Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, выпуска середины XIX века. Период «Новейших мечей» — Син-Синто (1781-1876 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.). Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.). Японское производственное изготовление оправы меча (фути, касира, мэнуки, рукоять, ножны), выпуска середины XIX века. Период Эдо (1603-1868 гг.).

Описание:

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония.

Японское производственное изготовление клинка меча, выпуска середины XIX века.

Период «Новейших мечей» — Син-Синто (1781-1876 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.).

Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.).

Японское производственное изготовление оправы меча (фути, касира, мэнуки, рукоять, ножны), выпуска середины XIX века. Период Эдо (1603-1868 гг.).

Оригинал, подлинник.

Подставка под меч, чехол, коробка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, сплав цветных металлов (латунь, медь), дерево, лак, кожа ската, полировка, нить, шитье, плакирование серебром, инкрустация золотом, фольга, чернение.

Состояние: хорошее коллекционное состояния, следы износа, оксидные процессы в виде выступающей ржавчины на хвостовике клинка.

Был произведен демонтаж предмета (извлечение клинка из оправы).

На экспертное заключение представлен образец традиционного японского меча – ко-вакидзаси (XIX век).

Задачи, поставленные для решения:

— определить является ли представленный на экспертное заключение предмет оригинальным образцом традиционного японского меча (нихон-то);

— определить время создания представленного предмета и его назначение;

— сделать вывод о том, представляет ли собой рассматриваемый предмет культурную ценность.

В ходе экспертной работы применялся визуальный и сравнительный анализ клинка и оправы меча.

Фотография самурая (снимок 1882 года; раскрашенная черно-белая фотография).

Использовались:

— измерительные и увеличительные приборы;

— справочная литература (на английском и японском языках).

Параметры меча:

Общая длина меча в ножнах – 57 см.

Длина меча без ножен – 54 см.

Длина ножен – 40 см.

Длина рукояти – 17 см.

Клинок (материал – сталь):

— длина клинка (нагаса) – 36,5 см;

— изгиб клинка (сори) – 0,8 см;

— ширина клинка (мотто-хаба) в основании с учетом выступа обуха

(мунэ) – 2,6 см (без учета выступа обуха – 2,5 см);

— ширина клинка (саки-хаба) в вершине с учетом выступа обуха – 1,9 см

(без учета выступа обуха – 1,8 см);

— длина хвостовика (накаго) – 10,5 см;

— ширина хвостовика у основания – 2,2 см;

— толщина клинка у обуха (мотто-касанэ) в основании (в области мунэ-мати) –

0,5 см;

— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 0,4 см.

Характеристики клинка:

— форма клинка (цукури-коми) – синоги-дзукури;

— обух клинка типа ёри-мунэ;

— острие (киссаки) не имеет ребра ёкотэ-гива и плавно переходит в область лезвия (ха);

По всей длине наблюдаются следы воздействия коррозионных процессов. Клинок подвергался переполировке. Текстура стали (узор) не наблюдается. По данному параметру клинок относится к категории мудзи.

Клинок имеет область закаленного края (якиба) и его линию (хамон), начинающуюся как сугу и переходящую в мидаре. В основании клинок имеет плоскую, монолитную (хито-касанэ), металлическую (медь) запорную муфту (хабаки), которая проходит через хвостовик и служит в качестве фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах.

Форма данной детали повторяет геометрическую конфигурацию клинка. Муфта декорирована косыми каналами, нанесенными гравировальным инструментом и имеет на своей поверхности покрытие серебряной фольгой, местами утраченное.

Как внешняя поверхность, открытая взору вследствие утраты части серебряного покрытия, так и внутренняя поверхность, прилегающая непосредственно к телу клинка, подвержены процессу окисления, продукты которого визуально наблюдаются.

Хвостовик клинка (накаго): формы убу с оконечностью (дзири), выполненной в стиле – ха-агари кури-дзири. Обух плоский (хира мунэ). Хвостовик не имеет подписи и относится к категории му-мэй.

Хвостовик, на расстоянии в 5,5 см от своего окончания, имеет одно функциональное отверстие (мэкуги-ана: R — 5 мм) для крепления клинка с рукоятью при помощи конусообразного деревянного (бамбукового) клина (мэкуги).

На поверхность хвостовика с обеих сторон нанесена насечка (опиловка) напильником (ясури-мэ) с легким наклоном вправо в стиле каттэ-сагари. На внутренней (ура) стороне обуха хвостовика (стороне хвостовика, обращенной к телу при ношении меча) на участке (скрытым муфтой-хабаки) чуть ниже мунэ-мати наблюдаются три отметки в виде спилов, нанесенных напильником. На всей протяженности хвостовик подвержен коррозионному воздействию.

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также для режущих действий.

Примечание:

Серебрение наносилась не только с целью для красивого и дорогого оформления оружия, но и с практической целью — предотвращала оксидные процессы (в отличие от серебра, латунь была достаточно более сильно подвержена оксидным воздействиям, вследствие чего на нем появлялся налет коричневого и зеленого цвета).

Оправа меча (косираэ).

Детали оправы (тосогу).

Ножны.

Ножны (сая) – образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой и в сечении, имеют овальную форму. Поверхность черного цвета, покрыта лакокрасочным слоем, содержащим примеси твердых добавок. По всей длине ножен фрагментарно наблюдаются участки с утраченным покрытием.

С внешней (омотэ) стороны ножен (стороны, обращенной от тела при ношении меча) на расстоянии в 5,5 см от устья, располагается выступ с прорезью (далее – куриката), выполненный из дерева и предназначенный для крепления к нему шнура (сагэо), фиксирующего положение меча у пояса.

Отверстие куриката, обращенное к рукояти, содержит внутреннюю металлическую (латунь) ажурную втулку (ситодомэ). Отверстие, обращенное к оконечности ножен, указанного элемента не содержит и тем самым демонстрирует раскол древесины.

С внутренней (ура) стороны, ножны имеют вырез для миниатюрного ножа (ко-гатана), рукоять (ко-дзука) которого остается открытой взору и своей лицевой декорированной стороной закрывает данную область поверхности ножен. В рассматриваемом образце меча, указанный нож отсутствует (утрачен).

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Рукоять.

Рукоять (цука) образована из двух склеенных между собой деревянных частей, и имеет с обеих сторон покрытие кожей ската (самэ). Поверх данного покрытия наложена обмотка черной тесьмой (ито) в классическом для японских мечей стиле с ромбовидными участками между оплеткой.

Деревянная основа рукояти подвержена деформации и усыханию. Тесьма имеет следы износа в виде характерной потертости на витках и участков с спаянными витками вследствие их повреждения. Металлические детали рукояти выполнены из цветного сплава меди с использованием в обработке поверхности резьбы (така-бори) и гравировки (нику-бори).

Чашеобразное навершие рукояти (кассира) имеет с обеих сторон отверстие с металлическими (латунь) втулками (ситодомэ), через которые проходят финальные витки тесьмы рукояти, завершающиеся узлом. Поверхность данной детали обработана при помощи резьбы в технике высокого рельефа и демонстрирует декор в виде изображений растительного мира, в частности редьки-дайкон, дающей силу и выносливость. Изображения подчеркнуты золочением, что придает особую художественно-эстетическую насыщенность декору.

Фоновое пространство детали обработано в технике нанако и представляет собой фактурную поверхность из зерен одного размера, упорядоченных в прямые линии. Аналогично декорирована овальная муфта (фути), имеющая площадку с отверстием для хвостовика (накаго) и располагающаяся в основании рукояти.

Под оплетенной рукоятью с обеих сторон размещены металлические (цветной сплав) накладки (мэнуки), представляющие собой парные изображения кроликов среди распустившихся пионов. Кролик (заяц) является символом плодовитости, циклического возрождения, ловкости и бдительности.

Эти животные наиболее часто связывались с луной. Более того, кролик вошел круг двенадцати священных животных восточного календаря. Поверья гласят, что человеку, родившемуся под этим знаком, передается ряд качеств этого животного.

Зачастую кролик изображен в виде жертвенной фигуры, подобной персонажу буддийской легенды о зайце, прыгнувшем в огонь, дабы дать пищу голодному Будде. В Китае образ кролика стал символом, предвещающим удачу. Изображение пионов несет в себе символику, говорящую о благополучии и положении в обществе.

Помимо декоративной функции, данные детали несут в себе и практическое назначение. Ввиду того, что накладки разнесены с обеих сторон на разном расстоянии, своей выпуклой формой они способствуют более прочному хвату рукояти.

В рукояти находится отверстие (мэкуги-ана) для крепежного клина (мэкуги), обеспечивающего сквозную фиксацию клинка с рукоятью. Гарда (далее – цуба) прорезная, овальной формы, выполненная из железа.

В своей конструкции, цуба имеет три отверстия (предназначенные для практического применения). Два отверстия в данной оправе являются функциональными: накаго-ана для прохождения хвостовика, кодзука хицу-ана, служащее каналом для извлечения через него ножа-коготана (отсутствующего в данном образце) и когай хицу-ана, используемое при наличии шпильки-когай, не предусмотренной монтировкой рассматриваемого меча. Дужка когай хицу-ана повреждена.

С обеих сторон поверхность цуба содержит изображение журавля (цуру) и морской черепахи (миногомэ), зачастую изображаемых вместе и символизирующих собой счастье и долголетие.

Размеры цуба следующие: 6,7 см × 6,5 см × 0,5 см.

К поверхности цуба с обеих сторон прилегает по одной овальной (со скошенным краем) металлической прокладке (сэппа), поверхность которых по аналогии с муфтой-хабаки покрыта серебряной фольгой. Края данных элементов рифленые. Обе прокладки на своей внутренней поверхности содержат оттиск в виде отметки из трех рисок, схожих с числовым значением «три» (японский язык митцу, китайский сан).

Выводы экспертизы:

По итогам проведенной экспертной работы представляется возможным сделать следующий вывод:

Рассматриваемый предмет является оригинальным образцом традиционного японского меча (нихон-то) с длиной клинка чуть более одного сяку (более 30,3 см) и может быть классифицирован как ко-вакидзаси (японский язык 小脇差).

С внедрением в Японии в военное дело огнестрельного оружия (конец XVI – начало XVII вв.) всё меньшую роль стали играть крупные конные соединения, эффективность использования которых значительно снизилась. Основу феодального войска стали составлять в подавляющем большинстве не всадники, а пешие воины, что впоследствии способствовало изменению внешнего облика японского меча.

С наступлением «мирного периода» правления сёгунов рода Токугава (японский язык; 徳川) – правящей династии военных правителей Японии (с 1603 года по 1867 год) произошел окончательный переход от стиля оправы дзиндати-дзукури (тати) к конструкции букэ-дзукури (катана, вакидзаси).

Теперь основу вооружения представителей воинского сословия самураев стала составлять пара мечей – Дай-сё, включающая в себя длинный меч-катана и короткий меч-вакидзаси, носимые заткнутыми за пояс лезвием вверх. Среди коротких мечей выделяли ко-вакидзаси (укороченные), и о-вакидзаси (несколько удлиненные мечи).

Представители воинского сословия самураев (Фотография XIX века).

Фотография самурая с коротким мечом вакидзаси и среднем мечом катана (фотография 19 века).

Право на ношение меча (тайтого-мон) обязывало самурая к соблюдению обязательных норм этикета, регламентирующих обращение с мечом.

Меч вакидзаси стал «спутником» самурая и в отличие от катана, оставался всегда при нем, что впоследствии способствовало возникновению множества направлений в искусстве фехтования с применением короткого меча (манускрипт Дэнсё демонстрирует своими иллюстрациями технику короткого меча).

Оправа рассматриваемого образца наглядно демонстрирует традицию позднего периода (XVIII – XIX вв.), когда набор фути-касира стал представлять собой комплект, характеризующийся единым декором и цветовой гаммой. Более того, преобладание темных тонов во внешнем облике убранства данного меча, наиболее полно отражает тенденции, наметившиеся уже в XVII веке в отделке нихонто и неразрывно связанные с дзэнскими воззрениями о простоте и сдержанности.

Клинок представленного меча по времени изготовления может быть отнесен к середине XIX века и в соответствии с классификацией, принятой в японском оружейном деле, входит в группу Син-синто – «Новейших мечей» (1781 – 1876 гг.). Оправа рассматриваемого образца также является изделием XIX века.

Историческая справка:

Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.

С течением времени меч эволюционировал, став не только средством ведения боя, но и объектом поклонения и почитания.

«Честь носить его; права, которыми он наделялся; связанные с ним суеверия; семейные традиции; глубокие знания, требовавшиеся для того, чтобы оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания», Ф. Бринкли (1841-1912 гг.).

В отдельные исторические периоды с изменением тактики ведения боя, японский меч менялся в пропорциях.

В конце периода Муромати (1392 – 1572 гг.), а также в последующий за ним период Момояма (1573 – 1599 гг.) нередко мечи подвергались укорачиванию (преимущественно со стороны хвостовика), что меняло их первоначальную длину и позволяло адаптировать для пешего боя.

Одним из отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси), в феодальной Японии периода с конца XVI– до второй половины XIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана (дайто) и более короткого меча вакидзаси (сёто), носимых лезвием вверх. Данная традиция берет свое начало в XVI веке и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).

Иллюстрация из книги Инадзе Кайро о жизни двух самураев Санмото Горозаэмон и Масааки Ино, которые решили сразиться между собой. У героев можно заметить прикрепленные к поясу мечи-вакидзаси. Книга была издана в 1783 году.

Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

Меч вакидзаси оставался у пояса самурая даже тогда, когда он, следуя нормам этикета, расставался на время с боевым мечем катана. Вместе с тем, короткий меч был не менее действенным орудием в руках профессионального воина и даже приобретал серьезные преимущества перед длинным мечем в стесненных условиях ограниченного пространства помещений.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX века и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 году самурайское сословие постепенно стола терять свое исключительное положение в обществе.

В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое.

Вместе с тем, японский меч не ушел в историю, оставшись лишь символом феодальной Японии. Часть кузнечных мастеров не оставили оружейное ремесло и продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.

В первой половине ХХ века были предприняты усилия по стимулированию производства японских мечей как военного образца для нужд армии и военно-морского флота, так и традиционного типа.

В послевоенный период изготовление японских мечей некоторое время находилось под запретом оккупационных властей, после снятия которого, японские оружейники продолжили свою практику.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами —тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Представленный меч вакидзаси заключает в себе в первую очередь художественное начало и является оригинальным образцом японского оружейного искусства.

Традиционный старинный меч «вакидзаси» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования японского антикварного холодного оружия.

Атрибуция традиционного японского меча самурая «вакидзаси», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, выпуска середины XIX века, периода «Новейших мечей» — Син-Синто (1781-1876 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.),  японского производственного изготовления оправы меча (фути, касира, мэнуки, рукоять, ножны), выпуска середины XIX века. Период Эдо (1603-1868 гг.) — признается культурной ценностью.

Цена: продано

Купить