Кортик морской офицерский, 1800 — 1810 гг.
Описание:
Экспертное заключение.

Кортик офицерский (гардемаринский, уоррент-офицерский?) морской.
Производство 1800 – 1810 гг. Англия, Великобритания,
Британская империя (время короля Георга III).
(Эпоха Наполеоновских войн).
На экспертизу представлен морской кортик, предположительно, начала 19 века.
Задачами экспертизы являются:
I) Определить технические характеристики кортика по его составным частям (с описанием) и определить функциональное назначение этих частей.
II) Определить время и место изготовления кортика по его составным частям, а также определить его производителя.
III) Определить, к какому роду войск и воинскому составу относится кортик, а также его образец года (с учетом временного диапазона).
IV) Определить географический ареал бытования данной модели.
V) Окончательная атрибуция представленного на экспертизу предмета.
VI) Вывод о том, является ли предмет культурной ценностью.
В ходе экспертной работы был применен метод визуального исследования кортика (без демонтажа эфеса).
Использовались:
— измерительные и увеличительные приборы;
— справочная литература на английском языке.
Общие параметры:
Общая длина (по диагонали) кортика в ножнах – 351 мм.
Длина (по диагонали) кортика без ножен – 334 мм.
I
Клинок

Общий вид клинка морского кортика.
Параметры клинка в трехмерном объеме:
Длина клинка (по диагонали) – 238 мм.
Ширина клинка (в наиболее широкой части) – 21 мм.
Толщина обуха клинка (в наиболее широкой части) – 3 мм.
***
Клинок стальной, сильно изогнутый и плавно сужающийся к концу, треугольный в сечение, с заточенной внутренней кромкой и тупым плоским обухом. Полотно изготовлено способом ручной ковки с последующей доработкой его поверхности.
С обеих сторон полотно клинка на 70 % от общей площади украшено рисунками выполненных в технике травления.
С правой стороны полотно покрыто орнаментацией растительного характера, а также изображением земного шара в обрамление военной арматуры (изображение оружия и воинских атрибутов).
С левой стороны полотна покрыто орнаментацией растительного характера, а также изображением флага Великобритании. Кроме того, по центру полотна присутствует рисунок неизвестного назначения, но, возможно связанный с военно-морской тематикой (предположительно стилизованное изображение однопалубного корабля).
По своим боевым качествам клинок кортика предназначался для колюще-режущих ударов в тесной рукопашной схватке.


Изображение военной арматуры с правой стороны полотна клинка морского кортика. Изображение флага Великобритании, а также предположительное изображение однопалубного корабля с левой стороны полотна клинка кортика.
Эфес

Общий вид эфеса морского кортика.
Параметры эфеса в трехмерном объеме:
Длина эфеса – 95 мм.
Ширина эфеса – 70 мм.
Расстояние глубины эфеса – 24 мм.
Эфес кортика состоит из четырех элементов:
1) позолоченного защитного перекрестия изготовленного из латуни;
2) костяной рукояти светло-желтого цвета;
3) позолоченной латунной втулки;
4) латунной соединительной шайбы и соединительной головки верхней части хвостовика клинка, изготовленной из стали.
***


Защитное перекрестье эфеса морского кортика.
Защитное перекрестие кортика представляют собой деталь, отлитую в литейной форме (?) из латуни с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаление лишних частиц металла шаберным (шабер от нем. – скребок) инструментом, обработка детали многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами. Кроме того, для получения орнамента на детали был задействован чеканный инструмент. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 85-90%, выполнено ртутным способом.
Деталь имеет форму пропеллера с гравированным растительным орнаментом на внешней стороне элемента.
Защитное перекрестие предназначалось для защиты руки от прямых ударов. Кроме того, деталь играла роль ограничителя при вкладывании кортика в ножны, а также нейтрализовала эффект скольжения руки к лезвию.
***

Рукоять эфеса морского кортика.
Рукоять и навершие эфеса кортика представляет собой единую, цельную деталь, полученною способом ручной резки из кости с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: применение сверлильного и абразивного инструмента, а также специализированных резцов.
Деталь имеет внешний вид округлого Г-образного элемента с утолщенным каплевидным окончанием (навершие). Вся центральная часть детали покрыта бороздчатым орнаментом в виде косых и прямых (относительно горизонтального положения детали) линий. На торцевой внешней стороне детали имеется отверстие для соединения с хвостовиком клинка кортика. С левой стороны навершия можно наблюдать пустое гнездо от декоративной накладки. С правой стороны навершия аналогичное углубление, заполненное затвердевшей массой красного цвета (возможно клейкое вещество). Поверхность рукояти покрыта одной крупной и ряда мелких трещин.
Рукоять такой формы, благодаря утолщенному каплевидному навершию, а также углубленному бороздчатому орнаменту была наиболее удобна в обхвате рукой и тем самым способствовала нейтрализации эффекта скольжения.

Пустое гнездо от накладки на навершие рукояти морского кортика.
Накладка на навершие рукояти морского кортика (фото фрагмента британского морского кортика начала 19 века).
***

Втулка эфеса морского кортика.
Втулка эфеса представляет собой цельную деталь, отлитую в литейной форме (?) из латуни с дальнейшей доработкой путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработкой детали многолезвийным инструментом и абразивными материалами, полировкой с помощью гладила, а также гравировкой штихелем. Стыковой шов не прослеживается. Кроме того, для получения орнамента на детали был задействован чеканный инструмент. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 90-95%, выполнено ртутным способом.
Элемент имеет вид сплюснутую кольцеобразную форму, ее поверхность покрыта орнаментом в виде точечных и горизонтально-вертикальных линий.
Деталь предназначалась для фиксации рукояти эфеса, а также играла роль в формировании его прямого угла.
Дополнение: поскольку снятия золотого покрытия втулки эфеса или ее демонтаж для полного изучения не представляется возможным, то теоретически возможны и другие способы изготовления данной детали.
***

Заклепанная головка хвостовика клинка кортика.
Латунная соединительная шайба и верхняя часть головки хвостовика клинка представляет собой две шляпковидные детали, полученные методом осадки (клепка). Элементы предназначены для крепления рукояти эфеса. Латунная (мягкий металл, сводящий к минимуму повреждения кости) соединительная шайба в этом процессе необходима, т.к. могло состояться повреждение костяной рукояти. Кроме того, хвостовик клинка имеет преднамеренную кривизну позволяющей вывести отверстие для крепления в бок, тем самым также уменьшить риск повреждения костяной рукояти (образовавшиеся трещина в верхней части рукояти подтверждает это предположение).
Первоначально детали имели несколько иную форму, но при ударном воздействии (т.е. заклепывание) на выступающие окончания хвостовика клинка и соединительной шайбы, происходил процесс их взаимной деформации, а следовательно, и дальнейшей стяжки (фиксация), что приводило креплению клинка кортика с его рукоятью. Весь этот процесс способствовал надежному и долговременному креплению обеих элементов. В нашем случае этот надежный процесс прошел испытание временем, и рукоять эфеса не имеет даже самый небольшой люфт.
Ножны

Ножны морского кортика.
Параметры ножен трехмерном объеме:
Длина (по диагонали) ножен – 257 мм.
Ширина ножен в наиболее широком месте (устье) – 28 мм.
Толщина ножен в наиболее широком месте (устье) – 7 мм.
Ножны кортика состоят из пяти элементов изготовленных из позолоченной латуни:
1) основы ножен;
2-3) верхнего и нижнего крепежного ушка;
4-5) верхнего и нижнего портупейных (крепежных) колец.
Ножны имели два основных функциональных назначения:
а) Защита клинка кортика от коррозии.
б) Защита владельца кортика, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.
***

Фрагмент металлической основы ножен морского кортика с чеканным орнаментом растительного характера (лицевая сторона).
Основа ножен кортика представляет собой единую, цельную деталь, полученную из листового латунного металла путем его загиба (выколотки) на матрице и пропаянного вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) оловянным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами. Кроме того, для получения орнамента на детали был задействован чеканный инструмент. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 10-15%, выполнено ртутным способом.
Деталь имеет продолговатую полукруглую форму с внутренним щелевидным пространством. Торцевые части детали имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. В верхней части основы ножен по окружности выступающий наружу кант, полученный путем отгиба. Нижняя часть ножен ограничена двухступенчатым защитным ограничителем (башмак).
Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет прочеканенный растительный орнамент расположенный в верхней, средней и нижней части ножен.
Деталь предназначалась для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служила ограничителем по отношению к перекрестию эфеса.
***

Верхнее крепежное ушко.

Нижнее крепежное ушко.
Крепежные ушки (верхнее и нижнее) основы ножен представляет собой две одноразмерные детали, отлитые в литейной форме из латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие деталей, выполненное ртутным способом сохранилось на незначительных участках.
Крепеж к основе ножен осуществлен с ее внешней торцевой стороны в заранее подготовленные отверстия под силовым воздействием (скорее всего с внутренней стороны ушек находятся крепежные пластины, с помощью которых была осуществлена предварительная фиксация деталей). После данной операции окончательный крепеж обоих деталей к основе ножен, скорее всего, был достигнут с помощью пайки оловянным припоем (визуально пайка не просматривается).
Детали предназначались для свободного хода портупейных колец.
Примечание: поскольку крепежные ушки представляют собой одинаковые детали, то их рассмотрение шло в общем контексте.
***

Верхнее портупейное кольцо.

Нижнее портупейное кольцо.
Портупейные крепежные (верхнее и нижнее) кольца представляет собой две одноразмерные детали, полученные способом волочения из латунной проволоки через фильеру (волочильный станок). Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием с последующей фиксацией оставшегося шва пайкой оловянным припоем. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 45-55%, выполнено ртутным способом.
Детали служили крепежным (подвесным) элементом к портупейному (от фр. Porte-épée – «перевозчик шпаги») ремню, который в свою очередь предназначался для ношения кортика в вертикально-наклонном положении.

Способ крепления крепежных (портупейных) колец к портупейному ремню. (Фото фрагмента американского морского кортика начала 19 века)
Примечание: поскольку крепежные ушки представляют собой одинаковые детали, то их рассмотрение шло в общем контексте.
II
Клинок
По общему виду клинка кортика и изображению флага Великобритании на нем, можно предполагать, что он произведен на территории Великобритании или ее колоний с 1800 по 1815 гг. Не исключено, что центром изготовления клинка могли стать (скорее всего) такие английские города как Лондон или Бирмингем производившие крупнейшие партии холодного оружия на всей территории Британской империи.
Эфес
Характерная манера исполнения эфеса кортика даёт право утверждать, что он был произведен на территории Англии с 1800 по 1815 гг. Также опять не исключено, что местом изготовления эфеса, скорее всего, могли стать все те же производственные центры холодного оружия находящиеся в Лондоне и Бирмингеме.
Ножны
По общему виду ножен кортика (а также, основываясь на особенностях его декора ) можно предполагать, что они произведены на территории Англии с 1800 по 1810 гг. хотя нельзя исключать один из регионов юрисдикции Британской короны, как любой другой страны, попавшие под влияние британской культуры (Соединённые Штаты Америки). Отсутствие, каких-либо производственных маркировок на ножнах не дает право сделать более точный вывод об их производителе, хотя снова можно предположить, что деталь, скорее всего, была сделана в Лондоне или Бирмингеме.
Общий вывод по всем 3 деталям
При совмещении трех основных деталей можно сделать вывод, что кортик был изготовлен на территории Англии с 1800 по 1810 гг.
Отсутствие, каких-либо идентифицирующих маркировок на кортике не дает право сделать более точный вывод об его производителе.
Примечание: учитывая, что большинство холодного оружия было выпущено британскими производителями на период наибольшей активизации Наполеоновских войн (1800-1813 гг.), то нельзя не учитывать этот вспомогательный факт при идентификации предметов той эпохи.
III
На основании достоверной информации можно утверждать, что кортик такого исполнения и такой конфигурации использовался только в Британском Королевском флоте и предназначался для офицерского состава, а также возможно для работающих практически на матросских должностях гардемаринов. Не исключено также, что кортик мог быть использован и уоррент-офицерским составом (современный эквивалент мичмана в российском флоте).
Кортик не имеет образца года, т.к. его выпуск связан с неформальным перевооружением офицерского состава флота, а также в силу моды на восточное клинковое оружие (в данном случае навершие эфеса схожее с образцами восточных шамширов конца 18 века). Выпуск похожих моделей кортиков начался в 1800 г. и закончился после 1820-1830 гг., когда тактика абордажного боя (фр. abordage, от bord — борт судна) окончательно утратила свое значение (с связи с появлением более мощных артиллерийских орудий).
Дополнение: в 80-х г. 18 столетия на кораблях британского флота офицерским составом использовались образцы длинноклинкового холодного оружия (морские шпаги, палаши и сабли, иногда и пехотных образцов), но они не совсем были удобны в тесной рукопашной схватке (распространенная на то время абордажная тактика боя) и потому офицерский состав нуждался в дублирующем, более коротком холодном оружие. После 1786 г. оружейными мастерскими Лондона и Бирмингема был налажен выпуск морских кортиков соответствующий запросам и вкусам офицеров Британского Королевского флота.
IV
На основании имеющейся достоверной информации можно утверждать, что похожие офицерские морские кортики Британского Королевского флота выпуска распространялась на территории Британской империи (в некоторых случаях и на территории Соединенных Штатов Америки). Экспорт в другие страны не прослеживается.
V
По имеющимся уже данным можно окончательно атрибутировать представленный на экспертизу предмет как морской офицерский кортик (в меньше степени гардемаринский и уоррент-офицерский) Королевского (Британского) флота.
VI
Морской офицерский кортик Королевского флота представляет историческую и культурную ценность. Является объектом коллекционирования.
Атрибуция выполнена на основании визуального обследования предмета.
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет – кортик морской офицерский Королевского флота выпуска 1800 — 1810 гг. – является культурной ценностью.
Экспертное исследование провел аттестованный эксперт Министерством Культуры РФ Корниенко Александр Александровичем. 20. 10. 2010 г.

Купить морской кортик офицера Королевского флота — это значит приобщится к славной странице Британского флота. Английское холодное оружие это как атрибут джентльмена ушедших эпох. Британские морские кортики или английские морские кортики, разнообразны и изысканы, как впрочем и все британское холодное оружие. Магазин военного антиквариата Ватерлоо предлагает только подлинные образцы британского холодного оружия. Купить военный антиквариат в наше время не проблема, было бы желание, конечно совмещенное с возможностью!
Морской кортик — купить в Москве.
Цена: продано.
Купить