Британский боевой, парадно-выходной, морской кортик, для офицерского и гардемаринского состава, Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces). Англия. Великобритания. Британская империя. Британское производственное изготовление кортика, выпуска начала XIX века. Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.). Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).
Описание:
Британский боевой, парадно-выходной, морской кортик, для офицерского и гардемаринского состава, Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces).
Англия. Великобритания. Британская империя.
Британское производственное изготовление кортика, выпуска начала XIX века.
Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.).
Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).
Экспертное заключение.
Размеры кортика:
Общая длина – 303 мм.
Длина клинка с рукоятью – 280 мм.
Длина клинка без рукояти – 209 мм.
Ширина клинка у пяты – 15 мм.
Длина ножен – 221 мм.
Демонтаж эфеса не производился.
Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, полировка, слоновья кость, токарные работы, латунь, кожа, дубление, литье, граверные работы.
Сохранность: общий износ (ношение). Практически полная утрата слоя позолоты на металлических частях эфеса и ножен.
Описание кортика:
Клинок.
Клинок кортика стальной, кованый, прямой, с закалкой, обоюдоострый (со средней выраженной заточкой), четырехгранный в сечение, с плавным скосом на оконечную сильно заостренную часть, ланцетовидной формы.
Усилитель основания клинка — пята (рикассо; итальянский язык ricasso) не выражена.
Примечание:
По своим боевым свойствам клинок (в комплекте с рукоятью) был предназначен для нанесения колющих ударов (в тесной рукопашной абордажной схватке).
Эфес.
Эфес кортика смонтирован из рукояти и крестовины. Рукоять слоновой кости, выточенная на токарном станке с ручным приводом, прямая, с полусферической латунной головкой и множеством точёных декоративных поясков и профилей. Головка обработана рельефным изображением львиной морды, с остатками позолоты. Крестовина имеет форму ребристой чашки (латунь с золочением), вогнутой частью обращённой к клинку.
Ножны:
Ножны кортика состоят из трех основных частей:
1. Основа ножен выполнена из одного куска кожи, соответствующего конфигурации полотна клинка. Кусок прошит черной нитью в технике крест-накрест (тыльная сторона). Затем кожа подверглась дублению и окрашиванию в черный цвет, а после монтировки всех металлических частей ножен была покрыта лаком (с частичной утратой данного покрытия).
2. Устья с его втулкой и подвесного шпенька, выполненных из латуни. Декор детали состоит из ажурного исполнения нижней его части, а также горизонтальных линий и растительного узора выполненных при помощи граверных работ. Крепеж детали к основе произведен при помощи клея.
3. Латунного наконечника с шаровидным завершением. Крепеж детали к основе произведен с помощью клея. Деталь была предназначена для защиты нижней части ножен от повреждений.
Ножны имели два основных функциональных назначения:
а) защита клинка кортика от коррозии.
б) защита владельца кортика, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.
Результаты экспертизы:
Морские кортики такого вида изготовлялись по заказам офицеров британского военно-морского флота Британии в начале XIX века. Отсутствие жёсткого регламента предопределило большое число вариантов и разновидностей. Характерными элементами одной из групп кортиков этого времени являются изогнутый воронёный клинок, рукоять слоновой кости с рустованной поверхностью, крестовина с загнутыми в разные стороны концами.
Морской кортик Королевского флота Великобритании представляет историко-культурную ценность. Является объектом коллекционирования морского холодного оружия.
Атрибуция морского кортика Британского флота выполнена на основании визуального обследования предмета, без демонтажа его эфеса
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — британский боевой, парадно-выходной, морской кортик, для офицерского и гардемаринского состава, Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces), Англии, Великобритании, Британской империи, британского производственного изготовления кортика, выпуска начала XIX века, времени правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.), эпохи Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) — признается культурной ценностью.
История Королевского (Британского) флота.
Флаг Королевского флота Великобритании.
Первые прототипы британского флота появились еще во времена англо-саксонских королевств в VI-IX вв. Но официальной датой создания британского флота считается время правления короля Уэссекса Альфреда Великого (881-899 гг.), создавшего более-менее боеспособный флот, который мог не только давать отпор набегам датских викингов, но и также топить их корабли.
В XII-XV веках английский флот в основной своей массе состоял из зафрахтованных или конфискованных торговых судов, на которых в дальнейшем строились надстройки для лучников и латников. Обычно корабли сходились в абордажном столкновении, и исход сражения обычно решало численное преимущество, а в некоторых случаях и высота надстройки судов. Пушки использовались редко.
При короле Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547 гг.) английский флот уже значительно вырос и стал называться королевским (с 1546 года; оригинальное название на английском языке; Royal Navy). В начале правления короля Генриха VIII его флот насчитывал всего 5 кораблей, но после издания Королевского указа о его увеличении (за счет денежных средств с нововведенным сбором пошлин на импорт и продаж монастырей) численность флота на 1514 год была доведена до 30 боевых судов, включая и два знаменитых корабля «Питер Помигрэнит» и «Мэри Роуз» (корабли выделялись среди общей массы своим большим водоизмещением и существенным арсеналом пушек). Часть кораблей была переделана из торговых судов.
Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Мэри Роуз». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в 1511 году. Был потоплен в бою 19 июля 1545 года. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).
Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Питер Помигрэнит». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в том же году. Последние сведения о корабле относятся к 1558 году. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).
К моменту смерти Генриха VIII в 1547 году его флот официально насчитывал уже 58 боевых кораблей. При дочери Генриха VIII королеве Елизавете I (1558-1603 гг.), в 1588 году английский флот уже мог соперничать с испанским флотом и смог разгромить мощную испанскую эскадру под названием «Непобедимая Армада» (на тот момент испанский флот считался лучшим в мире). После этого Англия постепенно отбирает у Испании право называться «Главной морской державой», а сама приобретает название «Владычица морей».
В 1660 году при короле Карле II (1660-1685 гг.) английский флот реформируется как род войск, а к названиям кораблей присоединяется префикс Его (Ее) Величества (оригинальное название на английском языке; His or Her Majesty’s Ship, сокращенно HMS). После объединения в 1707 году Англии и Шотландии в одно общее королевство, флот получает неофициальный префикс «Британский».
Расцвет Королевского флота приходится на эпоху Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) когда Британские военно-морские силы почти полностью контролировали основные морские магистрали, а в 1803 году помешали планам первого консула Франции Наполеону Бонапарту (1799-1804 гг.) высадить морской десант в Англию. Кульминацией в этих войнах стала победа Королевского флота под командованием вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (годы жизни; 1758-1805 гг.) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года над объединенным французско-испанским флотом, где британцы не потеряли ни одного корабля, а их противники 21 боевое судно.
Невозвратные людские потери у британского флота составили в 3 раза меньше, чем у проигравшей стороны, но среди британцев оказался и сам лорд Нельсон.
Картина с изображение битвы при Трафальгаре (21 октября 1805 года). Картина написана английским художником Кларксоном Фредериком Стэнфильдом (родился 1793-умер 1867 гг.) в 1836 году.
Картина с изображением ранения вице-адмирала Горацио Нельсона в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года (картина написана британским художником Денисом Дайтоном (годы жизни; 1792-1827 гг.) в 1825 году).
Литография сцены абордажного морского боя, с применением различного вида холодного и огнестрельного оружия: пик, абордажных сабель, ружей, шпаг или эспадронов (период Наполеоновских войн, 1799-1815 гг.).
В Крымскую войну (1853-1856 гг.) Королевский флот уже имел в своем оснащении комбинированные парусно-паровые суда, которые впоследствии стали покрывать слоем листового железа. Первый такой корабль под названием «Уорриор» (английский язык; HMS Warrior) сошел со стапелей лондонской верфи 29 декабря 1860 года и был полностью бронированным — броненосец (первый в мире броненосец построили французы, который был спущен всего за год до первого британского броненосца). Второй британский броненосец был спущен на воду 27 февраля 1861 года, под названием «Чёрный Принц» (официальное название на английском языке; HMS Prince). Оба корабля имели по 40 орудий на своем борту, часть из которых была с новыми затворными механизмами. С 1 февраля 1901 года британцы приступили к строительству первых подводных лодок.
В 1 Мировую войну (1914-1918 гг.) Королевский флот нес тяжелые потери, но в большинстве морских сражений все-таки одерживал тактические и боевые победы над своими противниками. В 1914 году основывается Королевская военно-морская авиация (английский язык; Royal Naval Air Service).
В начале 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) Королевский флот участвовал в знаменитой эвакуации французских, британских, канадских и бельгийских союзных войск из осажденного немецкими войсками Дюнкерка (с 26 мая — 4 июня 1940 года). Совместными усилиями с гражданским населением Великобритании, при помощи их торговых и рыболовецких судов, а также прогулочных яхт (всего около 920 боевых кораблей и судов) Королевский флот вывез из Франции в Соединенное Королевство 338.226 солдат и офицеров союзных войск, не оставив на берегу ни единого человека.
Способность к объединению и самопожертвованию британцев, а также их гордость и умение принимать самостоятельные решения в трудную минуту премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1940-1945 гг. и 1951-1955 гг.) назвал «Духом Дюнкерка».
Фотография эвакуации Британского Экспедиционного Корпуса из Дюнкерка, на эсминце Британского Королевского флота, который готовится уйти в порт Дувра (снимок был сделан в 31 мая 1940 года; период 2 Мировой войны 1939-1945 гг.).
В 1941 году 27 мая Британский Королевский флот затопил в Северной Атлантике знаменитый немецкий линкор «Бисмарк», известный своими большими размерами (третий по величине в классе линкоров после японского «Ямато» и американского «Айова»). Королевский флот активно участвовал в Североатлантических транспортных конвоях с военными и промышленными грузами направленных на помощь СССР. Также Королевский флот активно и успешно участвовал «в подводной войне» против немецких субмарин.
В настоящее время Королевский флот Великобритании входит в состав Военно-морской службы Ее Величества (английский язык; Her Majesty’s Naval Service) Британских Вооруженных Сил (английский язык; British Armed Forces) и имеет в своем составе 87 боевых кораблей.
Статью написал аттестованный эксперт, Министерством Культуры РФ, военный историк, Корниенко Александр Александрович. 15 марта 2012 года, город Москва.
Цена: продано.
Купить