Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Военный меч син-гунто, образца 1938 года (эпоха Сёва) офицера Императорской Армии Японии. Кузнец Гассан Садакацу. Время правления императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.). Период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Описание:

Военный меч син-гунто, образца 1938 года (эпоха Сёва) офицера Императорской Армии Японии. Кузнец Гассан Садакацу.

Время правления императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.).

Период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Оригинал. Подлинник.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Оригинал боевого и подлинного самурайского оружия. Военный подлинник того времени

Экспертное заключение.

Размеры японского меча:

Общая длина меча в ножнах 125 см.

Длина меча без ножен98 см.

Длина ножен — 75 см.

Длина рукояти — 26 см.

Клинок (материал – сталь):

длина клинка (нагаса) – 68,5 см;

изгиб клинка (сори) — 1,5 см;

 ширина клинка в основании (мото-хаба) – 3,2 см;

— ширина клинка в вершине (саки-хаба) – 2,2 см;

толщина клинка в основании (мото-касанэ) — 0,7 см;

толщина клинка в вершине (саки-касанэ) — 0,5 см.

длина хвостовика (накаго) – 20 см;

ширина хвостовика у основания — 2,7 см.

  1. Характеристики японского клинка:

 — форма клинка (цукури-коми)синоги-дзукури;

— острие клинка – тю-киссаки (3,5 см);

— изгиб клинка – коси-дзори (бидзэн-дзори);

— обух клинка – ёри-мунэ.

Клинок меча относится к категории му-мэй (не имеющий подписи).

По всей длине клинка наблюдается ярко выраженная текстура стали
типа аясуги-хада. Клинок имеет видимую зону закаленного края (якиба) и его линию (хамон), исполненную в стиле тю-сугу-ха.

Отдельные участки поверхности клинка содержат механические повреждения, а также следы абразивного воздействия. Поверхность хира-дзи вершины клинка демонстрирует шов, образовавшийся в результате ковочного процесса (китаэ-варэ). Режущая кромка клинка имеет незначительные повреждения, сконцентрированные в верхней части.

В основании клинок имеет плоскую, монолитную позолоченную металлическую (медь) запорную муфту (хабаки — 2,4 см), которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента при запирании меча в ножнах.

Данная деталь своей формой воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка.

 Хвостовик клинка меча (накаго)

Хвостовик формы убу с окончанием, выполненным в стиле кури-дзири (бидзэн-дзири).

Обух хвостовика плоский с боковыми спусками (мицу-мунэ).

Хвостовик имеет два отверстия, одно из которых (мэкуги-ана: Ø -0,6 см) расположено вблизи клинка и является функциональным. Оно служит для прохождения через него запорного клина (мэкуги). Второе, располагающееся ближе к окончанию, — образовано совмещением двух отверстий, для дополнительной фиксации клинка в рукояти.

На поверхность хвостовика с обеих сторон нанесена насечка (опиловка) напильником (ясури-мэ) в стиле кири.

На всей протяженности хвостовик подвержен коррозионному воздействию.

Оправа меча (косираэ).

 Детали оправы (тосогу).

Ножны (сая), металлические, окрашенные в темно-коричневый цвет, имеют основу из двух деревянных полос, склеенных между собой. В сечении ножны — овальной формы. Поверхность матовая.

Прибор ножен состоит из деталей, выполненных из металла (латунь, железо): окантовка устья ножен (кути-ганэ), имеющая отверстие для зажимной скобы и закрепленная с помощью двух крепежных болтов; обоймица (аси) с кольцом для подвеса; фигурное кольцо (сибабики), скрепляющее ножны в нижней части, и наконечник ножен (исидзукэ), исполненный в виде колодки с открытым в центре участком, демонстрирующим металлическую поверхность ножен. Крепление наконечника осуществляется при помощи одного болта.

Все детали прибора ножен выполнены методом литья и имеют декор, базирующийся на основе изобразительного орнаментального мотива, включающего в себя цветы и листья вишни (сакуры) на фоне фактурной поверхности, обработанной при помощи точечной гравировки. Фигурный профиль элементов оправы подчеркнут золочением, что придает деталям большую художественную выразительность.

По всей длине металлической поверхности ножен фрагментарно наблюдаются участки с утраченным вследствие механического воздействия красочным покрытием.

 Рукоять меча (цука) образована из двух склеенных между собой деревянных частей, имеющих одно сквозное отверстие для крепежного клина (мэкуги), обеспечивающего сквозную фиксацию клинка с рукоятью. В сечении рукоять — овальной формы.

Деревянная основа рукояти имеет покрытие кожей ската (самэ), поверх которого наложена обмотка коричневой льняной тесьмой (ито) в классическом для японских мечей стиле с перекручиванием витков. Тесьма имеет следы износа в виде характерной потертости.

Торцевая поверхность рукояти содержит оттиск по дереву в виде двух арабских цифр, заключающих в себе числовое значение «31» (тридцать один).

Металлические детали рукояти выполнены из металла (латунь), имеют декор аналогичный деталям оправы ножен, фигурный профиль которого также подчеркнут золочением.

Навершие рукояти (кабуто-ганэ) представляет собой фигурную колодку со сквозным отверстием, в которое вставлена латунная втулка. Та, в свою очередь, является каналом для прохождения съемного кольца (сарутэ), декорированного цветками и листьями вишни (сакуры). Посредством указанного элемента осуществляется крепление темляка, при наличии такового.

Навершие, по аналогии с другими деталями оправы, имеет фактурную поверхность, обработанную методом точечной гравировки. Декор представлен соответствующими изображениями цветов и листьев вишни (сакуры).

Боковые панели навершия за счет фигурной конструкции демонстрируют деревянную основу рукояти, имеющую покрытие кожей ската (самэ).

Навершие на своей поверхности содержит участок, подвергшийся механическому удалению элемента декора в виде цветка вишни (сакуры) и небольшое сквозное отверстие. Характерное место на детали оправы, а также специфический спил, указывают на присутствие ранее на данном участке металлической пластины с геральдическим символом.

 Использование геральдических знаков (мон) в отделке оправ мечей, одежды и других предметов быта имеет в Японии глубокую историю.

Появившись на одежде и оправе мечей как идентифицирующий фактор принадлежности воина к тому или иному роду и неся в себе практическое значение, герб впоследствии стал рассматриваться как художественно-эстетический компонент убранства отдельных предметов.

Осознавая тот факт, что изображение, помещенное на герб должно нести в себе скрытый смысл, представители аристократического сословия уделяли выбору сюжета особое внимание. Избранная символика (ка-мон) становилась отличительным знаком рода (клана), которая впоследствии ассоциировалась с представителями отдельных семейств.

Офицерам японской императорской армии и флота разрешалось наносить на табельное оружие отличительные знаки в виде фамильных гербов.

Представители офицерского корпуса, являющиеся потомками самурайских родов, зачастую пользовались этим правом и размещали на оправе мечей изображения семейных символов. Как правило, эти изображения помещались на небольших серебряных дисках, укрепленных на навершиях рукояти — кабуто-ганэ (в случае с мечами кю-гунто – на панелях спинок рукоятей).

Ввиду того, что обязательным условием при капитуляции японских военных представителям союзных войск, была определена сдача меча, многие офицеры императорской армии демонтировали подобные знаки, дабы исключить возможность идентификации принадлежности владельца меча к какой-либо семье.

Основание рукояти имеет овальную муфту (фути), в которую вмонтирована нажимная кнопка механизма зажимной скобы, посредством которой осуществляется дополнительная фиксация меча в ножнах. Кнопка имеет декор в виде цветка вишни, поверхность скобы содержит оттиск по металлу в виде двух арабских цифр, заключающих в себе числовое значение «31» (тридцать один). Аналогичный номер указан на поверхности муфты.

Как и у мечей императорского военно-морского флота (кай-гунто), уставная (предписанная уставом) оправа мечей императорской армии помимо традиционной запорной муфты предполагала в дополнение механизм зажимной скобы, препятствующий свободному выскальзыванию меча из ножен и монтируемый в его рукояти.

Под оплетенной рукоятью с обеих сторон размещены металлические (латунь) накладки (мэнуки), представляющие собой бляшки (изготовленные методом штампа) в виде трех частично перекрывающих друг друга цветков вишни, имеющей дополнительные пять лепестков (кадосакура).

Являясь по большей части декоративным элементом конструкции рукояти, данные детали несут в себе и практическое назначение. Ввиду того, что накладки разнесены с обеих сторон на разном расстоянии, своей выпуклой формой они способствуют более прочному хвату рукояти.

Все металлические детали оправы сохранили коричневое антикоррозионное покрытие.

Гарда (цуба) представляет собой деталь оправы (материал-латунь), выполненную методом литья в форме лепестков китайской мальвы аои (форма аои-гата).

В своей конструкции гарда имеет два отверстия, одно из которых является функциональным.

Центральное отверстие (накаго-ано) предназначено для прохождения хвостовика, а прямоугольное отверстие, расположенное рядом, выполняет роль канала для прохождения зажимной скобы.

Размеры гарды следующие: 7 см × 5,8 см × 0,7 мм.

Центральным элементом в декоре гарды является цветок вишни (сакуры), размещенный на плоскости в четырех местах с обеих сторон.

данный мотив является отличительным признаком в орнаменталистике японских военных мечей гунто.

С одной из сторон гарда на своей поверхности имеет оттиск в виде номера арабскими цифрами «31» (тридцать один), который является единым сборочным для всех элементов оправы рассматриваемого меча.

К гарде с обеих сторон прилегают две идентичные фигурные металлические (латунь) прокладки (дай-сэппа), форма которых воспроизводит область, прилегающую к центральному отверстию (накаго-ана). Данные элементы, по аналогии с другими деталями оправы, имеют номер «31» (тридцать один) и два функциональных отверстия.

К прокладкам по обеим сторонам примыкают по три металлические (латунь) овальные пластины (сэппа), имеющие рифленый край. Указанные детали конструкции имеют отверстие для хвостовика и зажимной скобы, а также оттиск номера «31» (тридцать один).

По итогам проведенной экспертной работы видится возможным сделать следующий вывод.

Предмет экспертного рассмотрения является оригинальным образцом японского военного меча (гунто, яп.  軍刀) и классифицируется как меч сингунто (с яп. “Новый военный меч“) офицеров японской императорской армии.

Данный тип меча, воспроизводящий своим внешним обликом традиционные японские мечи в оправе дзиндати-дзукури — тати, которые носились подвешенными у пояса лезвием вниз в феодальный период представителями военной аристократии (букэ) и придворных аристократических семей (кугэ), был введен в 1934 году и имел впоследствии ряд модификаций, в частности в 1938 году.

Представляется необходимым отметить тот факт, что в подавляющем большинстве клинки армейских мечей императорской Японии являют собой изделия промышленного производства и могут отличаться как качеством используемого сырья, так и уровнем исполнения отдельных элементов.

В рассматриваемом случае, представлен клинок традиционного образца, исполненный в стиле мастеров меча школы Бидзэн и имеющий великолепную структуру композитной стали, демонстрирующую узор криптомерии (аясуги-хада). По определенным стилистическим особенностям, а также технологическим характеристикам, данный клинок представляется целесообразным отнести к работам мастеров династии Гассан, а именно к изделиям оружейника Гассан Садакацу (Эйтаро).

Мастер Гассан Садакацу родился в 1869 году и стал  продолжателем Гассан Садакадзу, после смерти которого в 1918 году он возглавил школу Гассан  в г. Осака.

Первый подписанный клинок работы Садакацу датируется 1921 годом, вместе с тем, кузнецы зачастую не подписывали свои изделия ввиду разного рода причин.

Гассан Садакацу, равно как и Хори Тосихидэ, Такахаси Ёсимунэ, а также Касама Сигэцугу, является выдающимся кузнечным мастером первой половины XX в, который изготовлял клинки японских мечей в соответствии с  традиционными технологиями.

 24 декабря 1943 года Гассан Садакацу умер.

По времени производства клинок данного меча представляется возможным отнести к первой половине XX века. В соответствии с классификацией, принятой в японском оружейном деле, указанный клинок относится к группе гэндай-тотрадиционным клинкам, изготовленным после 1876 г.

Оправа представленного меча выполнена в военном стиле (устав 1938 г.) и демонстрирует достаточно высокий уровень исполнения, по времени производства относится к периоду 1938 – 1944 гг.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также в соответствии с ГОСТ Р51215-98 и результатами экспертизы, рассматриваемый меч син-гунто представляет собой культурную ценность.

Порча или уничтожение представленного на экспертное заключение предмета, подпадают под действие статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Японский — самурайский меч — син-гунто — 2 Мировой войны кузнеца Гассан Садакацу купить боевой военный и подлинный японский оригинал.

Цена: продано.

Купить