Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Японский военный меч (гунто) типа кай-гунто. Данный тип меча использовался представителями офицерского корпуса японского императорского военно-морского флота. Клинок работы представителя выдающейся кузнечной династии Тадаёси из провинции Хидзэн, о чем свидетельствует оригинальная подпись хвостовика (накаго мэй). Время правления императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.). Период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Описание:

Японский военный меч (гунто) типа кай-гунто. Данный тип меча использовался представителями офицерского корпуса японского императорского военно-морского флота.

Клинок работы представителя выдающейся кузнечной династии Тадаёси из провинции Хидзэн, о чем свидетельствует оригинальная подпись хвостовика (накаго мэй).

Время правления императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.).

Период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

2015-11-28_64904_1

Оригинал, подлинник.

2015-11-28_64904_2

Датировка: XIX век (эпоха Эдо, период правления сёгунов клана Токугава).
Оправа уставного военного образца, за исключением отдельных элементов традиционного типа (гарда-цуба авторской работы, накладки-мэнуки).
Представленный меч является культурной ценностью.

2015-11-28_64904_3

Экспертное заключение

На экспертизу представлен меч Кай-гунто «Образец морского офицерского меча, тип 97 (1937 г. японского императорского военно-морского флота.

Параметры меча

Общая длина меча в ножнах  – 100 см.

Длина меча без ножен94,5 см.

 Клинок:

— длина клинка (нагаса) – 66 см (материал – сталь);

— изгиб клинка (сори) – 1,5 см;

— ширина клинка (мотто-хаба) в основании с учетом выступа обуха
(мунэ) – 3,4   см (без учета выступа обуха – 3,2 см);

— ширина клинка (саки-хаба) в вершине с учетом выступа обуха – 2,1 см
(без учета выступа обуха – 2 см);

— длина хвостовика (накаго) – 18 см;

— ширина хвостовика у основания – 3 см;

— толщина клинка у обуха (мотто-касанэ) – 0,8 см;

— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 0,5 см.

Ножны:

— длина ножен – 74,5 см.

 Характеристики клинка:

 — форма клинка (сугата)синоги-дзукури;

— обух клинка имеет одно ребро – ёри, типа мунэ-хикуси.

По всей поверхности клинок подвержен коррозионному воздействию. На отдельных участках сосредоточена локальная (местная) коррозия.

Наблюдаются следы обработки абразивными материалами, вследствие чего визуально структура стали трудноразличима (полировка клинка позволит выявить характерный узор).

На клинке наблюдается четко выраженная область закаленного края (якиба) и его линия (хамон), типа сугу-ха.

Закаленный край клинка имеет (кидзу) дефект в виде зазубрин (кири-коми) и сколов.

В основании клинок имеет плоскую, монолитную (хито-касанэ), металлическую (латунь) запорную муфту (хабаки), которая проходит через хвостовик и выполняет роль фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах.

Форма данной детали повторяет геометрическую конфигурацию клинка. На своей поверхности, запорная муфта имеет риски и неровности.

Хвостовик клинка (накаго): формы убу    с оконечностью (дзири), выполненной в стиле – ха-агари кури-дзири.

Хвостовик имеет одно функциональное отверстие
(ана:   8 мм) для крепления клинка с рукоятью посредством конусообразного деревянного клина (мэкуги).

На поверхность хвостовика нанесена односторонняя насечка (опиловка) напильником (ясури-мэ) в стиле
о-судзикай.

Обух хвостовика плоский (хира).

Поверхность хвостовика подвержена коррозионному воздействию.

 Надпись (мэй) на хвостовике клинка (накаго):

 Хвостовик исследуемого клинка имеет иероглифическую (на японском языке) надпись (мэй), выполненную по металлу и размещенную ниже отверстия (мэкуги-ана) в соответствии с традицией для мечей в оправе букэ-дзукури с внешней стороны (стороны (омотэ) хвостовика, обращенной от тела при ношении меча).

Надпись представлена в виде пяти иероглифических символов:

(яп.)  肥前国忠吉

(транслитерация) «Хидзен-но куни Тадаёси»

В переводе с японского языка данная надпись читается как:

«Тадаёси из провинции Хидзен»

 Хидзен-но  куни  –  (Хидзен) в старом административно-территориальном делении Японии область (провинция) на севере острова Кюсю, одна часть которой в настоящее время расположена на территории префектуры Сага, а другая – на территории префектуры Нагасаки.

Тадаёси – династия кузнецов, основателем которой стал Хасимото Синдзаэмон Тадаёси (1572 – 1632 гг.) из провинции Хидзэн. За весь период с конца XVI века по XIX век было девять мастеров, носивших имя Тадаёси. Работы кузнецов Тадаёси начиная с периода Кэйто (1596 – 1660 гг.) зарекомендовали себя как превосходные изделия из провинции Хидзен, прославившие кузнечную школу Тадаёси.

Первоначально мастера Тадаёси чеканили полное имя 肥前国住人忠吉
«Хидзэн-но куни дзюнин Тадаёси» — «Тадаёси – житель провинции Хидзэн», но впоследствии сократили данное написание, ограничив его текстом «Хидзэн-но куни Тадаёси». Впоследствии данную подпись прозвали «Годзи-Тадаёси» (пятёрка Тадаёси).

Оправа меча (косираэ). Детали оправы (тосогу)

Ножны (сая) образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой, и в сечении имеют овальную форму. Поверх деревянной основы ножен, наложено покрытие шагренью, которое отполировано и окрашено в черный цвет.

На всей протяженности ножен наблюдаются участки с повреждениями в виде потертостей и вмятин, явившихся следствием практического применения данного образца, а также продольная деформация деревянной основы.

Прибор ножен состоит из деталей, выполненных из цветного металла (латунь): устья ножен (кути-ганэ), двух обоймиц (аси) с кольцами для подвеса, фигурного кольца (сибабики), скрепляющего ножны в нижней части и наконечника ножен (исидзукэ), исполненного в виде фигурной колодки с открытым в центре участком, демонстрирующим покрытие ножен.

Металлическое устье ножен крепится к деревянной основе посредством двух болтов, шляпки которых имеют повреждения (последствие возможного демонтажа?). Аналогичным образом осуществлено крепление наконечника ножен, но при помощи одного крепежного болта.

На участке, находящемся между двумя обоймицами, наблюдается поперечный шов покрытия ножен.

Рельефный декор металлических деталей ножен исполнен в технике литья и базируется на изобразительном орнаменте, включающем в себя изображения цветов и листьев вишни (сакуры) на фоне фактурной поверхности, обработанной точечной гравировкой и идентичен декору металлических деталей рукояти меча.

Обоймицы имеют отличительный для данного типа мечей декоративно-эстетический элемент в виде открытого участка в форме сердца
(иномэ – «глаз кабана»).

Все вышеперечисленные металлические детали местами сохранили золочение.

 Рукоять (цука) состоит из двух склеенных между собой деревянных частей, имеющих сквозное отверстие для крепежного клина (мэкуги) посредством которого осуществляется фиксация рукояти с клинком. В сечении рукоять имеет овальную форму.

Рукоять покрыта кожей ската (самэ), которая в свою очередь отполирована и окрашена в черный цвет. Поверх данного покрытия плоско наложена льняная тесьма коричневого цвета в стиле хира-маки или же тати-маки. Данный стиль намотки рукояти, является характерной особенностью многих мечей в оправе дзиндати-дзукури – тати.

Тесьма имеет характерную потертость и следы износа.

Деревянная основа рукояти деформирована, наблюдаются трещины и расколы, сосредоточенные преимущественно на участке крепления механизма зажимной скобы.

В основании, рукоять на своем торце имеет оттиск по дереву в виде арабской цифры 3 (три) и иероглифическую надпись, сделанную карандашом. Деревянная поверхность, содержащая указанную надпись, имеет потертость. В этой связи идентифицировать представляется возможным лишь три иероглифических символа:

(яп.) 古目貫

(транслитерация) «Фуру мэнуки», что в переводе с японского языка читается как : «Древняя мэнуки»

Данная надпись, по всей видимости, была сделана человеком, осуществлявшим намотку рукояти и, возможно, полную сборку меча и посчитавшим необходимым отразить тот факт, что в оправе меча использованы традиционные декоративные накладки на рукояти (мэнуки).

Под оплетенной рукоятью с обеих сторон вместо стандартных декоративных накладок, выполненных методом штампа в виде трех частично перекрывающих друг друга медальонов с цветками вишни (сакуры), располагаются накладки, произвольного образца и характерные для традиционных японских мечей в оправе букэ-дзукури.

Металлические детали рукояти выполнены из цветного сплава (латунь) и имеют золочение, местами утраченное.

Навершие рукояти (кабуто-ганэ) представляет собой литую фигурную колодку, демонстрирующую в центре покрытие кожей ската и имеющее
сквозное отверстие, в которое вставлена полая втулка. Та, в свою очередь служит каналом для прохождения металлической петли (сарутэ), декорированной листьями и цветами вишни.

В основании рукояти располагается овальная металлическая муфта (фути) с площадкой, имеющей отверстие для прохождения хвостовика. Муфта в своей конструкции имеет нажимную кнопку, декорированную в виде цветка вишни. Данная кнопка обеспечивает фиксацию зажимной скобы, посредством которой осуществляется дополнительное крепление меча в ножнах.

Как и у мечей армии, уставная (предписанная уставом) оправа мечей императорского военно-морского флота, предполагала помимо традиционной запорной муфты – механизм зажимной скобы, препятствующий свободному выскальзыванию меча из ножен и монтируемый в его рукояти.

Гарда (далее – цуба) представляет собой элемент оправы, исполненный в традиционном стиле, характерном для мечей в оправе букэ-дзукури.

Цуба в своей конструкции имеет три отверстия: накаго-ана для прохождения хвостовика, кодзука-ана, являющееся нефункциональным в данной оправе и отверстие, добавленное в более поздний период при монтировке данной цуба на исследуемый меч – кай-гунто в целях прохождения через него зажимной скобы.

Цуба представлена в форме четырех лепестков цветка дыни (мокко) и изготовлена из цветного сплава с применением техники така-бори (высокой резьбы). Плоскость (хира) обработана в технике исимэ.

Размеры цуба следующие: 8,6 см  ×  9 см  ×  4 см.

С обеих сторон поверхность цуба содержит мифический сюжет, персонажами которого на лицевой стороне (стороне, обращенной к рукояти) является китайский воитель – Чжункуй, вооруженный прямым мечом кен, а на оборотной стороне (стороне, обращенной к клинку) злобные существа потустороннего мира – демоны они, орудующие железными палицами канабо.

 На лицевой стороне цуба, на участке сэппа-дай размещена надпись, состоящая из четырех иероглифических знаков и стилизованной печати мастера – као:

 (яп.) 石黒政明

(транслитерация) «Исигуро Масааки»

Исигуро Масааки – представитель семьи цубако (мастеров, изготавливающих цуба) Исигуро, работавших во второй половине периода Эдо и славившихся своими работами по драгоценным металлам.

Масааки (настоящее имя – Садаёси) родился в 1813 году и был младшим братом основателя династии Исигуро Масацунэ (1760 – 1828 гг.), под руководством которого и осваивал мастерство.

Исигуро Масааки открыл свое дело в районе Канда Мацусита-тё и приобрел широкую известность благодаря великолепным работам, базирующимся на изображениях цветов и птиц. Отличительной чертой его работ являлось отсутствие фоновых пейзажей и концентрация внимания на изображениях первого плана.

Многие музеи Японии содержат в своих коллекциях работы Исигуро Масааки, в том числе – Национальный музей Токио.

Печать (клеймо) мастера – као имеет в своей основе стилизованный иероглиф  – «Дай», в переводе означающий – «большой» и рисунок, напоминающий форму меча.

К поверхности цуба с обеих сторон прилегает по одной овальной металлической (латунь) прокладке (сэппа), имеющей по два отверстия, одно из которых предназначено для прохождения хвостовика, другое для зажимной скобы. Данное отверстие в обеих прокладках не одинаково по размеру.

Обе прокладки имеют ажурные торцы и оттиск в виде арабской цифры 3 (три), являющейся сборочным номером. Данный номер идентичен тому, что проставлен на деревянной основе рукояти.

Вывод

 По итогам проведенного исследования эксперт счел возможным прийти к следующему выводу.

Предмет экспертного исследования является оригинальным образцом японского военного меча (гунто) и может быть классифицирован как
«Кай-гунто» (морской военный меч) или же в соответствии с уставом «Образец морского офицерского меча, тип 97 (1937 г.)».

Форма и конструкция кай-гунто базировалась на традиционных японских мечах в оправе дзиндати-дзукури – тати, носимых в период средневековья представителями военной аристократии (букэ) и придворных аристократических семей (кугэ) подвешенными у пояса лезвием вниз.

С конца 1937 начала 1938 годов мечи кай-гунто, выполняли роль табельного оружия офицеров японского императорского военно-морского флота, олицетворяя своим внешним обликом самурайские традиции и «дух воинского сословия».

Автором исследуемого клинка является один из представителей кузнечной династии Тадаёси, на что указывает оригинальная подпись хвостовика и ряд отличительных признаков, свойственных работам мастеров провинции Хидзэн. Таким образом, клинок данного меча в соответствии с классификацией принятой в японском оружейном деле относится к группе Син-синто – «Новейших мечей» (1781 – 1876 гг.), а именно к середине XIX века, периоду Эдо, времени правления сёгунов рода Токугава.

Оправа данного кай-гунто, соответствуя параметрам уставной модели меча, между тем включает в себя детали традиционного образца, в частности гарду — цуба и декоративные накладки под тесьмой рукояти – мэнуки. По времени изготовления, оправа меча (без учета цуба и мэнуки) может быть отнесена к периоду с конца 1937 года по 1945 год (эра Сёва правления императора — микадо Хирохито).

С обеих сторон поверхность цуба содержит мифический сюжет, персонажами которого на лицевой стороне (стороне, обращенной к рукояти) является китайский воитель – Чжункуй, вооруженный прямым мечом кен, а на оборотной стороне (стороне, обращенной к клинку) злобные существа потустороннего мира – демоны они, орудующие железными палицами канабо.

 На лицевой стороне цуба, на участке сэппа-дай размещена надпись, состоящая из четырех иероглифических знаков и стилизованной печати мастера – као:

 (яп.) 石黒政明

(транслитерация) “Исигуро Масааки»

Исигуро Масааки – представитель семьи цубако (мастеров, изготавливающих цуба) Исигуро, работавших во второй половине периода Эдо и славившихся своими работами по драгоценным металлам.

Масааки (настоящее имя – Садаёси) родился в 1813 году и был младшим братом основателя династии Исигуро Масацунэ (1760 – 1828 гг.), под руководством которого и осваивал мастерство.

Исигуро Масааки открыл свое дело в районе Канда Мацусита-тё и приобрел широкую известность благодаря великолепным работам, базирующимся на изображениях цветов и птиц. Отличительной чертой его работ являлось отсутствие фоновых пейзажей и концентрация внимания на изображениях первого плана.

Многие музеи Японии содержат в своих коллекциях работы Исигуро Масааки, в том числе – Национальный музей Токио.

Рассматриваемый кай-гунто представляет собой несомненный интерес как образец мечей японского императорского военно-морского флота, совмещающий в своей конструкции клинок ручной работы XIX века, детали оправ традиционного японского меча и регламентируемую военно-морским ведомством оправу промышленного производства, базирующуюся в свою очередь на традиционном типе оправ.

Заключение подготовлено аттестованным экспертом и имеет государственную регистрацию в Управлении по сохранению культурных ценностей Федеральной службы Росохранкультуры, подведомственной Министерству культуры Российской Федерации.

Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.

Купить меч кай-гунто в подарок мужчине это значит дать  ему себя почувствовать самураем.

Самурайский меч — кай-гунто — кузнец Тадаеси — купить настоящий боевой японский в Москве, цена 300.000 рублей.

Цена: продано.

Купить