Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Сабля офицерская морская, Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), образца (модели) 1827 года (оригинальное название оружия на английском языке; 1827 pattern naval officer’s sword). Англия. Великобритания. Британская империя. Британское производственное изготовление, выпуска 1827-30-е гг. XIX века. Время правления короля Великобритании Георга IV (1820-1830 гг.) и королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.).

Описание:

Сабля офицерская морская, Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), образца (модели) 1827 года (оригинальное название оружия на английском языке; 1827 pattern naval officer’s sword).

Англия. Великобритания. Британская империя.

Британское производственное изготовление, выпуска 1827-30-е гг. XIX века.

Время правления короля Великобритании Георга IV (1820-1830 гг.) и королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.).

Оригинал. Подлинник.

Подарочная упаковка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии. 

Экспертное заключение.

Размеры:

Длина клинка с рукоятью – 911 мм.
Длина клинка без рукояти – 765 мм.
Ширина клинка у пяты – 27 мм.
Ширина елмани – 798 мм.

Толщина обуха у основания – 6 мм.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, латунь, позолота, дерево, акулья кожа, литье, ткань, гравировка, воронение, волочение, железо, пайка.

Сохранность: хорошая, общий износ, отсутствие ножен, оксидные процессы на полотне клинка в виде темных пятен, утрата части позолоты и потертость синего воронения, утрата кожаного ремешка на эфесе, забоина, царапины.

Демонтаж эфеса не производился.

Описание сабли:

Клинок.

Клинок сабли стальной, кованый, с дальнейшей закалкой, с незначительным изгибом полотна, с овальным, так называемом «трубчатым обухом», переходящим в дальнейшем в центральное ребро жесткости по направлению к острию. Нижняя рубящая и режущая кромка имеет острую заточку на протяжении всей ее длины. Верхняя рубящая и режущая часть на внешней стороне в окончание клинка, так называемая елмань, также имеет острою заточку.

Острие имеет листовидную форму. Пята (рикассо) не выражена. На протяжении всей длинны полотна клинка визуально наблюдаются оксидные процессы в виде темных пятен. С левой и правой стороны полотна клинка имеются композиционные группы, занимающие площадь 40-45 % от общей его длинны (в начальной части полотна) выполненные в технике гравировки, позолоты и воронения синего цвета.

Примечание:

Слой позолоты и воронения был предназначен для защиты металла от коррозии. Обычно его наносили в первой, начальной части клинка, которая не была предназначена для ударно-колюще-режущего воздействия.

С правой стороны полотна клинка представлены следующие изображения: композиции растительного и геометрического орнамента, изображение герба Соединенного Королевства состоящего изо льва (символ Англии) и опоясанного цепь единорога (символ Шотландии; цепь не видна), гербового щита с мало заметными обозначениями в обрамлении ленты с надписью на французском языке HONI . SOIT . QUI . MAL . Y . PENSE (русский перевод; ДА БУДЕТ СТЫДНО ТОМУ, КТО ДУРНО ОБ ЭТОМ ПОДУМАЕТ) означающая девиз рыцарей Ордена Подвязки учрежденный английским королем Эдуардом III (1327-1377 гг.) 23 апреля 1348 года. Герб венчает королевская корона эдвардианского типа.

С левой стороны полотна клинка представлены следующие изображения: композиции растительного и геометрического орнамента, изображение морского якоря и королевской короны эдвардианского типа.

В районе пяты полотна клинка можно наблюдать надетую на клинок и прилегающую к эфесу амортизирующую прокладку из ткани красного цвета (при вкладывании клинка в ножны мягкая по своим свойствам деталь гасит ударное воздействие обеих металлических частей, тем самым предотвращая износ материала и не нужный звон).

Примечание:

По своим боевым свойствам клинок был предназначен для нанесения колющих действий, а также двухсторонних рубящих и режущих ударов (последняя функция в меньшей степени).

Эфес.

Эфес сабли выполнен из латуни с позолотой, дерева, кожи акулы, медной проволоки, железа и красной ткани, состоит из пяти частей:

1. Монолитной защитной чашки и защитной дужки изготовленных из латуни, с остатками позолоты. Деталь имеет декор из округлых линий и зернистого орнамента. В центральной части защитной чашки, в овальном круге, изображение морского якоря обвитого канатом и увенчанного королевской короной эдвардианского типа. В конце защитной дужки имеется овальное отверстие для темляка (петлеобразный шнур, помогающий удержанию в руке холодного оружия в случае его падение).

В нижней части защитной чашки визуально наблюдается выступающий вниз каплевидный отросток. С ее тыльной стороны просматриваются два выступающих крепежных паза (для соединения с откидным щитком эфеса). Защитная чашка и защитная дужка были предназначены для защиты руки владельца от клинка противника. Каплевидный отросток был предназначенный для «ловли» клинкового оружия противника на перекрестие.

2. Защитного щитка изготовленного из латуни, с остатками позолоты и железного крепежного штыря. Декор щитка на его лицевой стороне состоит из округлых линий и зернистого орнамента, его тыльная сторона гладкая. В верхней части защитного щитка визуально наблюдаются три выступающих паза для соединения с защитной чашкой эфеса. Связующим звеном в данном соединении является железный, округлый штырь. 

Режим щитка делится на два положения, при опущенном строевом (повседневном) режиме (при плотном прилегающем щитке к ткани мундира создается эффект меньшего трения ткани и ее износа) и поднятом боевом режиме, который был предназначен для защиты руки от клинка противника. В данный момент фиксации щитка, которая первоначально была предусмотрена в натяг, имеет люфт, вследствие прошедшего времени.

Фотографии положения щитка, при строевом (повседневном) и боевом режиме.

3. Деревянной рукояти, обтянутой шероховатой кожей акулы светлого цвета, с шестью желобами, которую в свою очередь обтягивает по данным углублениям трехрядная крученная и дротовая проволока изготовленная из меди. Шероховатость акульей кожи, выступы за счет углублений и обмотка из проволоки в комплексе обеспечивало более надежное удержание эфеса в руке, за счет большего трения.

4. Ограничительной втулки, с линейным орнаментом, изготовленной из латуни, с остатками позолоты. Деталь предназначалась для фиксации планки эфеса, а также играла роль в формирование его прямого угла. С боковой части втулки просматривается припаянное к ней кольцо, которое было предназначено для кожаного ремешка (ремешок надевался на указательный палец руки; для лучшего удержания эфеса).

5. Пятигранной планки и навершия в виде головы и гривы льва, изготовленных из латуни, с остатками позолоты. Навершие с планкой является связующим звеном в завершение фиксации всех деталей эфеса. В пасти льва располагается ответвление от защитной дужки, с отверстием, которое надето на хвостовик клинка (данная конструктивная особенность визуально не наблюдается).

В верхней части навершия можно наблюдать заклепанный хвостовик клинка вследствие ударного воздействия (окончательная фиксация). Также существует дополнительный крепеж, в пасти льва, в виде железного штыря, фиксирующий навершие и защитную дужку (скорее всего, эта особенность, была лишь дополнением в фиксации, не предусмотренная общей производственной сборкой).

Расположение темляка на аналогичной сабле (британская морская офицерская сабля образца 1827/1846 гг.).

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с морской офицерской саблей Королевского (Британского) флота, образца 1827 года, производственного изготовления 1827-30-е гг. XIX века. Сабля предназначалась к ношению как в повседневной жизни при исполнении своих прямых служебных обязанностей, так и при парадном построение, а также была применима при боевой обстановке.

Историческая справка:

Данная модель морской британской офицерской сабли образца 1827 года, просуществовала до 1846 года, пока ее не заменил новый образец сабли 1827/1846 гг. В сабле заменили «трубчатый клинок» с елманью на более простой клинок, без выше перечисленных конструктивных особенностей. Немалую роль в этой замене сыграла оружейная компания Генри Уилкиносона, которая хотела «вытащить» на рынок свою продукцию. Клинок образца 1827 года представитель фирмы Генри Уилкиносона Джон Лэзем объявил, что оружие является только колющим, с весьма сомнительными рябящими характеристиками.

Исходя из представленного на экспертизу образца, можно сказать, что клинок имеет отличные характеристики при уколе и хорошие характеристики при рубке. Полотно клинка, а вернее сабля в общем комплекте, имеет довольно незначительную длину, что очень важно для тесного, абордажного морского боя.

Синее воронение, которое было так модно на холодном оружие в последней четверти XVIII века по 1815 год, на данном образце сабли встречается довольно редко. После 1840 года вороненый узор на саблях пропадает окончательно.

После 1815 года в Великобритании долгое время не производили новое холодное оружие, после кровопролитных Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) его было слишком много.

Изображение лейтенанта — клерка (оригинальное название на английском языке clerk; русский перевод военный писарь) Королевского флота с офицерской британской морской саблей образца 1827 года (английская литография 1829 года).

Капитан Британского Королевского флота Уильям Хатчин (1797-1878 гг.) с офицерской британской морской саблей образца 1827 года (портрет  неизвестного английского художника, написанный автором возможно около 1856 года).

Примечание:

В настоящее время британская офицерская, боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца (модели) 1827/1846/1929 гг., по-прежнему выпускается, на предприятии британской компании «Pooley Sword Limited» («Мечи Пули Лиметед (ООО)», компания располагается по адресу, Англия, графство Западный Суссекс, в городе Шорхэм-бай-Си, Хайд-Даун, дом 1 а).

Исторический экскурс из истории Королевского (Британского) флота.

Флаг Королевского флота Великобритании.

Первые прототипы британского флота появились еще во времена англо-саксонских королевств в VI-IX вв. Но официальной датой создания британского флота считается время правления короля Уэссекса Альфреда Великого (881-899 гг.), создавшего более-менее боеспособный флот, который мог не только давать отпор набегам датских викингов, но и также топить их корабли.

В XII-XV веках английский флот в основной своей массе состоял из зафрахтованных или конфискованных торговых судов, на которых в дальнейшем строились надстройки для лучников и латников. Обычно корабли сходились в абордажном столкновении, и исход сражения обычно решало численное преимущество, а в некоторых случаях и высота надстройки судов. Пушки использовались редко.

При короле Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547 гг.) английский флот уже значительно вырос и стал называться королевским (с 1546 года; оригинальное название на английском языке; Royal Navy). В начале правления короля Генриха VIII его флот насчитывал всего 5 кораблей, но после издания Королевского указа о его увеличении (за счет денежных средств с нововведенным сбором пошлин на импорт и продаж монастырей) численность флота на 1514 год была доведена до 30 боевых судов, включая и два знаменитых корабля «Питер Помигрэнит» и «Мэри Роуз» (корабли выделялись среди общей массы своим большим водоизмещением и существенным арсеналом пушек). Часть кораблей была переделана из торговых судов.

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Мэри Роуз». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в 1511 году. Был потоплен в бою 19 июля 1545 года. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Питер Помигрэнит». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в том же году. Последние сведения о корабле относятся к 1558 году. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

К моменту смерти Генриха VIII в 1547 году его флот официально насчитывал уже 58 боевых кораблей. При дочери Генриха VIII королеве Елизавете I (1558-1603 гг.), в 1588 году английский флот уже мог соперничать с испанским флотом и смог разгромить мощную испанскую эскадру под названием «Непобедимая Армада» (на тот момент испанский флот считался лучшим в мире). После этого Англия постепенно отбирает у Испании право называться «Главной морской державой», а сама приобретает название «Владычица морей».

В 1660 году при короле Карле II (1660-1685 гг.) английский флот реформируется как род войск, а к названиям кораблей присоединяется префикс Его (Ее) Величества (оригинальное название на английском языке; His or Her Majesty’s Ship, сокращенно HMS). После объединения в 1707 году Англии и Шотландии в одно общее королевство, флот получает неофициальный префикс «Британский».

Расцвет Королевского флота приходится на эпоху Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) когда Британские военно-морские силы почти полностью контролировали основные морские магистрали, а в 1803 году помешали планам первого консула Франции Наполеону Бонапарту (1799-1804 гг.) высадить морской десант в Англию. Кульминацией в этих войнах стала победа Королевского флота под командованием вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (годы жизни; 1758-1805 гг.) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года над объединенным французско-испанским флотом, где британцы не потеряли ни одного корабля, а их противники 21 боевое судно. Невозвратные людские потери у британского флота составили в 3 раза меньше, чем у проигравшей стороны, но среди британцев оказался и сам лорд Нельсон.

Битва при Трафальгаре (21 октября 1805 года) с картины английского художника Кларксона Фредерика Стэнфильда (род. 1793-умер 1867 гг.) написана им в 1836 году.

Картина с изображением ранения вице-адмирала Горацио Нельсона в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года (картина написана британским художником Денисом Дайтоном (годы жизни; 1792-1827 гг.) в 1825 году).

В Крымскую войну (1853-1856 гг.) Королевский флот уже имел в своем оснащении комбинированные парусно-паровые суда, которые впоследствии стали покрывать слоем листового железа. Первый такой корабль под названием «Уорриор» (английский язык; HMS Warrior) сошел со стапелей лондонской верфи 29 декабря 1860 года и был полностью бронированным — броненосец (первый в мире броненосец построили французы, который был спущен всего за год до первого британского броненосца). Второй британский броненосец был спущен на воду 27 февраля 1861 года, под названием «Чёрный Принц» (официальное название на английском языке; HMS Prince). Оба корабля имели по 40 орудий на своем борту, часть из которых была с новыми затворными механизмами. С 1 февраля 1901 года британцы приступили к строительству первых подводных лодок.

В 1 Мировую войну (1914-1918 гг.) Королевский флот нес тяжелые потери, но в большинстве морских сражений все-таки одерживал тактические и боевые победы над своими противниками. В 1914 году основывается Королевская военно-морская авиация (английский язык; Royal Naval Air Service).

В начале 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) Королевский флот участвовал в знаменитой эвакуации французских, британских, канадских и бельгийских союзных войск из осажденного немецкими войсками Дюнкерка (с 26 мая — 4 июня 1940 года). Совместными усилиями с гражданским населением Великобритании, при помощи их торговых и рыболовецких судов, а также прогулочных яхт (всего около 920 боевых кораблей и судов) Королевский флот вывез из Франции в Соединенное Королевство 338.226 солдат и офицеров союзных войск, не оставив на берегу ни единого человека.

Способность к объединению и самопожертвованию британцев, а также их гордость и умение принимать самостоятельные решения в трудную минуту премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1940-1945 гг. и 1951-1955 гг.) назвал «Духом Дюнкерка».

Фотография эвакуации Британского Экспедиционного Корпуса из Дюнкерка, на эсминце Британского Королевского флота, который готовится уйти в порт Дувра (снимок был сделан в 31 мая 1940 года; период 2 Мировой войны 1939-1945 гг.).

В 1941 году 27 мая Британский Королевский флот затопил в Северной Атлантике знаменитый немецкий линкор «Бисмарк», известный своими большими размерами (третий по величине в классе линкоров после японского «Ямато» и американского «Айова»). Королевский флот активно участвовал в Североатлантических транспортных конвоях с военными и промышленными грузами направленных на помощь СССР. Также Королевский флот активно и успешно участвовал «в подводной войне» против немецких субмарин.

В настоящее время Королевский флот Великобритании входит в состав Военно-морской службы Ее Величества (английский язык; Her Majesty’s Naval Service) Британских Вооруженных Сил (английский язык; British Armed Forces) и имеет в своем составе 87 боевых кораблей.

Статью написал аттестованный эксперт, Министерством Культуры РФ, военный историк, Корниенко Александр Александрович. 15. марта. 2012 года, город Москва.

Офицерская морская сабля, является, безусловно, интересным образцом британского холодного оружия, имеет большую историко-культурную и музейную ценность. Является объектом коллекционирования антикварного холодного оружия.

Атрибуция сабли выполнена на основании визуального обследования предмета, без полного либо частичного его демонтажа.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — сабля офицерская морская, Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), образца (модели) 1827 года (оригинальное название оружия на английском языке; 1827 pattern naval officer’s sword), Англии, Великобритании, Британской империи, британского производственного изготовления, выпуска 1827-30-е гг. XIX века, времени правления короля Великобритании Георга IV (1820-1830 гг.) и королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.) — признается культурной ценностью.

Цена: продано.

Купить