Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Британский боевой, парадно-выходной, морской кортик, для офицерского состава (гардемаринского, уоррент-офицерского состава (?), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces). Англия. Великобритания. Британская империя. Британское производственное изготовление, выпуска 1800-1810 гг. Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.). Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

Описание:

Британский боевой, парадно-выходной, морской кортик, для офицерского состава (гардемаринского, уоррент-офицерского состава (?), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces).

Англия. Великобритания. Британская империя.

Британское производственное изготовление, выпуска 1800-1810 гг.

Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.).

Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

SONY DSC

Оригинал, подлинник.

Экспертное заключение.

На экспертизу представлен морской кортик, предположительно, начала 19 века.

Задачами экспертизы являются:

I) Определить технические характеристики кортика по его составным частям (с описанием) и определить функциональное назначение этих частей.

II) Определить время и место изготовления кортика по его составным частям, а также определить его производителя.

III) Определить, к какому роду войск и воинскому составу относится кортик, а также его образец года (с учетом временного диапазона).

IV) Определить географический ареал бытования данной модели.

V) Окончательная атрибуция представленного на экспертизу предмета.

VI) Вывод о том, является ли предмет культурной ценностью.

 В ходе экспертной работы был применен метод визуального исследования кортика (без демонтажа эфеса).

Использовались:

— измерительные и увеличительные приборы;

— справочная литература на английском языке.

Общие параметры:

Общая длина (по диагонали) кортика в ножнах – 351 мм.

Длина (по диагонали) кортика без ножен – 334 мм.

I

Клинок

 SONY DSC

 Общий вид клинка морского кортика.

Параметры клинка в трехмерном объеме:

Длина клинка (по диагонали) – 238 мм.

Ширина клинка (в наиболее широкой части) – 21 мм.

Толщина обуха клинка (в наиболее широкой части) – 3 мм.

***

Клинок стальной, сильно изогнутый и плавно сужающийся к концу, треугольный в сечение, с заточенной внутренней кромкой и тупым плоским обухом. Полотно изготовлено способом ручной ковки с последующей доработкой его поверхности.

С обеих сторон полотно клинка на 70 % от общей площади украшено рисунками выполненных в технике травления.

С правой стороны полотно покрыто орнаментацией растительного характера, а также изображением земного шара в обрамление военной арматуры (изображение оружия и воинских атрибутов).

С левой стороны полотна покрыто орнаментацией растительного характера, а также изображением флага Великобритании. Кроме того, по центру полотна присутствует рисунок неизвестного назначения, но, возможно связанный с военно-морской тематикой (предположительно стилизованное изображение однопалубного корабля).

По своим боевым качествам клинок кортика (в комплекте с рукоятью) предназначался для колюще-режущих ударов в тесной рукопашной схватке.

SONY DSC SONY DSC

Изображение военной арматуры с правой стороны полотна клинка морского кортика. Изображение флага Великобритании, а также предположительное изображение однопалубного корабля с левой стороны полотна клинка кортика.       

Эфес

SONY DSC

Общий вид эфеса морского кортика.

Параметры эфеса в трехмерном объеме:

Длина эфеса – 95 мм.

Ширина эфеса – 70 мм.

Расстояние глубины эфеса – 24 мм.

Эфес кортика состоит из четырех элементов:

1) позолоченного защитного перекрестия  изготовленного из латуни;

2) костяной рукояти светло-желтого цвета;

3) позолоченной латунной втулки;

4) латунной соединительной шайбы и соединительной головки верхней части хвостовика клинка, изготовленной из стали.

***

SONY DSC SONY DSC

 Защитное перекрестье эфеса морского кортика.                        

 Защитное перекрестие кортика представляют собой деталь, отлитую в литейной форме  (?) из латуни с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаление лишних частиц металла шаберным (шабер от нем. – скребок) инструментом, обработка детали многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами. Кроме того, для получения орнамента на детали был задействован чеканный инструмент. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 85-90%, выполнено ртутным способом.

Деталь имеет форму пропеллера с гравированным растительным орнаментом на внешней стороне элемента.

Защитное перекрестие предназначалось для защиты руки от прямых ударов. Кроме того, деталь играла роль ограничителя при вкладывании кортика в ножны, а также нейтрализовала эффект скольжения руки к лезвию.

*** 

SONY DSC

Рукоять эфеса морского кортика.

 Рукоять и навершие эфеса кортика представляет собой единую, цельную деталь, полученною способом ручной резки из кости с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: применение сверлильного и абразивного инструмента, а также специализированных резцов.

Деталь имеет внешний вид округлого Г-образного элемента с утолщенным каплевидным окончанием (навершие). Вся центральная  часть детали покрыта бороздчатым орнаментом в виде косых и прямых (относительно горизонтального положения детали) линий. На торцевой внешней стороне детали имеется отверстие для соединения с хвостовиком клинка кортика. С левой стороны навершия можно наблюдать пустое гнездо от декоративной накладки. С правой стороны навершия аналогичное углубление, заполненное затвердевшей массой красного цвета (возможно клейкое вещество). Поверхность рукояти покрыта одной крупной и ряда мелких трещин.

Рукоять такой формы, благодаря утолщенному каплевидному навершию, а также углубленному бороздчатому орнаменту была наиболее удобна в обхвате рукой и тем самым способствовала нейтрализации эффекта скольжения.

SONY DSC

Пустое гнездо от накладки на навершие рукояти морского кортика.                           

сканирование0015

Накладка на навершие рукояти с другого морского кортика (фотография фрагмента британского морского кортика начала  19 века).                                                                

 *** 

SONY DSC

  Втулка эфеса морского кортика.

Втулка эфеса представляет собой цельную деталь, отлитую в литейной форме (?) из латуни с дальнейшей  доработкой путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработкой детали многолезвийным инструментом и абразивными материалами,   полировкой с помощью гладила, а также гравировкой штихелем. Стыковой шов не прослеживается. Кроме того, для получения орнамента на детали был задействован чеканный инструмент.  Золотое покрытие детали, сохранившееся на 90-95%, выполнено ртутным способом.

Элемент имеет вид сплюснутую кольцеобразную форму, ее поверхность покрыта орнаментом в виде точечных  и горизонтально-вертикальных линий.

Деталь предназначалась для фиксации рукояти эфеса, а также играла роль в  формировании его прямого угла.

Дополнение: поскольку снятия золотого покрытия втулки эфеса или ее демонтаж для полного изучения не представляется возможным, то теоретически возможны и другие способы изготовления данной детали.

 *** 

SONY DSC

 Заклепанная головка хвостовика клинка кортика.

Латунная соединительная шайба и верхняя часть головки хвостовика клинка представляет собой две шляпковидные детали, полученные методом осадки (клепка). Элементы предназначены для крепления рукояти эфеса. Латунная (мягкий металл, сводящий к минимуму повреждения кости) соединительная шайба в этом процессе необходима, так как могло состояться повреждение костяной рукояти. Кроме того, хвостовик клинка имеет преднамеренную кривизну позволяющей вывести отверстие для крепления в бок, тем самым также уменьшить риск повреждения костяной рукояти (образовавшиеся трещина в верхней части рукояти подтверждает это предположение).

Первоначально детали имели несколько иную форму, но при ударном воздействии (то есть заклепывание) на выступающие окончания хвостовика клинка и соединительной шайбы, происходил процесс их взаимной деформации, а следовательно, и дальнейшей стяжки (фиксация), что приводило креплению клинка кортика с его рукоятью. Весь этот процесс способствовал надежному и долговременному креплению обеих элементов. В нашем случае этот надежный процесс  прошел испытание временем, и рукоять эфеса не имеет даже самый небольшой люфт.

Ножны 

SONY DSC

Ножны морского кортика.

Параметры ножен трехмерном объеме:

Длина (по диагонали) ножен – 257 мм.

Ширина ножен  в наиболее широком месте (устье) – 28 мм.

Толщина ножен  в наиболее широком месте (устье)­­ – 7 мм.

Ножны кортика состоят из пяти элементов изготовленных из позолоченной латуни:

1) основы ножен;

2-3) верхнего и нижнего крепежного ушка;

4-5) верхнего и нижнего портупейных (крепежных) колец.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) Защита клинка кортика от коррозии.

б) Защита владельца кортика, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

*** 

SONY DSC

Фрагмент металлической основы ножен морского кортика с чеканным орнаментом растительного характера (лицевая сторона).           

Основа ножен кортика представляет собой единую, цельную деталь, полученную из листового латунного металла путем его загиба (выколотки) на матрице и пропаянного вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) оловянным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами. Кроме того, для получения орнамента на детали был задействован чеканный инструмент. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 10-15%, выполнено ртутным способом.

Деталь имеет продолговатую полукруглую форму с внутренним щелевидным пространством. Торцевые части детали имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. В верхней части основы ножен по окружности выступающий наружу кант, полученный путем отгиба. Нижняя часть ножен  ограничена двухступенчатым защитным ограничителем (башмак).

Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет прочеканенный растительный орнамент расположенный в верхней, средней и нижней части ножен.

Деталь предназначалась для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служила ограничителем по отношению к перекрестию эфеса.

***

SONY DSC

 Верхнее крепежное ушко.                        

SONY DSC

 Нижнее крепежное ушко.

Крепежные ушки (верхнее и нижнее) основы ножен  представляет собой две одноразмерные детали, отлитые в литейной форме из латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие деталей, выполненное ртутным способом сохранилось на незначительных участках.

Крепеж к основе ножен осуществлен с ее внешней торцевой стороны в заранее подготовленные отверстия под силовым воздействием (скорее всего с внутренней стороны ушек находятся крепежные пластины, с помощью которых была осуществлена предварительная фиксация деталей). После данной операции окончательный крепеж обоих деталей к основе ножен, скорее всего, был достигнут с помощью пайки оловянным припоем (визуально пайка не просматривается).

Детали предназначались для свободного хода портупейных колец.

Примечание: поскольку крепежные ушки представляют собой одинаковые детали, то их рассмотрение шло в общем контексте.

***

SONY DSC

Верхнее портупейное кольцо.                     

SONY DSC

Нижнее портупейное кольцо.

Портупейные крепежные (верхнее и нижнее) кольца представляет собой две одноразмерные детали, полученные способом волочения из латунной проволоки через фильеру (волочильный станок). Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием с последующей фиксацией оставшегося шва пайкой оловянным припоем. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 45-55%, выполнено ртутным способом.

Детали служили крепежным (подвесным) элементом к портупейному (от французского языка Porte-épée – «перевозчик шпаги») ремню, который в свою очередь предназначался для ношения кортика в вертикально-наклонном положении.

сканирование0001

Способ крепления крепежных (портупейных) колец к портупейному ремню. (Фото фрагмента американского морского кортика начала 19 века)

Примечание: поскольку крепежные ушки представляют собой одинаковые детали, то их рассмотрение шло в общем контексте.

II

Клинок

По общему виду клинка кортика и изображению флага Великобритании на нем, можно предполагать, что он произведен на территории Великобритании или ее колоний с 1800 по 1815 гг. Не исключено, что центром изготовления клинка могли стать (скорее всего) такие английские города как Лондон или Бирмингем производившие крупнейшие партии холодного оружия на всей территории Британской империи.

Эфес

Характерная манера исполнения эфеса кортика даёт право утверждать, что он был произведен на территории Англии с 1800 по 1815 гг. Также опять не исключено, что местом изготовления эфеса, скорее всего, могли стать все те же производственные центры холодного оружия находящиеся в Лондоне и Бирмингеме.

Ножны

По общему виду ножен кортика (а также, основываясь на особенностях его декора ) можно предполагать, что они произведены на территории Англии с 1800 по 1810 гг., хотя нельзя исключать один из регионов юрисдикции Британской короны, как любой другой страны, попавшие под влияние британской культуры (Соединённые Штаты Америки). Отсутствие, каких-либо производственных маркировок на ножнах не дает право сделать более точный вывод об их производителе, хотя снова можно предположить, что деталь, скорее всего, была сделана в Лондоне или Бирмингеме.

Общий вывод по всем 3 деталям

При совмещении трех основных деталей можно сделать вывод, что кортик был изготовлен на территории  Англии с 1800 по 1810 гг.

Отсутствие, каких-либо идентифицирующих маркировок на кортике не дает право сделать более точный вывод об его производителе.

Примечание: учитывая, что большинство холодного оружия было выпущено британскими производителями на период наибольшей активизации Наполеоновских войн (1800-1813 гг.), то нельзя не учитывать этот вспомогательный факт при идентификации предметов той эпохи.

III

На основании достоверной информации можно утверждать, что кортик такого исполнения и такой конфигурации использовался только в Британском Королевском флоте и предназначался для офицерского состава, а также возможно для работающих практически на матросских должностях гардемаринов. Не исключено также, что кортик мог быть использован и уоррент-офицерским составом (современный эквивалент мичмана в российском флоте).

Кортик не имеет образца года, так как, его выпуск связан с неформальным перевооружением офицерского состава флота, а также в силу моды на восточное клинковое оружие (в данном случае навершие эфеса схожее с образцами восточных шамширов конца 18 века).

Выпуск похожих моделей кортиков начался в 1800 году и закончился после 1820-1830 гг., когда тактика абордажного боя (французский язык abordage, от bord — борт судна) окончательно утратила свое значение (с связи с появлением более мощных артиллерийских орудий).                            

Дополнение: в 80-х годов 18 столетия на кораблях британского флота офицерским составом использовались образцы длинноклинкового холодного оружия (морские шпаги, палаши и сабли, иногда и пехотных образцов), но они не совсем были удобны в тесной рукопашной схватке (распространенная на то время абордажная тактика боя) и потому офицерский состав нуждался в дублирующем, более коротком холодном оружие.

После 1786 года оружейными мастерскими Лондона и Бирмингема был налажен выпуск морских кортиков соответствующий запросам и вкусам офицеров Британского Королевского флота.

IV

На основании имеющейся достоверной информации можно утверждать, что похожие офицерские морские кортики Британского  Королевского флота выпуска распространялась на территории Британской империи (в некоторых случаях и на территории Соединенных Штатов Америки). Экспорт в другие страны не прослеживается.

V

По имеющимся уже данным можно окончательно атрибутировать представленный на экспертизу предмет как морской офицерский кортик (в меньше степени гардемаринский и уоррент-офицерский) Королевского (Британского) флота.

VI

Морской офицерский кортик Королевского флота представляет историческую и культурную ценность. Является объектом коллекционирования британского морского оружия.

Атрибуция данного офицерского морского кортика выполнена на основании визуального обследования предмета, без демонтажа эфеса.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — британский боевой, парадно-выходной, морской кортик, для офицерского состава (гардемаринского, уоррент-офицерского состава (?)), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces), Англии, Великобритании, Британской империи, британского производственного изготовления, выпуска 1800-1810 гг., времени правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.), эпохи Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) — признается культурной ценностью.

Экспертное исследование провел аттестованный эксперт Министерством Культуры РФ Корниенко Александр Александровичем. 20. 10. 2010 год. Город Москва.

IMG_1844

История Королевского (Британского) флота.

Флаг Королевского флота Великобритании.

Первые прототипы британского флота появились еще во времена англо-саксонских королевств в VI-IX вв. Но официальной датой создания британского флота считается время правления короля Уэссекса Альфреда Великого (881-899 гг.), создавшего более-менее боеспособный флот, который мог не только давать отпор набегам датских викингов, но и также топить их корабли.

В XII-XV веках английский флот в основной своей массе состоял из зафрахтованных или конфискованных торговых судов, на которых в дальнейшем строились надстройки для лучников и латников. Обычно корабли сходились в абордажном столкновении, и исход сражения обычно решало численное преимущество, а в некоторых случаях и высота надстройки судов. Пушки использовались редко.

При короле Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547 гг.) английский флот уже значительно вырос и стал называться королевским (с 1546 года; оригинальное название на английском языке; Royal Navy). В начале правления короля Генриха VIII его флот насчитывал всего 5 кораблей, но после издания Королевского указа о его увеличении (за счет денежных средств с нововведенным сбором пошлин на импорт и продаж монастырей) численность флота на 1514 год была доведена до 30 боевых судов, включая и два знаменитых корабля «Питер Помигрэнит» и «Мэри Роуз» (корабли выделялись среди общей массы своим большим водоизмещением и существенным арсеналом пушек). Часть кораблей была переделана из торговых судов.

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Мэри Роуз». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в 1511 году. Был потоплен в бою 19 июля 1545 года. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Питер Помигрэнит». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в том же году. Последние сведения о корабле относятся к 1558 году. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

К моменту смерти Генриха VIII в 1547 году его флот официально насчитывал уже 58 боевых кораблей. При дочери Генриха VIII королеве Елизавете I (1558-1603 гг.), в 1588 году английский флот уже мог соперничать с испанским флотом и смог разгромить мощную испанскую эскадру под названием «Непобедимая Армада» (на тот момент испанский флот считался лучшим в мире). После этого Англия постепенно отбирает у Испании право называться «Главной морской державой», а сама приобретает название «Владычица морей».

В 1660 году при короле Карле II (1660-1685 гг.) английский флот реформируется как род войск, а к названиям кораблей присоединяется префикс Его (Ее) Величества (оригинальное название на английском языке; His or Her Majesty’s Ship, сокращенно HMS). После объединения в 1707 году Англии и Шотландии в одно общее королевство, флот получает неофициальный префикс «Британский».

Расцвет Королевского флота приходится на эпоху Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) когда Британские военно-морские силы почти полностью контролировали основные морские магистрали, а в 1803 году помешали планам первого консула Франции Наполеону Бонапарту (1799-1804 гг.) высадить морской десант в Англию. Кульминацией в этих войнах стала победа Королевского флота под командованием вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (годы жизни; 1758-1805 гг.) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года над объединенным французско-испанским флотом, где британцы не потеряли ни одного корабля, а их противники 21 боевое судно.

Невозвратные людские потери у британского флота составили в 3 раза меньше, чем у проигравшей стороны, но среди британцев оказался и сам лорд Нельсон.

Картина с изображение битвы при Трафальгаре (21 октября 1805 года). Картина написана английским художником Кларксоном Фредериком Стэнфильдом (родился 1793-умер 1867 гг.) в 1836 году.

Картина с изображением ранения вице-адмирала Горацио Нельсона в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года (картина написана британским художником Денисом Дайтоном (годы жизни; 1792-1827 гг.) в 1825 году).

В Крымскую войну (1853-1856 гг.) Королевский флот уже имел в своем оснащении комбинированные парусно-паровые суда, которые впоследствии стали покрывать слоем листового железа. Первый такой корабль под названием «Уорриор» (английский язык; HMS Warrior) сошел со стапелей лондонской верфи 29 декабря 1860 года и был полностью бронированным — броненосец (первый в мире броненосец построили французы, который был спущен всего за год до первого британского броненосца). Второй британский броненосец был спущен на воду 27 февраля 1861 года, под названием «Чёрный Принц» (официальное название на английском языке; HMS Prince). Оба корабля имели по 40 орудий на своем борту, часть из которых была с новыми затворными механизмами. С 1 февраля 1901 года британцы приступили к строительству первых подводных лодок.

В 1 Мировую войну (1914-1918 гг.) Королевский флот нес тяжелые потери, но в большинстве морских сражений все-таки одерживал тактические и боевые победы над своими противниками. В 1914 году основывается Королевская военно-морская авиация (английский язык; Royal Naval Air Service).

В начале 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) Королевский флот участвовал в знаменитой эвакуации французских, британских, канадских и бельгийских союзных войск из осажденного немецкими войсками Дюнкерка (с 26 мая — 4 июня 1940 года). Совместными усилиями с гражданским населением Великобритании, при помощи их торговых и рыболовецких судов, а также прогулочных яхт (всего около 920 боевых кораблей и судов) Королевский флот вывез из Франции в Соединенное Королевство 338.226 солдат и офицеров союзных войск, не оставив на берегу ни единого человека.

Способность к объединению и самопожертвованию британцев, а также их гордость и умение принимать самостоятельные решения в трудную минуту премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1940-1945 гг. и 1951-1955 гг.) назвал «Духом Дюнкерка».

Фотография эвакуации Британского Экспедиционного Корпуса из Дюнкерка, на эсминце Британского Королевского флота, который готовится уйти в порт Дувра (снимок был сделан в 31 мая 1940 года; период 2 Мировой войны 1939-1945 гг.).

В 1941 году 27 мая Британский Королевский флот затопил в Северной Атлантике знаменитый немецкий линкор «Бисмарк», известный своими большими размерами (третий по величине в классе линкоров после японского «Ямато» и американского «Айова»). Королевский флот активно участвовал в Североатлантических транспортных конвоях с военными и промышленными грузами направленных на помощь СССР. Также Королевский флот активно и успешно участвовал «в подводной войне» против немецких субмарин.

В настоящее время Королевский флот Великобритании входит в состав Военно-морской службы Ее Величества (английский язык; Her Majesty’s Naval Service) Британских Вооруженных Сил (английский язык; British Armed Forces) и имеет в своем составе 87 боевых кораблей.

Статью написал аттестованный эксперт, Министерством Культуры РФ, военный историк, Корниенко Александр Александрович. 15 марта 2012 года, город Москва.

Купить морской кортик офицера Королевского флота — это значит приобщится к славной странице Британского флота. Английское холодное оружие это как атрибут джентльмена ушедших эпох. Британские морские кортики или английские морские кортики, разнообразны и изысканы, как впрочем и все британское холодное оружие. Магазин военного антиквариата Ватерлоо предлагает только подлинные образцы британского холодного оружия. Купить военный антиквариат в наше время не проблема, было бы желание, конечно совмещенное с возможностью!

Цена: продано.

Купить