Сабля офицерская, пехотная, по регламенту модели (образца) 1804 года, Императорской Французской Армии. Период Первой Французской Империи (1804-1815 гг.). Время правления императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.). Немецкое производственное изготовление клинка оружейников города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), начала XIX века. Период Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).
Описание:
Сабля офицерская, пехотная, по регламенту модели (образца) 1804 года, Императорской Французской Армии.
Период Первой Французской Империи (1804-1815 гг.).
Время правления императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.).
Немецкое производственное изготовление клинка оружейников города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), начала XIX века.
Период Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).
Оригинал, подлинник.
Подарочная упаковка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии. Отличный и дорогой подарок мужчине!
Экспертное заключение.
Размеры сабли:
Общая длина в ножнах – 862 мм.
Длина клинка с рукоятью – 738 мм.
Длина клинка без рукояти – 703 мм.
Ширина клинка у пяты – 29 мм.
Длина ножен – 806 мм.
Толщина обуха в наиболее широкой части – 7 мм.
Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, серебрение, полировка, штамп, литье, кожа, дубление, позолота, эбеновое дерево (черное дерево), воронение, латунь, черная краска с элементами лака, гравировка.
Сохранность: хорошая, общий износ (ношение). Люфт навершия эфеса. Частичная утрата слоя позолоты и воронения на полотне клинка. Отсутствует амортизирующий ограничитель (прокладка). Частичная утрата черной краски на ножнах. Практически полная утрата слоя серебрения на латунных частях предмета.
Демонтаж эфеса не производился.
Описание сабли:
Клинок.
Клинок сабли стальной, кованый, с закалкой, полированный, с изгибом небольшой величины, однодольный, с боевым двулезвийным листовидным концом. Нижняя кромка сильно заточена, боевой конец обоюдоострый, листовидной формы. Пята имеет узкую прямоугольную площадку, со скосом на внешнюю часть. В конце полотна клинка можно наблюдать следы локальных выемчатых, хаотичных углублений полученных в результате термической обработки металла.
Полотно клинка с обеих сторон, на 1/3 покрыто орнаментом выполненное в технике гравировки, позолоты и воронения синего цвета (включая и обух).
С правой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие композиции, начиная от пяты: изображение картуша с линейным диагональным заполнением и пышным барочным обрамлением (так называемый «золингеновский домик»), изображение лежащего артиллерийского орудия, воткнутого в землю наклоненного знамени, торчащего из земли наклоненного ружья с примкнутым штыком, растительного орнамента состоящего из цветка и цветочной гирлянды, далее в прямоугольном ажурном картуше можно наблюдать стилистическое изображение личины солнца в анфас и полумесяца. Далее изображение растительного орнамента и гирлянды.
С левой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие композиции, начиная от пяты: изображение картуша с линейным диагональным заполнением и пышным барочным обрамлением (так называемый «золингеновский домик»), изображение артиллерийского орудия, знамени, цветка и гирлянды. Далее до конца орнаментированной группы изображение растительного орнамента, перекрещенных артиллерийского орудия, горна (рожка), стрелы, а также четырех гренад (гранат).
В начале обуха полотна клинка можно наблюдать изображение цветка, так называемой «золингеновской розы». Изображение выполнено с помощью гравировки.
Примечание:
Слой позолоты и воронения был предназначен для защиты металла от коррозии. Обычно его наносили в первой, начальной части клинка, которая не была предназначена для рубяще-колюще-режущего и ударно-дробящего действия.
Солнце и полумесяц — символы мусульманского мира. Такие символы стали появляться на клинках сабель после похода Наполеона Бонапарта в Египет (1798-1801 гг.). Дань моде и не более того.
По своим боевым свойствам клинок (в комплекте с рукоятью) был предназначен для нанесения рубящих и колющих ударов, в меньшей степени режущих и ударно-дробящих действий.
Эфес сабли состоит из трех частей:
1. Рукояти эфеса, из эбенового дерева («черного дерева»), черного цвета. Элемент прямоугольной формы, орнаментированный с боковых сторон (углубленными в основу материала), пересеченными линиями (так называемый орнамент «в шашечку»), с торцевых сторон детали визуально прослеживаются (углубленными в основу материала), продольные линии. Такой декор имел не только декоративное, но и функциональное назначение, так как лучше помогал удержанию рукояти эфеса в руке (нейтрализация эффекта скольжения).
2. Монолитных, выполненных из латуни, ажурной защитной дужки и перекрестия эфеса, с оттянутым вниз треугольно- многогранным завершением и двух выступающих по направлению к клинку и рукояти ромбо-округлых щитиков (три последних элемента предназначены для блокировки клинка противника). Орнаментация деталей состоит из линейного орнамента.
3. Навершие эфеса выполненного из латуни. Элемент многогранной конфигурации в нижней части, с полусферическим завершением, выполненного в виде углубленных борозд, в верхней его части. На самой верхней площадке элемента, по центру, прослеживается выступающий хвостовик клинка, с шайбой. Фиксация хвостовика клинка по отношению к эфесу получена в результате ударного воздействия. С торцевой внутренней части навершия визуально наблюдается отверстие, предназначенное также для соединения с хвостовиком клинка. Металлические детали имеют остатки слоя серебрения.
Ножны.
Основа ножен выкрашена в черный цвет, с элементами лакового покрытия, дубленные (шов из скрепляющей нити проходит посередине оборотной стороны детали), с латунным прибором, включающим устье с втулкой, округлым шпеньком для портупейного подвеса и наконечника с защитной оковкой (наконечник защищал нижнюю часть ножен от повреждений). Прибор закреплен к основе ножен при помощи клей. Ранее устье было закреплено дополнительно с помощью крепежного гвоздя (отверстие от пустого гнезда прослеживается). На наконечнике прослеживаются две округлые вмятины, которые ранее были предназначены для крепежа при помощи скобы, но по какой-либо причине функциональное назначение так и не было завершено. Устье и наконечник имеют линейный орнамент, а также на них прослеживается остатки слоя серебрения, который сохранился на труднодоступных периферийных участках.
Выводы экспертизы:
Предмет можно идентифицировать с офицерской, пехотной саблей, выполненная по регламенту модели (образца) 1804 года, Императорской Французской Армии, периода Первой Французской Империи (1804-1815 гг.), времени правления императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.), периода Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).
Судя по так называемым «золингеновским домикам» и «золингеновской розы», которые прослеживаются на полотне клинка, производственное изготовление клинка можно отнести к немецким мастерам-оружейникам, города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), изготовления начала XIX века.
Сабля представляет собой большую историко-культурную и музейную ценность. Атрибуция французской пехотной офицерской сабли выполнена на основании визуального обследования предмета.
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — офицерская, пехотная сабля, выполненная по регламенту модели (образца) 1804 года, Императорской Французской Армии, периода Первой Французской Империи (1804-1815 гг.), времени правления императора Франции Наполеона Бонапарта (1804-1815 гг.), периода Наполеоновских войн (1799-1815 гг.), немецкого производственного изготовления, мастеров-оружейников, города Золингена, изготовления начала XIX века — признаётся культурной ценностью.
Цена: 400.000 р.
Купить