Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Канэнори Уэно, выпуска XVII века. Период Эдо (1603-1868 гг.). Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.). Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.). Японское производственное изготовление оправы меча (фути, касира, мэнуки, хабаки, рукояти, ножен), выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.). Японское производственное изготовление сагео и чехла для вакидзаси, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).
Описание:
Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония.
Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Канэнори Уэно, выпуска XVII века.
Период Эдо (1603-1868 гг.).
Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.).
Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.).
Японское производственное изготовление оправы меча (фути, касира, мэнуки, хабаки, рукояти, ножен), выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.).
Японское производственное изготовление сагео и чехла для вакидзаси, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).
Подставка под меч, чехол, коробка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.
Экспертное заключение.
Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, сплав цветных металлов (латунь, медь), дерево, лак, кожа ската, полировка, нить, шитье, инкрустация золотом и медью, лак, позолота, медь, ткань, плакирование латунью.
Состояние: хорошее коллекционное состояния, следы износа, оксидные процессы в виде выступающей ржавчины на хвостовике клинка.
Был произведен демонтаж предмета (извлечение клинка из оправы).
Параметры меча вакидзаси:
Общая длина меча в ножнах – 71 см.
Клинок (материал – сталь):
Длина меча без ножен – 67 см — длина клинка (нагаса) – 44 см;
Длина ножен – 50 см — изгиб клинка (сори) – 0,8 см;
Длина рукояти – 20,5 см — ширина клинка (мото-хаба) – 2,9 см;
— длина хвостовика (накаго) – 13 см;
— ширина хвостовика у основания – 2,7 см;
— толщина клинка в основании (мото-касанэ) – 0,6 см;
— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 0,4 см.
Надпись (мэй) на хвостовике клинка (накаго).
Хвостовик рассматриваемого клинка имеет выполненную по металлу иероглифическую (на японском языке) надпись (мэй), размещенную с внешней стороны (омотэ), то есть стороны, обращенной от тела при ношении меча.
Надпись представлена шестью иероглифическими символами, нанесенными методом чеканки.
Омотэ-мэй: (японский язык)
右
銘
兼
則
上
之
(русская транслитерация) «Умэй Канэнори Уэно»
(английская транслитерация) «Umei Kanenori Ueno»
Что может быть переведено как: «Имя Канэнори Уэно». В соответствии с классификацией, принятой в японском оружейном деле, клинок рассматриваемого меча по времени изготовления представляется целесообразным отнести к периоду «Новых мечей» Синто (1596 – 1781 гг.), а именно к XVII веку.
Примечание:
По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также для режущих действий.
Рукоять.
Рукоять (основа) вакидзаси деревянная, обтянутая белой кожей ската, с поверхностной обмоткой тканевым шнуром коричневого цвета. Под обтяжным материалом с обеих сторон присутствуют парные накладки — мэнуки, выполненные из латуни.
Сюжетная линия отражает мифологического японского морского дракона — Рюдзина. В нижней части рукояти фиксирующая втулка – муфта — фути. Деталь изготовлена из меди с дальнейшим чернением. В верхней части рукояти, можно визуально наблюдать навершие – касира, изготовленную, как и предыдущую деталь, из меди с чернением.
В начальной части рукояти имеется сквозное отверстие для фиксации с хвостовиком меча. Соединение частей произведено с помощью запорного деревянного штыря.
Японская гарда – цуба (ограничитель движения руки) округлой, четырехчастной формы, изготовлена из железа, с тремя отверстиями: первая центральная треугольной формы для клинка, боковая округлая для кодзуки (нож хозяйственного назначения), следующее боковое отверстие в форме трилистника для когая (стержневидный нож боевого и в меньшей степени хозяйственного назначения). Сюжетная линия представлена инкрустированными медью и золотом цветами цветка японской вишни — сакуры и листьев клена (?).
С обеих сторон цубы прилагаются четыре регулировочные шайбы – сеппы. Две сеппы изготовлены из меди плакированные латунью, и две сеппы также изготовлены из меди с позолотой.
Ножны.
Ножны (сая) – образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой, и в сечении имеют овальную форму. Поверхность черного цвета, покрыта лакокрасочным слоем, который местами утрачен. Оконечность ножен закруглена.
С внешней стороны (омотэ) ножен (стороны, обращенной от тела при ношении меча) на расстоянии в 5 см от устья, располагается выступ с прорезью (куриката), предназначенный для крепления к нему шнура (сагэо), фиксирующего положение меча у пояса (в наличии).
С внутренней стороны (ура), ножны имеют вырез для миниатюрного ножа (ко-гатана), рукоять (ко-дзука) которого остается открытой взору и своей лицевой декорированной стороной закрывает данную область поверхности ножен. В рассматриваемом образце меча, указанный нож отсутствует.
По всей длине ножен фрагментарно наблюдаются участки с механическими повреждениями.
Ножны имели два основных функциональных назначения:
а) защита клинка меча от коррозии.
б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.
Выводы экспертизы:
Предмет можно идентифицировать с традиционным японским мечом «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), Япония, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Канэнори Уэно, выпуска XVII века, периода Эдо (1603-1868 гг.), периода «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (фути, касира, мэнуки, хабаки, рукояти, ножен), выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственное изготовление сагео и чехла для вакидзаси, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).
Оправа представленного образца демонстрирует стилистику, свойственную второй половине периода Эдо (правление семьи Токугава: 1603 – 1867 гг.).
Историческая справка:
Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.
С течением времени меч эволюционировал, став не только средством ведения боя, но и объектом поклонения и почитания.
«Честь носить его; права, которыми он наделялся; связанные с ним суеверия; семейные традиции; глубокие знания, требовавшиеся для того, чтобы оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания», Ф. Бринкли (1841-1912 гг.).
В отдельные исторические периоды с изменением тактики ведения боя, японский меч менялся в пропорциях.
В конце периода Муромати (1392 – 1572 гг.), а также в последующий за ним период Момояма (1573 – 1599 гг.) нередко мечи подвергались укорачиванию (преимущественно со стороны хвостовика), что меняло их первоначальную длину и позволяло адаптировать для пешего боя.
Одним из отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси), в феодальной Японии периода с конца XVI– до второй половины XIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана (дайто) и более короткого меча вакидзаси (сёто), носимых лезвием вверх. Данная традиция берет свое начало в XVI веке и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).
Иллюстрация из книги Инадзе Кайро о жизни двух самураев Санмото Горозаэмон и Масааки Ино, которые решили сразиться между собой. У героев можно заметить прикрепленные к поясу мечи-вакидзаси. Книга была издана в 1783 году.
Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.
Меч вакидзаси оставался у пояса самурая даже тогда, когда он, следуя нормам этикета, расставался на время с боевым мечем катана. Вместе с тем, короткий меч был не менее действенным орудием в руках профессионального воина и даже приобретал серьезные преимущества перед длинным мечем в стесненных условиях ограниченного пространства помещений.
С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX века и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 году самурайское сословие постепенно стола терять свое исключительное положение в обществе.
В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое.
Вместе с тем, японский меч не ушел в историю, оставшись лишь символом феодальной Японии. Часть кузнечных мастеров не оставили оружейное ремесло и продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.
В первой половине ХХ века были предприняты усилия по стимулированию производства японских мечей как военного образца для нужд армии и военно-морского флота, так и традиционного типа.
В послевоенный период изготовление японских мечей некоторое время находилось под запретом оккупационных властей, после снятия которого, японские оружейники продолжили свою практику.
Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами —тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).
Представленный меч вакидзаси заключает в себе в первую очередь художественное начало и является оригинальным образцом японского оружейного искусства.
Традиционный старинный меч «вакидзаси» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования японского антикварного холодного оружия.
Атрибуция традиционного японского меча самурая «вакидзаси», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также в соответствии с ГОСТ Р 51215-98 и результатами экспертизы, рассматриваемый — традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), Япония, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Канэнори Уэно, выпуска XVII века, периода Эдо (1603-1868 гг.), периода «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (фути, касира, мэнуки, хабаки, рукояти, ножен), выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственное изготовление сагео и чехла для вакидзаси, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года) — представляет собой культурную ценность.
Порча или уничтожение представленного на экспертное заключение предмета, подпадают под действие статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.
Купить настоящий вакидзаси в Москве — антиквариат, в подарок мужчине это значит дать ему себя почувствовать самураем.
Цена: продано.
Купить