Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, в городе Нара (префектура Нара, остров Хонсю), выпуска конца XVI-начала XVIII вв. Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.). Период Адзути-Момояма (1573-1603 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.). Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.). Японское производственное изготовление цубы меча, выпуска периода Муромати (1336-1573 гг.). Японское производственное изготовление оправы меча (фути, касира, мэнуки), мастера-литейщика Саку, из города Нара (префектура Нара, остров Хонсю), выпуска конца XVI-начала XVIII вв. Период Адзути-Момояма (1573-1603 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.). Японское производственное изготовление оправы меча (хабаки, рукояти, ножен), выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.).

Описание:

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония.

Японское производственное изготовление клинка меча, в городе Нара (префектура Нара, остров Хонсю), выпуска конца XVI-начала XVIII вв.

Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.).

Период Адзути-Момояма (1573-1603 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.).

Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.).

Японское производственное изготовление цубы меча, выпуска периода Муромати (1336-1573 гг.).

Японское производственное изготовление оправы меча (фути, касира, мэнуки), мастера-литейщика Саку, из города Нара (префектура Нара, остров Хонсю), выпуска конца XVI-начала XVIII вв. Период Адзути-Момояма (1573-1603 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.).

Японское производственное изготовление оправы меча (хабаки, рукояти, ножен), выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.).

Оригинал, подлинник.

SONY DSC

Фотография общего плана японского меча вакидзаси.

Подставка под меч, чехол, коробка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, сплав цветных металлов (латунь, медь), дерево, лак, кожа ската, полировка, нить, шитье.

Состояние: хорошее коллекционное состояния, следы износа, оксидные процессы в виде выступающей ржавчины на хвостовике клинка.

Был произведен демонтаж предмета (извлечение клинка из оправы).

Размеры меча:

Общая длина меча в ножнах – 740 мм.

Длина, меча без ножен – 695 мм.

Длина ножен – 560 мм.

Длина рукояти – 170 мм.

SONY DSC

Фотография общего плана меча вакидзаси.

Характеристики клинка:

— форма клинка (цукури-коми) – сёбу-дзукури (ребро ёкотэ-гива отсутствует);

— изгиб клинка – коси-дзори;

— обух клинка – ёри-мунэ, типа мунэ-хикуси.

SONY DSC

Клинок не имеет визуально наблюдаемой: текстуры стали (хада), области закакаленного края (якиба) и его линии (хамон), что явилось следствием обработки металла абразивными материалами, применение которых в свою очередь имело целью нейтрализацию коррозионного слоя на поверхности клинка.

SONY DSC

Фотография боевого конца клинка вакидзаси.

Клинок содержит дефекты (кидзу), образовавшиеся в результате практического применения меча (сколы режущего края), а также ставшие последствиями кузнечной ковки (мунэ-варэ).

В основании клинок имеет плоскую, монолитную (хито-касанэ), металлическую (медь) запорную муфту (хабаки — 2,5 см), которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах.

SONY DSC

Фотография запорной муфты хабаки.

Форма данной детали, воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка. Поверхность указанного элемента со стороны обуха и режущего края, имеет декор в виде косых штрихов (нэко-гаки), выполненных гравировальным инструментом и имитирующих следы от когтей.

SONY DSC SONY DSC

Хвостовик клинка вакидзаси.

Хвостовик клинка (накаго):

Хвостовик формы убу с окончанием, выполненным в стиле кири. Обух хвостовика плоский (хира мунэ).

Хвостовик, на расстоянии 8 см от своего окончания, имеет одно функциональное отверстие (мэкуги-ана: Ø – 0,6 см), для крепления клинка с рукоятью при помощи конусообразного деревянного клина (мэкуги).

Хвостовик содержит на своей поверхности следы механического удаления коррозионного слоя.

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также для режущих действий.

Ножны.

Ножны (сая) – образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой, и в сечении имеют овальную форму. Поверхность черного цвета, покрыта лакокрасочным слоем, который местами утрачен. Оконечность ножен закруглена.

С внешней стороны (омотэ) ножен (стороны, обращенной от тела при ношении меча) на расстоянии в 5 см от устья, располагается выступ с прорезью (куриката), предназначенный для крепления к нему шнура (сагэо), фиксирующего положение меча у пояса.

С внутренней стороны (ура), ножны имеют вырез для миниатюрного ножа (ко-гатана), рукоять (ко-дзука) которого остается открытой взору и своей лицевой декорированной стороной закрывает данную область поверхности ножен. В рассматриваемом образце меча, указанный нож отсутствует.

По всей длине ножен фрагментарно наблюдаются участки с механическими повреждениями.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Рукоять.

Рукоять (цука) образована из двух склеенных между собой деревянных частей и имеет с обеих сторон покрытие кожей ската (самэ). Поверх данного покрытия в классическом для японских мечей стиле наложена обмотка льняной тесьмой (ито) синего цвета, имеющей следы износа в виде характерной потертости.

SONY DSC SONY DSC

Фотография рукояти вакидзаси.

Металлические детали рукояти выполнены из латуни с использование инкрустации медью.

Чашеобразное навершие рукояти (касира) имеет с обеих сторон отверстия, через которые проходят финальные витки тесьмы, завершающиеся узлом.

В основании рукояти размещена овальная муфта (ширина — 1,1 см), которая имеет припаянную медную пластину (тэндзёганэ) с отверстием для хвостовика.

Данная пластина содержит выполненную по металлу иероглифическую надпись (на японском языке), представленную тремя символами, исполненными в каллиграфической манере.

(японский язык)

(русская транслитерация) Нара саку

(английская транслитерация) Nara saku

Нара (японский язык; 奈良) –   город в Японии, являвшийся долгое время столицей, от наименования которой пошло название периода в истории Японии (японский язык; 奈良時代 «Нара дзидай» – Период Нара 710 – 794 гг.).

Саку (японский язык; 作) – изготовил, сделал.

Таким образом, данную надпись представляется возможным перевести как: изготовлено в Нара.

В декоре муфты (фути) и навершия (касира) рукояти, за основу взят буддийский сюжет, основным элементом которого является изображение медитирующего буддийского проповедника Бодхидхармы, размещенное на торце навершия.

SONY DSC SONY DSC

Изображение деталей фути.

SONY DSC

Изображение буддийского проповедника Бодхидхармы на торцевой части касиры.

Бодхидхарма (китайский язык   Дамо, японский язык Дарума; V век н.э.) – представитель княжеского рода.

Канчипутра (Индия). Прибыв в 520 год н.э. в Китай, он стал проповедовать учение чань-буддизма

(японский язык Дзен-буддизм), основавшись в монастыре Шаолинь-сы (с китайского Храм маленького леса).

В 528 году патриарх Бодхидхарма умер. Изображение проповедника Бодхидхармы широко использовалось в японском искусстве, поскольку его учение нашло на японских островах благодатную почву. Зачастую изображениям проповедника придавали мистическую силу, при помощи которой исполнялись желания.

Под оплетенной рукоятью с обеих сторон размещены латунные накладки (мэнуки), представляющие собой изображения лангуста (десятиногого длиннохвостого рака) – символа почтенной старости.

SONY DSC SONY DSC

Фотография накладок мэнуки.

Помимо того, что данные детали представляют собой художественный элемент в оформлении рукояти меча, они также несут в себе практическое назначение.

Ввиду того, что накладки разнесены с обеих сторон на разном расстоянии, своей выпуклой формой они способствуют более прочному хвату рукояти.

В рукояти находится отверстие (мэкуги-ана) для крепежного клина (мэкуги), обеспечивающего сквозную фиксацию рукояти с клинком.

Гарда (цуба) овальной формы (мару-гата), выполненная из железа.

SONY DSC SONY DSC

Фотография цубы (общий и детальный план).

Размеры гарды, следующие: 7,3 см × 7 см × 0,3 см.

В своей конструкции гарда имеет три отверстия: накаго-ано, предназначенное для прохождения хвостовика и два отверстия хицу-ана, предусмотренные для вспомогательных предметов оправы меча (отсутствующих в рассматриваемом образце). Край гарды (мими) имеет спуск по всей окружности.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Поверхность детали имеет художественный сюжет в китайском стиле, воссозданный при помощи техник гравировки (бори) и инкрустации цветных металлов (дзоган). Автор представил изображение безмятежно сидящего под сенью сосны у водной глади, китайского мыслителя (Конфуция?).

С обеих сторон к гарде прилегает по одной медной прокладке (сэппа) с рифленым краем.

Выводы экспертизы:

По итогам проведенной экспертной работы видится возможным сделать следующий вывод:

Представленный на экспертное заключение предмет является традиционным японским мечом (нихон-то) с длиной клинка от одного до двух сяку (1 сяку – 30,3 см) и может быть классифицирован как вакидзаси (японский язык; 脇差), носимый у пояса лезвием вверх в оправе букэ-дзукури и составлявший вместе с длинным мечом катана — пару Дайсё (японский язык; 大小).

Короткий меч вакидзаси или же сёто (японский 小刀), являлся непременным атрибутом (спутником) представитлей правящего класса самураев в средневековой Японии вплоть до издания императорского указа о запрете на ношение мечей (Хайторэй), обнародованного 28 марта 1876 года.

В соответствии с классификацией, принятой в японском оружейном деле, клинок рассматриваемого меча по времени изготовления представляется целесообразным отнести к периоду Новых мечей Синто (1596 – 1781 гг.).

Оправа представленного образца демонстрирует стилистику, свойственную второй половине периода Эдо (правление семьи Токугава: 1603 – 1867 гг.). Одновременно, гарда (цуба) данного меча соответствует образцам периода Муромати (1336 – 1573 гг.).

Историческая справка:

Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.

С течением времени меч эволюционировал, став не только средством ведения боя, но и объектом поклонения и почитания.

«Честь носить его; права, которыми он наделялся; связанные с ним суеверия; семейные традиции; глубокие знания, требовавшиеся для того, чтобы оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания», Ф. Бринкли (1841-1912 гг.).

В отдельные исторические периоды с изменением тактики ведения боя, японский меч менялся в пропорциях.

В конце периода Муромати (1392 – 1572 гг.), а также в последующий за ним период Момояма (1573 – 1599 гг.) нередко мечи подвергались укорачиванию (преимущественно со стороны хвостовика), что меняло их первоначальную длину и позволяло адаптировать для пешего боя.

Одним из отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси), в феодальной Японии периода с конца XVI– до второй половины XIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана (дайто) и более короткого меча вакидзаси (сёто), носимых лезвием вверх. Данная традиция берет свое начало в XVI веке и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).

Иллюстрация из книги Инадзе Кайро о жизни двух самураев Санмото Горозаэмон и Масааки Ино, которые решили сразиться между собой. У героев можно заметить прикрепленные к поясу мечи-вакидзаси. Книга была издана в 1783 году.

Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

Меч вакидзаси оставался у пояса самурая даже тогда, когда он, следуя нормам этикета, расставался на время с боевым мечем катана. Вместе с тем, короткий меч был не менее действенным орудием в руках профессионального воина и даже приобретал серьезные преимущества перед длинным мечем в стесненных условиях ограниченного пространства помещений.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX века и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 году самурайское сословие постепенно стола терять свое исключительное положение в обществе.

В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое.

Вместе с тем, японский меч не ушел в историю, оставшись лишь символом феодальной Японии. Часть кузнечных мастеров не оставили оружейное ремесло и продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.

В первой половине ХХ века были предприняты усилия по стимулированию производства японских мечей как военного образца для нужд армии и военно-морского флота, так и традиционного типа.

В послевоенный период изготовление японских мечей некоторое время находилось под запретом оккупационных властей, после снятия которого, японские оружейники продолжили свою практику.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами —тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Представленный меч вакидзаси заключает в себе в первую очередь художественное начало и является оригинальным образцом японского оружейного искусства.

Традиционный старинный меч «вакидзаси» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования японского антикварного холодного оружия.

Атрибуция традиционного японского меча самурая «вакидзаси», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, в городе Нара (префектура Нара, остров Хонсю), выпуска конца XVI-начала XVIII вв., периода «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), периода Адзути-Момояма (1573-1603 гг.), периода Эдо (1603-1868 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), японского производственного изготовления цубы меча, выпуска периода Муромати (1336-1573 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (фути, касира, мэнуки), мастера-литейщика Саку, из города Нара (префектура Нара, остров Хонсю), выпуска конца XVI-начала XVIII вв., периода Адзути-Момояма (1573-1603 гг.), периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (хабаки, рукояти, ножен), выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.) — признается культурной ценностью.

Цена: продано.

Купить