Waterloo

Антикварный магазин

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(916) 349-40-20

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Кортик парадный, офицерского и унтер-офицерского состава Кригсмарине образца 1938 года. Принадлежал офицеру с тяжелого крейсера «Лютцов».

Описание:

Кортик парадный, офицерского и унтер-офицерского состава Военно-морского флота Германии (немецкий язык; Kriegsmarine, Кригсмарине – военный флот) Вооруженных сил Вермахта (оригинальное название на немецком языке Wehrmacht; от двух составляющих Wehr – оборона, Macht – власть) образца (модели) 1938 года.

Германия, период 3 Рейха (1933-1945 гг.). Вторая Мировая война (1939-1945 гг.).

Производственное изготовление кортика оружейной фирмы по изготовлению холодного оружия «Айкхорн Карл», в городе Золингене («Carl Eickhorn, Solingen», Земля Северный Рейн-Вестфалия) около 1940 года.

Производственный выпуск ремня и подвеса фирмы «Фридрих Линден», в городе Люденшайде («Friedrich Linden, Ludenscheid»; Земля Северный Рейн-Вестфалия) 1940 год.

Предположительно данный морской кортик мог принадлежать старшему офицеру с тяжелого крейсера «Лютцов» (до 1940 года имел название «Дойчланд»).

Оригинал, подлинник.

Экспертное заключение.

Размеры:

Общая длина (в ножнах) – 408 мм.
Длина клинка с рукоятью – 375 мм.
Длина клинка без рукояти – 251 мм.

Ширина клинка у основания (пята) – 18 мм.
Длина ножен – 285 мм.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, никелирование, латунь, пластмасса, пайка, резьба, волочение, трафаретное травление, золочение, алюминий, ткань, бархат.

Сохранность: следы износа (отсутствие торцевого винта на ножнах, царапины, оксидные процессы, утеря амортизирующего ограничителя на клинке, разрывы ткани на ремне).

Был произведен демонтаж эфеса.

Описание кортика:

Клинок кортика стальной, с закалкой, ромбический в сечении, с сужением на конечную часть с ланцетовидным окончанием, двудольный (с обеих сторон), пята (рикассо) в виде прямоугольной площадки.

С левой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие изображения, сделанные в технике трафаретного травления и позолоты: идущего по волнам немецкого крейсера (по флагу, изображение стилизованно), производственного клейма в виде сидящей влево белки с опущенным мечом в передних лапах и надписи на немецком языке: ORIGINAL. EICKHORN SOLINGEN (русский перевод; ОРИГИНАЛ. АЙКХОРН ЗОЛИНГЕН). В районе пяты также можно наблюдать «язык» кнопочного фиксатора.

С правой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие изображения, сделанные в технике трафаретного травления и позолоты: растительного орнамента, морского якоря обвитого канатом, в центре которого располагается германский имперский орел с опущенными крыльями, сжимающего в своих когтях символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии — свастику, изображение промышленных объектов (зданий) с идущим от них дымом (предположительно часть строений оружейного предприятия Карл Айкхорна в городе Золингене).

Хвостовик клинка прямоугольный, округлый в окончании, с винтовой резьбой на конце. В средней части детали можно наблюдать пластину «языка» кнопочного фиксатора с клепкой (латунь). Вся площадь поверхности оксидирована в ржавчины.

Клинок такой конфигурации предполагал колющие действия.

Рукоять кортика состоит из четырех частей.

1. Латунного перекрестия с округлыми завершениями. На лицевой и тыльной стороне детали в прямоугольных картушах изображения наклоненных морских якорей, обвитых канатами. Также с тыльной стороны элемента можно наблюдать кнопочный фиксатор.

2. Латунной ограничительной пластины со сквозным отверстием.

3. Латунного навершия в виде германского имперского орла с опущенными крыльями, сжимающего в своих когтях дубовый венок (символ стойкости и мужества), в центре которого находится символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии — свастика. Во внутренней части детали прослеживается отверстие с резьбой (для соединения с хвостовиком клинка).

4. Пластмассовой рукояти светлого цвета. На детали прослеживаются углубления в виде борозд, уходящих по спирали с пропущенной в них двойной крученой латунной проволоки (для лучшего удержания рукояти в руке).

Ножны кортика состоит из четырех частей:

  1. Латунной основы ножен с наконечником (отдельно стоящий элемент, припаян позже к основе). Поверхность детали покрыта орнаментом в виде молний, а также орнаментом растительно-геометрического характера.
  2. Латунной втулки устья с одним крепежным винтом (один утерян).
  3. Верхней обоймицы, с ушком и кольцом для подвеса. Элементы изготовлены из латуни. Обоймица выполнена в виде листьев с желудями.
  4. Нижней обоймицы, с ушком и кольцом для подвеса. Элементы изготовлены из латуни. Обоймица выполнена в виде листьев с желудями.

Ремень с двумя подвесами: выполнены из позолоченного алюминия, ткани и бархата. Декор поясного набора и пряжек подвеса оформлен в виде голов львов. На лицевой стороне пряжки изображение морского якоря, обвитого канатом в обрамлении лаврового венка героев-победителей. На тыльной стороне детали визуально наблюдается производственное клеймо — латинские буквы, заключенные в круг FLL (Friedrich Linden, Ludenscheid) и дата — 1940 год.

Кортик и ремень с подвесами имеют следы износа, и чего можно сделать вывод, что предметы долго эксплуатировались. Следы ржавчины на полотне клинка кортика указывают, что предмет явно соприкасался с морским воздухом, то есть возможно долгое время находился на корабле.

Вывод экспертизы:

Кортик можно идентифицировать с парадным кортиком офицерского и унтер-офицерского состава Военно-морского флота Германии (Кригсмарине) образца (модели) 1938 года, изготовления оружейной фирмы по изготовлению холодного оружия «Айкхорн Карл», в городе Золингене («Carl Eickhorn, Solingen», Земля Северный Рейн-Вестфалия) около 1940 года.

Дата обусловлена по клейму на пряжке ремня (кортик и ремень с подвесами имеют практически одинаковый износ, и с большой долей вероятности являются одним общим комплектом, хотя не исключен и другой вариант).

Ремень с двумя подвесами можно идентифицировать как морской ремень для ношения кортика офицерским и унтер-офицерским составом Военно-морского флота Германии (Кригсмарине). Производственное изготовление можно отнести (по клейму на пряжке) к фирме «Фридрих Линден», в городе Люденшайде («Friedrich Linden, Ludenscheid»; Земля Северный Рейн-Вестфалия). Дата изготовления 1940 год.

Судя по нестандартным изображениям на полотне клинка, а также используемую технику золочения (обычно на кортиках Кригсмарине изображения якорей без свастики и морских чудовищ без золочения) можно сделать вывод, что данный кортик был выполнен на заказ, и принадлежал, возможно, старшему офицеру Военно-морского флота Германии.

Что касается изображения крейсера на полотне клинка, то по его очертаниям его можно отнести к тяжелому крейсеру «Лютцов» (до 1940 года имел название «Дойчланд») Германского флота периода 3 Рейха (1933-1945 гг.). Исходя из вышеописанных данных, можно сделать предположение, что владелец кортика проходил службу именно на данном крейсере.

Похожие очертания корабля, которые отображены на клинке кортика, также имел тяжелый крейсер «Адмирал граф Шпее», но он был затоплен 17 декабря 1939 года у берегов Уругвая самой командой корабля (команда была интернирована) потому не совсем подходит дате исходя из доли вероятности.

Кортик был учрежден, как образец 20 апреля 1938 года, а выход крейсера «Адмирал граф Шпее» в море в свой последний поход состоялся в августе 1939 года, из чего можно сделать вывод, что следы износа не соответствуют.

Историческая справка:

Тяжелый крейсер «Дойчланд» был введен в эксплуатацию 1 апреля 1933 года. В период 1936-1937 гг. неформально участвовал в боевых действиях в прибрежных водах Испании на стороне франкистов. В начале 1940 года тяжелый крейсер «Дойчланд» был переименован в «Лютцов» (в связи с продажей в СССР недостроенного тяжелого крейсера «Лютцов» в феврале 1940 года). В период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) крейсер участвовал в захвате Норвегии и в атаках на союзные конвои. 4 мая 1945 года при приближении советских войск поврежденный крейсер «Лютцов» был взорван своим собственным экипажем.

Фотография тяжелого крейсера «Лютцов» («Дойчланд») в море.

Фирма по производству холодного оружия «Carl Eickhorn, Solingen», была основана в 1865 году, по регистрации в RZM (Reichszeugmeisterei – «Имперское управление снаряжения») имела номер М 7/66. Предприятие просуществовало до 1976 года.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — кортик парадный, офицерского и унтер-офицерского состава Военно-морского флота Германии, образца 1938 года, с подвесом и ремнем — признается культурной ценностью.

Цена: продано.

Купить