Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Морская сабля офицера Британского Королевского флота образца 1805 года

Описание:

Сабля офицерская морская. Образец  1805 года (условно). Производство 1803 – 1810 гг. Бирмингем. Англия. (Эпоха Наполеоновских войн;1799-1815 гг.). Британская империя. Время правления короля Георга 3 (1760-1820 гг.). Оригинал, подлинник.

На экспертизу представлена морская сабля, предположительно, начала 19 века.

Задачами экспертизы являются:

I) Определить технические характеристики сабли по ее составным частям (с описанием этих частей) и определить функциональное назначение этих частей.

II) Определить время и место изготовления сабли по ее составным частям, а также определить ее производителя.

III) Определить, к какому роду войск и воинскому составу относится сабля, а также ее образец года (с учетом  временного диапазона).

IV) Определить географический ареал бытования данной модели.

V) Исторический ракурс из истории Британского Королевского флота.

VI) Вывод о том, является ли предмет культурной ценностью.

В ходе экспертной работы был применен метод визуального исследования сабли (без демонтажа эфеса).

Использовались:

— измерительные и увеличительные приборы;

— справочная литература на английском языке.

Общие параметры:

Общая длина сабли (в ножнах) – 842 мм.

Длина сабли без ножен – 825 мм.

I

Клинок

Общий вид клинка сабли. 

Параметры клинка в трехмерном объеме:

Длина клинка – 710 мм.

Ширина клинка (в наиболее широкой части)  – 38 мм.

Толщина обуха клинка (в наиболее широкой части)  – 7 мм.

Клинок сабли стальной, с большим изгибом полосы, выполненный методом ручной ковки с последующей доработкой его поверхности. Заточка нижней (рубящей) части клинка  произведена по всей длине полотна. Заточка  верхней обушной (частично рубящей) части клинка произведена только в конечной его части на 32 % от общей площади. Сужение конца клинка происходит со стороны его нижней части в резкой форме, но с плавными очертаниями.

По своим боевым качествам предназначался для двухсторонних рубящих ударов (благодаря обоюдоострой заточки конца клинка эти удары могли быть применимы частично), а также для колющих выпадов.

Конец клинка сабли со следами двухсторонней (обоюдоострой) заточки.

С обеих сторон полотно клинка на 60-62 % (правая и левая стороны соответственно) от общей площади украшено покрытием синего цвета (воронение), орнаментом растительного характера, рисунками на военно-морскую тематику и  надписями, произведенными прописным шрифтом «антиква». Все вышеперечисленные изображения выполнены в технике гравировки, золочения и воронения (химический процесс наложения красочного слоя на полотно клинка, который одновременно является и антикоррозионным покрытием). На обушной стороне полотна техника золочения представлена на 6 % от общей площади полотна, а также незначительные остатки следов воронения приблизительно на 58-60% от той же общей площади (включая площадь, перекрытую слоем позолоты).

Декоративное оформление с правой стороны полотна клинка можно разделить на пять последовательных композиционных групп (рассмотрение ведется от рукояти сабли):

№1) Композиция растительного орнамента.

№2) Композиция, состоящая из ленточного картуша с надписью на английском языке Warranted (рус. перевод гарантировано или испытано) и обозначающая своеобразный знак качества того времени (испытания производились путем ломки оружия). Вся представленная композиция обрамлена растительным орнаментом.

№3) Художественная композиция на военно-морскую тему, включающая в себя изображения артиллерийского орудия, знамени, трезубца и реи с прикрепленным к ней убранным парусом. Вся представленная композиция обрамлена растительным орнаментом.

№4) Композиция растительного орнамента.

№5) Композиция растительного орнамента.

Декоративное оформление с левой стороны полотна клинка можно разделить на пять последовательных композиционных групп (рассмотрение ведется от рукояти сабли):

№1) Композиция растительного орнамента.

№2) Композиция, состоящая из двух ленточных картушей с надписями на английском языке, а также графического сокращения амперсанда (&) COOPER &  CRAVEN (рус. перевод КУПЕР И КРЕЙВЕН), обозначающая клеймо производителя. Вся представленная композиция обрамлена растительным орнаментом.

№3) Художественная композиция на военно-морскую тему, включающая изображения якоря, мачты со снастями, флагштоком и реи с прикрепленным к ней убранным парусом. Вся представленная композиция обрамлена растительным орнаментом.

№4) Композиция растительного орнамента.

№5) Композиция растительного орнамента.

Эфес

Общий вид эфеса сабли.

Параметры эфеса в трехмерном объеме:

Длина эфеса – 149 мм.

Ширина эфеса – 144 мм.

Расстояние глубины эфеса – 27 мм.

Эфес сабли состоит из шести элементов:

1) Позолоченного защитного перекрестия и защитной дужки, изготовленных из томпака.

2) Позолоченной планки и навершия эфеса, изготовленных из томпака.

3) Костяной  рукояти белого цвета  с обтянутой сверх нее медной проволоки.

4) Позолоченной втулки, изготовленной из томпака.

5) Соединительной головки верхней части хвостовика клинка, изготовленной из стали.

Защитная дужка эфеса сабли.

Защитное перекрестие и защитная дужка эфеса сабли представляют собой единую цельную деталь, отлитую в одной литейной из томпака (смесь латуни и небольшого количества цинка) с дальнейшей  доработкой путем следующих видов работ: удаление лишних частиц металла шаберным (шабер от нем. – скребок) инструментом, обработка детали многолезвийным инструментом (надфилем) и грубыми абразивными материалами, полировка гладилом, а также гравировка штихелем. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 40-50%, выполнено ртутным способом.

Деталь имеет внешнее сходство с незаконченной (в ее нижней части) буквой S.  В нижней части перекрестия по центру с обеих сторон два небольших  треугольных со скругленными сторонами щитка с гравированными изображением якорей, обвитых канатами. С правой  стороны защитного перекрестия выступающий вниз каплевидный отросток,  по центру прямоугольное отверстие для хвостовика клинка. С внешней правой стороны детали по центру производственная маркировка из двух латинских букв I M. В верхней части защитной дужки прямоугольное отверстие для темляка (петлеобразный шнур). В конце перекрестия крепежный выступ для соединения с навершием эфеса. Фиксация деталей была произведена методом силового или ударного воздействия с возможным дальнейшим закреплением легкоплавким или твердоплавким  припоями.

Защитное перекрестье и защитная дужка предназначались для защиты руки от прямых и боковых ударов (в том числе и два небольших  щитка предназначенных для «ловли» клинкового оружия противника). Защитное перекрестие также играло роль как ограничитель при вкладывания сабли в ножны.

Планка и навершие эфеса сабли.

Планка и навершие эфеса  представляют собой единую цельную деталь, отлитую из томпака с дальнейшей  доработкой путем следующих видов работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом (надфилем) и грубыми абразивными материалами, а также полировка с помощью гладила. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 70-80%, выполнено ртутным способом.

Деталь имеет форму вогнутого  Г-образного элемента увенчанного навершием с изображением в виде львиной головы с двумя отверстиями (для соединения с защитной дужкой эфеса и для насадки хвостовика клинка сабли). Планка эфеса имеет трехгранную суженную поверхность в нижней части и  пятигранную расширенную в верхней.

Планка действовала как фиксатор рукояти эфеса, навершие использовалось как скрепляющее звено в системе креплении хвостовика клинка.

Навершие эфеса сабли.

Рукоять эфеса сабли.

Рукоять эфеса сабли представляет собой единую цельную деталь полученною способом ручной резки (возможно и применение станочной обработки) с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: применение шаберного и грубого абразивного материала, специализированных резцов, а также  полировального инструмента.

Деталь имеет внешний вид округло-продолговатый элемента с треугольным Г-образным выступом в верхней части. Тыльная сторона  рукояти эфеса cрезана и идентична по форме тыльной стороне планки эфеса. Внутренняя часть детали имеет отверстие для насадки на хвостовик клинка сабли. Открытая из-под планки часть рукояти  имеет восемь параллельных канавок (с промежутками шириной по семь  миллиметров) для обмотки крученой трехрядной медной проволокой,  закрепленной в натяг. Рукоять такой формы была наиболее удобна в обхвате рукой, а пропущенная проволока нейтрализовала эффект скольжения.

По всей площади рукояти преобладают следы трещин и небольших сколов, а также патинированный фрагмент желтого цвета с левой стороны.

Втулка эфеса представляет собой единую цельную деталь, отлитую в литейной форме (?) из томпака с дальнейшей  доработкой путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработкой детали многолезвийным инструментом (надфилем) и грубыми абразивными материалами,   полировкой с помощью гладила, а также гравировкой штихелем. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 75-85%, выполнено ртутным способом.

Элемент имеет вид овалообразного кольца  с орнаментацией по окружности в виде точечных линий по бокам и сложно-решочатой линий по центру. Деталь предназначалась для фиксации планки эфеса, а также играла роль в  формировании его прямого угла.

Дополнение: поскольку снятия золотого покрытия втулки эфеса или ее демонтаж для полного изучения не представляется возможным, то теоретически возможны и другие способы изготовления данной детали.

Верхняя часть головки хвостовика представляет собой единую цельную деталь с клинком сабли, полученную методом ковки из стали и служащею для скрепления навершия эфеса. Первоначально элемент имел несколько иную форму, но при ударном воздействии на выступающее окончание хвостовика по окружности (заклепывание) происходит процесс фиксации клинка сабли с эфесом. Все эти процессы способствовали надежному креплению клинка и всех частей эфеса. В нашем случае этот надежный процесс  прошел испытание временем, и планка с навершием эфеса не имеет даже самый небольшой люфт.

Ножны

Ножны сабли. 

Параметры ножен трехмерном  объеме:

Длина ножен – 721 мм.

Ширина ножен  в наиболее широком месте (устье) – 51 мм.

Толщина ножен  в наиболее широком месте (устье)­­ – 17 мм.

Ножны сабли состоят из шести  элементов:

1) Кожаной основы.

2) Позолоченного устья изготовленного из томпака.

3) Позолоченной втулки изготовленной из томпака.

4) Позолоченного ушка изготовленного из томпака.

5) Портупейного (крепежного) кольца, изготовленного из томпака.

6) Позолоченного наконечника и его защитного башмака изготовленных, из томпака.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) Защита клинка сабли от коррозии;

б) Защита владельца сабли, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Основа ножен представляет собой деталь, полученную из одного куска кожи. Деталь имеет вид продолговатого, сходящегося на конус полого элемента, полученного путем загиба кожи (предварительно подвергшийся дублению, а затем окрасу в черный цвет) и сшитого (скрепленного) в техники крест-накрест белой нитью вдоль тыльной стороны основы ножен.

Дополнение: после окончательного сборки всех шести элементов ножен деталь была покрыта лаком черного цвета.

Устье ножен сабли представляет собой единую цельную деталь, полученную из листового томпакового металла путем его загиба (выколотки) на матрице и пропаянного вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) твердоплавким латунным припоем. Дальнейшая доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка детали многолезвийным инструментом (надфиль) и грубыми абразивными материалами, а также полировка с помощью гладила. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 70-80%, выполнено ртутным способом.

Деталь имеет форму прямоугольника с закругленными окончаниями торцевых сторон (торцевая внешняя сторона имеет более прямые очертания). Нижняя часть детали скошена ажурным волнистым выпилом, верхняя часть имеет прямую площадку. Соответственно, что внутреннее пространство детали имеет такие же характеристики что и наружные.

Лицевая и тыльная сторона устья орнаментированы  поперечными и наклоненными парными линиями (на лицевой стороне их количество больше). На той же внешней стороне элемента  посередине имеется незначительная вмятина.

Деталь предназначалась для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служила ограничителем по отношению к перекрестию эфеса. Кроме того,  могла действовать как ребро жесткости.

Втулка устья представляют собой единую цельную деталь, отлитую в литейной форме из томпака с дальнейшей  доработкой путем следующих видов работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка детали многолезвийным инструментом и грубыми абразивными материалами, а также полировка с помощью гладила. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 40-50%, выполнено ртутным способом.

Деталь имеет форму  скошенного прямоугольника с закругленными сторонами. Соответственно, что внутреннее пространство детали имеет такие же характеристики что и наружные. По окружности детали заметен выступающий наружу кант. Крепеж к устью осуществлен путем вставки (насадки) втулки на  верхнюю площадку устья под силовым воздействием. После данной операции окончательный крепеж меж собой обеих деталей был достигнут  с помощью пайки оловянным припоем из легкосплавной (мягкой) группы металлов. На верхней площадки втулки четко прослеживаются забоины от соприкосновения с внешней стороной перекрестия эфеса, что, безусловно,  связано с отсутствием кожаного или тканевого ограничителя между ними.

Деталь предназначалась как ограничитель движения основы ножен.

Ушко устья  представляют собой единую цельную деталь, отлитую в литейной форме из томпака, с дальнейшей грубой обработкой. Крепеж к устью  осуществлен с его внутренней торцевой стороны в заранее подготовленное отверстие под силовым воздействием (отверстие было сделано еще до того момента, как пластину будущего устья подвергли загибу в матрице). После данной операции окончательный крепеж обеих деталей меж собой был достигнут  с помощью пайки оловянным припоем. Золотое покрытие детали выполненное ртутным способом и сохранилось незначительными фрагментами.

Элемент предназначался как промежуточное звено меж устьем и портупейным кольцом.

Портупейное (крепежное) кольцо представляет собой единую цельную деталь, полученную способом волочения из томпаковой проволоки через фильеру (волочильный станок). Золотое покрытие детали, выполненное ртутным способом  практически не сохранилось. Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием с последующей сваркой твердоплавким (припои из мягкой группы металлов исключены, так как были бы визуально заметны) припоем (припойный шов не просматривается). Поскольку снятие остатков золотого покрытия и патины для установления металла припоя не представляется возможным, то можно условно считать этот материал медью или многокомпонентным сплавом на основе меди.

Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню  (от фр. Porte-épée – «перевозчик шпаги»), который в свою очередь предназначался для ношения сабли.

Наконечник ножен представляет собой двухсоставную  деталь состоящею из самого наконечника и защитного башмака (поскольку обе детали выполняют одни и те же функции то их рассмотрение ведется в общем контексте).

Наконечник ножен получен из листового томпакового металла путем его загиба (выколотки) на матрице, пропаянного вдоль места стыка (со стороны ее нижней части) твердоплавким латунным припоем. Дальнейшая доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка детали многолезвийным инструментом (надфилем) и грубыми абразивными материалами, а также полировка с помощью гладила. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 35-45%, выполнено ртутным способом.

Деталь имеет форму округлого  неправильного треугольника со скошенным ажурным выпилом в своей начальной части. Соответственно, внутреннее пространство детали имеет такие же характеристики что и наружные. Лицевая и тыльная сторона наконечника ножен имеет простую орнаментацию в виде скошенных  парных линий (на лицевой стороне их количество больше). С торцевых сторон детали имеются следы многочисленных вмятин оставленных в результате небрежного обращения или боевых ситуаций.

В конце наконечника ножен имеется защитный башмак состоящий из оковки. Деталь получена из листового томпакового металла путем выколотки на примитивной оправке. Золотое покрытие детали выполненное ртутным способом сохранилось незначительно.

Деталь имеет крючковидную форму с полым внутренним пространством и  с полостными вдавлениями по бокам, играющих роль защитных выступов. Крепеж защитного башмака на наконечник ножен осуществлен путем механического  соединения этих частей. После данной операции окончательный крепеж обеих деталей был, достигнут с помощью пайки оловянным припоем.

В комплексе с наконечником ножен защитный башмак предохранял нижнею часть ножен от повреждений, но по сути являлся передовым «форпостом».

II

Клинок

Изображение производственного клейма оружейной фирмы COOPER CRAVEN работавших в Англии в городе Бирмингеме  на улице Мур–стрит дом 96 с 1803 по 1817 гг. дают основания сделать предварительные выводы, что данный клинок сабли был сделан именно в этот промежуток времени. Но если обратить внимание на сочетание кривизны клинка с характерной манерой исполнения рисунков на его полотне, включающие в себе сюжеты на военно-морскую тематику, то можно получить более узкую дату его изготовление с 1800 по 1810 гг.

В конечном итоге при совмещении этих двух временных отрезков можно поставить окончательную дату  изготовления клинка с 1803 по 1810 гг.

Дополнение: с середины 17 века в Бирмингеме стали появляться промышленные комплексы по производству холодного оружия. В начале 19 века Бирмингем являлся одним из самых крупных производственных и торговых комплексов по изготовлению и закупочно — сбыточными операциями с клинковым оружием (после Лондона) на всей территории Британской империи.

Помимо изготовления длинноклинкового оружия на заказ или небольшими партиями Джон Купер и Томас Крейвен принимали оптовые заказы Британского арсенала (Board of Ordnance) на производство значительного количества длинноклинкового и короткоклинкового штыкового оружия.

Эфес

 Характерная манера исполнения даёт право утверждать, что эфес сабли был произведен на территории Англии в 1803-1827 гг. Но если принять во внимание отделку многогранной поверхности планки эфеса, эту дату можно сузить до 1803-1810 гг.

Маркировка I M  на правой внешней стороне защитного перекрестия не позволяет сделать вывод о его производителе.

Ножны

По общему виду ножен сабли (а также основываясь на особенностях  исполнения устья и наконечника ножен) можно предполагать, что они произведены на территории Англии с 1800 по 1810 гг. хотя нельзя исключать один из регионов юрисдикции Британской короны, как любой другой страны, попавшие под влияние британской культуры. Отсутствие, каких- либо производственных маркировок на ножнах не дает право сделать более точный вывод об их производителе.

Общий вывод по всем 3 деталям

При совмещении трех основных деталей сабли можно сделать вывод, что она была изготовлена в Англии с 1803 по 1810 гг.

III

Изображение якорей на перекрестие эфеса и сюжетами на военно-морскую тему  на полотне клинка свидетельствует о том, что данная сабля использовалась  в Британском  Королевском флоте. Похожие образцы сабель (в большей степени эспадроны) относятся к не модифицированному образцу 1805 г. и предназначалась для офицерского состава. Использование этой модели продолжалось до 1825 года, после чего она была несколько модифицирована и в таком виде просуществовала на вооружение  Королевского флота  еще два года, пока ее не сменил новый образец сабли 1827 года.

В нашем случае данная сабля также является офицерской, но привязать  к модели 1805 года можно лишь условно, так как она не имеет полностью характеристики официального образца (наличие изогнутого сабельного клинка вместо положенного прямого эспадронного). Первые похожие образцы таких сабель появились в пехоте и на флоте в 1800-х гг. и являлись неофициальными образцами офицерского оружия. В 1803 году пехотный образец закрепился официально, а морская сабля так и осталась полуофициальным образцом, пока на нее не была  потеряна мода около 1815 года.

IV

На основании имеющейся достоверной информации можно утверждать, что офицерские морские сабля Британского  Королевского флота периода 1800-1815 гг.  распространялась только на территории Британской империи. Экспорт в другие страны не прослеживается.

V

Исторический ракурс из истории Британского Королевского   флота.

Флаг Королевского флота периода «Наполеоновских войн».

 Первые прототипы британского флота появились еще во времена англо-саксонских королевств в 6-9 вв. Но официальной датой создания британского флота  считается время правления короля Уэссекса Альфреда Великого (881-899 гг.), создавшего более-менее боеспособный флот, который мог не только давать отпор набегам датских викингов, но также и топить их суда с численным для себя преимуществом.

В 12-15 вв. английский флот в основной своей массе состоял из зафрахтованных или конфискованных торговых судов, на которых в дальнейшем  строились надстройки для лучников и латников. Обычно корабли сходились в абордажной сшибке, и исход сражения обычно решало численное преимущество, а в некоторых случаях и высота надстройки судна. Пушки использовались редко.

В первой половине 16 века во время правления английского короля Генриха VIII (1509-1547 гг.) английский флот уже значительно расширился и стал называться королевским (Navy Royal). В начале своего правления Генриха VIII флот насчитывал всего 5  кораблей, но после издания Королевского указа о его увеличении (за счет денежных средств с  нововведенным сбором пошлин на импорт  и продаж монастырей) к 1514 году численность флота была доведена до 30 судов, включая и два знаменитых корабля (прежде всего своим водоизмещением и количеством пушек) «Божьей Милостью» и «Мэри Роуз».

К моменту  смерти Генриха VIII в 1547 году  его флот официально насчитывал уже 58 боевых кораблей, хотя большинство из них было по-прежнему  переделаны из торговых судов. При дочери Генриха VIII королеве Елизавете I (1558-1603 гг.) в 1588 году английский флот смог разгромить мощную испанскую эскадру под знаменитым названием «Непобедимая Армада» (на тот момент испанский флот считался лучшим в мире). После этого  Англия постепенно  отбирает у Испании право называться «Главной морской державой», а сама становится «Владычицей морей».

В 1660 году английский флот реформируется как род войск и официально именуется Королевским (Royal Navy). После объединения в 1707 году Англии и Шотландии в одно общее королевство, флот получает неофициальный префикс «Британский».

Битва при Трафальгаре (21 октября 1805 г.) с картины английского художника Кларксона Фредерика Стэнфильда (род. 1793-умер 1867 гг.) написана им в 1836 году.

Расцвет Королевского флота приходится на эпоху Наполеоновских войн (1796-1815 гг.) когда Британские военно-морские силы почти полностью контролировали основные морские магистрали, а в 1803 г. помешали планам первого консула Франции Наполеону Бонапарту (1799-1815 гг.) высадить морской десант в Англию. Кульминацией в этих войнах стала победа Королевского флота под командованием вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (род. 1758-умер 1805 гг.) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 г. над объединенным французско-испанским флотом, где британцы не потеряли ни одного корабля, а их противники 21 судно. Людские потери у британцев составили в 3 раза меньше убитых, чем у проигравших, но среди них оказался  лорд Нельсон.

В Крымскую войну (1853-1856 гг.) Королевский флот уже имеет в своем оснащении комбинированные парусно-паровые суда, которые впоследствии  стали покрывать слоем листового железа. Первый  такой корабль под названием «Воин» сошел со стапелей лондонской верфи 29 декабря 1860 г.  и был полностью бронированным  (броненосец). Второй  британский броненосец был спущен на воду 27 февраля 1861 г. и назывался «Чёрный Принц» (первый в мире броненосец построили французы, который был спущен всего за год до первого британского броненосца). Оба корабля имели по 40 орудий на своем борту, часть из которых была с новыми затворными механизмами. С 1 февраля  1901 года британцы приступают к строительству подводных лодок.

В Первую Мировую войну (1914-1918 гг.) Королевский флот несет тяжелые потери, но в большинстве морских сражений одерживает тактические и боевые победы над своими противниками. В 1914 г. основывается Королевская военно-морская авиация (Royal Naval Air Service).

В начале Второй Мировой войны (1939-1940 гг.) Королевский флот участвует в знаменитой эвакуации французских, британских, канадских и бельгийских союзных войск из осажденного немецкими войсками Дюнкерка с 26 мая и 4 июня 1940 года. Совместно с союзным флотом, торговыми и рыболовецкими судами, а также   прогулочными яхтами (всего около 920 судов) Королевский флот вывез из Франции в Великобританию 338.226 офицеров и солдат, не оставив на берегу ни единого человека (в отличие от аналогичной операции в советском Севастополе). Способность к объединению, самопожертвованию и гордость британцев, а также их умение принимать самостоятельные решение в трудную минуту премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1940-1945 гг. и 1951-1955 гг.)  назвал «Духом Дюнкерка». В 1941 году 27 мая Британский Королевский флот топит в Северной Атлантике знаменитый немецкий линкор «Бисмарк», известный своими большими размерами (третий по величине в классе линкоров после японского «Ямато» и американского «Айова»). Королевский флот вел бои на различных театрах военных действий разбросанных по всему миру, но наиболее запомнился своим участием в Североатлантических транспортных конвоях c военными и промышленными грузами направленных на помощь СССР и «подводной войне»  против немецких субмарин.

В настоящее время Королевский флот Великобритании входит в состав Военно-морской службы (Naval Service) Британских вооруженных сил (British Armed Forces)  и имеет в своем составе 87 боевых кораблей.

VI

Сабля представляет историческую и культурную ценность. Является объектом коллекционирования.

Атрибуция морской сабли выполнена на основании визуального обследования предмета.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет –морская офицерская сабля образца 1805 года (условно), производства 1803-1805 гг, Бирмингем, Англия, Британская империя, эпохи Наполеоновских войн — является культурной ценностью.

Аттестованный эксперт Министерством Культуры РФ Корниенко Александр Александрович. 12.04.2010 года.

Британская империя на протяжение 17-19 вв. , а также первой половины 20 века была «Владычицей морей».

Данная морская сабля на сегодняшний момент находится на постоянной основе в экспозиции в музее «Бородинская панорама» (в 2010 году магазин военного антиквариата Ватерлоо продал ее музею).

Цена: продано

Купить