, повторяющих линии контура самого устья (полученных от многочисленных вкладывании сабли в ножны), и этот “след” меж двух деталей соразмерен.

Втулка эфеса сабли представляет отдельный от навершия и рукояти томпаковый элемент и служит скрепляющим звеном в регулировании прямого угла, а также для формирования длины эфеса.

Втулка получена вальцовочным способом из листового металла, спаяна латунным припоем (предположительно) и имеет характерный для вальцовочного процесса поверхностный рисунок в виде горизонтальных полос по всей окружности втулки.

SONY DSC
По центру изображение втулки эфеса сабли.

 ***

Соединительная шайба представляет собой округлую со сквозным отверстием латунную деталь, полученную методом штамповки. Элемент служит скрепляющим звеном между навершием эфеса и хвостовиком клинка. При ударном воздействии на выступающее окончание хвостовика происходит процесс фиксации клинка сабли с эфесом. Соединительная шайба в этом процессе необходима, т.к. слишком объемная площадка навершия не позволила бы полностью зафиксировать эфес. Также можно отметить, что соединительная шайба выполнена из металла латунных групп, а не из томпака, что объясняется его мягкостью и эластичностью. Можно дополнительно отметить, что при ударном воздействии на хвостовик соединительная шайба тоже частично подвергается этому процессу и сама деформируется. Также происходит ее внутренняя деформация и расширение по причине давления при ударе на окончание хвостовика клинка. Все эти процессы способствовали надежному креплению клинка и эфеса. В нашем случае этот надежный процесс не прошел испытание временем, и планка с навершием имеет люфт, а сам эфес держится “благодаря прикипевшей рукояти” к хвостовику клинка.

SONY DSC
Соединительная шайба эфеса сабли.

Ножны

SONY DSC
Ножны сабли (лицевая сторона).
SONY DSC
Ножны сабли (тыльная сторона).

 Параметры ножен двухмерном объеме:

Длина ножен – 823 мм.

Ширина ножен в наиболее широком месте (устье) – 45 мм.

Глубина ножен в наиболее широком месте (устье)­­ – 28 мм.

Ножны шпаги состоят из кожаной основы с окрашиванием черного цвета и прибора с тремя томпаковыми элементами, на которых сохранилось незначительные участки золотого покрытия, сделанного ртутным способом золочения. Имели два основных функциональных назначения.

а) Защита клинка шпаги от коррозии;

б) Защита владельца шпаги, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

***

Устье ножен представляет загнутый овалообразный элемент прямоугольной формы, сделанный из одного куска листового металла, пропаянного в месте стыка латунным припоем. В верхней части устья по окружности выступающий наружу кант, полученный также путем отгиба. В нижней части волнистый выпил с обеих сторон. С правой стороны устья имеется вмонтированное и припаянное оловом ушко с подвижным кольцом для подвеса к портупейному ремню (от фр. Porte-épée – «перевозчик шпаги»). Лицевая и тыльная сторона устья орнаментирована одинаковым линейным и волнистым рисунком с обеих сторон устья. Также с лицевой стороны имеется литой орнаментированный шпенек для перевязи (особо большой разницы между портупейным ремнем и перевязью нет, но есть небольшие отличия, заключающиеся в том, что система носки портупейного комплекса была куда сложнее чем простое ношение через перевязь) вмонтированный и заклепанный изнутри с последующей пайкой латунью (предположительно). С боковых сторон два отверстия в нижней части устья с закрепленными в них клепках (для фиксации устья к кожаной основе). В некоторых местах детали сохранились следы оригинального золотого покрытия главным образом на периферийных участках.

SONY DSC
Устье ножен сабли.
SONY DSC
Шпенек устья сабли для носки на перевязи.

— Обоймица ножен представляет собой загнутый овалообразный прямоугольный элемент, сделанный из одного куска листового металла и пропаянный в месте стыка латунным припоем (предположительно). В верхней и нижней части детали равномерный треугольный выпил характерный для обеих сторон.

SONY DSC
Обоймица ножен.

Орнамент с рисунком из продольных линий также одинаков для обеих сторон с лицевой и тыльной стороны устья. С правой стороны обоймицы имеется вмонтированное и припаянное оловом ушко с подвижным кольцом для подвеса к портупейному ремню. На торцевой стороне со стороны кольца с ушком остатки оригинального золотого покрытия. Обоймица или средняя часть металлического набора для ножен предназначалась для следующего:

а) предотвращало среднюю часть ножен от повреждений;

б) служило крепежным элементом для портупейной системы.

SONY DSC
Остатки позолоты в промежутке скрепления обоймицы и ушка ножен сабли.

***

— Наконечник ножен представляет загнутый прямоугольный овалообразный элемент, сделанный из одного куска листового металла и пропаянный в месте стыка латунным припоем (предположительно). Лицевая и тыльная сторона устья орнаментирована одинаковым линейным и волнистым рисунком с обеих сторон детали. В верхней части наконечника волнистый двусторонний выпил. В нижней части защитный “башмак” с неравномерно распределенным выступом (правая часть меньше, чем левая). С боковых сторон в верхней части детали два крепежных гнезда с закрепленными в них клепках. В комплексе с наконечником защитный “башмак” предназначался для защиты нижней части ножен от повреждений.

SONY DSC
Наконечник ножен сабли.

— Кожаная основа ножен коричневого цвета представляет продолговатый элемент с внутренним прямоугольным пространством. Внутренняя деревянная основа отсутствует. С тыльной стороны в верхней части ножен раскрытый продольный шов с двумя рядами гнезд от ниток. Нитки отсутствуют, но, предположительно, они сшивали основу в технике крест на крест, в два приема. В нижней части шов не прослеживается, т.к. скрыт следами   реставрации.

SONY DSC
Шов на тыльной стороне ножен.
SONY DSC
Следы реставрации на тыльной стороне ножен.

II

 — По форме клинка сабли можно сделать вывод о том, что он характерен для стран Европы и Америки, в большом временном диапазоне с 20-х гг. XIX в. до 40-х г. XX в. Изображение с правой стороны клинка вензеля английской королевы Виктории (V.R.) более сужает эту дату до времени её правления 1837-1901 гг. Клеймо производителя на пяте, вытравленное с обеих сторон полотна (PROSSER. 9. Charing Cross. London — ПРОССЕР 9. Чаринг Кросс. Лондон), не дает более узкой даты.

SONY DSC
Производственная маркировка на пяте.

Данные английские производители клинкового оружия занимались его изготовлением и сбытом начиная с 1769 (с 1795 г. уже королевские поставщики) по 1860 гг. Ключ к более точной дате можно найти в остальных надписях на клинке:

1) с датой 27 мая 1842 (27” MAY.1842).

2) с изображением родового герба в овалоподобном картуше с головой кабана по центру и текстовой надписью по бокам – БОЛЕЕ ХРАБРЫЙ ЧЕМ ЖЕСТОКИЙ (FEROCI. FORTIOR).

SONY DSC
Изображение герба.

3) в двухстрочной надписи, заключенной в овальный картуш с волнистым краем – РОБЕРТ УИЛЬЯМ ПАЙПЕР ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА 46 ПОЛК (ROBERT WILLIAM PIPER. H.M 46 REG t). При сопоставлении с другими надписями (четвертая надпись с изображением стрелы и двух букв со звездой находящаяся на обухе полотна не предполагает расшифровку, т.к. является стандартным обозначением технических характеристик клинка (С – центр, P – самая сильная и эффектная часть лезвия при изгибе), можно понять, что речь ведется о именном предмете с точной датой заказа – 27 мая 1842 г.

SONY DSC

Фрагмент клинка сабли с именной владельческой надписью Роберта Уильяма Пайпера офицера Ее величества 46 пехотного полка.

Скорее всего, сама сабля была изготовлена где-то в это время. Отсюда следует, что можно точно установить производителя из оружейного семейства Проссеров. На основание источников достоверной информации можно утверждать, что на тот момент в Лондоне семейным предприятием руководил Джон Проссер (1806-1860). Он унаследовал его в 1837 г. от своего отца (также Джона) и умер, не оставив наследников в 1860 г. При сопоставлении всех этих данных можно утверждать, что данный клинок сабли был изготовлен в Англии в 1842 г.

663px-Charing_Cross_London_from_1833_Schmollinger_map

Площадь Чаринг Кросс в Лондоне, где находилось фамильное предприятие Проссеров (английская гравюра 1833 года).                                                                                                                                        

— По эфесу сабли на основании источников достоверной информации можно утверждать, что данная форма эфеса наиболее характерна для Англии и ее колоний 1820 — х – 1890-х гг.

***

— По конфигурации ножен сабли и манере их исполнения, на основании имеющейся достоверной информации можно утверждать, что они были изготовлены в Англии в 1820-1840-х гг. (исключением являются английские морские сабли, которые изготавливаются и по сей день); скорее всего, в таких городах как Лондон и Бирмингем.

***

При совмещении трех основных деталей сабли можно сделать вывод, что предмет был изготовлен в Англии лондонским оружейником Джоном Проссером около 1842 г.

III

На основании источников достоверной информации можно утверждать, что данная сабля относится к не модифицированному образцу 1822 г. и предназначалась для английских офицеров. Что касается рода войск, к которому могла относиться сабля, то наличие шпенька на устье ножен (для носки с при помощи перевязи) свидетельствует о том, что данная сабля использовалась в инфантерии (пехоте).

Наличие колец на устье и на обоймице, для носки с помощью портупейного ремня свидетельствует о том, что владелец предмета мог находиться и в конном строю, что, конечно, является скорее исключением, чем правилом, т.к. пехотный офицер на то время мог находиться перед строем и верхом. В отличие от пехотного варианта носки на перевязи, где сабля шла параллельно телу и не доставала земли, в конном варианте при помощи портупейной системы ношения башмак сабли касался поверхности земли. Владельцу приходилось поддерживать саблю рукой. В конном строю эти неудобства пропадали, т.к. в этом случае сабля свисала параллельно крупу коня (в некоторых случаях отдельные владельцы подстраивали ее под себя и приторачивали к седлу). Это комбинированный вариант ношения сабли пехотного офицера (в некоторых случаях предусматривалась замена пехотных кожаных ножен на металлические кавалерийские с двумя кольцами для портупейного ремня, что не вело к смене рода войск). Таким образом, модель данной сабли можно определить, как английская офицерская пехотная сабля модели 1822 г.

Дополнение: данные определения рода войск сабли по характерны только для этой модели.

***

  IV

На основании имеющейся достоверной информации можно утверждать: использование английской офицерской пехотной сабли модели 1822 г. на территории Британской империи продолжалось до 1845 г., после чего она была заменена на модифицированный образец 1845/1854 гг.

46th_Foot_uniform

Офицеры Её величества 46 пехотного полка,

(центральная фигура офицера с пехотной саблей образца 1822 г.)

рисунок около 1850 г.

Дополнение: После введения нового образца, модифицированного 1845 г. многие старшие офицеры продолжали служить со своими саблями предыдущей модели.

 V

На основании имеющейся достоверной информации можно утверждать, что офицерская сабля модели 1822 г. распространялась только на территории Британской империи. Экспорт в другие страны не прослеживается.

  VI

 46thOff

Эмблема 46 пехотного полка.

 Исторический ракурс

(информация переработана с английского сайта любителей истории и реконструкции 46 пехотного полка

о капитане Роберте Уильяме Пайпере).

Роберт Уильям Пайпер родился в городе Девонпорте (графство Девоншир) 6 декабря 1824 года в знатной дворянской семье с хорошими воинскими традициями. Свою воинскую карьеру начал в 46 пехотном полку прапорщиком или энсимом (знаменосцем, от англ. Ensign — знамя, флаг) 25 мая 1842 года без покупки этого звания. Отслужив 3 года в Англии, был направлен в Новую Шотландию, (современный восток Канады) где пробыл до 29 мая 1845 года. Свой следующий офицерский (лейтенант) чин он получил 11 июля 1845 года путем покупки этого звания. Чин капитана был куплен 4 года спустя в апреле 1848 года по приезду в Англию. 12 октября 1854 года в составе 46 пехотного полка ее величества прибывает в Крым (Балаклава) в самый разгар войну на полуострове. Ранее прибывшие части этого полка уже успели поучаствовать в сражение на реке Альме 20 сентября 1854 года (46 полк перебрасывался в Крым частями, последние подразделения этого полка покинули Англию 14 октября 1854 г.) за что получили впоследствии медаль за крымскую войну с пристежкой “ALMA”. Принимал участие в осаде Севастополя, за что был награжден  дополнительной пристежкой “SEBASTOPOL”. Также был награжден турецкими наградами орденом Меджидие 5 класса и крымской медалью. 15 октября уплывает из Севастополя в Стамбул, где оказывается в госпитале “SCUTARI” (пригород города) для английских раненых. В дальнейшем проходил службу на острове Корфа, в Вест-Индии и вышел в отставку 25 января 1860 года, на тридцать шестом году жизни продав свое капитанское звание лейтенанту Эдварду Хаукеру Хилярду.

 ***

Дополнение: Примечательно, что Роберт Вильям Пайпер сделал владельческие надписи спустя два дня после прибытия в полк, что крайне быстро для того времени.

VII

Сабля представляет историческую и культурную ценность. Является объектом коллекционирования.

Атрибуция выполнена на основании визуального обследования предмета.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет – английская офицерская сабля модели 1822 года – является культурной ценностью.

Экспертное заключение выполнил аттестованный эксперт Министерством Культуры РФ Корниенко Александр Александрович в 2007 году.

Купить английскую саблю (антикварное холодное оружие) образца 1822 года периода Крымской войны периода 1853-1856 гг., цена 500.000 руб.

Military Крым №11/2009 Корниенко Александр Александрович (военный историк,эксперт Мин. Культ. РФ).

2015-10-26_51559_1

Сабля Роберта Уильяма Пайпера, участника Крымской кампании 1853–1856 гг.

Статья посвящается Алексею Харьковскому,
трагически погибшему в апреле 2007 года.

Несколько лет назад мне в руки попалась интересная вещь — пехотная английская сабля образца 1822 года.
Сначала я не придал ей особого значения: сабля как сабля, достаточно рядовой образец на фоне куда как более выразительных предметов Наполеоновской эпохи. Но при ближайшем рассмотрении среди стандартных растительных орнаментов, королевских регалий и клейма на пяте, бросились в глаза интересные надписи и чей-то герб. Я тут же позвал своего друга и помощника Алексея, и мы стали тщательно рассматривать наш трофей. Алексей неплохо владел английским и сразу прочёл первую надпись с левой стороны клинка — «Роберт Уильям Пайпер» (Robert William Piper). Поскольку на полотне клинка стоял вензель английской королевы Виктории (1837–1901), то дальнейший текст надписи — «H. M. 46 REG» — можно было понять как «Её Величества 46-й полк».
Алексей тут же сел за компьютер. Введя в поисковую систему словосочетание «46 английский полк», мы сразу попали на британский сайт любителей истории и реконструкции этого полка. В разделе «Офицеры» мы обнаружили полное имя владельца сабли и его биографию, рассказанную в сравнении с другими офицерами того же полка достаточно подробно и занимательно.
Роберт Пайпер родился в городе Девонпорт (графство Девоншир) 6 декабря 1824 г. и 25 мая 1842 г. поступил на службу в 46 пехотный полк прапорщиком или энсином (знаменосцем, от англ. Ensign — знамя, флаг). В тексте особо оговаривалось, что своё первое офицерское звание, в отличие от последующих, он не покупал. Возможно, место в этом полку Пайперу было «забронировано» с детства либо предоставлено за какие-то заслуги, всего вероятней, его родственников. Вытравленный на правой стороне клинка родовой герб в виде кабаньей головы подсказывал направление дальнейших поисков. Мы перевели надпись на латыни, располагавшуюся рядом с гербом. Это оказался девиз «Более храбрый, чем жестокий» (Feroci Fortior), что могло указывать на знатное происхождение владельца сабли. К дальнейшим любопытным выводам подтолкнула дата, вытравленная под гербом на клинке: «27 мая 1842». Получалось, что заказные надписи были сделаны спустя лишь два дня после прибытия Пайпера в полк. То, что молодой офицер (на момент получения офицерского звания Роберту Уильяму Пайперу было 17 лет) сразу занялся оформлением своего оружия, почти безошибочно указывает на его общественное положение, возможную принадлежность его к знатному роду. Мы ввели в поисковую систему девиз и получили информацию, вернее, английский документ об этом гербе и, самое главное, о предках Роберта Уильяма Пайпера.
Это действительно оказался знатный род, хотя и не восходивший своими корнями к эпохе Вильгельма Завоевателя. И все же полученная информация была крайне интересна. Выяснилось, что родоначальником Пайперов в Англии был Натаниэль Пайпер, который родился 4 апреля 1627 г. в Дартмуте, графство Девоншир и был женат на Саре Эдвардс из Лондона. Их свадьба состоялась 7 мая 1655 г. в графстве Эссекс. Родившиеся у них 12 детей продолжили род Пайперов.
Конечно, вызывает интерес сама фамилия, при переводе с английского звучащая как «волынщик». Как-то само собой напрашивалось предположение о её связи с Шотландией. Но эта версия в английском документе не прослеживается. Напротив, в записях фигурирует некий Магус Пайпер из Нойштата (земля Шлезвиг–Гольштейн, Германия) от которого вёл свое происхождение Натаниэль Пайпер. В свою очередь, предки Магуса вышли из города Любека, где имели собственный герб, состоявший из горностая, орла и соболя. Его девиз был такой же, как и на нашей сабле — «Feroci Fortior». Скорее всего, предки Натаниэля Пайпера были мореходами, и сам он выбрал морскую профессию, став капитаном судна, курсировавшего между Старым и Новым светом.
Очень жаль, что в этом документе не упоминается Роберт Уильям Пайпер. Английский источник обрывается ещё до рождения владельца нашей сабли. Под самой поздней датой «1818 год» сказано о некоем подполковнике (Lieut. Colonel) Роберте Клопере Пайпере (младшем сыне сэра Джона Пайпера, капитана 6 пехотного полка) который в 1817–1818 гг. находился во время подавления восстания в Канаде на должности командира корпуса королевских инженеров. Возможно, либо он, либо средний сын Джона Пайпера — Самуэль Эйроулт Пайпер — являлся отцом Роберта Уильяма Пайпера. Старший сын сэра Джона, тоже Джон, бывший «полковником в собственном полку», скончался в 1821 году (то есть до рождения Роберта Уильяма Пайпера) от лихорадки в Вест-Индии. Но мы с Алексеем склонились к версии, что младший сын сэра Джона — Роберт Клопер Пайпер, участвовавший под командованием герцога Веллингтона в шести кампаниях, в том числе и в сражении при Ватерлоо, мог зарезервировать за своим молодым родственником Робертом Уильямом Пайпером место в 46 пехотном полку.
Что касается дальнейшей судьбы нашего героя, то вновь её помог проследить интернет-сайт 46 пехотного полка. Там говорится, что молодой офицер Роберт Уильям Пайпер, отслужив три года в Англии, прибыл в Новую Шотландию, Галифакс (современный Восток Канады), где находился до 29 мая 1845 г.
Следующий чин лейтенанта он получил 11 июля 1845 г. путем покупки этого звания. В апреле 1848 г. Роберт Уильям Пайпер вернулся в Англию и спустя 4 года купил себе звание капитана. В таком звании он встретил Крымскую войну, в которой участвовал в составе своего полка. Он высадился в Крыму 12 октября 1854 г. (46 полк перебрасывался в Крым частями, последние подразделения этого полка покинули Англию 14 октября 1854 г.).
Передовые формирования 46 полка приняли участие в высадке союзного десанта в Евпатории 14 октября 1854 г., ещё до прибытия Роберта Уильяма Пайпера. Как сказано в английском тексте, «46 полк сошел [с кораблей] в заливе Каламита, в пятидесяти милях к северу от Севастополя, у Старого форта» (скорее всего, речь идет о старой турецкой крепости Гезлёв) и вместе с другими силами экспедиционной армии вступил в сражение с русскими войсками на реке Альма. Правда, полк «опоздал» к его началу и в боевых действиях участвовал всего 20 минут. Тем не менее, все участники этой баталии были награждены британскими медалями с пристежкой «ALMA».
В тексте сайта 46 полка не сообщается, куда именно в Крым прибыл капитан Пайпер. По всей видимости, это уже не был район залива Каламита, где 46 полк дислоцировался сразу после высадки. Предположительно им мог стать район южнее Севастополя (осада города началась 17 октября — спустя 5 дней после прибытия капитана Пайпера). Дальше в тексте сообщается, что 8 ноября капитан Пайпер приплыл в Балаклаву. Принимал ли он участие в сражениях под Балаклавой (25 октября) и Инкерманом (8 ноября), в тексте не сказано. Но вот что примечательно: 8 ноября в Балаклаву пришёл знаменитый паровой фрегат «Чёрный Принц» — гордость английского флота. Мы, было, решили, что Пайпер прибыл в Крым именно на нём. Но столь интересное предположение быстро рассеялось. Скорее всего, фрегат шел прямым курсом на Балаклаву и вряд ли стал бы «подбирать» по пути капитана Пайпера. Возможно также, что совпадение дат прибытия связано с тем, что на «Принце» находилось обмундирование и имущество 46 полка. А капитан Пайпер мог оказаться в Балаклаве с каким-либо другим судном, уже находившимся до того у Крымских берегов. Наконец, появление Пайпера — старшего офицера 46 полка — в Балаклаве могло быть связано с намеченной выгрузкой имущества этого полка на берег (как известно, она не была проведена, 14 ноября во время сильного шторма корабль ударился о скалы и затонул).
Дальнейшая информация о капитане Пайпере весьма скромна и противоречива. По одним данным выходило, что он числился пропавшим до 15 января 1855 г. (его родной брат в своих записях говорит, что Роберт Уильям Пайпер отсутствовал в полку до августа 1855 г.). Можно предположить всё что угодно: ранение, плен и даже «самоволку». Еще более странным оказалось убытие Роберта Уильяма Пайпера из Крыма. Очень уж разнятся его даты: 15 октября 1855 г. по одним источникам и 17 апреля 1856 г. — по другим. В Англию капитан Пайпер был отправлен из больницы «Scutari» вместе с другими инвалидами. Мы выяснили, что эта больница находилась в одном из пригородных районов Стамбула, где остались лежать в турецкой земле около 5 000 британских солдат, скончавшихся от полученных в Крымских баталиях ранений.
За участие Роберта Уильяма Пайпера в этой войне британское командование наградило его крымской медалью с пристежкой «SEVASTOPOL» (из чего мы сделали не противоречащий английскому тексту вывод, что капитан Пайпер не принимал непосредственного участия в сражениях при Балаклаве и Инкермане). Турецкое командование более высоко оценило его заслуги, наградив орденом Меджидие 5 класса и медалью за Крымскую кампанию.
Капитан Роберт Уильям Пайпер в дальнейшем проходил службу на острове Корфа, в Вест-Индии и вышел в отставку 25 января 1860 г., на тридцать шестом году жизни, продав свой капитанский чин лейтенанту Эдварду Хаукеру Хилярду.

Military Крым №11/2009, Корниенко Александр Александрович (военный историк, эксперт Министерства Культуры РФ).

 

Цена: 500.000 р.