Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Британский гардемаринский (мичманский), боевой, парадно-выходной, строевой, морской кортик, образца (модели) 1856/1879 гг. (оригинальное название оружия на английском языке; 1856/1879 pattern Naval midshipman’s Dirk), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces). Англия. Великобритания. Британская империя. Британское (английское) производственное изготовление кортика, оружейной фирмы «Gieve Matthews Seagrove Ltd», 10 George Street, Hanover Square, London, England («Джив, Мэттьюз и Сигроув Лимитед (ООО) фирма располагалась по основному адресу: Англия, Лондон, Джордж-стрит, дом 21, Ганновер-сквер), выпуска 1907-1918 гг. Время правления королей Великобритании Эдварда VII (1901-1910 гг.) и Георга V (1910-1936 гг.). Период 1 Мировой войны (1914-1918 гг.).

Описание:

Британский гардемаринский (мичманский), боевой, парадно-выходной, строевой, морской кортик, образца (модели) 1856/1879 гг. (оригинальное название оружия на английском языке; 1856/1879 pattern Naval midshipman’s Dirk), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces).

Англия. Великобритания. Британская империя.

Британское (английское) производственное изготовление кортика, оружейной фирмы «Gieve Matthews Seagrove Ltd», 10 George Street, Hanover Square, London, England («Джив, Мэттьюз и Сигроув Лимитед (ООО) фирма располагалась по основному адресу: Англия, Лондон, Джордж-стрит, дом 21, Ганновер-сквер), выпуска 1907-1918 гг.

Время правления королей Великобритании Эдварда VII (1901-1910 гг.) и Георга V (1910-1936 гг.).

Период 1 Мировой войны (1914-1918 гг.).

SONY DSC

Оригинал, подлинник.  

Экспертное заключение.

В ходе экспертной работы был применен метод визуального исследования кортика (без демонтажа эфеса).

— измерительные и увеличительные приборы;

— справочная литература на английском языке.

 Общие параметры:

Общая длина – 629 мм.
Длина клинка с рукоятью (без ножен) – 609 мм.
Длина клинка без рукояти – 463 мм.

Ширина клинка в районе пяты – 26 мм.
Длина ножен – 489 мм.

Толщина обуха в наиболее широкой части – 7 мм.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, латунь, волочение, акулья кожа, никелирование, трафаретное травление, железо, литье, штихельные работы, волочение, медь, ткань, нить, шитье, клей.

Сохранность: общий износ (ношение), патинированные процессы, износ тканевой прокладки (ветхость).

Описание кортика:

Клинок.

Клинок кортика стальной, с закалкой, прямой, изготовленный способом промышленной ковки с последующей доработкой, с заточенной внутренней кромкой и тупым плоским обухом (в своей основной части).

Конец клинка обоюдоострый, плавно сужающийся к концу. Усилитель основания клинка — пята (или «рикассо»; итальянский язык ricasso) имеет прямоугольную площадку, со скосами на внешнюю часть.

С обеих сторон полотно клинка покрыто трафаретным рисунком выполненного в технике травления. Вся поверхность детали покрыта никелированным наслоением (впервые никель открыт в Германии в 1751 году).

В начальной и оконечной части полотна клинка (с обеих сторон) можно наблюдать следы локальных выемчатых, хаотичных углублений полученных в результате термической обработки металла.

С правой стороны полотно клинка покрыто орнаментацией растительного характера, изображение морского якоря обвитого канатом, государственной императорской тюдоровской короны, пустого картуша, в районе пяты клинка изображение шестиугольной дамасской звезды (знак качества стали, заимствованный британскими производителями холодного оружия у оружейной гильдии дамасских мастеров с целью более успешной реализации своей продукции).

С левой стороны также можно проследить орнаментацию растительного характера, изображение Королевского герба Великобритании, состоящего из коронованного льва (символ Англии) и опоясанного цепью единорога (символ Шотландии), поддерживающих с обеих сторон щит. Щит разделен на четыре части с малозаметными стилизованными изображениями: в верхнем левом и правом нижнем углах – три льва (символ Англии), в правом верхнем углу – одиночный лев (символ Шотландии), в левом нижнем углу арфа (символ Ирландии). Щит увенчан рыцарским шлемом и короной Святого Эдуарда «викторианского типа» (в данном случае) олицетворяющей Британию.

Внутри герба надпись-девиз на латыни, который можно инфицировать с легендарным Благороднейшим «Орденом Подвязки» HОNI SOIT QUI MAL Y PENSE («Да будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает»). Под щитом в ленточном картуше надпись на французском языке DIEU. ET. MON. DROIT (русский перевод; БОГ И МОЕ ПРАВО) — британский королевский девиз, возникший со времени английского короля Генриха V (1413-1422), указывающий на божественное право монарха.

Вся верхняя часть композиции выполнена в обрамление лучей небесного света. В районе вытравленное четырехстрочное производственное клеймо на английском языке GIEVE/ MATHEWS/ & SEAGROVE/ Ltd (русский перевод; «Джив, Мэтьюз и Сигрув Лимитед»).

Примечание:

По своим боевым качествам клинок (в комплекте с рукоятью) предназначался для колющих ударов в тесной рукопашной схватке.

Эфес.

Эфес состоит из рукояти (деревянная основа, акулья кожа серого цвета) и крестовины (латунь). Рукоять прямая, со скошенной верхней частью, в сечении овальная, обтянута акульей кожей светолого цвета и обвита по семи спиральным желобкам рядами латунной гладкой и медной кручёной проволокой.

Прикрывающая спинку рукояти выгнутая латунная планка покрыта рельефным орнаментом, имитирующим львиную гриву. У крестовины она примыкает к овальной профилированной втулке, а в верхней части плавно переходит в головку в виде объёмной львиной головы.

В «пасти» льва кольцо для темляка (темляк отсутствует; темляк был предназначен для удержания кортика в руке на случай его падения). Пластинчатая в конфигурации крестовина имеет завершения в виде желудей, загнутые в противоположные друг от друга стороны.

Пластинчатая в конфигурации крестовина имеет завершения в виде желудей, загнутые в противоположные друг от друга стороны.

Нижний конец имеет широкий паз для пружинного фиксатора ножен. Средокрестие на правой стороне прикрыто овальным медальоном с литым изображением якоря, перевитого канатом под короной «тюдоровского» типа в лавровом венке победителей. Вся поверхность металлических частей деталей имеет налет светло-желтой и коричневой патины (латунь).

Со стороны клинка к средокрестию примыкает овальный тканевый ограничитель темно-красного цвета. Элемент служит ограничителем между эфесом и ножнами кортика. При вкладывании клинка в ножны мягкая по своим свойствам деталь гасит ударное воздействие обеих металлических частей, тем самым предотвращая износ материала и не нужный звон, а также обеспечивала более плотное закрывание устья ножен, предохраняла клинок от сырости, а ножны от засорения.

Защитное перекрестие и в меньшей степени медальон предназначались для защиты руки от прямых и частично боковых ударов. Кроме того, деталь нейтрализовала эффект скольжения руки на лезвие клинка.

Ножны.

Ножны кожаные (основа) дублёные (простроченный шов проходит посередине оборотной стороны), с прибором (латунь), включающим устье с парой портупейных колец и наконечником с симметричным фронтальным башмаком.

С тыльной стороны устья под перекрестием можно увидеть ограничительное пазовое кольцо, предназначенное для фиксации пружиной пластины (деталь и две ее клепки сделаны из железа, так как долговечность металла из цветных групп для данной конструкции крайне ненадежна в силу ее быстрого износа). Зажим предназначен для фиксации кортика в его ножны.

Края обеих деталей прибора имеют треугольные вырезы, обрамлённые гравированными поясками из горизонтальных линий, волнообразного и растительного оформления.  

Крепление металлических деталей к кожаной основе произведено с помощью клея и двух клепок из цветного металла (крепление пружиной пластины к устью ножен также способствовала усилению крепежа конструкции). Вся поверхность деталей из цветных металлов имеет налет красно-желтый и коричневой патины (латунь).

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка кортика от коррозии.

б) защита владельца кортика, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.


Результаты экспертизы:

По совокупности внешних признаков (форма рукояти, клинка, эмблематика) данное изделие может быть идентифицировано как кортик гардемарина (мичмана) Королевского (Британского) флота образца 1856/1879 гг. (в 1879 году были добавлены медальон на средокрестии и пружинная защёлка для ножен).

Историческая справка:

Торговое оружейное предприятие фирмы «Gieve Matthews Seagrove Ltd» («Джив, Мэттьюз и Сигроув Лимитед (ООО)) чья маркировка присутствует на клинке было основано в 1785 году и первоначально принадлежало семейству Джив. С 1887 года компания имела название «Gieve & Co» («Джив и Компания»).

В 1904 году предприятие было приобретено Чарлзом Мэттьюзом и в 1907-1918 гг., называлось «Gieve Matthews Seagrove Ltd» и располагалось по основному адресу Лондон, Джордж-стрит, дом 21, Ганновер-сквер (предприятие работало в Лондоне, Портсмуте и Девонпорте). Компания являлась крупнейшим поставщиком для Королевского флота.

В 1918 компания сменила название на «Gieves Ltd» («Джив Лимитед») и переехала по адресу 21 Old Bond Street, London.

В 1940 году здание магазина было разбомблено немецкой авиацией, уничтожив множество исторических записей. Однако позже были обнаружены бухгалтерские книги, в которых записаны многие известные меценаты за период 1920-60-х годов; Чарли Чаплин, Дж.П.Морган, сэр Освальд Мосли, Великий Князь Дмитрий (который помогал в убийстве Распутина), Дэвид Нивен, Лоуренс Оливье и Уинстон Черчилль — это лишь некоторые из них.

В 1974 году компания сменила название на «Gieves and Hawkes» и переехала по адресу No.1 Saville Row, London.

Печатная рекламная продукция фирмы «Gieves Ltd».

Рисунки с изображениями мичманов (гардемаринов) Британского Королевского флота с кортиками образца 1856 года.

Фотография кадета (мичмана) Королевского (Британского) флота известного полярника Роберта Скотта (1868-1912 гг.) с гардемаринским (мичманским) морским кортиком образца (модели) 1856/1879 гг. (снимок был сделан 1882 году).

Британский гардемаринский (мичманский), боевой, парадно-выходной, строевой, морской кортик, образца (модели) 1856/1879 гг., имеет большую историко-культурную и музейную ценность. Является объектом коллекционирования антикварного холодного оружия.

Атрибуция морского кортика выполнена на основании визуального обследования предмета, без демонтажа эфеса.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за номером, № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — британский гардемаринский (мичманский), боевой, парадно-выходной, строевой, морской кортик, образца (модели) 1856/1879 гг. (оригинальное название оружия на английском языке; 1856/1879 pattern Naval midshipman’s Dirk), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces), с владельческими инициалами, Англии, Великобритании, Британская империи, британского (английского) производственного изготовления кортика, оружейной фирмы «Gieve Matthews Seagrove Ltd», 10 George Street, Hanover Square, London, England («Джив, Мэттьюз и Сигроув Лимитед (ООО) фирма располагалась по основному адресу: Англия, Лондон, Джордж-стрит, дом 21, Ганновер-сквер), выпуска 1907-1918 гг., времени правления королей Великобритании Эдварда VII (1901-1910 гг.) и Георга V (1910-1936 гг.), периода 1 Мировой войны (1914-1918 гг.) — признается культурной ценностью.

История Королевского (Британского) флота.

Флаг Королевского флота Великобритании.

Первые прототипы британского флота появились еще во времена англо-саксонских королевств в VI-IX вв. Но официальной датой создания британского флота считается время правления короля Уэссекса Альфреда Великого (881-899 гг.), создавшего более-менее боеспособный флот, который мог не только давать отпор набегам датских викингов, но и также топить их корабли.

В XII-XV веках английский флот в основной своей массе состоял из зафрахтованных или конфискованных торговых судов, на которых в дальнейшем строились надстройки для лучников и латников. Обычно корабли сходились в абордажном столкновении, и исход сражения обычно решало численное преимущество, а в некоторых случаях и высота надстройки судов. Пушки использовались редко.

При короле Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547 гг.) английский флот уже значительно вырос и стал называться королевским (с 1546 года; оригинальное название на английском языке; Royal Navy). В начале правления короля Генриха VIII его флот насчитывал всего 5 кораблей, но после издания Королевского указа о его увеличении (за счет денежных средств с нововведенным сбором пошлин на импорт и продаж монастырей) численность флота на 1514 год была доведена до 30 боевых судов, включая и два знаменитых корабля «Питер Помигрэнит» и «Мэри Роуз» (корабли выделялись среди общей массы своим большим водоизмещением и существенным арсеналом пушек). Часть кораблей была переделана из торговых судов.

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Мэри Роуз». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в 1511 году. Был потоплен в бою 19 июля 1545 года. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Питер Помигрэнит». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в том же году. Последние сведения о корабле относятся к 1558 году. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

К моменту смерти Генриха VIII в 1547 году его флот официально насчитывал уже 58 боевых кораблей. При дочери Генриха VIII королеве Елизавете I (1558-1603 гг.), в 1588 году английский флот уже мог соперничать с испанским флотом и смог разгромить мощную испанскую эскадру под названием «Непобедимая Армада» (на тот момент испанский флот считался лучшим в мире). После этого Англия постепенно отбирает у Испании право называться «Главной морской державой», а сама приобретает название «Владычица морей».

В 1660 году при короле Карле II (1660-1685 гг.) английский флот реформируется как род войск, а к названиям кораблей присоединяется префикс Его (Ее) Величества (оригинальное название на английском языке; His or Her Majesty’s Ship, сокращенно HMS). После объединения в 1707 году Англии и Шотландии в одно общее королевство, флот получает неофициальный префикс «Британский».

Расцвет Королевского флота приходится на эпоху Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) когда Британские военно-морские силы почти полностью контролировали основные морские магистрали, а в 1803 году помешали планам первого консула Франции Наполеону Бонапарту (1799-1804 гг.) высадить морской десант в Англию. Кульминацией в этих войнах стала победа Королевского флота под командованием вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (годы жизни; 1758-1805 гг.) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года над объединенным французско-испанским флотом, где британцы не потеряли ни одного корабля, а их противники 21 боевое судно.

Невозвратные людские потери у британского флота составили в 3 раза меньше, чем у проигравшей стороны, но среди британцев оказался и сам лорд Нельсон.

Картина с изображение битвы при Трафальгаре (21 октября 1805 года). Картина написана английским художником Кларксоном Фредериком Стэнфильдом (родился 1793-умер 1867 гг.) в 1836 году.

Картина с изображением ранения вице-адмирала Горацио Нельсона в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года (картина написана британским художником Денисом Дайтоном (годы жизни; 1792-1827 гг.) в 1825 году).

Литография сцены абордажного морского боя, с применением различного вида холодного и огнестрельного оружия: пик, абордажных сабель, ружей, шпаг или эспадронов (период Наполеоновских войн, 1799-1815 гг.).

В Крымскую войну (1853-1856 гг.) Королевский флот уже имел в своем оснащении комбинированные парусно-паровые суда, которые впоследствии стали покрывать слоем листового железа. Первый такой корабль под названием «Уорриор» (английский язык; HMS Warrior) сошел со стапелей лондонской верфи 29 декабря 1860 года и был полностью бронированным — броненосец (первый в мире броненосец построили французы, который был спущен всего за год до первого британского броненосца). Второй британский броненосец был спущен на воду 27 февраля 1861 года, под названием «Чёрный Принц» (официальное название на английском языке; HMS Prince). Оба корабля имели по 40 орудий на своем борту, часть из которых была с новыми затворными механизмами. С 1 февраля 1901 года британцы приступили к строительству первых подводных лодок.

В 1 Мировую войну (1914-1918 гг.) Королевский флот нес тяжелые потери, но в большинстве морских сражений все-таки одерживал тактические и боевые победы над своими противниками. В 1914 году основывается Королевская военно-морская авиация (английский язык; Royal Naval Air Service).

В начале 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) Королевский флот участвовал в знаменитой эвакуации французских, британских, канадских и бельгийских союзных войск из осажденного немецкими войсками Дюнкерка (с 26 мая — 4 июня 1940 года). Совместными усилиями с гражданским населением Великобритании, при помощи их торговых и рыболовецких судов, а также прогулочных яхт (всего около 920 боевых кораблей и судов) Королевский флот вывез из Франции в Соединенное Королевство 338.226 солдат и офицеров союзных войск, не оставив на берегу ни единого человека.

Способность к объединению и самопожертвованию британцев, а также их гордость и умение принимать самостоятельные решения в трудную минуту премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1940-1945 гг. и 1951-1955 гг.) назвал «Духом Дюнкерка».

Фотография эвакуации Британского Экспедиционного Корпуса из Дюнкерка, на эсминце Британского Королевского флота, который готовится уйти в порт Дувра (снимок был сделан в 31 мая 1940 года; период 2 Мировой войны 1939-1945 гг.).

В 1941 году 27 мая Британский Королевский флот затопил в Северной Атлантике знаменитый немецкий линкор «Бисмарк», известный своими большими размерами (третий по величине в классе линкоров после японского «Ямато» и американского «Айова»). Королевский флот активно участвовал в Североатлантических транспортных конвоях с военными и промышленными грузами направленных на помощь СССР. Также Королевский флот активно и успешно участвовал «в подводной войне» против немецких субмарин.

В настоящее время Королевский флот Великобритании входит в состав Военно-морской службы Ее Величества (английский язык; Her Majesty’s Naval Service) Британских Вооруженных Сил (английский язык; British Armed Forces) и имеет в своем составе 87 боевых кораблей.

Статью написал аттестованный эксперт, Министерством Культуры РФ, военный историк, Корниенко Александр Александрович. 15 марта 2012 года, город Москва.

Цена: продано.

Купить