Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Меч син-гунто в полевых ножнах. Япония. Время правления императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.). Период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Описание:

Меч син-гунто в полевых ножнах. Япония.

Время правления императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.).

Период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Оригинал. Подлинник.

2015-11-29_56705_1 2015-11-29_56705_3 2015-11-29_56705_2

Экспертное заключение.

Параметры меча

Общая длина меча в ножнах  – 99 см.

Длина меча без ножен94 см.

Длина ножен – 72 см.

Клинок (материал – сталь):

— длина клинка (нагаса) – 64 см;

— изгиб клинка (сори) – 1,2 см;

— ширина клинка (мотто-хаба) в основании с учетом выступа обуха
(мунэ) – 3 см (без учета выступа обуха – 2,8 см);

— ширина клинка (саки-хаба) в вершине с учетом выступа обуха – 2,2 см
(без учета выступа обуха – 2,1 см);

— длина хвостовика (накаго) – 19 см;

— ширина хвостовика у основания – 2,6 см;

— толщина клинка у обуха (мотто-касанэ) в основании (в области мунэ-мати)
0,7 см;

— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 0,5 см.

Характеристики клинка:

 — форма  клинка (цукури-коми) – синоги-дзукури, ребро ёкотэ просматривается слабо, вследствие чего область острия (киссаки) четко не выражена.

— обух клинка имеет одно ребро – ёри, типа мунэ-хикуси.

Клинок имеет затупленные участки режущего края и повреждения в виде сколов.

По всей длине поверхность клинка имеет следы воздействия абразивных материалов и участки с локальной (местной) коррозией.

На клинке визуально наблюдается область закаленного края (якиба) и его линия (хамон), типа гономэ-ха.

Клинок меча представляет собой изделие из одного блока стали и относится к категории мудзи (узор на поверхности стали отсутствует). Форма образована путем прокатки металла, результатом чего явилось нарушение конфигурации клинка, выраженное в нечеткости линий (ребра-синоги).

В основании клинок имеет плоскую, монолитную (хито-касанэ), металлическую (латунь) запорную муфту (хабаки), которая проходит через хвостовик и служит в качестве фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах.

Форма данной детали повторяет геометрическую конфигурацию клинка.

На своей поверхности, запорная муфта имеет риски и неровности. По высоте имеет длину, равную 2,8 см.

Хвостовик клинка (накаго).

Окончание хвостовика (дзири) имитирует тип кури.

В 14 см от окончания (дзири), хвостовик имеет одно функциональное отверстие
(ана 5 мм) для крепления клинка с рукоятью посредством конусообразного деревянного клина (мэкуги). Отверстие имеет внутреннюю фаску и неровные края.

На поверхность хвостовика меча нанесена односторонняя насечка (опиловка) напильником (ясури-мэ), воспроизводящая стиль судзикай.

Обух хвостовика плоский.

На всей протяженности хвостовик подвержен коррозионному воздействию.

Надпись на хвостовике клинка

С внешней стороны (омотэ), обращенной от тела при ношении меча, хвостовик содержит надпись из четырех символов, нанесенных на металл черной краской. Идентифицировать представляется возможным лишь один знак, поскольку надпись, имеющая размытые линии, утеряла доминантные черты для распознавания.

Иероглифический символ, заключающий в себе числовое значение – семь
(яп. нанацу; кит. сити), позволяет отнести указанную надпись по характеру содержащейся в ней информации к сборочному процессу деталей меча, в частности рассматриваемого клинка.

Оправа меча (косираэ).

Детали оправы (тосогу)

Ножны (сая) образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой, и в сечении имеют овальную форму. Поверхность древесины имеет лаковое покрытие, которое местами утрачено.

Поверх деревянной основы ножен, наложено защитное кожаное покрытие, прошитое по краю (для использования в полевых условиях) и имеющее в области устья воротник с двумя металлическими клепками. Оконечность ножен дополнительно обшита кожаной колодкой.

На всей протяженности ножен наблюдаются участки с повреждениями в виде потертостей и царапин. Деревянная основа ножен деформированна. Кожаное покрытие дало усадку.

Прибор ножен состоит из гладкой металлической (латунь) обоймицы (аси), с кольцом для подвеса.

Ножны, по всей видимости, имели металлическое устье, о чем свидетельствует характерный след от некогда закрепленного элемента конструкции. В настоящее время данная деталь утрачена.

С внешней стороны, обращенной от тела при ношении меча, в области устья ножен находится остаток кожаного ремня, закрепленный металлической клепкой к кожаному покрытию ножен. Указанная деталь в совокупности с кожаной петлей, размещаемой на рукояти (отсутствующей на данном образце!), при помощи кнопочного крепления предохраняла меч от выскальзывания из ножен.

Рукоять (цука) состоит из двух склеенных между собой деревянных частей, имеющих сквозное отверстие для крепежного клина (мэкуги) при помощи которого осуществляется фиксация рукояти с клинком. В сечении рукоять имеет овальную форму.

Рукоять покрыта кожей ската (самэ), имеющей мелкие зерна. Поверх данного покрытия наложена тесьма светло-коричневого цвета в характерном для японских мечей стиле с перекручиванием витков (моро-хинери).

Тесьма имеет потертость и следы износа. Деревянная основа рукояти подвержена деформации и усыханию.

Под оплетенной рукоятью с обеих сторон размещены декоративные накладки (мэнуки) в виде трех частично перекрывающих друг друга цветков вишни с дополнительными пятью лепестками (кадосакуры).

Данные детали изготовлены методом штампа из цветного металла (латунь).

Являясь декоративным элементом конструкции рукояти, данные детали несут в себе и практическое назначение. Ввиду того, что накладки разнесены с обеих сторон на разном расстоянии, своей выпуклой формой они способствуют более прочному хвату рукояти. Обе детали подвержены активному окислительному процессу, продукты которого визуально наблюдаются.

В основании рукояти, обмотка тесьмой нарушена – витки сбиты в стороны и таким образом участки со смещенной тесьмой демонстрируют основу из бумаги, использующейся для более надежного наложения витков тесьмы.

В основании рукояти размещена металлическая (латунь) муфта – фути с площадкой, имеющей отверстие для прохождения хвостовика. Поверхность данной детали обработана точечной гравировкой.

Навершие рукояти венчает фигурная металлическая колодка (кабуто-ганэ) имеющая сквозное отверстие, в которое вставлена полая втулка. Та, в свою очередь служит каналом для прохождения гладкой металлической петли (сарутэ), используемой для крепления темляка, при наличии такового.

Указанная деталь с обеих сторон имеет фактурную поверхность, полученную путем обработки точечной гравировкой.

Гарда (далее – цуба) представляет собой элемент оправы, исполненный в форме лепестков китайской мальвы – аои-гата (форма, характерная для цуба мечей тати в оправе дзиндати-дзукури).

Размеры цуба следующие: 5,4 см × 6,7 см × 6 мм.

Цуба меча имеет два сквозных отверстия (ана), одно из которых предназначено для  хвостовика, второе (овальной формы) служит каналом для прохождения через него со стороны ножен кожаного ремня, фиксирующегося на кожаной петле, размещаемой на рукояти (данный образец не содержит указанных элементов).

Формообразующим элементом в декоре цуба является цветок вишни (сакуры), размещенный по четырем углам детали с обеих сторон. Данный мотив является отличительным признаком в орнаменталистике японских армейских мечей.

К поверхности цуба с обеих сторон прилегает по одной металлической (латунь) прокладке (сэппа), имеющей центральное отверстие для хвостовика клинка, а также штриховой оттиск по внешним краям.

Со стороны клинка в дополнение к металлической, использована кожаная прокладка (овальной формы), применение которой нехарактерно для подобного типа мечей.

Вывод

По итогам проведенной экспертной работы представляется возможным сделать следующий вывод:

Представленный на экспертизу предмет является оригинальным образцом меча офицеров японской императорской армии и носит название –
Син-гунто«Новый военный меч».

Данный тип меча является модификацией традиционных японских мечей в оправе дзиндати-дзукури – тати, носимых подвешенными у пояса лезвием вниз в феодальный период представителями военной аристократии (букэ) и придворных аристократических семей (кугэ).

Внедрение данного образца табельного оружия (1934 г.) имело успех в среде офицеров и солдат армии, поскольку именно самурайский меч, олицетворявший собой длительный период военного правления в Японии, рассматривался в военной среде как символ воинской доблести и беззаветного служения долгу.

Командование союзных войск, осознавая ту значимость и роль японского меча, которую он играл в жизни японского общества, а также высокие боевые качества меча как средства ведения боя, поспешило предпринять максимально возможные действия по возведению японского меча в ранг символа милитаризма и шовинизма.

Данные действия выразились как в унизительной процедуре сдачи оружия японскими военнослужащими, запрете на производство мечей в оккупационной Японии, так и в закреплении законодательно данного статуса «военного меча», действующего и по настоящее время.

Характерные признаки износа и визуально наблюдаемые «следы бытования» указывают на то, что рассматриваемый меч имел практическое использование в период ведения Японией военных действий в зоне тихоокеанского бассейна. Одновременно качество используемых материалов, а также уровень исполнения отдельных элементов оправы и клинка позволяют отнести представленный на экспертизу Син-гунто по времени изготовления к периоду с конца 1943 года по 1945 год, то есть к периоду Сёва.

Период Сёва – время правления императора Сёва (яп. 昭和天皇 – «Просвещенный мир») Хирохито (яп. 裕仁) взошедшего на престол в 1925 г. (с учетом года Ганнэн) и ставшего 124-м императором Японии.

По технологии изготовления, клинок рассматриваемого меча может быть классифицирован как изделие промышленного производства с дифференцированной закалкой в масле.

Мечи Син-гунто представляют собой безусловный интерес (с учетом утилитарности рассматриваемого образца) как явление оружейной культуры, свойственное своему времени и как образцы мечей увенчавших многовековую историю японского меча в первую очередь как символа, а также средства ведения боя.

В соответствии с ГОСТ Р51215-98 и результатами экспертизы представленный меч Син-гунто является оружием, имеющим культурную, историческую и антикварную ценность, на которое в случае порчи или уничтожения распространяется действие статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.

Купить меч син-гунто в подарок мужчине это значит дать  ему себя почувствовать самураем.

Меч син-гунто — самурайский меч — купить антикварный в Москве, цена 205.000 рублей.

Цена: продано.

Купить