Британский боевой, парадно-выходной, морской кортик, для офицерского и гардемаринского (мичманского) состава (предположительно для уоррент-офицерского состава), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces), модели (образца) 1786 года (условно). Англия. Великобритания. Британская империя. Британское производственное изготовление, выпуска 1790 – 1810 гг. Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.). Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).
Описание:
Британский боевой, парадно-выходной, морской кортик, для офицерского и гардемаринского (мичманского) состава (предположительно для уоррент-офицерского состава), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces), модели (образца) 1786 года (условно).
Англия. Великобритания. Британская империя.
Британское производственное изготовление, выпуска 1790 – 1810 гг.
Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.).
Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).
Оригинал, подлинник.
Экспертное заключение.
На экспертизу представлен морской кортик, предположительно, конца 18 века
Задачами экспертизы являются:
I) Определить технические характеристики кортика по его составным частям (с описанием) и определить функциональное назначение этих частей.
II) Определить время и место изготовления кортика по его составным частям, а также определить его производителя.
III) Определить, к какому роду войск и воинскому составу относится кортик, а также его образец года (с учетом временного диапазона).
IV) Определить географический ареал бытования данной модели.
V) Вывод о том, является ли предмет культурной ценностью.
В ходе экспертной работы был применен метод визуального исследования кортика (без демонтажа эфеса).
Использовались:
— измерительные и увеличительные приборы;
— справочная литература на английском языке.
Общие параметры:
Общая длина кортика (в ножнах) – 485 мм.
Длина кортика без ножен – 473 мм.
I
Клинок
Общий вид клинка морского кортика.
Параметры клинка в трехмерном объеме:
Длина клинка – 352 мм.
Ширина клинка (в наиболее широкой части) – 15 мм.
Толщина клинка (в наиболее широкой части) – 4 мм.
***
Клинок кортика стальной, прямой, обоюдоострый и широкодольный (с обеих сторон) в основной своей части. Конец клинка ромбический в сечении, плавно суженный к концу. Заточка клинка произведена по всей длине полотна.
Полотно клинка выполнено методом ручной ковки с последующей доработкой его поверхности. Долы изготовлены способом фрезерной обработки (впервые фрезерование было использовано в Германии в 17 веке).
По своим боевым качествам клинок (в комплекте с рукоятью) предназначался для колюще-режущих ударов в тесной рукопашной схватке.
Полотно клинка морского кортика со следами двухсторонней (обоюдоострой) заточки и долом, полученным путем фрезерной обработки.
Эфес
Общий вид эфеса морского кортика кортика.
Параметры эфеса в трехмерном объеме:
Длина эфеса – 132 мм.
Ширина эфеса – 89 мм.
Расстояние глубины эфеса – 45 мм.
Эфес кортика состоит из шести элементов:
1) Защитного перекрестия (с дополнительной защитной дужкой) изготовленного из латуни.
2) Латунного навершия.
3) Эбеновой (черное дерево) рукояти черного цвета.
4) Латунной втулки.
5) Соединительной головки верхней части хвостовика клинка, изготовленной из стали.
6) Матерчатого ограничителя красного цвета.
***
Защитное перекрестие кортика (с дополнительной защитной дужкой) представляют собой единую, цельную деталь, отлитую в литейной форме из латуни с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаление лишних частиц металла шаберным (шабер от немецкого языка – скребок) инструментом, обработка детали многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами.
Деталь имеет внешнее сходство с буквой S, имеющей каплевидные окончания (вид прямо). С лицевой стороны перекрестия (вид сверху) отходит дополнительная защитная дужка с пятью шаровидными утолщениями и прорезным якорем обвитым канатом.
Защитное перекрестие и дополнительная защитная дужка предназначались для защиты руки от прямых и частично боковых ударов. Кроме того, деталь играла роль ограничитель при вкладывании кортика в ножны, а также нейтрализовала эффект скольжения руки.
***
Навершие эфеса морского кортика и его выступающая шайба (верхняя часть детали).
Навершие эфеса представляет собой единую, цельную деталь, отлитую в литейной форме из латуни с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами. Кроме того, для получения орнамента на детали был задействован чеканный инструмент.
Деталь имеет форму сложнофигурного восьмигранного (включая и шайбу для крепления хвостовика клинка так как представляет с навершием единое целое) элемента с двумя отверстиями (для соединения с рукоятью эфеса и хвостовиком клинка кортика). В верхней и нижней частях навершия по контуру восьмигранника нанесен прочеканенный зигзаго-точечный-прямолинейный орнамент. По всей поверхности детали можно наблюдать очаговые налеты темно — коричневой патины.
Навершие использовалось как скрепляющее звено в системе креплении рукояти эфеса, а также предназначалось для фиксации хвостовика клинка. Кроме того, деталь нейтрализовала эффект скольжения руки.
***
Рукоять эфеса.
Рукоять эфеса кортика представляет собой деталь, полученною способом ручной резки из эбенового дерева черного цвета (возможно и применение станочной обработки) с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: применение сверлильного и абразивного инструмента, а также специализированных резцов.
Деталь имеет внешний вид продолговатого восьмигранника с нанесенными по всей площади продольными (относительно горизонтального положения детали) линиями. Рукоять такой формы, а также ее бороздчатый орнамент были наиболее удобны в обхвате рукой и тем самым способствовали нейтрализации эффекта скольжения.
***
Втулка эфеса.
Фиксирующая втулка эфеса представляет собой цельную деталь, полученную методом загиба из листового латунного металла с дальнейшей доработкой путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Кроме того, для получения орнамента на детали был задействован чеканный инструмент. Стыковой шов не прослеживается.
Деталь имеет форму сходящего на конус восьмигранника с прочеканенным по контору в верхней и нижней частях зигзаго-точечно-прямолинейным орнаментом (уже после загиба металла, о чем свидетельствуют разрывы рисунка на стыках восьмигранника).
Втулка использовалось как звено в системе креплении рукояти эфеса, а также играла роль в формировании его прямого угла (частично).
***
Заклепанная головка хвостовик клинка.
Верхняя часть головки хвостовика клинка представляет собой шляпковидную стальную деталь, полученную методом осадки (клепка). Элемент предназначался для скрепления навершия эфеса (непосредственно с шайбой навершия).
Первоначально элемент имел несколько иную форму, но при ударном воздействии (то есть заклепывание) на выступающие окончания хвостовика клинка и шайбы навершия, происходил процесс их взаимной деформации, а, следовательно, и дальнейшей стяжки (фиксации), что приводило креплению клинка кортика с его эфесом. Весь этот процесс способствовал надежному и долговременному креплению клинка и всех частей эфеса. В нашем случае этот надежный процесс прошел испытание временем, и навершие эфеса не имеет даже самый небольшой люфт.
***
Матерчатый ограничитель.
Матерчатый ограничитель представляет собой овальную со сквозным отверстием матерчатую деталь красного цвета, полученную путем резки. Элемент служит ограничителем между эфесом и ножнами сабли.
При вкладывании клинка в ножны матерчатый ограничитель гасит ударное воздействие промеж данных металлических частей, предотвращая тем самым их преждевременную деформацию материала и ненужный звон.
Ножны
Ножны морского кортика.
Параметры ножен трехмерном объеме:
Длина ножен – 368 мм.
Ширина ножен в наиболее широком месте (устье) – 25 мм.
Толщина ножен в наиболее широком месте (устье) – 9 мм.
Ножны кортика состоят из четырех элементов:
1) Кожаной основы.
2) Латунного устья, состоящего из четырех частей:
а) основы устья.
б) шпенька.
в) ушка (с крепежным основанием).
г) портупейного кольца.
3) Латунной обоймицы состоящей из трех частей:
а) основы обоймицы.
б) ушка (с крепежным основанием).
в) портупейного кольца.
4) Латунного наконечника.
Ножны имели два основных функциональных назначения:
а) Защита клинка кортика от коррозии.
б) Защита владельца кортика, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.
***
Основа ножен (лицевая сторона).
Основа ножен (тыльная сторона).
Основа ножен выполнена из одного куска кожи, прошитого нитью в технике крест-накрест (тыльная сторона). После этого кожа подверглась дублению, окрасу в черный цвет и нанесению растительно-геометрического рисунка (лицевая сторона) с помощью вдавливания разогретых металлических пунсонов (техника теснения). После монтировки прибора ножны были покрыты лаком черного цвета. В верхней части кожаной основы был выполнен щелевидный разрез для соединения с устьем ножен.
По всей поверхности ножен можно наблюдать процесс растрескивание, расслоение и ссыхание кожаного материала, который, однако, не смог повредить ее цельной сохранности в целом.
***
Устье ножен морского кортика (лицевая часть).
Устье ножен представляет собой деталь, состоящую из четырех частей, выполненных различными способами изготовления.
Элемент предназначался для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служил крепежным элементом для портупейной системы. Кроме того, деталь служила ограничителем перекрестия эфеса.
*
Основа устья ножен (лицевая сторона).
Основа устья ножен (тыльная сторона).
а) Основа устья ножен представляет собой единую, цельную деталь, полученную из листового латунного металла путем его загиба (выколотки) на матрице и пропаянного вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) оловянным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами.
Деталь с лицевой стороны в основной своей части имеет форму прямоугольника с дополнением в виде выпиленного листовидного окончания, край которого вмонтирован в кожаную основу ножен (дополнительный крепеж). Тыльная сторона элемента имеет простую прямоугольную форму. Торцевые части детали имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. В верхней части основы устья по окружности выступающий наружу кант, полученный путем отгиба. Крепление детали к кожаной основе произведено с помощью клея неизвестной консистенции.
Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет простую орнаментацию, состоящую из простых поперечных линий (относительно горизонтального положения детали), нанесенных штихельным инструментом.
Деталь предназначалась для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служила ограничителем по отношению к перекрестию эфеса.
*
Шпенек устья ножен морского кортика.
б) Шпенек устья представляет собой единую, цельную деталь, отлитую в литейной форме из латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами.
Деталь имеет грибовидную форму с овальной толстой шляпкой и тонкой четырехгранной ножкой, край которой вмонтирован и заклепан в основу устья (предварительно в основе устья было сделано отверстие). После данной операции окончательный крепеж обеих деталей меж собой был достигнут с помощью пайки оловянным припоем.
Деталь служила крепежным элементом к портупейному (от фр. Porte-épée – «перевозчик шпаги») ремню, который в свою очередь предназначался для ношения кортика в вертикальном положении.
Способ крепления шпенька на портупейном подвесе перевязи. В данном случае крепление шпенька на портупейном ремне и перевязи сходны (Фотография фрагмента британской морской сабли конца 18 века).
Дополнение: шпенек (крючок) помещался в вертикальный разрез (как правило), сделанный в портупейном подвесе (нижняя составляющая часть портупейного ремня), после чего под тяжестью всей конструкции (кортика или ножен от него) либо силовым воздействием опускался в нижнюю часть разреза подвеса, что и способствовало его надежному закреплению.
Примечание: рассмотренная функциональность детали свойственна только данной модели кортика.
*
Ушко устья (верхнее).
в) Ушко устья представляет собой деталь, отлитую в литейной форме из латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами.
Крепеж к устью осуществлен с его внутренней торцевой стороны в заранее подготовленное отверстие, под силовым воздействием (скорее всего с внутренней стороны ушка находятся крепежная пластина, с помощью которой была осуществлена предварительная фиксация детали). После данной операции окончательный крепеж обоих деталей меж собой был достигнут с помощью сварки твердоплавким медным припоем.
Элемент предназначался для свободного хода портупейного кольца.
*
Портупейное (верхнее, крепежное) кольцо.
г) Портупейное (верхнее, крепежное) кольцо представляет собой деталь, полученную способом волочения из латунной проволоки через фильеру (волочильный станок). Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием с последующей фиксацией оставшегося шва пайкой оловянным припоем.
Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню, который в свою очередь предназначался для ношения кортика в вертикально-наклонном положении (при наличии нижнего портупейного кольца).
Способ крепления крепежных (портупейных) колец к портупейному ремню. (Фотография фрагмента американского морского кортика начала 19 века).
Дополнение: для данного кортика существовало два способа ношения, один при помощи крепежного шпенька, другой при помощи двух портупейных колец (поскольку оба кольца имеют общее функциональное назначение, то их рассмотрение идет в общем контексте). Эти способы были различны и не подлежали совмещению. Право выбора принадлежало владельцу или были продиктованы различными обстоятельствами.
Примечание: рассмотренная функциональность детали свойственна только данной модели кортика.
***
Обоймица ножен (тыльная сторона).
Обоймица ножен представляет собой латунную с остатками позолоты деталь, состоящую из трех частей, выполненных различными способами изготовления.
Элемент предназначался для защиты средней части ножен от повреждений, а также служил крепежным элементом для портупейной системы. Кроме того, деталь могла частично действовать как ребро жесткости.
*
Обоймица морского кортика (лицевая часть).
а) Основа обоймицы ножен представляет собой единую, цельную деталь, полученную из листового латунного металла путем его загиба (выколотки) на матрице и пропаянного вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) оловянным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, сохранившееся только на 15-25%, выполнено ртутным способом.
Деталь имеет прямоугольную форму с выпиленными волнообразными краями. Торцевые части детали имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. Крепление детали к кожаной основе произведено с помощью клея неизвестной консистенции.
Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет простую орнаментацию, состоящую из простых парных поперечных линий (относительно горизонтального положения детали) нанесенные штихельным инструментом.
Деталь предназначалась для защиты средней части ножен от повреждений, а также могла частично действовать как ребро жесткости.
*
Ушко обоймицы (нижнее).
б) Ушко обоймицы представляет собой деталь, отлитую в литейной форме из латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами.
Крепеж к устью осуществлен с его внутренней торцевой стороны в заранее подготовленное отверстие под силовым воздействием (скорее всего с внутренней стороны ушка находятся крепежная пластина, с помощью которой была осуществлена предварительная фиксация детали). После данной операции окончательный крепеж обеих деталей меж собой был достигнут с помощью сварки твердоплавким медным припоем.
Элемент предназначался для свободного хода портупейного кольца.
*
Портупейное (нижнее, крепежное) кольцо.
в) Портупейное (нижнее, крепежное) кольцо представляет собой деталь, полученную способом волочения из латунной проволоки через фильеру (волочильный станок). Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием с последующей фиксацией оставшегося шва пайкой оловянным припоем.
Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню, который в свою очередь предназначался для ношения кортика в вертикально-наклонном положении (при наличии верхнего портупейного кольца).
***
Наконечник ножен морского кортика (внешняя сторона).
Наконечник ножен представляет собой деталь, полученную из листового латунного металла путем его загиба (выколотки) на матрице и пропаянного вдоль места стыка (торцевая внутренняя сторона) оловянным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами.
Деталь имеет форму усеченного конуса с выпиленными волнообразными краями с обеих сторон элемента. Торцевые части детали имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. Крепление детали к кожаной основе произведено с помощью клея неизвестной консистенции.
Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет простую орнаментацию, состоящую из двойных и одинарных поперечных линий (относительно горизонтального положения детали), нанесенных штихельным инструментом. С обеих сторон детали имеются следы немногочисленных вмятин, оставленных в результате эксплуатации кортика.
Деталь предназначалась для защиты нижней части ножен от повреждений.
II
Клинок
По общему виду клинка кортика можно предполагать, что он произведен на территории Великобритании или ее колоний с 1785 по 1815 гг. Не исключено что центром изготовления клинка могли стать (скорее всего) такие английские города как Лондон или Бирмингем, где производились крупнейшие партии холодного оружия на всей территории Британской империи. В меньшей степени можно предполагать, что клинок мог быть произведен в США или в одной из стран континентальной Европы.
Эфес
Характерная манера исполнения эфеса кортика даёт право утверждать, что он был произведен на территории Англии с 1790 по 1810 гг. Также опять не исключено, что местом изготовления эфеса, скорее всего, могли стать центры производства холодного оружия, находящиеся в Лондоне или Бирмингеме.
Ножны
По общему виду ножен кортика (а также основываясь на растительно-геометрическом рисунке ножен) можно предполагать, что они произведены на территории Англии с 1790 по 1810 гг., хотя нельзя исключать один из регионов юрисдикции Британской короны, как любой другой страны, попавшие под влияние британской культуры (Соединённые Штаты Америки). Отсутствие, каких- либо производственных маркировок на ножнах не дает право сделать более точный вывод об их производителе, хотя снова можно предположить, что деталь, скорее всего, была сделана в Лондоне или Бирмингеме.
Общий вывод по всем 3 деталям
При совмещении трех вышеуказанных деталей можно сделать вывод, что кортик был изготовлен на территории Англии с 1790 по 1810 гг.
Отсутствие, каких-либо идентифицирующих маркировок на кортике не дает право сделать более точный вывод об его производителе.
III
Изображение якоря на перекрестие эфеса свидетельствует о том, что данный кортик использовался в Британском Королевском флоте и состоял на вооружение офицерского состава, а также для несущих службу на матросских должностях гардемаринов (наличие темной рукояти эфеса). Не исключено также, что кортик мог быть использован для ношения как парадно, так и в боевом строю и уоррент-офицерским составом (современный эквивалент мичмана в российском флоте), что также связано с наличие темной рукояти эфеса.
Кортик не имеет образца года, но так как его выпуск основывался на аналоге британского морского эспадрона (начало выпуска около 1787 года), а тот в свою очередь базировался на модели британского пехотного эспадрона образца 1786 года, то кортик также можно отнести к этой модели, но лишь условно. Выпуск похожих моделей кортиков начался в 1790 году и закончился после 1810 года, когда на него окончательно была потеряна мода (с 1800 года стали популярны кортики с кривым лезвием и львиной головой на окончание эфеса).
Морской британский эспадрон конца 18 века.
Дополнение: в 80-х годов 18 столетия на кораблях британского флота офицерским составом использовались образцы длинноклинкового холодного оружия, но они не совсем были удобны в тесной рукопашной схватке (распространенная на то время абордажная тактика боя), и потому офицерский состав нуждался в дублирующем, более коротком холодном оружие. После 1786 году оружейными мастерскими Лондона и Бирмингема был налажен выпуск морских кортиков, соответствующий запросам и вкусам офицеров Британского Королевского флота.
IV
На основании имеющейся достоверной информации можно утверждать, что офицерские морские кортики Британского Королевского флота выпуска 1790-1810 гг., распространялась на территории Британской империи и Соединенных Штатов Америки (с изменениями). Экспорт в другие страны не прослеживается.
V
Морской кортик офицера Королевского флота представляет историческую и культурную ценность. Является объектом коллекционирования.
Атрибуция морского кортика для офицерского и гардемаринского состава (мичманского), (предположительно для уоррент-офицерского состава), Королевского (Британского) флота, модели (образца) 1786 года (условно), выполнена на основании визуального обследования предмета, без демонтажа эфеса.
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — британский боевой, парадно-выходной, морской кортик, для офицерского и гардемаринского (мичманского) состава (предположительно для уоррент-офицерского состава), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces), модели (образца) 1786 года (условно), Англии, Великобритании. Британской империи, британского производственного изготовления, выпуска 1790 – 1810 гг., времени правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.), эпохи Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) — признается культурной ценностью.
Экспертное исследование провел аттестованный эксперт Министерством Культуры РФ Корниенко Александр Александровичем. 14. 10. 2010 года. Город Москва.
История Королевского (Британского) флота.
Флаг Королевского флота Великобритании.
Первые прототипы британского флота появились еще во времена англо-саксонских королевств в VI-IX вв. Но официальной датой создания британского флота считается время правления короля Уэссекса Альфреда Великого (881-899 гг.), создавшего более-менее боеспособный флот, который мог не только давать отпор набегам датских викингов, но и также топить их корабли.
В XII-XV веках английский флот в основной своей массе состоял из зафрахтованных или конфискованных торговых судов, на которых в дальнейшем строились надстройки для лучников и латников. Обычно корабли сходились в абордажном столкновении, и исход сражения обычно решало численное преимущество, а в некоторых случаях и высота надстройки судов. Пушки использовались редко.
При короле Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547 гг.) английский флот уже значительно вырос и стал называться королевским (с 1546 года; оригинальное название на английском языке; Royal Navy). В начале правления короля Генриха VIII его флот насчитывал всего 5 кораблей, но после издания Королевского указа о его увеличении (за счет денежных средств с нововведенным сбором пошлин на импорт и продаж монастырей) численность флота на 1514 год была доведена до 30 боевых судов, включая и два знаменитых корабля «Питер Помигрэнит» и «Мэри Роуз» (корабли выделялись среди общей массы своим большим водоизмещением и существенным арсеналом пушек). Часть кораблей была переделана из торговых судов.
Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Мэри Роуз». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в 1511 году. Был потоплен в бою 19 июля 1545 года. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).
Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Питер Помигрэнит». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в том же году. Последние сведения о корабле относятся к 1558 году. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).
К моменту смерти Генриха VIII в 1547 году его флот официально насчитывал уже 58 боевых кораблей. При дочери Генриха VIII королеве Елизавете I (1558-1603 гг.), в 1588 году английский флот уже мог соперничать с испанским флотом и смог разгромить мощную испанскую эскадру под названием «Непобедимая Армада» (на тот момент испанский флот считался лучшим в мире). После этого Англия постепенно отбирает у Испании право называться «Главной морской державой», а сама приобретает название «Владычица морей».
В 1660 году при короле Карле II (1660-1685 гг.) английский флот реформируется как род войск, а к названиям кораблей присоединяется префикс Его (Ее) Величества (оригинальное название на английском языке; His or Her Majesty’s Ship, сокращенно HMS). После объединения в 1707 году Англии и Шотландии в одно общее королевство, флот получает неофициальный префикс «Британский».
Расцвет Королевского флота приходится на эпоху Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) когда Британские военно-морские силы почти полностью контролировали основные морские магистрали, а в 1803 году помешали планам первого консула Франции Наполеону Бонапарту (1799-1804 гг.) высадить морской десант в Англию. Кульминацией в этих войнах стала победа Королевского флота под командованием вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (годы жизни; 1758-1805 гг.) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года над объединенным французско-испанским флотом, где британцы не потеряли ни одного корабля, а их противники 21 боевое судно.
Невозвратные людские потери у британского флота составили в 3 раза меньше, чем у проигравшей стороны, но среди британцев оказался и сам лорд Нельсон.
Картина с изображение битвы при Трафальгаре (21 октября 1805 года). Картина написана английским художником Кларксоном Фредериком Стэнфильдом (родился 1793-умер 1867 гг.) в 1836 году.
Картина с изображением ранения вице-адмирала Горацио Нельсона в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года (картина написана британским художником Денисом Дайтоном (годы жизни; 1792-1827 гг.) в 1825 году).
В Крымскую войну (1853-1856 гг.) Королевский флот уже имел в своем оснащении комбинированные парусно-паровые суда, которые впоследствии стали покрывать слоем листового железа. Первый такой корабль под названием «Уорриор» (английский язык; HMS Warrior) сошел со стапелей лондонской верфи 29 декабря 1860 года и был полностью бронированным — броненосец (первый в мире броненосец построили французы, который был спущен всего за год до первого британского броненосца). Второй британский броненосец был спущен на воду 27 февраля 1861 года, под названием «Чёрный Принц» (официальное название на английском языке; HMS Prince). Оба корабля имели по 40 орудий на своем борту, часть из которых была с новыми затворными механизмами. С 1 февраля 1901 года британцы приступили к строительству первых подводных лодок.
В 1 Мировую войну (1914-1918 гг.) Королевский флот нес тяжелые потери, но в большинстве морских сражений все-таки одерживал тактические и боевые победы над своими противниками. В 1914 году основывается Королевская военно-морская авиация (английский язык; Royal Naval Air Service).
В начале 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) Королевский флот участвовал в знаменитой эвакуации французских, британских, канадских и бельгийских союзных войск из осажденного немецкими войсками Дюнкерка (с 26 мая — 4 июня 1940 года). Совместными усилиями с гражданским населением Великобритании, при помощи их торговых и рыболовецких судов, а также прогулочных яхт (всего около 920 боевых кораблей и судов) Королевский флот вывез из Франции в Соединенное Королевство 338.226 солдат и офицеров союзных войск, не оставив на берегу ни единого человека.
Способность к объединению и самопожертвованию британцев, а также их гордость и умение принимать самостоятельные решения в трудную минуту премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1940-1945 гг. и 1951-1955 гг.) назвал «Духом Дюнкерка».
Фотография эвакуации Британского Экспедиционного Корпуса из Дюнкерка, на эсминце Британского Королевского флота, который готовится уйти в порт Дувра (снимок был сделан в 31 мая 1940 года; период 2 Мировой войны 1939-1945 гг.).
В 1941 году 27 мая Британский Королевский флот затопил в Северной Атлантике знаменитый немецкий линкор «Бисмарк», известный своими большими размерами (третий по величине в классе линкоров после японского «Ямато» и американского «Айова»). Королевский флот активно участвовал в Североатлантических транспортных конвоях с военными и промышленными грузами направленных на помощь СССР. Также Королевский флот активно и успешно участвовал «в подводной войне» против немецких субмарин.
В настоящее время Королевский флот Великобритании входит в состав Военно-морской службы Ее Величества (английский язык; Her Majesty’s Naval Service) Британских Вооруженных Сил (английский язык; British Armed Forces) и имеет в своем составе 87 боевых кораблей.
Статью написал аттестованный эксперт, Министерством Культуры РФ, военный историк, Корниенко Александр Александрович. 15 марта 2012 года, город Москва.
Купить морской кортик Королевского флота эпохи Наполеоновских войн — это значит пополнить коллекцию редким морским раритетом. Оригинальных, настоящих, подлинных кортиков конца 18 – начала 19 вв., в хорошем состояние найти на сегодняшний момент крайне сложно, цены на такие предметы постоянно растут.
Купить морской кортик себе в коллекцию –это значит, не только порадовать себя, но и правильно вложить деньги в хороший, дорогой, всегда растущий в цене антиквариат. Многие считают, что все старинные вещи — это антиквариат, но это не так, есть антиквариат, а есть предметы, которые просто вышли из употребления.
Цена: продано.
Купить