Кортик морской офицерский, парадно-выходной, строевой, для офицерского и унтер-офицерского состава Военно-морского флота Германии (оригинальное название рода войск на немецком языке; Kriegsmarine, Кригсмарине – военный флот), Вооруженных сил Вермахта (оригинальное название на немецком языке Wehrmacht; от двух составляющих Wehr – оборона, Macht – власть) образца (модели) 1938 года, с ремнем и подвесом. Германия. Период 3 Рейха (1933-1945 гг.). Немецкое производственное изготовление кортика, оружейной фирмы по изготовлению холодного оружия «Carl Eickhorn, Solingen» («Карл Айкхорн», в городе Золингене, Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска около 1940 года. Немецкое производственное изготовление ремня и подвеса кортика, фирмы «Фридрих Линден», в городе Люденшайде («Friedrich Linden, Ludenscheid»; Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска 1940 года. Предположительно данный морской кортик мог принадлежать старшему офицеру с тяжелого крейсера «Лютцов» (до 1940 года имел название «Дойчланд»). Период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).
Описание:
Кортик морской офицерский, парадно-выходной, строевой, для офицерского и унтер-офицерского состава Военно-морского флота Германии (оригинальное название рода войск на немецком языке; Kriegsmarine, Кригсмарине – военный флот), Вооруженных сил Вермахта (оригинальное название на немецком языке Wehrmacht; от двух составляющих Wehr – оборона, Macht – власть) образца (модели) 1938 года, с ремнем и подвесом.
Германия. Период 3 Рейха (1933-1945 гг.).
Немецкое производственное изготовление кортика, оружейной фирмы по изготовлению холодного оружия «Carl Eickhorn, Solingen» («Карл Айкхорн», в городе Золингене, Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска около 1940 года.
Немецкое производственное изготовление ремня и подвеса кортика, фирмы «Фридрих Линден», в городе Люденшайде («Friedrich Linden, Ludenscheid»; Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска 1940 года.
Предположительно данный морской кортик мог принадлежать старшему офицеру с тяжелого крейсера «Лютцов» (до 1940 года имел название «Дойчланд»).
Период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).
Оригинал, подлинник.
Экспертное заключение.
Размеры кортика:
Общая длина (в ножнах) – 408 мм.
Длина клинка с рукоятью – 375 мм.
Длина клинка без рукояти – 251 мм.
Ширина клинка у основания (пята) – 18 мм.
Длина ножен – 285 мм.
Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, никелирование, латунь, целлулоид (пластмасса), пайка, резьба, волочение, трафаретное травление, золочение, алюминий, ткань, бархат.
Сохранность: следы износа (отсутствие торцевого винта на ножнах, царапины, оксидные процессы, утеря амортизирующего ограничителя на клинке, разрывы ткани на ремне).
Был произведен демонтаж эфеса.
Описание кортика:
Клинок.
Клинок кортика стальной, с закалкой, с сужением на оконечную часть, семигранный в сечении в основной части, четырехгранный в сечении в оконечной части.
Боевой окончание листовидной (копьевидной) формы, ланцетовидного типа.
Заточка нижней и верхней кромки лезвия полотна клинка имеет слабовыраженные характеристики. Само острие имеет сильно выраженные параметры заточки.
Усилитель основания клинка — пята («пятка», или рикассо; итальянский язык ricasso), прямоугольной конфигурации, со скосами на внешнюю часть. Торцевые части элемента имеют покатую поверхность. На элементе наблюдается округлый паз для фиксатора.
На клинке наблюдаются долы, в количестве двух единиц, с каждой стороны полотна.
Поверхность полотна клинка имеет никелированное наслоение.
С левой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие изображения, сделанные в технике трафаретного травления и позолоты: идущего по волнам немецкого крейсера (по флагу, изображение стилизованно), производственного клейма в виде сидящей влево белки с опущенным мечом в передних лапах и надписи на немецком языке: ORIGINAL. EICKHORN SOLINGEN (русский перевод; ОРИГИНАЛ. АЙКХОРН ЗОЛИНГЕН). В районе пяты также можно наблюдать «язык» кнопочного фиксатора.
С правой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие изображения, сделанные в технике трафаретного травления и позолоты: растительного орнамента, морского якоря обвитого канатом, в центре которого располагается германский имперский орел с опущенными крыльями, сжимающего в своих когтях символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии — свастику, изображение памятника (мемориала) затонувшим корабля в 1 Мировую войну (1914-1918 гг.), в немецком городе Киле (памятник открыт в 1936 году).
Хвостовик клинка прямоугольный, округлый в окончании, с винтовой резьбой на конце. В средней части детали можно наблюдать пластину «языка» кнопочного фиксатора с клепкой (латунь). Вся площадь поверхности оксидирована в ржавчины.
Примечание:
Долы были предназначены для облегчения веса конструкции полотна клинка.
Примечание:
Никелированное покрытие, нанесенное на поверхность полотна клинка, было предназначено для защиты детали от коррозийных процессов.
Примечание:
По своим боевым свойствам клинок такой конфигурации (в комплекте с эфесом) предполагал колющие действия.
Эфес:
Эфес кортика состоит из четырех основных частей:
1. Перекрестия выполненного из латуни, с округлыми, декорированными продольными бороздами лучами. На лицевой и тыльной стороне детали в прямоугольных картушах изображения наклоненных морских якорей, обвитых канатами. Орнаментация остальной части детали состоит из растительного орнамента.
Также с тыльной стороны элемента можно наблюдать круглое отверстие для соединения двухсоставным пружинистым фиксатором (соединены между собой предположительно железной клепкой) с латунной округлой кнопкой и округло-прямоугольным «языком» выполненного из стали (при нажатии кнопочного фиксатора происходит разъем самого кортика и его ножен).
2. Рукояти эфеса, с утолщением в средней части, выполненной из дерева, с обтяжкой из целлулоида (пластмассы) светло-желтого цвета, с семью желобами, которую в свою очередь обтягивает по данным углублениям однорядная крученая проволока, изготовленная из латуни.
Выступы за счет углублений и обмотка из проволоки — в комплексе обеспечивало более надежное удержание рукояти эфеса в руке, за счет большего трения. Также лучшему удержания рукояти эфеса в руке способствовало утолщение в средней части детали.
3. Ограничительной пластины со сквозным отверстием выполненной из латуни.
4. Навершия изготовленного из латуни, выполненного в виде германского имперского орла с опущенными крыльями, сжимающего в своих когтях дубовый венок (символ стойкости и мужества), в центре которого находится символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии — знак свастики.
Во внутренней части детали прослеживается отверстие с резьбой (для соединения с хвостовиком клинка).
Ножны:
Ножны кортика состоят из пяти основных частей:
1. Латунной основы ножен выполненной из листового металла. Крепежный шов прослеживается, выполнен латунью. Поверхность детали покрыта орнаментом в виде молний, а также орнаментом растительно-геометрического характера.
Декор выполнен методом чеканки.
Во внутренней части элемента можно наблюдать две фиксирующие пластины из дерева.
С торцевых сторон основы ножен, прослеживаются крепежный винт, выполненный из латуни с прямым шлицем, который был предназначен для соединения, с внутренним, фиксирующими пластинами втулки ножен, (предназначена для удержания полотна клинка в фиксирующем состоянии, в свою очередь пластины втулки фиксирует деревянные пластины).
2. Латунной втулки ножен (с одним крепежным винтом, выполненный из латуни, с прямым шлицем).
Деталь была предназначена для усиления конструкции верхней части основы ножен, а также для фиксации верхней части деревянных пластин.
3. Верхней обоймицы ножен, с ушком и портупейным кольцом, выполненных из латуни. Стыковые швы ушка и кольца прослеживаются (обоймица и ушко скреплены между собой пайкой оловянным припоем, кольцо также скреплено при помощи оловянного припоя).
Декор элементов состоит из изображения дубовых ветвей с желудями (символ героев-победителей) и геометрического орнамента.
Деталь была предназначена, для портупейного ременного ношения, а также для защиты верхней части ножен от повреждений.
4. Нижней обоймицы ножен, с ушком и портупейным кольцом, выполненных из латуни. Стыковые швы ушка и кольца частично прослеживаются (обоймица и ушко скреплены между собой пайкой оловянным припоем, кольцо также скреплено при помощи оловянного припоя).
Декор элементов состоит из изображения дубовых ветвей с желудями (символ героев-победителей) и геометрического орнамента.
Деталь была предназначена, для портупейного ременного ношения, а также для защиты средней части ножен от повреждений.
5. Наконечника ножен, выполненного из латуни. Стыковой шов (по отношению к основе ножен) прослеживается, выполнен пайкой оловом.
Деталь была предназначена для защиты нижней части ножен от повреждений.
Ремень:
Ремень с двумя подвесами: выполнены из позолоченного алюминия, ткани и бархата. Декор поясного набора и пряжек подвеса оформлен в виде голов львов. На лицевой стороне пряжки изображение морского якоря, обвитого канатом в обрамлении лаврового венка героев-победителей. На тыльной стороне детали визуально наблюдается производственное клеймо — латинские буквы, заключенные в круг FLL (Friedrich Linden, Ludenscheid) и дата — 1940 год.
Кортик и ремень с подвесами имеют следы износа, и чего можно сделать вывод, что предметы долго эксплуатировались. Следы ржавчины на полотне клинка кортика указывают, что предмет явно соприкасался с морским воздухом, то есть возможно долгое время находился на корабле.
Выводы экспертизы:
Предмет можно идентифицировать с морским офицерским, парадно-выходным, строевым кортиком, для офицерского и унтер-офицерского состава Военно-морского флота Германии (оригинальное название рода войск на немецком языке; Kriegsmarine, Кригсмарине – военный флот), Вооруженных сил Вермахта (оригинальное название на немецком языке Wehrmacht; от двух составляющих Wehr – оборона, Macht – власть) образца (модели) 1938 года, Германии, период 3 Рейха (1933-1945 гг.), с ремнем и подвесом, Германия, периода 3 Рейха (1933-1945 гг.), немецкого производственного изготовления кортика, оружейной фирмы по изготовлению холодного оружия «Carl Eickhorn, Solingen» («Карл Айкхорн», в городе Золингене, Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска около 1940 года, немецкого производственного изготовления ремня и подвеса кортика, фирмы «Фридрих Линден», в городе Люденшайде («Friedrich Linden, Ludenscheid»; Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска 1940 года.
Предположительно данный морской кортик мог принадлежать старшему офицеру с тяжелого крейсера «Лютцов» (до 1940 года имел название «Дойчланд»). Период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).
Дата обусловлена по клейму на пряжке ремня (кортик и ремень с подвесами имеют практически одинаковый износ, и с большой долей вероятности являются одним общим комплектом, хотя не исключен и другой вариант).
Ремень с двумя подвесами можно идентифицировать как морской ремень для ношения кортика офицерским и унтер-офицерским составом Военно-морского флота Германии (Кригсмарине). Производственное изготовление можно отнести (по клейму на пряжке) к фирме «Фридрих Линден», в городе Люденшайде («Friedrich Linden, Ludenscheid»; Земля Северный Рейн-Вестфалия). Дата изготовления 1940 год.
Судя по нестандартным изображениям на полотне клинка, а также используемую технику золочения (обычно на кортиках Кригсмарине изображения якорей без свастики и морских чудовищ без золочения) можно сделать вывод, что данный кортик был выполнен на заказ, и принадлежал, возможно, старшему офицеру Военно-морского флота Германии.
Что касается изображения крейсера на полотне клинка, то по его очертаниям его можно отнести к тяжелому крейсеру «Лютцов» (до 1940 года имел название «Дойчланд») Германского флота периода 3 Рейха (1933-1945 гг.). Исходя из вышеописанных данных, можно сделать предположение, что владелец кортика проходил службу именно на данном крейсере.
Похожие очертания корабля, которые отображены на клинке кортика, также имел тяжелый крейсер «Адмирал граф Шпее», но он был затоплен 17 декабря 1939 года у берегов Уругвая самой командой корабля (команда была интернирована) потому не совсем подходит дате исходя из доли вероятности.
Кортик был учрежден, как образец 20 апреля 1938 года, а выход крейсера «Адмирал граф Шпее» в море в свой последний поход состоялся в августе 1939 года, из чего можно сделать вывод, что следы износа не соответствуют.
Клеймо данной конфигурации, выполненное в технике трафаретного травления ставилось фирмой «Carl Eickhorn, Solingen» на полотнах клинков в период 1935-1941 гг., (точно такое же клеймо, выполненное в технике штампа датируется 1936-1941 гг.).
Морские офицерские кортики перестали выпускать в 1943 году, это обусловлено поражением немецкой армии под Сталинградом в этот период (2 февраля 1943 года).
После этой даты выпуск всего парадного оружия, ввиду дефицита промышленного сырья и производственных мощностей был прекращен.
Историческая справка:
Модель данного офицерского кортика была учрежден, как образец 20 апреля 1938 года.
Форма морского, немецкого офицерского кортика, образца 1938 года в целом воспроизводит предыдущие морские немецкие офицерские модели 1919, 1921 и 1929 гг., в свою очередь следовавших кайзеровскому образцу 1901 года.
Отличительными особенностями данной (последней) модели морского кортика являются навершие в виде имперского орла со сложенными крыльями и сжимающего в своих когтях дубовый венок (символ стойкости и мужества), в центре которого находится символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии — знак свастики.
Кригсмарине были сформированы 21 мая 1935 года.
Носился кортик на подвесе, который был прикреплен к ремню при помощи двух карабинов, с левой стороны униформы. К кортику также полагался темляк, обвитый вокруг его рукояти и навершия.
Кортик состоял на вооружение офицерского и унтер-офицерского состава, Военно-морского флота Германии, в период 1938-1945 гг. (до 8 мая 1945 года).
Фотографии офицерского и унтер-офицерского состава Кригсмарине, с морскими кортиками образца (модели) 1938 года.
Историческая справка:
Тяжелый крейсер «Дойчланд» был введен в эксплуатацию 1 апреля 1933 года. В период 1936-1937 гг. неформально участвовал в боевых действиях в прибрежных водах Испании на стороне франкистов. В начале 1940 года тяжелый крейсер «Дойчланд» был переименован в «Лютцов» (в связи с продажей в СССР недостроенного тяжелого крейсера «Лютцов» в феврале 1940 года). В период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) крейсер участвовал в захвате Норвегии и в атаках на союзные конвои. 4 мая 1945 года при приближении советских войск поврежденный крейсер «Лютцов» был взорван своим собственным экипажем.
Фотография тяжелого крейсера «Лютцов» («Дойчланд») в море.
Фирма по производству холодного оружия «Carl Eickhorn, Solingen», была основана в 1865 году, в немецком городе Золингене (Земля Северный-Рейн Вестфалия), по регистрации в RZM (Reichszeugmeisterei – «Имперское управление снаряжения») имела номер М 7/66. Просуществовала до 1976 года.
Фотография предприятия фирмы «Carl Eickhorn, Solingen», в немецком городе Золингене (снимок был сделан в 1912 году).
Историческая справка:
Поставкой предметов вооружения в немецкую армию до и вовремя 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) занимались тысячи подрядчиков, производивших оружие. Скорость и качество таких заказов по КПД было крайне высоко.
Благодаря именно многочисленным частным производителям, Германия смогла быстро перевооружиться после 1 Мировой войны (1914-1918 гг.) в течение 1935-1939 гг., в том числе и предметами парадного короткоклинкового холодного оружия.
Атрибуция морского кортика, выполнена на основании визуального обследования предмета, с демонтажем его эфеса.
Данный образец немецкого холодного оружия, представляет историческую и художественную ценность, музейного значения, является предметом коллекционирования и собирания немецкого антикварного холодного оружия, а также предметом трофея союзных войск периода 2 Мировой войны 1939-1945 гг. (СССР, США, Великобритания и других стран). Является объектом военного антиквариата.
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — кортик морской офицерский, парадно-выходной, строевой, для офицерского и унтер-офицерского состава Военно-морского флота Германии (оригинальное название рода войск на немецком языке; Kriegsmarine, Кригсмарине – военный флот), Вооруженных сил Вермахта (оригинальное название на немецком языке Wehrmacht; от двух составляющих Wehr – оборона, Macht – власть) образца (модели) 1938 года, с ремнем и подвесом, Германии, периода 3 Рейха (1933-1945 гг.), немецкого производственного изготовления кортика, оружейной фирмы по изготовлению холодного оружия «Carl Eickhorn, Solingen» («Карл Айкхорн», в городе Золингене, Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска около 1940 года, немецкого производственного изготовления ремня и подвеса кортика, фирмы «Фридрих Линден», в городе Люденшайде («Friedrich Linden, Ludenscheid»; Земля Северный Рейн-Вестфалия), выпуска 1940 года, принадлежавший старшему офицеру с тяжелого крейсера «Лютцов» (до 1940 года имел название «Дойчланд»), периода 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) — признается культурной ценностью.
Цена: продано.
Купить