Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Кинжал кавказский, парадный, боевой, типа «Кама» с золотой инкрустацией. Производственное изготовление дагестанского мастера-оружейника, Хаджи (Гаджи) Исмаила, конца XIX — начала XX вв. Дагестанская область. Российская империя. Время правления императора Всероссийского Николая II (1894-1917 гг.).

Описание:

Кинжал кавказский, парадный, боевой, типа «Кама». Производственное изготовление дагестанского мастера-оружейника, Хаджи (Гаджи) Исмаила, конца XIX — начала XX вв. Дагестанская область. Российская империя.

Время правления императора Всероссийского Николая II (1894-1917 гг.).

Подарочная коробка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертиза:

Размеры кинжала:

Общая длина в ножнах – 540 мм.
Длина клинка с рукоятью – 517 мм.
Длина клинка без рукояти – 395 мм.

Длина ножен – 420 мм.
Ширина клинка у пяты – 36 мм.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, чеканка, пайка, олово, техника ложной зерни, дерево, гравировка, моржовая и слоновья кость, клей, золотая и серебряная инкрустация, красная ткань, кожа, серебро, чернение, позолота, клей.

Сохранность: следы бытования (ношения), утрата фрагмента обтяжки на устье ножен, отсутствие подкинжального ножа в ножнах, деформация и скол острия клинка, утрата части ткани на ножнах, ослабление крепления верхней клепки на рукояти и крепления серебряной обтяжки ножен (лицевая часть). Частичная утрата слоя позолоты. Трещины в серебряной обтяжке ножен (лицевая сторона).

Описание кинжала:

Клинок:

Клинок кинжала стальной, кованый, с закалкой, обоюдоострый, четырехгранный, с ланцетовидным окончанием. В двух сторон полотна клинка прослеживаются асимметричные, смещенные от центра долы (долы были предназначены для облегчения конструкции клинка, асимметрия долов была произведена с целью наибольшего их углубления в полотно клинка, без «встречи» друг с другом). Выемка долов была произведена до термической обработки металла.

На ланцетовидном окончании клинка наблюдается деформация материала, а также скол незначительного части его фрагмента. Там же можно заметить и выемчатые углубления, полученные в результате термической обработки металла (закалка). Деформация окончания клинка и его скол были получены в результате механических действий.

Предположительно если термическая обработка прошла бы более успешно, то деформация и скол возможно бы отсутствовали. Также на полотне можно заметить округлые сколы и вдавления той же конфигурации в материал. Все данные особенности получены путем механического воздействия. С лицевой стороны полотна клинка можно наблюдать клеймо-мастера оружейника, написанное на арабском языке حاجي إسماعيل (русский перевод; Хаджи Исмаил). Надпись выполнена в технике инкрустацией золотом.

Клинок имеет отличную закалку, а также отличные боевые качества колющих, рубящих и режущих действий.

Рукоять:

Рукоять кинжала состоит их шести частей: стального хвостовика клинка, двух пластин из моржовой кости, двух серебряных заклепок и втулки изготовленной из серебра. Торцевые части хвостовика украшены точечным и цветочным орнаментом, выполненным в технике гравировки. Поверхность элемента имеет слой позолоты с частичной его утратой. Втулка рукояти изготовлена из серебра с применением техники черни, гравировки и ложной зерни.

Орнамент детали состоит из растительного декора (лицевая сторона). С лицевой и тыльной стороны деталь имеет два отверстия для соединения с нижней клепкой. Кроме вышеупомянутой функции элемент был предназначен для формирования прямой конструкции рукояти. Пластины рукояти изготовлены из кости моржа. Декор детали состоит из растительного, линейного, звездчатого и точечного орнамента выполненного в технике золотой и серебряной инкрустации (на фотографиях отчетливо видна серебряная проволока со следами ударного воздействия при забивке материала в пазы).

Две парные клепки изготовлены из серебра, с лицевой стороны имеют коническую округлую форму. Декор деталей состоит из растительного и точечного орнамента. Элементы имею следы техники черни. С тыльной стороны клепки имеет округлую форму, орнамент отсутствует. Фиксация деталей по отношению к общей конструкции рукояти произошла с помощью ударного воздействия.

Ножны:

Ножны в основе выполнены из двух склепных между собой деревянных пластин. Обтяжка деревянных частей в основной части состоит из серебряной фольги. Орнамент детали выполнен в технике чеканки и чернения.

Орнаментация элемента как тыльной, так и лицевой стороны состоит из растительного, звездчатого, линейного, точечного и зубчатого орнамента. С тыльной стороны визуально наблюдается отсек для подкинжального ножа, а также три крепежные клепки. В верхней части данной детали можно наблюдать подвесную обоймицу с отверстием для кожаного ремешка (присутствует).

На лицевой стороне ножен можно наблюдать две вмонтированные в основу пластины из слоновой кости. Орнаментация деталей состоит из растительного, линейного и звездчатого орнамента выполненная в технике золотой и серебряной инкрустации.

Наконечник ножен конической формы завершен шаровидным окончанием. Материал изготовления — серебро. Орнаментация детали выполнена в технике ложной зерни. Также следуют отметить остатки красной защитной ткани (защита от трения металлических частей) которая наблюдается на торце деревянных пластин, а также в отсеке для подкинжального ножа.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с кавказским, парадным, боевым кинжалом, типа «Кама», производственного изготовления дагестанского мастера-оружейника Хаджи (Гаджи) Исмаила, конца XIX — начала XX вв., Дагестанской области, Российской империи. С большей долей вероятностью можно предположить, что клинок данного кинжала был изготовлен в дагестанском селении Амузги, а прибор кинжала в дагестанском селении Кубачи (оба селения находились в Даргинском округе Дагестанской области).

Бесспорно, что представленный на экспертизу кинжал является редким и высокохудожественным изделием по сравнению с другой аналогичной продукцией короткоклинкового оружия кавказского региона. На тот момент, когда он был изготовлен, можно предположить что кинжал принадлежал знатному лицу из горцев Кавказа или мог принадлежать высокопоставленному офицеру Русской Императорской Армии.

Фотография селения Амузги с высоты птичьего полета в настоящее время.

Фотография наместника России на Кавказе Великого Князя Михаила Николаевича (1846-1909 гг.) с кавказским кинжалом типа Кама».

Атрибуция выполнена на основании визуального обследования предмета, без полного либо частичного его демонтажа.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет – кинжал кавказский, парадный, боевой, типа «Кама», производственного изготовления дагестанского мастера-оружейника Хаджи (Гаджи) Исмаила, конца XIX — начала XX вв., Дагестанской области, Российской империи – признаётся культурной ценностью.

Цена: продано.

Купить