Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀). Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, выпуска второй половине XVI – первой половине XVII вв. Период Муромати (1336-1573 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.). Период времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.). Период времени «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.). Японское производственное изготовление оправы меча (цубы, рукояти, фути, касира, мэнуки, ножен), выпуска середины XIX века. Период Эдо (1603-1868 гг.).

Описание:

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀).

Япония.

Японское производственное изготовление клинка меча, выпуска второй половине XVI – первой половине XVII вв.

Период Муромати (1336-1573 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.).

Период времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.). Период времени «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.).

Японское производственное изготовление оправы меча (цубы, рукояти, фути, касира, мэнуки, ножен), выпуска середины XIX века.

Период Эдо (1603-1868 гг.).

Оригинал. Подлинник.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Подставка под меч, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, медь, дерево, клей, кожа ската, полировка, литье, лак, ткань, нить, шитье, чернение, цветной металл, латунь.

Сохранность: хорошая.

Задачи, поставленные перед экспертом:

— определить, является ли представленный на экспертное заключение предмет аутентичным образцом японского меча;

— указать временной период создания меча (клинка и оправы);

— сделать вывод о том, представляет ли собой рассматриваемый предмет культурную ценность.

В ходе экспертной работы применялся метод визуального и сравнительного анализа клинка и оправы меча (включая демонтаж элементов оправы меча).

В экспертной работе использованы измерительные и увеличительные приборы.

Параметры меча

Общая длина меча в ножнах – 1015 мм

Длина меча без ножен – 950 мм

Длина ножен меча – 770 мм

Длина рукояти меча – 244 мм

  Клинок (материал – сталь):

длина клинка (нагаса) – 683мм;

изгиб клинка (сори) – 14 мм;

 ширина клинка в основании (мото-хаба) – 27 мм;

— ширина клинка в вершине (саки-хаба) – 20 мм;

толщина клинка в основании (мото-касанэ) – 5 мм;

толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 4 мм;

длина хвостовика (накаго) – 212 мм;

ширина хвостовика у основания клинка – 25 мм.

Характеристики клинка:

— клинок не имеет подписи (му-мэй);

форма клинка (сугата)синоги-дзукури, сечение – синоги-такай;

— изгиб клинка – тории-дзори;

— обух клинка – ёри-мунэ;

острие средних размеров – тю-киссаки (37 мм).                                                                                          

Клинок катаны демонстрирует визуально наблюдаемую текстуру стали (дзихада) типа итамэ-хада, фрагментарно – масамэ-хада, что говорит о композитной (многослойной) структуре стали.

SONY DSC SONY DSC

На всей протяженности клинка наблюдается область закаленного края (якиба) и его узор уруми-хамон, представленный в стиле тёдзи-мидарэ-ха с эффектом уцури.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

 Закалка вершины клинка (боси) выполнена в стиле ко-мару.

Отдельные участки в области якиба, хира-дзи и синоги-дзи имеют ковочные швы (китаэ-варэ), что следует отнести к допустимым дефектам (кидзу) клинка. Обух мунэ в его верхней части содержит зарубки, тело клинка имеет незначительные локальные вкрапления коррозионного характера.

В основании клинок имеет выполненную из латуни, плоскую монолитную муфту хабаки, которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах.

SONY DSC

Форма указанной детали воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка.

Хвостовик клинка (накаго)

Общая характеристика

Анализ хвостовика катаны позволяет сделать вывод, что его конфигурация не является изначальной (убу), а сформирована за счет укорачивания хвостовика со стороны его окончания (суриагэ), принявшего форму кири-дзири, и его продолжения со стороны клинка, вследствие чего выступы ха-мати и мунэ-мати были перенесены выше. Это, в свою очередь, указывает на несколько большую первоначальную длину клинка.

SONY DSC SONY DSC

Конструкция хвостовика включает два отверстия (мэкуги-ана), одно из которых (Ø-6 мм)  является функциональным в данной оправе и расположено в 150 мм от окончания, второе (Ø-6 мм) – в 120 мм от окончания и представляет собой первоначальное крепежное отверстие. Необходимо отметить также, что ранее конструкция хвостовика предполагала отверстие, располагавшееся в нижней его части (в целях дополнительного крепления хвостовика в рукояти).

 Обух хвостовика плоский (хира мунэ).

Хвостовик, подвергшийся воздействию коррозионных процессов, вследствие химической обработки, демонстрирует поверхность, лишенную коррозионного слоя.

Хвостовик имеет горизонтальную опиловку (ясури-мэ), нанесенную напильником в стиле кири. Участок поверхности хвостовика, полученный путем удаления рабочей части клинка, характеризуется грубой обработкой напильником и отсутствием следов продуктов коррозии.

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также режущих действий.

Оправа меча (косираэ).

Детали оправы (тосогу).

Оправа рассматриваемого меча представлена в стиле букэ-дзукури (конструкция самурайского меча).

SONY DSC SONY DSC

Рукоять катаны (цука) образована из двух склеенных между собой деревянных частей и имеет с обеих сторон покрытие кожей ската самэ, поверх которого наложена обмотка тесьмой (ито) черного цвета, в классическом для японских мечей стиле с двойным перекручиванием
витков — моро-хинэри-маки.

Под оплетенной рукоятью с обеих сторон размещены латунные накладки (мэнуки) в виде изображений мифического существа — дракона (курикара).

Выступая, по большей части, в роли художественно-декоративных элементов конструкции рукояти, данные детали вместе с тем несут в себе практическое назначение. Своей выпуклой формой накладки способствуют более прочному хвату рукояти.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Изображение дракона является излюбленным сюжетом в художественной отделке предметов искусства стран Дальнего Востока.

Из материкового Китая среди прочего данная традиция попала на японские острова.

Первые упоминания о драконах появились в «Нихон сёки» (японский 日本書紀, «Анналы Японии») или же «Нихонги» (японский 日本紀) – одном из первых письменных памятников Японии, где собраны древние сказания о многочисленных национальных божествах и сотворении мира.

Дракон в восточной культуре – это всегда олицетворение высшей мудрости и силы
Он изображался на многих предметах декоративно-прикладного искусства и часто украшал архитектурные строения в виде скульптур, демонстрируя собой могущество и покровительство, поскольку в соответствии с поверьями управлял первичными силами природы, посылая благодатный дождь либо разрушительные ливни.

Чашеобразное навершие рукояти касира выполнено из роговины темного цвета. Деталь с обеих сторон имеет отверстия с втулками (ситодомэ), через которые проходят финальные витки тесьмы, завершающиеся узлом.

В основании рукояти размещена овальная муфта фути, выполненная из медного сплава. В растительном декоре детали использована гравировка кэ-бори и амальгомирование кинкэси.

В рукояти находится отверстие мэкуги-ана для крепежного клина (мэкуги), обеспечивающего сквозную фиксацию рукояти с клинком.

Прорезная гарда (цуба) выполнена из сплава цветного металла в форме мару — гата (Ø-80 мм).

SONY DSC SONY DSC

Помимо отверстий, являющихся формообразующими в художественном сюжете, созданном при помощи резца (таганэ) и напильника (ясури) на плоскости (хира-дзи) цуба, конструкция имеет три отверстия, одно из которых в центре — накаго-ано предназначено для прохождения хвостовика, два других – когай-хицу-ана. Край (мими) четко выражен и возвышается над остальной поверхностью цуба.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

С обеих сторон к гарде прилегает по одной латунной прокладке (сэппа) с рифленым краем и отверстием для хвостовика.

Ножны катаны (сая)  образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой, и в сечении имеют овальную форму. Поверхность покрыта лакокрасочным слоем ярко-красного цвета.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

С внешней стороны ножен (омотэ), обращенной от тела при ношении меча на расстоянии 70 мм от устья, располагается выступ с прорезью куриката, выполненный из роговины и окрашенный в черный цвет. Данная деталь предотвращает выскальзывание меча из-за пояса и одновременно крепит шнур сагэо, при наличии которого осуществляется фиксация меча у пояса.

Устье ножен обхватывает кольцо из роговины (коигути), окрашенное в черный цвет. Оконечность ножен увенчана фигурным металлическим наконечником (кодзири), имеющим с обеих сторон в своей конструкции художественно-декоративный элемент — вырез иномэ
(«глаз кабана»).

SONY DSC SONY DSC

В отделке детали применены техники инкрустации гин-дзоган и амальгомирования гин-кэси, при помощи которых на поверхности воссоздан растительный орнамент с изображением
плюща цута.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

По итогам проведенной экспертной работы видится возможным сделать следующий вывод:

Представленный на экспертное заключение предмет является аутентичным образцом японского меча типа катана в оправе букэ-дзукури.

С утверждением господствующего положения самураев (буси) в иерархической структуре общества феодальной Японии, представители данного сословия стали обладателями исключительного права на ношение двух мечей (катана и вакидзаси), наличие которых с течением времени (с XVII в.) стало неотъемлемым атрибутом членов правящего класса Японии.

Клинок рассматриваемого меча по совокупным признакам, выявленным в ходе экспертной работы, по времени изготовления представляется целесообразным отнести ко второй половине XVI – первой половине XVII вв.

Оправа меча, для которой рассматриваемый клинок был адаптирован (явление вполне естественное для японских мечей при соблюдении необходимых условий), по времени производства соотносится серединой XIX века. (период Эдо), с привнесением более поздних сторонних добавлений в конструкцию.

 Японский меч традиционного типа «катана». Клинок рассматриваемого меча по совокупным признакам, выявленным в ходе экспертной работы, по времени изготовления представляется целесообразным отнести ко второй половине XVI – первой половине XVII вв.
Оправа меча, для которой рассматриваемый клинок был адаптирован (явление вполне естественное для японских мечей при соблюдении необходимых условий), по времени производства соотносится серединой XIX века (период Эдо), с привнесением более поздних сторонних добавлений в конструкцию.

Вместе с тем, принимая во внимание отдельные особенности представленного меча, его историческая ценность как образца японского оружейного искусства не подлежит сомнению.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «катана» является значимым объектом музейного значения, предметом собирательства и коллекционирования.

Атрибуция традиционного японского меча «катана», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы меча.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также в соответствии с ГОСТ Р 51215-98 и результатами экспертизы, рассматриваемый традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, выпуска второй половине XVI – первой половине XVII вв., периода Муромати (1336-1573 гг.), периода Эдо (1603-1868 гг.), периода времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.), периода времени «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (цубы, рукояти, фути, касира, мэнуки, ножен), выпуска середины XIX века, периода Эдо (1603-1868 гг.) представляет собой культурную ценность.

Порча или уничтожение представленного на экспертное заключение предмета, подпадают под действие статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.

Купить японскую катану в подарок мужчине это значит дать  ему себя почувствовать самураем. Катана купить — это то словосочетание которое сложно понять, можно купить железо — предмет, но при этом не почувствовать чем ты обладаешь и зачем это нужно, к этому нужно относится с понимание, с чувством! Продажа — катан — японских — подлинных — купить в Москве.

Цена: продано.

Купить