Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Кортик морской (Великобритания). 1790 — 1810 гг.

Описание:

Экспертное заключение.

Кортик морской, офицера или гардемарина Королевского флота (ROYAL NAVY). Также предположительно мог состоять на вооружение и уоррент-офицерского состава. Модель 1786 года (условно).

Производство 1790 – 1810 гг. Великобритания. Время правления короля Георга III (1760 – 1820 гг.). Британская империя. (Эпоха Наполеоновских войн).

На экспертизу представлен морской кортик, предположительно, начала 19 века.

SONY DSC
Кортик морской. Великобритания (общий план).

Задачами экспертизы являются:

I) Определить технические характеристики кортика по его составным частям (с описанием) и определить функциональное назначение этих частей.

II) Определить время и место изготовления кортика по его составным частям, а также определить его производителя.

III) Определить, к какому роду войск и воинскому составу относится кортик, а также его образец года (с учетом временного диапазона).

IV) Определить географический ареал бытования данной модели.

V) Вывод о том, является ли предмет культурной ценностью.

В ходе экспертной работы был применен метод визуального исследования кортика (без демонтажа эфеса).

Использовались:

— измерительные и увеличительные приборы;

— справочная литература на английском языке.

Общие параметры:

Общая длина кортика (в ножнах) – 485 мм.

Длина кортика без ножен – 473 мм.

I

Клинок

 

SONY DSC

Общий вид клинка морского кортика.

 Параметры клинка в трехмерном объеме:

Длина клинка – 352 мм.

Ширина клинка (в наиболее широкой части) – 15 мм.

Толщина клинка (в наиболее широкой части) – 4 мм.

***

Клинок кортика стальной, прямой, обоюдоострый и широкодольный (с обеих сторон) в основной своей части. Конец клинка ромбический в сечении, плавно суженный к концу. Заточка клинка произведена по всей длине полотна.

Полотно клинка выполнено методом ручной ковки с последующей доработкой его поверхности. Долы изготовлены способом фрезерной обработки (впервые фрезерование было использовано в Германии в 17 веке).

По своим боевым качествам клинок предназначался для колюще-режущих ударов в тесной рукопашной схватке.

SONY DSC

 Полотно клинка морского кортика со следами двухсторонней (обоюдоострой) заточки и долом, полученным путем фрезерной обработки.

        

Эфес

SONY DSC

 Общий вид эфеса морского кортика кортика.

Параметры эфеса в трехмерном объеме:

Длина эфеса – 132 мм.

Ширина эфеса – 89 мм.

Расстояние глубины эфеса – 45 мм.

Эфес кортика состоит из шести элементов:

1) Защитного перекрестия (с дополнительной защитной дужкой) изготовленного из латуни.

2) Латунного навершия.

3) Эбеновой (черное дерево) рукояти черного цвета.

4) Латунной втулки.

5) Соединительной головки верхней части хвостовика клинка, изготовленной из стали.

6) Матерчатого ограничителя красного цвета.

 

***

SONY DSC
Перекрестие кортика морского кортика (вид прямо).
SONY DSC
Перекрестие морского кортика с изображением якоря (вид сверху).

Защитное перекрестие кортика (с дополнительной защитной дужкой) представляют собой единую, цельную деталь, отлитую в литейной форме из латуни с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаление лишних частиц металла шаберным (шабер от нем. – скребок) инструментом, обработка детали многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами.

Деталь имеет внешнее сходство с буквой S, имеющей каплевидные окончания (вид прямо). С лицевой стороны перекрестия (вид сверху) отходит дополнительная защитная дужка с пятью шаровидными утолщениями и прорезным якорем обвитым канатом.

Защитное перекрестие и дополнительная защитная дужка предназначались для защиты руки от прямых и частично боковых ударов. Кроме того, деталь играла роль ограничитель при вкладывании кортика в ножны, а также нейтрализовала эффект скольжения руки.

***

SONY DSC

Навершие эфеса морского кортика и его выступающая шайба (верхняя часть детали).

Навершие эфеса представляет собой единую, цельную деталь, отлитую в литейной форме из латуни с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами.  Кроме того, для получения орнамента на детали был задействован чеканный инструмент.

Деталь имеет форму сложнофигурного восьмигранного (включая и шайбу для крепления хвостовика клинка т.к. представляет с навершием единое целое) элемента с двумя отверстиями (для соединения с рукоятью эфеса и хвостовиком клинка кортика). В верхней и нижней частях навершия по контуру восьмигранника нанесен прочеканенный зигзаго-точечный-прямолинейный орнамент. По всей поверхности детали можно наблюдать очаговые налеты темно — коричневой патины.

Навершие использовалось как скрепляющее звено в системе креплении рукояти эфеса, а также предназначалось для фиксации хвостовика клинка. Кроме того, деталь нейтрализовала эффект скольжения руки.

 ***

SONY DSC

 

Рукоять эфеса.

 Рукоять эфеса кортика представляет собой деталь, полученною способом ручной резки из эбенового дерева черного цвета (возможно и применение станочной обработки) с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: применение сверлильного и абразивного инструмента, а также специализированных резцов.

Деталь имеет внешний вид продолговатого восьмигранника с нанесенными по всей площади продольными (относительно горизонтального положения детали) линиями. Рукоять такой формы, а также ее бороздчатый орнамент были наиболее удобны в обхвате рукой и тем самым способствовали нейтрализации эффекта скольжения.

***

 

SONY DSC

 Втулка эфеса.

Фиксирующая втулка эфеса представляет собой цельную деталь, полученную методом загиба из листового латунного металла с дальнейшей доработкой путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами.  Кроме того, для получения орнамента на детали был задействован чеканный инструмент. Стыковой шов не прослеживается.

Деталь имеет форму сходящего на конус восьмигранника с прочеканенным по контору в верхней и нижней частях зигзаго-точечно-прямолинейным орнаментом (уже после загиба металла, о чем свидетельствуют разрывы рисунка на стыках восьмигранника).

Втулка использовалось как звено в системе креплении рукояти эфеса, а также играла роль в формировании его прямого угла (частично).

 ***

 

SONY DSC

Заклепанная головка хвостовик клинка.

Верхняя часть головки хвостовика клинка представляет собой шляпковидную стальную деталь, полученную методом осадки (клепка). Элемент предназначался для скрепления навершия эфеса (непосредственно с шайбой навершия).

Первоначально элемент имел несколько иную форму, но при ударном воздействии (т.е. заклепывание) на выступающие окончания хвостовика клинка и шайбы навершия, происходил процесс их взаимной деформации, а, следовательно, и дальнейшей стяжки (фиксации), что приводило креплению клинка кортика с его эфесом. Весь этот процесс способствовал надежному и долговременному креплению клинка и всех частей эфеса. В нашем случае этот надежный процесс прошел испытание временем, и навершие эфеса не имеет даже самый небольшой люфт.

 ***

SONY DSC

Матерчатый ограничитель.

Матерчатый ограничитель представляет собой овальную со сквозным отверстием матерчатую деталь красного цвета, полученную путем резки. Элемент служит ограничителем между эфесом и ножнами сабли.

При вкладывании клинка в ножны матерчатый ограничитель гасит ударное воздействие промеж данных металлических частей, предотвращая тем самым их преждевременную деформацию материала и ненужный звон.

Ножны

 

SONY DSC

Ножны морского кортика.

Параметры ножен трехмерном объеме:

Длина ножен – 368 мм.

Ширина ножен в наиболее широком месте (устье) – 25 мм.

Толщина ножен в наиболее широком месте (устье)­­ – 9 мм.

Ножны кортика состоят из четырех элементов:

1) Кожаной основы.

2) Латунного устья, состоящего из четырех частей:

а) основы устья.

б) шпенька.

в) ушка (с крепежным основанием).

г) портупейного кольца.

3) Латунной обоймицы состоящей из трех частей:

а) основы обоймицы.

б) ушка (с крепежным основанием).

в) портупейного кольца.

4) Латунного наконечника.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) Защита клинка кортика от коррозии.

б) Защита владельца кортика, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

***

SONY DSC

  Основа ножен (лицевая сторона).              

SONY DSC

Основа ножен (тыльная сторона).

Основа ножен выполнена из одного куска кожи, прошитого нитью в технике крест-накрест (тыльная сторона). После этого кожа подверглась дублению, окрасу в черный цвет и нанесению растительно-геометрического рисунка (лицевая сторона) с помощью вдавливания разогретых металлических пунсонов (техника теснения). После монтировки прибора ножны были покрыты лаком черного цвета. В верхней части кожаной основы был выполнен щелевидный разрез для соединения с устьем ножен.

По всей поверхности ножен можно наблюдать процесс растрескивание, расслоение и ссыхание кожаного материала, который, однако, не смог повредить ее цельной сохранности в целом.

***

SONY DSC

 Устье ножен морского кортика (лицевая часть).

Устье ножен представляет собой деталь, состоящую из четырех частей, выполненных различными способами изготовления.

Элемент предназначался для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служил крепежным элементом для портупейной системы. Кроме того, деталь служила ограничителем перекрестия эфеса.

*

SONY DSC

  Основа устья ножен  (лицевая сторона).    

SONY DSC

                                              

Основа устья ножен (тыльная сторона). 

а) Основа устья ножен представляет собой единую, цельную деталь, полученную из листового латунного металла путем его загиба (выколотки) на матрице и пропаянного вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) оловянным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Деталь с лицевой стороны в основной своей части имеет форму прямоугольника с дополнением в виде выпиленного листовидного окончания, край которого вмонтирован в кожаную основу ножен (дополнительный крепеж). Тыльная сторона элемента имеет простую прямоугольную форму. Торцевые части детали имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. В верхней части основы устья по окружности выступающий наружу кант, полученный путем отгиба. Крепление детали к кожаной основе произведено с помощью клея неизвестной консистенции.

Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет простую орнаментацию, состоящую из простых поперечных линий (относительно горизонтального положения детали), нанесенных штихельным инструментом.

Деталь предназначалась для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служила ограничителем по отношению к перекрестию эфеса.

*

SONY DSC

Шпенек устья ножен морского кортика.    

б) Шпенек устья представляет собой единую, цельную деталь, отлитую в литейной форме из латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Деталь имеет грибовидную форму с овальной толстой шляпкой и тонкой четырехгранной ножкой, край которой вмонтирован и заклепан в основу устья (предварительно в основе устья было сделано отверстие). После данной операции окончательный крепеж обеих деталей меж собой был достигнут с помощью пайки оловянным припоем.

Деталь служила крепежным элементом к портупейному (от фр. Porte-épée – «перевозчик шпаги») ремню, который в свою очередь предназначался для ношения кортика в вертикальном положении.

 сканирование

Способ крепления шпенька на портупейном подвесе перевязи. В данном случае крепление шпенька на портупейном ремне и перевязи сходны.

(Фото фрагмента британской морской сабли конца 18 века).

 

Дополнение: шпенек (крючок) помещался в вертикальный разрез (как правило), сделанный в портупейном подвесе (нижняя составляющая часть портупейного ремня), после чего под тяжестью всей конструкции (кортика или ножен от него) либо силовым воздействием опускался в нижнюю часть разреза подвеса, что и способствовало его надежному закреплению.

Примечание: рассмотренная функциональность детали свойственна только данной модели кортика.

*

SONY DSC

Ушко устья (верхнее).

в) Ушко устья представляет собой деталь, отлитую в литейной форме из латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Крепеж к устью осуществлен с его внутренней торцевой стороны в заранее подготовленное отверстие, под силовым воздействием (скорее всего с внутренней стороны ушка находятся крепежная пластина, с помощью которой была осуществлена предварительная фиксация детали). После данной операции окончательный крепеж обоих деталей меж собой был достигнут с помощью сварки твердоплавким медным припоем.

Элемент предназначался для свободного хода портупейного кольца.

*

SONY DSC

Портупейное (верхнее, крепежное) кольцо.

г) Портупейное (верхнее, крепежное) кольцо представляет собой деталь, полученную способом волочения из латунной проволоки через фильеру (волочильный станок). Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием с последующей фиксацией оставшегося шва пайкой оловянным припоем.

Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню, который в свою очередь предназначался для ношения кортика в вертикально-наклонном положении (при наличии нижнего портупейного кольца).

сканирование0001

 

Способ крепления крепежных (портупейных) колец к портупейному ремню. (Фото фрагмента американского морского кортика начала 19 века).

 

Дополнение: для данного кортика существовало два способа ношения, один при помощи крепежного шпенька, другой при помощи двух портупейных колец (поскольку оба кольца имеют общее функциональное назначение, то их рассмотрение идет в общем контексте). Эти способы были различны и не подлежали совмещению. Право выбора принадлежало владельцу или были продиктованы различными обстоятельствами.

Примечание: рассмотренная функциональность детали свойственна только данной модели кортика.

***

SONY DSC

Обоймица ножен (тыльная сторона).

Обоймица ножен представляет собой латунную с остатками позолоты деталь, состоящую из трех частей, выполненных различными способами изготовления.

Элемент предназначался для защиты средней части ножен от повреждений, а также служил крепежным элементом для портупейной системы. Кроме того, деталь могла частично действовать как ребро жесткости.

*

SONY DSC

Обоймица морского кортика (лицевая часть).

а) Основа обоймицы ножен представляет собой единую, цельную деталь, полученную из листового латунного металла путем его загиба (выколотки) на матрице и пропаянного вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) оловянным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, сохранившееся только на 15-25%, выполнено ртутным способом.

Деталь имеет прямоугольную форму с выпиленными волнообразными краями. Торцевые части детали имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. Крепление детали к кожаной основе произведено с помощью клея неизвестной консистенции.

Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет простую орнаментацию, состоящую из простых парных поперечных линий (относительно горизонтального положения детали) нанесенные штихельным инструментом.

Деталь предназначалась для защиты средней части ножен от повреждений, а также могла частично действовать как ребро жесткости.

*

SONY DSC

Ушко обоймицы (нижнее).

б) Ушко обоймицы представляет собой деталь, отлитую в литейной форме из латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Крепеж к устью осуществлен с его внутренней торцевой стороны в заранее подготовленное отверстие под силовым воздействием (скорее всего с внутренней стороны ушка находятся крепежная пластина, с помощью которой была осуществлена предварительная фиксация детали). После данной операции окончательный крепеж обеих деталей меж собой был достигнут с помощью сварки твердоплавким медным припоем.

Элемент предназначался для свободного хода портупейного кольца.

*

SONY DSC

Портупейное (нижнее, крепежное) кольцо.

в) Портупейное (нижнее, крепежное) кольцо представляет собой деталь, полученную способом волочения из латунной проволоки через фильеру (волочильный станок). Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием с последующей фиксацией оставшегося шва пайкой оловянным припоем.

Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню, который в свою очередь предназначался для ношения кортика в вертикально-наклонном положении (при наличии верхнего портупейного кольца).

***

SONY DSC

 Наконечник ножен морского кортика (внешняя сторона).

 Наконечник ножен представляет собой деталь, полученную из листового латунного металла путем его загиба (выколотки) на матрице и пропаянного вдоль места стыка (торцевая внутренняя сторона) оловянным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами.

Деталь имеет форму усеченного конуса с выпиленными волнообразными краями с обеих сторон элемента. Торцевые части детали имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. Крепление детали к кожаной основе произведено с помощью клея неизвестной консистенции.

Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет простую орнаментацию, состоящую из двойных и одинарных поперечных линий (относительно горизонтального положения детали), нанесенных штихельным инструментом. С обеих сторон детали имеются следы немногочисленных вмятин, оставленных в результате эксплуатации кортика.

Деталь предназначалась для защиты нижней части ножен от повреждений.

II

Клинок

По общему виду клинка кортика можно предполагать, что он произведен на территории Великобритании или ее колоний с 1785 по 1815 гг. Не исключено что центром изготовления клинка могли стать (скорее всего) такие английские города как Лондон или Бирмингем, где производились крупнейшие партии холодного оружия на всей территории Британской империи. В меньшей степени можно предполагать, что клинок мог быть произведен в США или в одной из стран континентальной Европы.

Эфес

   Характерная манера исполнения эфеса кортика даёт право утверждать, что он был произведен на территории Англии с 1790 по 1810 гг. Также опять не исключено, что местом изготовления эфеса, скорее всего, могли стать центры производства холодного оружия, находящиеся в Лондоне или Бирмингеме.

 Ножны

По общему виду ножен кортика (а также основываясь на растительно-геометрическом рисунке ножен) можно предполагать, что они произведены на территории Англии с 1790 по 1810 гг., хотя нельзя исключать один из регионов юрисдикции Британской короны, как любой другой страны, попавшие под влияние британской культуры (Соединённые Штаты Америки). Отсутствие, каких- либо производственных маркировок на ножнах не дает право сделать более точный вывод об их производителе, хотя снова можно предположить, что деталь, скорее всего, была сделана в Лондоне или Бирмингеме.

Общий вывод по всем 3 деталям

При совмещении трех вышеуказанных деталей можно сделать вывод, что кортик был изготовлен на территории Англии с 1790 по 1810 гг.

Отсутствие, каких-либо идентифицирующих маркировок на кортике не дает право сделать более точный вывод об его производителе.

 III

Изображение якоря на перекрестие эфеса свидетельствует о том, что данный кортик использовался в Британском Королевском флоте и состоял на вооружение офицерского состава, а также для несущих службу на матросских должностях гардемаринов (наличие темной рукояти эфеса). Не исключено также, что кортик мог быть использован для ношения как парадно, так и в боевом строю и уоррент-офицерским составом (современный эквивалент мичмана в российском флоте), что также связано с наличие темной рукояти эфеса.

Кортик не имеет образца года, но т.к. его выпуск основывался на аналоге британского морского эспадрона (начало выпуска около 1787 г.), а тот в свою очередь базировался на модели британского пехотного эспадрона образца 1786 г., то кортик также можно отнести к этой модели, но лишь условно. Выпуск похожих моделей кортиков начался в 1790 г. и закончился после 1810 г., когда на него окончательно была потеряна мода (с 1800 г. стали популярны кортики с кривым лезвием и львиной головой на окончание эфеса).

сканирование0004

Морской британский эспадрон конца 18 века.

Дополнение: в 80-х г. 18 столетия на кораблях британского флота офицерским составом использовались образцы длинноклинкового холодного оружия, но они не совсем были удобны в тесной рукопашной схватке (распространенная на то время абордажная тактика боя), и потому офицерский состав нуждался в дублирующем, более коротком холодном оружие. После 1786 г. оружейными мастерскими Лондона и Бирмингема был налажен выпуск морских кортиков, соответствующий запросам и вкусам офицеров Британского Королевского флота.

IV

На основании имеющейся достоверной информации можно утверждать, что офицерские морские кортики Британского Королевского флота выпуска 1790-1810 гг.  распространялась на территории Британской империи и Соединенных Штатов Америки (с изменениями). Экспорт в другие страны не прослеживается.

V

Морской кортик офицера Королевского флота представляет историческую и культурную ценность. Является объектом коллекционирования.

Атрибуция выполнена на основании визуального обследования предмета.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет – кортик морской, офицерский (гардемаринский) Королевского флота (Royal Navy) производства 1790 – 1810 гг., Великобритания, времени правления короля Георга III (1760 – 182о гг.),  Британская империя (Эпоха Наполеоновских войн).– является культурной ценностью.

Экспертное исследование провел аттестованный эксперт Министерством Культуры РФ Корниенко Александр Александровичем. 14. 10. 2010 г.

assaye

Купить морской кортик Королевского флота эпохи Наполеоновских войн — это значит пополнить коллекцию редким морским раритетом. Оригинальных, настоящих, подлинных кортиков конца 18 – начала 19 вв. в хорошем состояние найти на сегодняшний момент крайне сложно, цены на такие предметы постоянно растут.

Купить морской кортик себе в коллекцию –это значит, не только порадовать себя, но и правильно вложить деньги в хороший, дорогой, всегда растущий в цене антиквариат. Многие считают, что все старинные вещи — это антиквариат, но это не так, есть антиквариат, а есть предметы, которые просто вышли из употребления.

Морской кортик — купить.

Цена: продано.

Купить