Waterloo

Антикварный магазин

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(916) 349-40-20

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Меч син-гунто в полевых ножнах с документом о сдаче оружия (ярлыком), Япония, период 2 Мировой войны

Описание:

Меч син-гунто в полевых ножнах с документом о сдаче оружия (ярлыком). Япония. Период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.). Производственное изготовление 1943-1945 гг. Оригинал, подлинник.

Параметры меча:

Общая длина меча в ножнах – 97 см.

Клинок (материал – сталь):

Длина меча без ножен – 94 см — длина клинка (нагаса) – 66 см.

Длина ножен – 72 см — изгиб клинка (сори) – 1,2 см.

Длина рукояти – 24 см — ширина клинка (мото-хаба) – 2,7 см.

— ширина клинка (саки-хаба) – 2,3 см.

— длина хвостовика (накаго) – 20,5 см;

— ширина хвостовика у основания – 2,3 см.

— толщина клинка в основании (мото-касанэ) – 0,6 см.

— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 0,5 см.

Клинок меча имеет видимую зону закаленного края (якиба) и его линию (хамон) типа хосо-сугу-ха, образовавшуюся при возможной закалке лезвия в масле. Отдельные участки закаленного края при приближении демонстрируют узор, напоминающий волокна масамэ, образующиеся при использовании многослойной стали. Однако в данном случае это является лишь поверхностным визуальным эффектом и не говорит об использовании в данном клинке, композитной стали.

На всей протяженности клинка наблюдаются локализованные участки, подверженные коррозионному воздействию, а также следы обработки абразивными материалами.

В основании клинок имеет плоскую, монолитную металлическую (латунь) запорную муфту (хабаки — 2,8 см), которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах.

Данная деталь своей формой воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка.

Хвостовик клинка (накаго)

Хвостовик формы убу с окончанием, выполненным в стиле ха-агари кури-дзири.

Обух хвостовика плоский (хира мунэ).

Хвостовик имеет два отверстия, одно из которых (большее диаметром) является функциональным и служит для прохождения через него запорного клина (мэкуги).

Отверстие, располагающиеся ближе к окончанию, имеет меньший диаметр (мэкуги-ана: Ø – 0,5 см), чем второе отверстие (Ø – 0,6 см), имеющее фаску.

На поверхность хвостовика с обеих сторон нанесена насечка (опиловка) напильником (ясури-мэ), в стиле така-но-ха. С внутренней стороны хвостовика клинка (стороны, обращенной к телу при ношении меча), в 2-х см от окончания располагается оттиск арабской цифры «9» (девять). Данный номер, вероятно, является сборочным. На всей протяженности хвостовик подвержен коррозионному воздействию.

Оправа меча (косираэ)и ее детали.

Детали оправы (тосогу).

Представленный образец меча имеет сопроводительную документацию в виде ярлыка о его сдаче владельцем при капитуляции японской императорской армии силам союзников.

Рассматриваемый документ представляет собой отрезок ткани с двумя завязками, имеющий с обеих сторон текст на английском и японском языках, помещенный в таблицу.

Ткань имеет загрязнения и потертости.

Сторона, содержащая текст на английском языке, представлена горизонтальной таблицей, имеющей пять строк, разделенных на две графы. Надписи нанесены чернилами.

Перевод:

Принадлежность отделения (звание)

Командир (офицер) 429 полка.

Официальное звание и имя

Младший лейтенант Коити Куранами

Адрес проживания

№ 1.138 Мацугаока-тё Осака-фу

Место возврата

№ 21 ……….Мисима-гун Осака-фу

Информация о мече возраст: изготовлен 300 лет назад. Изготовитель (автор) не известен. Является наследственным драгоценным сокровищем (налицо вынужденный обман младшего лейтенант по причине сохранения оружия).

Принимая во внимание особую роль меча в японской воинской культуре и то влияние, которое оказала самурайская идеология на формирование мировоззренческих установок военнослужащих императорской армии и военно-морского флота Японии, командование союзных войск определило обязательным условием при капитуляции — сдачу японскими офицерами табельных мечей

Данная акция, имела особый психологический аспект, поскольку японские офицеры собственноручно передавали свои мечи представителям армий союзников. Порой процедура сдачи сводилась к тому, что офицер просто клал меч перед собой или же в специально отведенном месте, после чего возвращался в строй.

Зачастую японцы повязывали к мечам сопроводительные ярлыки или таблички, в которых на японском и иногда английском языках, излагали информацию об изделии и его владельце.

В рассматриваемом случае представлен образец подобной документации, который информирует о владельце рассматриваемого в ходе экспертного заключения японского армейского меча и особенностях самого предмета.

Английская и японская версии текста дают разное имя владельца. В одном случае это Куранами Коити, в другом — Куранами Мори. Разность написания может быть объяснена неточностью при написании английской версии текста.

Одновременно обращает на себя внимание тот факт, что автор указанного текста идентифицировал клинок данного меча как изделие, имеющее возраст 300 лет и отнес его к наследственным ценностям. Исследование представленного меча позволяет предположить, что это явилось следствием желания японского владельца присвоить клинку меча статус художественного изделия, а не военной продукции, что необходимо признать несоответствующим действительности. Отнесение же данного меча к ценным предметам, могло иметь целью последующий возврат меча его владельцу представителями союзных войск. По итогам проведенной экспертной работы видится возможным сделать следующий вывод.

Предмет экспертного рассмотрения является оригинальным образцом японского военного меча (гунто, японский 軍刀) и классифицируется как меч син-гунто (с японского «Новый военный меч») офицеров японской императорской армии.

С наращиванием Японией военной мощи в 30-х гг. XX в. и все большей милитаризацией экономики страны, одновременно происходил некий возврат к прошлому, выразившийся в первую очередь в усилении идей традиционализма, подпитываемых идеологами синтоизма.

Одной из форм такого возврата, стало введение образца табельного меча офицеров императорской армии, базирующегося на одном из типов традиционных японских мечей в оправе дзиндати-дзукури — тати, которые носились подвешенными у пояса лезвием вниз в феодальный период представителями военной аристократии (букэ) и придворных аристократических семей (кугэ).

Фотографии о сдаче оружия японцами американцам.

Японская капитуляция в Малайе, японские офицеры сдают свои мечи в Куала-Лумпуре (фотография 1945 года).

Утвержденный образец (1934 и 1938 гг.) стал в полной мере соответствовать веяниям времени и символизировать собой несгибаемый самурайский дух воина императорской армии.

Фото: церемония капитуляции японской армии в Куала-Лумпуре (Малайзия) 22 февраля 1946 года. Крайний слева — главнокомандующий 7-й армии генерал Итагаки Сэйсиро. Генерал Итагаки и штабные офицеры держат свои мечи, помещенные в чехлы с прикрепленными к ним ярлыками.

Отождествляя себя с воинами прошлого, часть японских офицеров зачастую следовала всем нормам этикета по обращению с мечом, что было продемонстрировано в полной мере в ходе многочисленных церемоний по сдаче мечей союзным войскам.

Синтоизм (японский 神道) – традиционная религия японцев, основанная на анимистических верованиях. Объектами поклонения синто (с японского «Путь богов»), являются многочисленные божества и духи умерших.

Клинок и оправа рассматриваемого меча относятся к периоду 1943 — 1945 гг., то есть к эпохе Сёва (японский 昭和) — времени правления императора Хирохито (японский 裕仁), на что указывает ряд параметров, в частности характерное качество материалов и уровень исполнения отдельных элементов конструкции меча.

Рассматриваемый японский меч представляет собой особый интерес с исторической точки зрения, поскольку имеет сопроводительную документацию, дающую определенный объем информации о самом предмете и его владельце, что встречается не часто.

Одновременно, принимая во внимание практику перенесения ярлыков о сдаче меча в коммерческих целях с отдельных образцов на другие и учитывая тот факт, что данный син-гунто являет собой утилитарную версию японского меча, представляется целесообразным сделать вывод о принадлежности указанного документа именно к рассматриваемому образцу меча.

Военные мечи являются частью многовековой традиции оружейного искусства Японии и занимают в ней свое историческое место.

Цена: продано.

Купить