Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Шпага с клинком эспадронного типа чиновников офицерского класса Императорско-Королевского Генерального Управления Государственных Железных Дорог и Императорско-Королевского Министерства Железных Дорог, образца 1890 года. Австро-венгерская империя. Производственное изготовление 1890-1900 гг.

Описание:

Шпага с клинком эспадронного типа чиновников офицерского класса Императорско-Королевского Генерального Управления Государственных Железных Дорог и Императорско-Королевского Министерства Железных Дорог, образца (модели) 1890 года. Австро-венгерская империя.

Производственное изготовление клинка 1890-1900 гг. немецкой оружейной фирмы Роберта Гермеса в городе Золингене («Robert Hermes, Solingen»; Земля Северный Рейн-Вестфалия). Изготовление эфеса и ножен относятся к австро-венгерскому производственному выпуску 1890-1900 гг.

Время правления императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I (1848-1916 гг.).

Оригинал. Подлинник.

Подарочная упаковка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии. Отличный подарок мужчине!

Экспертное заключение.

Размеры:

Общая длина – 942 мм.
Длина клинка с рукоятью – 906 мм.
Длина клинка без рукояти – 760 мм.
Ширина клинка у пяты – 22 мм.
Длина ножен – 798 мм.

Толщина обуха у основания – 6 мм.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, латунь, резьба, олово, пайка, позолота, штамп, литье, черная краска, клей.

Сохранность: общий износ, оксидные процессы на полотне клинка в виде раковин, отсутствие кожаного или тканевого ограничителя у основания клинка, утрата обмотки (проволоки) на рукояти эфеса, частичная утрата черной краски на основе ножен, а так же ее подтеки на тыльной стороне детали. Практически полная утрата слоя позолоты на латунных частях эфеса и ножен (слой позолоты сохранился только на труднодоступных периферийных участках, в углублениях). Забоины, царапины.

Демонтаж эфеса не производился.

Описание шпаги:

Клинок.

Клинок шпаги стальной, кованый, с дальнейшей закалкой, прямой, с тупым обухом в основной части и обоюдоострым завершением в оконечной части. Нижняя кромка лезвия имеет слабовыраженную заточку. Острие имеет ланцетовидную форму. Дол средней величины, обоюдосторонний (для облегчения веса конструкции). Пята (рикассо) имеет прямоугольную площадку (обоюдосторонняя), с двумя округлыми скосами по направлению к оконечности клинка. На левой стороне пяты выбитое с помощью штампа клеймо на немецком языке (наполовину стертого оттиска) ROBERT HERMES SOLINGEN (русский перевод; Роберт Гермес, Золинген).

На протяжении всей площади полотна клинка наблюдаются очаговые коррозийные процессы в виде раковин (получены вследствие плохого хранения, на данный момент локализованы). Полотно клинка имеет кривизну по направления во второй части полотна клинка (частое явление для тонких клинков на то время). Хвостовик клинка «скрыт» под деталями эфеса.

По своим боевым свойствам клинок (в комплекте с рукоятью) был предназначен для нанесения колющих ударов, в меньшей степени для рубящих ударов.

Эфес.

Эфес шпаги изготовлен из латуни с остатками позолоты (на труднодоступных периферийных участках), состоит из пяти частей:

1. Монолитных перекрестия и защитной дужки, оформленных в растительном и геометрическом орнаменте, а также в стилизации животного мира рептилий, состоящего из двух голов змей с их обвитыми туловищами. На лицевой части перекрестия, в центральной его части, в квадратном щитке визуально наблюдается изображение, состоящее из крылатого шлема древнегреческого бога Гермеса (бог торговли и путешествий). Учитывая данное изображение, можно интерпретировать вышеперечисленный сюжет из двух переплетенных змей, как жезл кудуцей (неотъемлемый атрибут бога Гермеса). На оборотной части перекрестия имеется аналогичный квадратный щиток, но без каких-либо изображений. Перекрестие и защитная дужка были предназначены для защиты руки владельца от клинка противника.

2. Округлого щитка с изображением атрибутики имперской австро-венгерской железной дороги, состоящей из железнодорожного колеса и двух крыльев, а также императорской австро-венгерской короны. Композиция обрамлена растительным орнаментом. В данном случае щиток имеет декоративное назначение, но, по сути, мог являться элементом блокировки удара клинка противника.

3. Рукояти с углубленными желобами «уходящих» по спирали. Рукоять такой формы обеспечивало более надежное удержания эфеса в руке, за счет большего трения, но в данном случае эта особенность детали «играет» декоративное назначение.

4 и 5. Навершие и ограничительную втулку эфеса можно рассматривать, как единую деталь, так как они между собой спаяны оловянным припоем. Первоначально это были отдельностоящие детали, но спустя какое-то время владелец предмета решил их зафиксировать вместе. Причина состоит в том, что округлое навершие, с внутренней резьбой было предназначено для навинчивания на хвостовик клинка (с целью фиксации всей конструкции шпаги), который также имел резьбу (наружную), в какой-то момент резьба была «сорвана» и владелец шпаги решил данный дефект устранить с помощью пайки. Декор навершия состоит из линейного, точечного, пунктирного и кругового орнамента. Декор ограничительной втулки имеет растительную орнаментацию. Последний вышеперечисленный элемент был предназначен для формирования прямого угла всей конструкции эфеса.

Ножны.

Ножны шпаги состоят из четырех частей:

1. Стальной основы выкрашенной краской черного цвета.

2. Латунного устья. На лицевой стороне детали можно наблюдать сюжетную композицию, состоящую из извилистого железнодорожного полотна в обрамление растительного орнамента, железнодорожного колеса и пары крыльев. Дополнительный декор состоит из вертикальных линий. На тыльной стороне элемента можно наблюдать отверстие под скобой для ремня портупейной перевязи. Крепеж скобы к устью осуществлен при помощи оловянного припоя.

3. Латунной обоймицы с портупейным кольцом. На лицевой стороне детали можно наблюдать сюжетную композицию, состоящую из железнодорожного колеса и пары крыльев. Дополнительный декор состоит из горизонтальных линий (включая и тыльную сторону элемента). Крепеж кольца к обоймице осуществлен при помощи оловянного припоя. 

4. Наконечника ножен, изготовленного из латуни, с подковообразной скобой (также латунь; элемент был предназначен для защиты более тонких стенок наконечника ножен от порчи). На торцевых частях детали просматриваются многочисленные забоины (следы ношения). На лицевой стороне детали можно наблюдать сюжетную композицию, состоящую из извилистого железнодорожного полотна в обрамление растительного орнамента, железнодорожного колеса и пары крыльев. Дополнительный декор состоит из линий в виде незаконченной рамки.

Прибор ножен был прикреплен к основе ножен при помощи клей.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать со шпагой с клинком эспадронного типа, чиновников офицерского класса Императорско-Королевского Генерального Управления Государственных Железных Дорог (1884-1896 гг.) и Императорско-Королевского Министерства Железных Дорог (1896-1918 гг.), образца 1890 года, Австро-венгерской империи. Шпага предназначалась к ношению как в повседневной жизни, при исполнении своих прямых служебных обязанностей, так и при парадном построение. Датировочное обозначение изготовления шпаги, можно поставить исходя из клейма производителя на пяте полотна клинка; фирма Роберта Гермеса в городе Золингене (Германия) существовала в период 1880-1900 гг. Следовательно, методом исключения дата выпуска изделия определяется в рамках 1890-1900 гг. Изготовление эфеса и ножен относятся к местному австро-венгерскому производственному выпуску 1890-1900 гг.

Примечание:

Фамилия производителя клинка Гермес совпадает с древнегреческим богом Гермесом, атрибуты которого указаны на эфесе шпаги. Предположительно, что так выбор австро-венгерского заказчика был не случайным.

Историческая справка:

Образец данной шпаги, а именно с имперской короной на щитке просуществовал до 31 октября 1918 года (в связи с распадом Австро-Венгерской империи). После этой даты служащие железной дороги Австрии и Венгрии все же продолжали носить данный образец шпаги, но без щитка с имперской атрибутикой (вплоть до 1945 года).

Фотография чиновника австро-венгерской железной дороги с австро-венгерской железнодорожной шпагой, образца (модели) 1890 года.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет  шпага с клинком эспадронного типа, чиновников офицерского класса Императорско-Королевского Генерального Управления Государственных Железных Дорог и Императорско-Королевского Министерства Железных Дорог, образца 1890 года, Австро-венгерской империи и производственного изготовления 1890-1900 гг. — признается культурной ценностью.

Цена: 200.000 р.

Купить