Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Сабля офицерская, парадно-выходная, боевая, лёгкой кавалерии («a la chasseur»), восточного, «мамлюкского типа». Эпоха Реставрации (1814-1830 гг.). Королевство Франция. Французское производственное изготовление эфеса и ножен, 20-х гг. XIX века. Немецкое производственное изготовление клинка оружейников города Золингена, 20-х гг. XIX века. Время правления королей Франции Людовика XVIII (1815-1824 гг.) и Карла X (1824-1830 гг.).

Описание:

Сабля офицерская, парадно-выходная, боевая, лёгкой кавалерии («a la chasseur»), восточного, «мамлюкского типа». Эпоха Реставрации (1814-1830 гг.). Королевство Франция.

Французское производственное изготовление эфеса и ножен, 20-х гг. XIX века.

Немецкое производственное изготовление клинка оружейников города Золингена, 20-х гг. XIX века.

Время правления королей Франции Людовика XVIII (1815-1824 гг.) и Карла X (1824-1830 гг.).

Оригинал, подлинник.

Подарочная упаковка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры: 

Общая длина – 935 мм.
Длина клинка с рукоятью – 897 мм.
Длина клинка без рукояти – 746 мм.
Ширина клинка у пяты – 29 мм.
Длина ножен – 800 мм.

Толщина обуха – 7 мм.

Был произведен демонтаж эфеса.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, латунь, полировка, дубленая кожа, гравировка, золочение, закалка, воронение, краска, ткань, стекло, бархат, резьба, волочение, пайка латунью и оловом.

Сохранность: общий износ (ношение). Утрата двух стеклянных вставок на перекрестие эфеса. Люфт эфеса (ослабление натяга крепежной гайки). Незначительная утрата слоя позолоты на латунных частях. Утрата карабина цепочки.

Описание сабли:

Клинок.

Клинок сабли стальной, кованый, с закалкой, полированный, однодольный, с сильным изгибом полосы, с заточенным внутренним краем и острым обоюдоострым листовидным боевым концом, однодольный.

Усилитель основания клинка — пята (рикксо) имеет прямоугольную площадку, со скосом на внешнюю часть.  Другой усилитель конструкции полотна — обух, имеет плоскую поверхность. Хвостовик плоской структуры, с винтовой резьбой на конце (для соединения с рукоятью).

В конце полотна клинка можно наблюдать незначительные следы сколов (зарубин) полученных в результате с соприкосновением, с другим клинковым холодным оружием.

С правой и левой стороны полотно клинка, более чем на половину, покрыто орнаментом, выполненным в технике гравировки, позолоты и воронения синего цвета. Обух также покрыт воронением синего цвета, практически на ту же длину, что и полотно (меньше).

С правой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие композиции, начиная от пяты: изображение растительно-геометрического орнамента, далее изображение воинской арматуры состоящей из двух знамен, артиллерийской пушки, щита, а также ветви. Еще далее по полотну клинка изображение воинской арматуры состоящей из двух знамен, а также третьего знамени обвитого вьющейся ветвью, артиллерийской пушки, щита. Последняя композиция на полотне клинка представлена растительным сюжетом.

С левой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие композиции, начиная от пяты: изображение растительно-геометрического орнамента, далее изображение воинской арматуры состоящей из двух знамен, а также третьего знамени обвитого вьющейся ветвью, артиллерийской пушки, щита. Еще далее по полотну клинка изображение воинской арматуры состоящей из двух знамен, а также третьего знамени обвитого вьющейся ветвью, артиллерийской пушки, двух барабанов. Последние две композиции на полотне клинка, представлены растительным сюжетом.

Со стороны рукояти на лезвии можно наблюдать амортизирующий тканевый ограничитель (прокладку) красного цвета (сохранился частично). При вкладывании клинка в ножны, мягкая по своим свойствам деталь, гасит ударное воздействие обеих металлических частей, тем самым предотвращая износ материала.

Примечание:

Слой позолоты и воронения был предназначен для защиты металла от коррозии. Обычно его наносили в первой, начальной части клинка, которая не была предназначена для рубяще-колюще-режущего и ударно-дробящего действия.

По своим боевым свойствам клинок (в комплекте с рукоятью) был предназначен для нанесения рубящих и колющих ударов (в комплекте физической силы и навыков).

Баланс клинка (в комплекте с рукоятью) приходится на окончание клинка. 

Долы были предназначены для облегчения веса конструкции клинка.

Сильный изгиб полотна клинка предполагал большую площадь поражения человеческого тела за счет градуса угла, и как следствие более глубокого проникновения в ткань.

Эфес:

Эфес сабли состоит из трех основных частей:

1. Латунной рукояти, многосоставной. Элемент с Г-образным, округлым завершение, со сквозной круглой прорезью. Основа рукояти выполнена в форме трапеции, с фиксирующим пазом в своей нижней части. Во внутренней части рукояти, при демонтаже эфеса прослеживается хвостовик клинка, с резьбой и затянутой на него латунной многогранной гайкой. Крепеж к перекрестию закреплен с помощью двух стыковых пазов.

Сама внутренняя конструкция делится на три отсека. В первых двух отсеках наблюдается перемычка, являющаяся стыковым ограничителем, для фиксации вышеупомянутого хвостовика и гайки. Третий отсек, круглой структуры был предназначен для двух цилиндрических, с отверстиями, крепежных втулок, с резьбой. Конструкцию закрывают две латунные накладки (фиксация деталей происходит при помощи нижнего паза, и двух вышеупомянутых втулок).

Поверхности данных деталей украшены выпуклым орнаментом с изображением классицистических пальметт, листьев аканфа, меандра и желудей дуба, а также точечным орнаментом. Также на элементах можно заменить дополнительное убранство, состоящее из восьми круглых вставок из стекла, красного, белого и зеленого цвета (по четыре с каждой стороны).

Округлое навершие действовало как ограничитель движения руки. Отверстие в детали было предназначено для темляка (петлеобразный шнур, помогающий удержанию в руке сабли, на случай ее падения).

На торцевой части навершия наблюдается круглое ушко с отверстием для соединения с карабином цепочки. Крепеж ушка к навершию произведен с помощью пайки оловом.

Рельефная поверхность накладок, включая выступающие на поверхность вставки из стекла, создавали в комплексе более надежное удержание рукояти в руке, за счет большего трения.

Поверхность рукояти имеет слой позолоты.

2. Латунного перекрестия крестообразной формы, с равносторонним верхним и нижним лучом и левого луча оттянутого вверх и правого луча оттянутого вниз. Последние два элемента имеют округлые завершения. Последние две детали были предназначены для ограничения движения руки по направлению к клинку, а также служили блокировки ударов оружия противника. Правый мог «поймать» клинок противника на перекрестие, левый луч мог погасить удар противника эффектом скольжения противоположного клинка.

Поверхность перекрестия украшена выпуклым орнаментом с изображением классицистических пальметт, листьев аканфа и точечным орнаментом. На детали наблюдаются два пустых отверстия от стеклянных вставок (утеряны, с каждой стороны). Верхний луч перекрестия играл роль фиксатора, нижний луч имел блокировочное предназначение «ловлю» клинка противника на перекрестие.

На конце верхнего луча наблюдается круглое ушко с отверстием для соединения с цепочкой.

Поверхность перекрестия имеет слой позолоты.

3. Связующей цепочки выполненной из латуни. Деталь изготовлена из проволоки крученой структуры. На ее верхнем конце визуально наблюдается крепежный карабин, предназначенный для крепления к ушку навершия. Элемент овальной конфигурации, с декором ложной зерни. Нижний карабин утерян (прикреплен проволокой к ушку левого луча перекрестия).

Поверхность цепочки и карабина имеют слой позолоты.

Деталь имеет функциональное назначение, предназначенное на случай падения оружия из руки, а также и декоративный составляющий элемент композиция всего эфеса.

Ножны.

Ножны сабли состоят из четырех частей:

1. Основы ножен выполненной из дубленой кожи, с обтяжкой из бархата черного цвета (из двух кусков). Стыковой шов, закрепленный клеем, прослеживается с тыльной стороны детали. Там же можно наблюдать приклеенные на шов полос из бархата того же черного цвета.

2. Устья с его втулкой и ушком с портупейным кольцом, выполненных из латуни. Декор лицевой части детали состоит из ажурного, прорезного исполнения нижней его части, а также композиционного решения состоящего из акантового орнамента. Декор оборотной части детали состоит из плетеного узора с элементами меандра и растительного оформления.

Крепеж втулки к устью осуществлен при помощи олова (стыковой шов прослеживается). Деталь была предназначена для усиления конструкции устья ножен.

Декор ушка выполнен в технике ложной зерни. Припой к устью осуществлен латунным припоем (стыковой шов прослеживается).

Поверхность вышеупомянутого элемента имеет слой позолоты.

3. Обоймицы с ушком с портупейным кольцом, выполненных из латуни.

Декор лицевой части детали состоит из ажурного, прорезного исполнения, а также композиционного решения состоящего из переплетенных линий с элементами растительного оформления.

Декор оборотной части детали состоит из плетеного узора с элементами меандра и растительного оформления.

Декор ушка выполнен в технике ложной зерни. Припой к обоймице осуществлен латунным припоем (стыковой шов прослеживается).

Поверхность вышеупомянутого элемента имеет слой позолоты.

4. Латунного наконечника, с двумя защитными боковыми оковками, различной величины, с завитками на конце. Элементы были предназначены для защиты нижней части ножен от повреждений. В стыке оковок наблюдается выступ, оформленный в виде лилии из трех лепестков.

Декор лицевой и обороной части всего наконечника состоит из: прорезного исполнения, а также композиционного решения состоящего из переплетенных линий (верхняя лицевая часть), листьев аканфа, меандра, раскрытых бутонов цветов с четырьмя лепестками.

Поверхность вышеупомянутого элемента имеет слой позолоты

Деталь была предназначена для защиты нижней части ножен от повреждений.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка сабли от коррозии.

б) защита владельца сабли, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с офицерской, парадно-выходной, боевой, саблей лёгкой кавалерии («a la chasseur»), восточного, «мамлюкского типа», эпохи Реставрации (1814-1830 гг.), Королевства Франция, французского производственного изготовления эфеса и ножен, 20-х гг. XIX века, немецкого производственного изготовления клинка оружейников города Золингена, 20-х гг. XIX века, времени правления королей Франции Людовика XVIII (1815-1824 гг.) и Карла X (1824-1830 гг.).

Сабля выполнена в дорогом исполнение, из чего можно предположить, что владелец сабли был в чине не ниже генерала. На период Первой Французском Империи (1804-1815 гг.) аналогичные вещи были идентифицированы как генеральские и принадлежали конкретным историческим личностям.

Клинок был изготовлен мастерами-оружейниками немецкого города Золингена, это определяется по стилистике исполнения рисунка на полотне клинка.

Датировка клинка 20-х гг. XIX века определяется по отсутствию так называемых «золингеновских роз» и «золингеновских домиков» на полотне, менее архаичному исполнению, но наличием влиянием все еще модной технике исполнения сочетания гравировки, позолоты и синего воронения. После 30-х гг. XIX века, данная техника почти не встречается, во Франции. Обработка металла, а именно латуни, выполнена в другом фактурном исполнение, чем в период Наполеоновских войн (1799-1815 гг.). Мода на восточные сабли «мамлюкского типа» появились во Франции после знаменитого Египетского похода Наполеона Бонапарта (1798-1799 гг.) и быстро стали популярны во Франции. Отголоски данной моды находили себя в период французской Реставрации (1814-1830 гг.).

Офицерская кавалерийская сабля, «мамлюкского типа», является, безусловно, интересным образцом французского холодного оружия, имеет большую историко-культурную и музейную ценность. Является объектом коллекционирования антикварного холодного оружия.

Атрибуция сабли выполнена на основании визуального обследования предмета, без полного либо частичного его демонтажа.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — сабля офицерская, парадно-выходная, боевая, лёгкой кавалерии («a la chasseur»), восточного, «мамлюкского типа», эпоха Реставрации (1814-1830 гг.), Королевство Франция, французского производственного изготовление эфеса и ножен, 20-х гг. XIX века, немецкого производственного изготовления клинка оружейников города Золингена, 20-х гг. XIX века, времени правления королей Франции Людовика XVIII (1815-1824 гг.) и Карла X (1824-1830 гг.) — признается культурной ценностью.

Цена: 3.500.000 р.

Купить