Японский меч вакидзаси. Клинок производства Новых мечей Синто (1596 – 1781 гг.). Оправа второй половины периода Эдо (правление семьи Токугава: 1603 – 1867 гг.). Цуба периода Муромати (1333 – 1573 гг.).
Описание:
Японский меч вакидзаси. Клинок производства Новых мечей Синто (1596 – 1781 гг.). Оправа второй половины периода Эдо (правление семьи Токугава: 1603 – 1867 гг.). Цуба периода Муромати (1333 – 1573 гг.).
Оригинал японского холодного оружия, подлинник.

Фотография общего плана японского меча вакидзаси.
Экспертиза.
Параметры меча:
Общая длина меча в ножнах – 740 мм.
Длина, меча без ножен – 695 мм.
Длина ножен – 560 мм.
Длина рукояти – 170 мм.

Фотография общего плана меча вакидзаси.
Характеристики клинка:
— форма клинка (цукури-коми) – сёбу-дзукури (ребро ёкотэ-гива отсутствует);
— изгиб клинка – коси-дзори;
— обух клинка – ёри-мунэ, типа мунэ-хикуси.

Клинок не имеет визуально наблюдаемой: текстуры стали (хада), области закакаленного края (якиба) и его линии (хамон), что явилось следствием обработки металла абразивными материалами, применение которых в свою очередь имело целью нейтрализацию коррозионного слоя на поверхности клинка.

Фотография боевого конца клинка вакидзаси.
Клинок содержит дефекты (кидзу), образовавшиеся в результате практического применения меча (сколы режущего края), а также ставшие последствиями кузнечной ковки (мунэ-варэ).
В основании клинок имеет плоскую, монолитную (хито-касанэ), металлическую (медь) запорную муфту (хабаки — 2,5 см), которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах.

Фотография запорной муфты хабаки.
Форма данной детали, воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка. Поверхность указанного элемента со стороны обуха и режущего края, имеет декор в виде косых штрихов (нэко-гаки), выполненных гравировальным инструментом и имитирующих следы от когтей.


Хвостовик клинка вакидзаси.
Хвостовик клинка (накаго):
Хвостовик формы убу с окончанием, выполненным в стиле кири. Обух хвостовика плоский (хира мунэ).
Хвостовик, на расстоянии 8 см от своего окончания, имеет одно функциональное отверстие (мэкуги-ана: Ø – 0,6 см), для крепления клинка с рукоятью при помощи конусообразного деревянного клина (мэкуги).
Хвостовик содержит на своей поверхности следы механического удаления коррозионного слоя.
Ножны (сая) – образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой, и в сечении имеют овальную форму. Поверхность черного цвета, покрыта лакокрасочным слоем, который местами утрачен. Оконечность ножен закруглена.
С внешней стороны (омотэ) ножен (стороны, обращенной от тела при ношении меча) на расстоянии в 5 см от устья, располагается выступ с прорезью (куриката), предназначенный для крепления к нему шнура (сагэо), фиксирующего положение меча у пояса.
С внутренней стороны (ура), ножны имеют вырез для миниатюрного ножа (ко-гатана), рукоять (ко-дзука) которого остается открытой взору и своей лицевой декорированной стороной закрывает данную область поверхности ножен. В рассматриваемом образце меча, указанный нож отсутствует.
По всей длине ножен фрагментарно наблюдаются участки с механическими повреждениями.
Рукоять (цука) образована из двух склеенных между собой деревянных частей и имеет с обеих сторон покрытие кожей ската (самэ). Поверх данного покрытия в классическом для японских мечей стиле наложена обмотка льняной тесьмой (ито) синего цвета, имеющей следы износа в виде характерной потертости.


Фотография рукояти вакидзаси.
Металлические детали рукояти выполнены из латуни с использование инкрустации медью.
Чашеобразное навершие рукояти (касира) имеет с обеих сторон отверстия, через которые проходят финальные витки тесьмы, завершающиеся узлом.
В основании рукояти размещена овальная муфта (ширина — 1,1 см), которая имеет припаянную медную пластину (тэндзёганэ) с отверстием для хвостовика.
Данная пластина содержит выполненную по металлу иероглифическую надпись (на японском языке), представленную тремя символами, исполненными в каллиграфической манере.
(японский) 奈
良
作
(русская транслитерация) Нара саку
(английская транслитерация) Nara saku
Нара (японский 奈良) – город в Японии, являвшийся долгое время столицей,
от наименования которой пошло название периода в истории Японии
(японский 奈良時代 «Нара дзидай» – Период Нара 710 – 794 гг.).
Саку (яп.作) – изготовил, сделал.
Таким образом, данную надпись представляется возможным перевести как:
Изготовлено в Нара.
В декоре муфты (фути) и навершия (касира) рукояти, за основу взят буддийский сюжет, основным элементом которого является изображение медитирующего буддийского проповедника Бодхидхармы, размещенное на торце навершия.


Изображение деталей фути.

Изображение буддийского проповедника Бодхидхармы на торцевой части касиры.
Бодхидхарма (китайский язык Дамо, японский язык Дарума; V век н.э.) – представитель княжеского рода.
Канчипутра (Индия). Прибыв в 520 г. н.э. в Китай, он стал проповедовать учение чань-буддизма
(японский язык Дзен-буддизм), основавшись в монастыре Шаолинь-сы (с китайского Храм маленького леса).
В 528 году патриарх Бодхидхарма умер. Изображение проповедника Бодхидхармы широко использовалось в японском искусстве, поскольку его учение нашло на японских островах благодатную почву. Зачастую изображениям проповедника придавали мистическую силу, при помощи которой исполнялись желания.
Под оплетенной рукоятью с обеих сторон размещены латунные накладки (мэнуки), представляющие собой изображения лангуста (десятиногого длиннохвостого рака) – символа почтенной старости.


Фотография накладок мэнуки.
Помимо того, что данные детали представляют собой художественный элемент в оформлении рукояти меча, они также несут в себе практическое назначение.
Ввиду того, что накладки разнесены с обеих сторон на разном расстоянии, своей выпуклой формой они способствуют более прочному хвату рукояти.
В рукояти находится отверстие (мэкуги-ана) для крепежного клина (мэкуги), обеспечивающего сквозную фиксацию рукояти с клинком.
Гарда (цуба) овальной формы (мару-гата), выполненная из железа.


Фотография цубы (общий и детальный план).
Размеры гарды, следующие: 7,3 см × 7 см × 0,3 см.
В своей конструкции гарда имеет три отверстия: накаго-ано, предназначенное для прохождения хвостовика и два отверстия хицу-ана, предусмотренные для вспомогательных предметов оправы меча (отсутствующих в рассматриваемом образце). Край гарды (мими) имеет спуск по всей окружности.



Поверхность детали имеет художественный сюжет в китайском стиле, воссозданный при помощи техник гравировки (бори) и инкрустации цветных металлов (дзоган). Автор представил изображение безмятежно сидящего под сенью сосны у водной глади, китайского мыслителя (Конфуция?).
С обеих сторон к гарде прилегает по одной медной прокладке (сэппа) с рифленым краем.
Вывод:
По итогам проведенной экспертной работы видится возможным сделать следующий вывод:
Представленный на экспертное заключение предмет является традиционным японским мечом (нихон-то) с длиной клинка от одного до двух сяку (1 сяку – 30,3 см) и может быть классифицирован как вакидзаси (яп. 脇差), носимый у пояса лезвием вверх в оправе букэ-дзукури и составлявший вместе с длинным мечом катана — пару Дайсё (яп. 大小).
Короткий меч вакидзаси или же сёто (японский 小刀), являлся непременным атрибутом (спутником) представитлей правящего класса самураев в средневековой Японии вплоть до издания императорского указа о запрете на ношение мечей (Хайторэй), обнародованного 28 марта 1876 года.
В соответствии с классификацией, принятой в японском оружейном деле, клинок рассматриваемого меча по времени изготовления представляется целесообразным отнести к периоду Новых мечей Синто (1596 – 1781 гг.).
Оправа представленного образца демонстрирует стилистику, свойственную второй половине периода Эдо (правление семьи Токугава: 1603 – 1867 гг.). Одновременно, гарда (цуба) данного меча соответствует образцам периода Муромати (1333 – 1573 гг.).
Представленный меч вакидзаси заключает в себе в первую очередь художественное начало и является оригинальным образцом японского оружейного искусства.
Вакидзаси — клинок 1596 – 1781, цуба 1333 – 1573 гг.
Цена: продано.
Купить