Waterloo

Антикварный магазин

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(916) 349-40-20

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Статья А. В. Толстых, «Японские кузнецы Этидзен Сигэтака». Работа опубликована в журнале «Клинок» за № 38, октябрь 2020 года.

Описание:

Статья А. В. Толстых, «Японские кузнецы Этидзен Сигэтака». Работа опубликована в журнале «Клинок» за № 38, октябрь 2020 года.

Фотография автора публикации, А. В. Толстых.

Краткая историческая справка:

А. В. Толстых — историк, искусствовед, эксперт по культурным ценностям Минкультуры России, эксперт Национальной ассоциации оружейных экспертов, член NTHK (Токио), член NBTHK (Токио).

Статья:

Японские оружейники Сигэтака из земель Этидзэн известны начиная с правления первых сёгунов дома Токугава[1] и вплоть до заката правящей династии в XIX столетии. К сожалению, упоминания о них в японских источниках не многочисленны, а в англоязычной литературе единичны.

Коллекционеры и ценители восточного искусства, в частности в России, не редко встречаются с произведениями упомянутых кузнецов, и при наличии большого объёма общих сведений о японском оружии, сталкиваются с отсутствием данных конкретно об этих мастерах.

Данная статья о Сигэтака подготовлена по итогам анализа обширного теоретического материала и много лет ней практической экспертной работы. Собранная и изложеная в статье информация позволит заинтересованным русскоязычным читателям еще раз обратиться к страницам истории через два с половиной века летописи одиннадцати кузнечных поколений Сигэтака и по черпнуть сведения, ранее не публиковавшиеся.

С противостоянием «Восточной» армии Хосокава Кацумото (細川勝元 / 1430–1473)[2] и «Западных» войск Ямана Мотитоё (山名持豊/1404–1473)[3], ознаменовавшим начало «Смуты годов Онин» (1467–1477 гг.) / Онин но ран (応仁の乱), Япония вступила в длительную и кровопролитную эпоху «Воюющих провинций» / Сэнгоку-дзидай (戦国時代), окончанием которой стало изгнание из Киото последнего сёгуна Асикага в 1573 году[4].

Война Хосокава и Ямана, разорившая столицу и её окрестности, расшатала сёгунат Асикага, который отныне был не способен влиять на состояние дел в провинциях, где шла междуусобная борьба усилившихся местных феодалов (сэнгоку-даймё), враждовавших между собой за лидерство и контроль над территориями. Это было время, когда высокий спрос противоборствующих сторон на оружие обеспечивали кузнечные мастера из Сэки в провинции Мино (関美濃国) и Осафунэ в землях Бидзэн (船備前国). Во второй половине периода Муромати (1392– 1573) это был и самые крупные центры в Японии по изготовлению оружия, где, по словам Сугиура Ёсиюки (杉浦良幸/ 1941–…), использовалась артельная форма производства мечей[5].

Разрушительное природное бедствие в провинции Бидзэн в 1590 году, описанное доктором Фукунага Кацуми (福永勝美/1914 –..), как «… великое наводнение, обрушившееся на Осафунэ пятнадцатого августа восемнадцатого го­да эры Тэнсё’[6], нанесло серьёзный удар по кузнечному делу в этой области. В то же время, внутриполитические и эконо­мические изменения в жизни страны спо­собствовали сокращению профессио­нальных кузнечных объединений в провинции Мино. Оружейники, которых принято именовать собирательным тер­мином «Кузнецы позднего Сэки» / Суэ-Сэки кадзи (末関鍛冶), стали переезжать из родных мест в другие регионы Японии, находя покровительство у знатных саму­райских домов. Подобная миграция при­вела в итоге к появлению в разных угол­ках страны многочисленных кузнечных школ, имевших своими истоками оружей­ное дело Мино. Географию расселения уроженцев Мино демонстрирует одна из групп кузнецов, именовавшихся Канэнори (兼則). Эта семейная линия оборвалась в Сэки провинции Мино с отъездом её представителей в земли Овари (尾張国), Сэтцу (摂津国), Синано (信濃国), Этиго (越 後国) и Этидзэн (越前国).

Первый оружейник в Этидзэн, име­новавшийся Сигэтака (越前重高初代) был последователем одного из кузнецов Канэнори (兼則). Он стал его учеником переехав в Мино из родного края Иида, что в южной части провинции Синано (飯田信濃国). «Затем вслед за Канэнори он перебрался в Этидзэн, где получил титул «Харима (но) Дайдзё», и стал под­писываться как «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака»»[7]. Относительно времени переезда Сигэтака в Этидзэн известный эксперт и историк японских мечей Токуно Кадзуо (得能一男 / 1933–2002) пишет следующее: «В Сэки Сигэ­така присоединился к Канэнори, за кото­рым, приблизительно в годы Тэнсё (1573–1592), проследовал в Этидзэн»[8].

Первые упоминания о Канэнори (兼 則) в Этидзэн в японских источниках встречаются применительно ко времени Тэнсё. Это был Канэнори (兼則) из куз­нечной школы «Позднего Сэки» / Суэ-Сэки (末関一門), течения Санъами (三阿弥). Судя по его подписи, пример которой представлен в авторитетных исследова­ниях таких авторов, как Кавагути Нобору (川口陟/ 1883–1964) и Хомма (Кундзан) Дзюндзи (本間順治 / 1904–1991): Канэ-нори из Итидзёдани в Этидзэн» / Этидзэн Итидзёдани-дзю Канэнори「越前一乗谷 住兼則」[9], – этот мастер во второй поло­вине XVI века находился в одном из крупных призамковых городов, куда под патронаж влиятельного дома Асакура (朝 倉氏), отовсюду стекались ремесленни­ки и люди искусства. До него там же в годы Тэмбун (1532–1555) ) обосновался кузнец другой ветви Канэнори (兼法) из Сэки, который ковал для князя (даймё) Асакура Такакагэ (朝倉孝景 / 1493–1548). В 1573 году Итидзёдани – оплот самураев Асакур – пал под ударами армии Ода Но бу на га (織田信長/1534 – 1582)9.1. Неизвестно, как оружейники Канэнори пережили те события, связанные с пол­ным уничтожением рода Асакура, но, су­дя по подписям на мечах, представители обеих ветвей Канэнори (兼則・兼法) успешно занимались кузнечным делом спустя два с лишним десятка лет в годы Кэйтё (1596–1615) и позже в XVII веке. Один из Канэнори (兼則) даже стал участником судьбоносного для Японии сражения при Сэкигахара (関ケ原合戦) в 1600 году, о чём оставил соответствую­щую подпись на мече: «Изготовил Канэ­нори из земель Этидзэн на боевых пози­циях при Сэкигахара» / Этидзэн (но) куни Канэнори Сэкигахара годзин цукуру [越 前国兼則関ヶ原御陣作][10]. Что касается Сигэтака, переехавшего со своим учите­лем Канэнори, то его следы в Этидзэн обнаруживаются в начале XVII столетия. В оружейной литературе первой полови­ны XX века такие крупные специалисты, как Утида Сотэн (内田疎天/1881–1952), Кавагути Нобору (川口陟/1883–1964), Симидзу Таканори (清水孝教/1879–1965), Хонъами Косон (本阿弥光遜/1879–1955), Фудзисиро Ёсио (藤代義雄 /1902–1945) писали о деятельности Ха­рима (но) Дайдзё Сигэтака в провинции Этидзэн начиная с эры Канъэй (1624– 1644). Однако, Хомма Дзюндзи (本間順 治 /1904 – 1991) в описании Сигэтака I (重高初代) приводит первые известные датировки его работ вторым и шестым годами эры Гэнва (1616, 1620) и далее – тринадцатым годом Канъэй (1636)[11]. Приблизительно эрой Гэнва (1615–1624) Иимура Ёсиаки (飯村嘉章/1902 – 1995) датирует первые изделия Сигэта­ка в своей двухтомной работе о «Новых мечах»[12].

Образованное в начале XVII века в Этидзэн княжество с центром в Фукуи / Фукуи-хан (福井藩) возглавил Юки Хидэясу (結城秀康/1574 – 1607)[13], кото­рый благоволил кузнечному ремеслу. В 1600 году для него ковал мечи пере­ехавший в Этидзэн мастер Фудзивара Симодзака, впоследствии ставший из­вестным как Ясуцугу (康継), личный куз­нец сёгуна Токугава Иэясу (徳川家康/ 1543 – 1616). Хидэясу установил ему 40 коку рисом[14] в качестве жалования в княжестве Фукуи[15]. В XVII веке провинция Этидзэн, наряду с Эдо, Киото, Осака и землями Хидзэн, стала одним из основных оружейных цент­ров страны. Всего до XX века в Этидзэн зафиксированы дан­ные о 388 кузнечных мастерах, из которых 234 работали в пе­риод Эдо (1603 – 1867)[16]. Среди них были упомянутый выше Ясуцугу и его ученики, в частности, Садацугу из Тоёхара в Этидзэн (豊原住貞次), также Садацугу (貞国), Канэтанэ (兼植), Хиротака (汎隆), Масанори (正則), Куницугу (国次), Куникиё (国清) и в том числе – Сигэтака. Если проследить их биогра­фию, то окажется, что все они были в Этидзэн людьми приш­лыми, перебравшимися из разных регионов Японии (провин­ции Мино, Синано, Оми, Ямасиро).

[1]Основателем династии стал ТокугаваИэясу (1543 – 1616), передавший пост сёгуна в 1603 году своему третьему сыну Хидэтада (徳川秀忠/ 1579 – 1632).Дом Токугава пал в ходе революционных событий 1868 года при пятнадцатом сёгуне Токугава Ёсинобу (徳川慶喜/1837 – 1913).

[2]Глава влиятельного дома Хосокава, выступивший в поддержку Асикага Ёсими (1439 – 1491) как легитимного преемника сёгуна Асикага Ёсимаса (1436 – 1490).

[3]Глава дома Ямана, поддержавший АсикагаЁсихиса (1465 – 1489 гг.) в претензии на титул сёгуна.

[4]В отдельных исторических трудах окончание периода «Воюющих провинций» датируется 1590 годом (объединение Японии ТоётомиХидэёси после поражения дома Го-Ходзё) либо 1600 годом (поражение «Западной» армии Тоётоми от «Восточной» армии Токугава).

[5]Сугиура Ёсиюки. Минотокомэйкан. Обозрение подписей мастеров по изготовлению мечей из Мино.Токио: Рибунсюппан, 2008. С. 8 (на японском языке).

[6] Токэн то рэкиси [刀剣と歴史]. Ежемесячное издание «Мечи история». Токио: Нихон токэн ходзон кай, 2014. № 714. С. 40 (на японском языке).

[7] Цунэиси Хидэаки. Нихонто но кэнкю то кантэй. Синто-хэн [日本刀の研究と鑑定 新刀篇]. Исследование и экспертная оценка японских мечей. Токио: Кинъэнся, 1980. Том II. С. 207 (на японском языке).

[8] Токуно Кадзуо. Токо тайкан [刀工大鑑]. Большое обозрение мастеров по изготовлению мечей. Токио: Когэй сюппан, 1977. С. 283 (на японском языке).

[9] Кавагути Нобору. Токо соран [刀工総覧]. Полный обзор мастеров по изготовлению мечей. Токио: Токэн сюндзю симбунся, переиздание 1999. С. 90 (на японском языке).

9.1 Знаменитый японский полководец и политический лидер, предпринявший попытку объединения Японии под своим началом. Погиб в 1582 году в хра­ме Хоннодзи в результате предательства одного из своих вассалов Акэти Мицухидэ.

[10] Хомма Кундзан. Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑]…, С. 172.

[11] Там же. С. 406

[12] Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]. Большое обозрение Новых мечей. Токио: Токэн бцдзюцу когэйся, 1976. Том I. С. 326 (на японском языке).

[13] Второй сын Токугава Иэясу (徳川家康/1543 – 1616) – первого сёгуна династии Токугава. Он был отдан на усыновление Тоётоми Хидэёси (豊臣秀吉/1536 – 1598). Затем Хидэясу был принят в знатный дом Юки, а позже принял фамильное имя Мацудайра. Потомки Хидэясу под фамилией Мацудайра находились во главе феодального владения в Этидзэн вплоть до конца XIX столетия.

[14] Коку (石) – мера ёмкости, равная 180,391 литрам. Традиционно эту меру объёма использовали при измерении урожая с полей, где выращивался рис — основной зерновой продукт японцев. 1 коку рисом весил около 150 кг. В период феодальной Японии жалование служащих исчислялось в коку рисом. Считалось, что 1 коку рисом было достаточно для двухразового питания в день одного взрослого человека в течение года. Даймё Юки Хидэясу в Этидзэн имел доход в 670 000 коку.

[15] Сато Канъити. Ясуцугу тайкан [康継大鑑]. Большое обозрение Ясуцугу. Токио: Нихон бидзюцу токэн ходзон кёкай, 1960. С. 16 (на японском языке).

[16] Хомма Кундзан. Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑]…, С. 1406.

Замок Фукуи. Фото эпохи Мэйдзи (1868 – 1912). Мемориальная библиотека князя Мацудайра Сюнгаку (Сюнгаку-ко кинэн бунко/福井市春嶽公記念文庫), город Фукуи.

Неизвестно, когда именно Сигэтака I получил в Этидзэн титул «Харима (но) Дайдзё» 「播磨大掾」, он присутствует уже в первых известных подписях мастера. На больших мечах/катана (刀) и древковых орудиях/яри (槍), нагината (薙刀) он преимуще­ственно подписывался как «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн» 「越前住播磨大掾藤原重高」, на коротких/танто, вакидзаси (短刀・脇指), как правило, с лицевой стороны хвосто­вика: «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака» 「播磨大掾藤原重 高」, – а с оборота наносил три иероглифа「越前国」Провин­ция Этидзэн» либо「越前住」 « Проживающий в Этидзэн ».

Мечи Сигэтака отличаются строгой формой с присущим из­делиям региона Хокурику (北陸)[1] небольшим изгибом/сориасай (反り浅い) и как-бы «приподнятой» на поверхности клинка дре­весной текстурой ковки/китаэ итамэхада-тати (鍛え板目肌立ち). В металле присутствует черный опенок/дзиганэ куродзуму (地金 黒ずむ), характерный для кузнечных работ западных провинций.

[1] Территория на северо-западном побережье Хонсю – центрального острова японского архипелага, на которой исторически располагались следующие провинции: Вакаса, Этидзэн, Kara, Эттю, Ното, Этиго и Садо.

Территории провинций Мусаси, Синано, Мино и Этидзэн на карте земель феодальной Японии XVII века. Генеалогия кузнечной династии Сигэтака.

В закалке по большей части преобладает волнообразный/ хамон нотарэ (刃紋湾れ) беспорядочный волнообразный узор/ хамон гономэ мидарэ-ха (刃紋互の目乱れ刃). Некоторые клинки имеют гвоздичную/хамон тёдзи (刃紋丁子) либо прямую закалку с небольшими хаотичными колебаниями/хамон сугу ко-мида-рэ-ха (刃紋直ぐ小乱れ刃). Среди работ кузнеца много коротких мечей вакидзаси (脇指), а некоторые из полноразмерных катана (刀) имеют длину клинка более одного метра. Оружие, выкованное Сигэтака в целом со­ответствовало времени и имело общие черты с другими работа­ми из Этидзэн, в частности, авторства Ясуцугу I (初代康継), Хюга (но) Дайдзё Садацугу (日向大掾貞次) и Хиго (но) Дайдзё Садацугу (肥後大掾貞国). В некоторых мечах есть черты, напоми­нающие стиль Сосю Садамунэ (相州貞宗) XIV века. Один из та­ких примеров – вакидзаси Сигэтака I – экспонируется в Брита­нском музее (The British Museum). Известны совместные произведения/ гассаку (合作) Сигэтака I с кузнецами Этидзэн. Иимура Ёсиаки опубликован катана с длиной клинка 694 мм, выкованный Сигэтака I (初代重高) вместе с Ивами (но) Ками Фудзивара Нобуёри первого поколения (初代石見守藤原信仍)[1]. Автор данной статьи встречал два широ­ких коротких меча, изготовленные Сигэта­ка I совместно с кузнецом Этидзэн Канэтанэ (兼植). На клинках многих мечей Сигэтака можно видеть художественную резь- бу/хоримоно (彫物). Пример такой гра­вировки, названной искусствоведом Симидзу Тоару (清水澄 /1894 – 1980) весьма искусной[2], продемонстрирован на двух коротких мечах Сигэтака, опуб­ликованных в «Большом обозрении Ясу- цугу»/Ясуцугу тайкан [康継大鑑][3]. На одной из работ Сигэтака I, показанной в книге «Собрание Новых мечей (закалка и иероглифы подписей)»/Синто-сю (хамон то мэйдзи) [新刀集 刃文と銘字], на хвостовике рядом с именем кузнеца параллельно присутствует подпись автора гравировки: «Резьба Кинай Тисо, проживающего в тех же землях»/Дококу-дзю хоримоно Кинай Тисо「同国住彫物木内 知相」[4]. Из описания следует, что на клинке плоской конструкции/хира-дзукури (平造り) с одной стороны находится изображение дракона, обвившего прямой меч/кэн маки рю (剣巻龍), а с другой – две палочки/гомобаси (護摩箸), традиционно использующиеся при ритуале возжигания священного огня.

[1] Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]…, С. 327

[2] Симидзу Тоару. Тосё дзэнсю [刀匠全集]. Полное собрание мастеров по изготовлению мечей. Токио: Бидзюцу курабу, 1963. С. 48 (на японском языке).

[3] Сато Канъити. Ясуцугу тайкан [康継大鑑]…, С. 327.

[4] Фудзисиро Ёсио. Синто-сю (хамон то мэйдзи).[新刀集 (刃文と銘字)]. Собрание Новых мечей (закалка и иероглифы подписей). Токио:Токэн Сибата, 1971. С.137 (на японском языке).

Большой меч (катана) Сигэтака I, рисунокоттиск/осигата которого опубликован Иимура Ёсиаки на странице 326 первого тома Синто тайкан [新刀大鑑] «Большое обозрение Новых мечей» 1976 года с датировкой эрой Гэнва (1615 – 1624). Он же в работе Нихонто дзуйкан [日本刀随感 新刀編] «Некоторые впечатления о японском мече. Книга Новых мечей» 1977 года на странице 708 назван Катаока Гинсаку мечом времени Канъэй (1624 – 1644). Катана с длиной клинка около 730 мм имеет подпись с лицевой стороны: «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн» 「越前住播磨大掾藤原重高」

Короткий меч (вакидзаси) Сигэтака I с длиной клинка 537 мм и подписью на лицевой стороне хвостовика: «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака» 「播磨大掾藤原重高」, а на обороте: «Проживающий в Этидзэн» 「越前住」. Эра Канъэй (1624 – 1644). Сертификат «Оберегаемого меча» (Ходзон токэн кантэйсё). Из частной коллекции.

Большой меч (катана) Сигэтака I с длиной клинка 630 мм и подписью на лицевой стороне хвостовика: «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака» 「播磨大掾藤原重高」, на обороте: «Проживающий в Этидзэн» 「越前住」. Эра Канъэй (1624 – 1644). Сертификат «Особо ценного меча» (Токубэцу китё токэн нинтэйсё). Оправа с ножнами, покрытыми лаком с золотом (кин насидзи нуридзая утигатана косираэ). Из частной коллекции. Опубликован на страницах 22, 23, 24 ежемесячного издания «Японский меч. Выдающиеся произведения современности»/Нихонто. Гэндзон-но юхин [日本刀 現存の優品], № 72, 2011 год.

Короткий меч (танто) Сигэтака I с длиной клинка 314 мм и подписью с лицевой стороны: «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака» 「 播磨大掾藤原重高 」 , а с оборота: «Провинция Этидзэн»「越前国」. Клинок украшен художественной резьбой с изображением дракона, обвившего меч (курикара). Хранится в Токийском национальном музее (Токё кокурицу хакубуцукан/東京国立博物館 ). Опубликован на странице 327 «Большого обозрения Ясуцугу»/Ясуцугу тайкан [康継大鑑] 1960 года.

Художественную резьбу на клинках из этой провинции можно разделить на гра­вировку непосредственно самих кузнецов мечей/дзисин-бори (自身彫) и на работы, выполненные привлеченными мастерами резчиками по металлу школы Такаха-си Кинай (髙橋記内一派) из Фукуи, чей стиль стал широко известен как «Резьба Кинай»/ Кинай-бори (記内彫) или «Резьба Этидзэн«/Этидзэн-бори (越前彫)[1].

Особенностью «Резьбы Этидзэн» яв­ляется сочетание жесткости и силы в дви­жении резца и крупные изображения на клинке[2].

Анализируя историческую ретрос­пективу кузнечного дела в Этидзэн, Хонъами Кохаку (本阿弥光傳/1921 – 1979), рассматривая японский меч как произведение искусства, критически отозвался о Сигэтака: «…как мечи утилитарные они вполне имеют право на жизнь, однако эстетического начала им недостаёт»[3]. Однако во многом благо­даря практическим свойствам клинки Сигэтака были оценены профессиональ­ными испытателями сёгуната из дома Ямада (山田家) как «Вадзамоно» (業物), то есть обладающие режущими способ­ностями, что впервые было отражено в письменном труде 1797 года под названием «Оценка мечей в особых услових»/Кайхо кэндзяку [懐宝剣尺]. «Список Вадзамоно, составленный семейством Ямада на основании опыта нескольких поколений, имеет большую ценность и в настоящее время. Подтверждённые данные, содержащиеся в этой книге, перепечатываются даже в настольных книгах для начинающих любителей. Классификация мечей по четырём категориям: Сайдзё о-вадзамоно, о-вадзамоно, Ёки-вадзамоно и Вадзамоно, — является основой для оценки Новых мечей, начи­ная с эры Кэйтё»[4]. Спустя двадцать три года свет увидела новая работа под ав­торством Ямада Асауэмона пятого поко­ления (五代山田浅右衛門) «Заметки о кузнецах всех времён»/ Кокон кадзи бико (古今鍛冶備考), материалы для которой были получены от разных оружейных специалистов, в том числе от знамени­того кузнеца Кавабэ Суйсинси Масахидэ (川部水心子政秀/ 1750 – 1825). В этой книге и её расширенном переиздании 1830 года Сигэтака из Этидзэн годов Канъэй также указан как кузнец «Вадза-моно» (業物)[5].

На закате эпохи Токугава в княжествах Мито и Овари проводились повторные независимые пробы мечей, но их резуль­таты не смогли опровергнуть безупреч­ность сделанных Ямада выводов. В чис­ленном соотношении таких тестов было ничтожно мало и недостаточно, чтобы пе­ресмотреть авторитетное мнение специалистов-испытателей, занимавшихся руб­кой профессионально на протяжении нескольких поколений.

Подобно мастеру Ясуцугу, ковав­шему клинки как в Этидзэн, так и в сто­лице, Сигэтака первого поколения по­мимо Этидзэн изготавливал мечи в Эдо. Как пишет Накахара Нобуо (中原信 夫/1951 – наши дни) эра Канъэй стала временем, когда усилился приток куз­нецов в такие крупные центры страны, как Осака и Эдо[6]. Аналогично работал преемник мастера, ставший вторым поколением Сигэтака (二代重高 ) и имевший такой же титул «Харима (но) Дайдзё» (播磨大掾). О том, когда скончался представитель первого поколения, достоверных сведений нет. Сигэ-така II обу чался уже не у своего предшественника, а у мастера Канэтанэ (兼植)[7]. Относительно времени работы Сигэтака второго поколения японские источники дают довольно большой и противоречивый разброс. В первом и втором томах «Большого обозрения Но­вых мечей»/Синто тайкан [新刀大鑑] автор демонстрирует один и тот же катана с длиной клинка 687 мм и подписью «Ха­рима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн»「越前住播磨大掾藤原重高」, который называет оружейным произве­дением второго мастера Сигэтака годов Канъэй[8]. В описании сказано, что изде­лие имеет древесную корпусную тексту­ру металла/дзиганэ итамэ-хада дзангури (地金板目肌ざんぐり) и прямые волокна в зоне между обухом и ребром клинка/синоги-дзи масамэ-хада (鎬地柾目肌), закалка показывает узор из больших вол­нообразных колебаний в комбинации с более мелкими/хамон обури-но гоно-мэ-мидарэ ни ко-гономэ (刃紋大振の互の 目乱れに小互の目). В Большом обозре­нии мастеров по изготовлению мечей»/Токо тайкан [刀工大鑑] отражено, что Сигэтака II «…принадлежал к школе Дохон Канэтанэ и делал мечи с эры Гэн- ва по годы Канъэй»[9]. Однако, в таких важных источниках, как «Полный обзор мастеров по изготовлению мечей»/Токо соран [刀工総覧] (далее – Соран) и «Обозрение подписей японских мечей»/ Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑] (далее – Мэйкан) говорится, что Сигэтака II ковал мечи в эру Камбун (1661 – 1673)[10]. В Мэйкан дано уточнение о подтверждённых датировках работ Сигэтака II, это 1661, 1665, 1668 годы, а так же 1702 год. В некоторых других исследованиях по истории японского меча, содержащих упоминания о Сигэтака II, в частности, таких специалистов, как Фудзисиро Ёсио (藤代義雄/1902 – 1945) и Катаока Гинсаку (片岡銀作/1911 – …), творческий пе­риод второго поколения отнесён к эпохе Камбун. Здесь необходимо уточнить, что говоря о временном отрезке, в течение которого работал кузнечный мастер (к примеру – эра Камбун), подразумева­ется приблизительный срок профессио­нальной активности оружейника, кото­рый может включать годы до и после очерченного времени. Безусловно, су­ществуют примеры кузнецов, занимав­шихся кузнечным делом длительный пе­риод времени. Хасимото Тадахиро I (二代 橋本忠廣/1614 – 1693) из Хидзэн прожил долгую жизнь и оставил примеры мечей разных эпох от начала 30-х годов до кон­ца XVII века. Но возвращаясь к Сигэтака, время с 20-х по 60/70-е годы XVII столе­тия для Сигэтака II представляется всё-таки чрезмерно большим творчес­ким периодом, и версия с Камбун, учи­тывая отличительные особенности про­изведений мастера, видится более предпочтительной.

Подобные разночтения в литературе по японским мечам иногда встречаются и применительно к другим кузнечным мастерам. Поэтому тем, кто относит куз­нечные работы без датирующей подписи к определённому периоду времени на основании анализа одного либо двух письменных источников (справочники, каталоги и словари кузнецов с уточнени­ями времени их деятельности), необхо­димо быть предельно внимательными. Особенно это актуально при использова­нии старых сборников и рукописей (до XX века), изобилующих неточностями, допущенными в период, когда эксперт­ное мнение в Японии не опротестовыва­лось и априори считалось верным.

Фудзисиро Ёсио, причисляя кузне­цов первого и второго поколений Сигэ­така к «Уровню работы выше среднего «/тюдзё-саку (中上作 ), отмечал сходство стиля Сигэтака II больше с ма­нерой работы таких кузнецов, как Ясу- цугу третьего и четвёртого поколений (ковали в 60-е — 80-е годы XVII века), чем с творческим почерком первого мастера Сигэтака[11]. Оружейник изгото­вил достаточно много мечей и древковых орудий (яри, нагината). Большин­ство дошедших до наших дней изделий с подписью Сигэтака относится к автор­ству именно второго поколения. Его клинки имеют величественную форму/госона сугата (豪壮な姿), древесную текстуру ковки/китаэ итамэ-хада (鍛え 板目肌) с примесью прямослойных волокон/вадзука масамэ-хада (僅かに柾目 肌). Согласно Сибата Мицуо (柴田光男 /1923 – 2006) такое сочетание узора на поверхности стали является типичным для Новых мечей из Этидзэн/дайхётэки- на Этидзэн синто дзи-хада (代表的な越 前新刀地肌)[12]. И действительно это можно наблюдать, к примеру, в работах кузнеца Хокки (но) Ками Фудзивара Хиро-така из Этидзэн (伯耆守藤原汎隆 ), ), который работал вместе с Сигэтака, что подтверждено подписями, и стиль кото­рого довольно близок к Сигэтака. За­калка у Сигэтака встречается разная, в том числе прямая/хамон сугу-ха (刃紋 直刃но в большинстве случаев наб­людается волнообразный узор с беспо­рядочными колебаниями/хамон гоно-мэ-мидарэ (刃紋互の目乱れ), а где-то и в смеси гвоздичного узора/тёдзи мадзиру (丁子交じる). Вершина закалки клинка исполнена в виде полукруга/боси ко-мару (鋩子小丸). Автор данной статьи, интересовавшийся творчеством кузнецов Канэмото (兼元), обнаружил известный всем почерк «поздних Канэмото» в виде закалки остроконечных пи­ков, выстроившихся в ряд криптомерий/хамон самбонсуги (刃紋三本杉), в работах некоторых оружейников Этидзэн, в том числе, принадлежавших авторству Сигэтака.

[1] Представители династии Такахаси, именовавшиеся мастерами Кинай (記内/в ином начертании – 木内, 喜内), работали в Этидзэн на протяжении семи поколений с начала XVII века по XIX столетие. Известны их гравировки на клинках мастеров Этидзэн (Ясуцугу, Канэтанэ, Сигэтака и др.) и элементы оправы японского меча, изготовленные из металла (цуба и пр.).

[2] Сато Ёсики, Накамия Ёсиро. Нихонто-но хоримоно [日本刀の彫物]. Гравировка японских мечей. Токио: Когэй сюппан, 1970. С. 243 (на японском языке).

[3] Хонъами Кохаку. Нихонто кантэй хо [日本刀鑑定法]. Правила экспертной оценки японских мечей. Токио: Юдзанкаку, 1973. Том II. С. 128 (на японском языке).

[4] Фукунага Суйкэн. Кубигири Асауэмон токэн осигата [首斬り山田浅右衛門刀剣押形]. Оттиски мечей Асауэмона, отрубающего головы. Токио: Юдзанкаку, 1970. Том II. С. 118 (на японском языке).

[5] Ямада Асауэмон. Кокон кадзи бико [古今鍛冶備考]. Заметки о кузнецах всех времён. Токио: Сёундо, переиздание 1900. Том IV (в переплёте фукуротодзи). С. 31 (на японском языке).

[6] Накахара Нобуо. Катана-но кансё (кихон то дзиссэн) [刀の鑑賞(基本と実践)]. Суждения о мечах (основы и практика). Токио: Санкё бидзюцу инсацу, 2006. С. 39 (на японском языке).

[7] Династия Канэтанэ насчитывает четыре поколения мастеров, первый из которых переехал из Мино в Итидзёдани в Этидзэн в конце XVI века. Последний оружейник Канэтанэ ковал мечи в Этидзэн на рубеже XVII – XVIII веков. Канэтанэ относят к группе кузнецов, собирательно называемых «Этидзэн-Сэки»

[8] Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]…, Том I. С. 329. Том II. С. 243 .

[9] Токуно Кадзуо. Токо тайкан [刀工大鑑]…, С. 283.

[10] Кавагути Нобору. Токо соран [刀工総覧]…, С. 252.

Хомма Кундзан. Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑]…, С. 406.

[11] Фудзисиро Ёсио. Фудзисиро Мацуо. Нихон токо дзитэн. Синто-хэн. [日本刀工辞典 新刀篇]. Словарь японских кузнецов. Книга Новых мечей. Токио: Фудзисиро сётэн, 1972. С. 426-427 (на японском языке).

Оценочная система Фудзисиро предполагает следующие классы (по мере снижения).

1.»Самый высокий (исключительный) уровень работы»/Сайдзё-саку. 2.»Высочайший уровень»/Дзёдзё-саку. 3.»Высокий уровень»/Дзёсаку. 4.»Уровень выше среднего»/Тюдзё-саку. 5.»Средний уровень»/Тю-саку.

[12] Рэй [麗]. Ежемесячное издание «Восхищение». Токио: Токэн Сибата, 1977. № 143. С. 22 (на японском языке).

А – большой меч (катана) Сигэтака II с длиной клинка 865 мм и подписью: «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн» 「越前住播磨大掾藤原重高」. Эра Камбун (1661 – 1673). Экспертная запись на ножнах/кантэй саягаки Сато Кандзан. Опубликован на странице 22 ежемесячного издания о японских мечах «Восхищение»/Рэй [麗] № 143 1977 года.

В – древковое орудие (нагината) Сигэтака II с длиной клинка 455 мм и подписью: «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн» 「越前住播磨大掾藤原重高」. Эра Камбун (1661 – 1673). Сертификат «Особо оберегаемого меча» (Токубэцу ходзон токэн кантэйсё). Длина с древком 2 метра 41 см. Древко покрыто чёрным лаком (куро уруси нури). Опубликован на страницах 14, 15 ежемесячного издания о японских мечах «Восхищение»/Рэй [麗] № 340 1994 года.

Мечи, выполненные в Этидзэн приблизительно с 30-х по 60-е годы XVII века, в целом отвечают тенденциям ору­жейной моды и, в некотором роде, задают их (несомненным лидером в этом стоит считать мастеров из Хидзэн). Длина клинков может быть самой раз­ной, а по форме они имеют тенденцию к заужению в вершине. «По-видимому как и во времена Кэйтё – Гэнва в воздухе не прекращали витать мысли о «еще предс­тоящих сражениях»[1].

Мечи, выкованные Сигэтака в 60-х годах XVII столетия, как и работы многих других кузнецов того периода, демонстрируют, так называемую, форму Кам-бун/Камбун сугата (寛文姿) с её отличи­тельными параметрами в виде небольшого изгиба и явного расшире­ния клинка к хвостовику при одновре­менном сужении в верхней части. Длина клинка для мечей в это время приходит к фиксированным величинам, но в от­дельных случаях кузнецы всё-равно де­лают «нестандартные» изделия[2].

Сигэтака II подписывал свои работы как «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Си­гэтака из Этидзэн» 「越前住播磨大掾藤原 重高」. На коротких мечах по аналогии с первым поколением подписи располага­лись на двух сторонах хвостовика: с од­ной — «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака» 「播磨大掾藤原重高」, с другой – «Проживающий в Этидзэн» 「越前 住」. Несмотря на одинаковый иерогли­фический состав подписи Сигэтака I и Сигэтака II, в чеканке отдельных симво­лов существуют свои особенности. Не­которые отличия зафиксированы авто­ром данной статьи в сравнительной таблице на примере подлинных подпи­сей обоих мастеров.

Встречаются мечи Сигэтака второго поколения, которые несут на себе под­писи: «Изготовлено из железа южных варваров»/ Намбан-тэцу о моттэ корэ о цукуру「以南蠻鐵作之」, – что указыва­ет на его кузнечные эксперименты с по­пулярным у оружейников Этвдзэн импо­ртным сырьем[3]. Один из примеров такой подписи продемонстрирован в первом томе «Большого обозрения Но­вых мечем»/Синто тайкан [新刀大鑑][4]. Катана с длиной клинка 697 мм с лицевой стороны подписан «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн» 「越前住播磨大掾藤原重高」, а с оборота: «Изготовлено из трёх видов железа южных варваров»/Намбан-эцу о моттэ сансёку корэ о цукуру 「以南蠻鐵三色作之」[5].

[4] Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]…, С. 329.

[5] Токуно Кадзуо в своей крупной работе Токо тайкан [刀工大鑑] упоминает эту подпись на странице 283 при описании биографии Сигэтака третьего поколения.

Характерные отличия в чеканке иероглифов первого и второго поколений Сигэтака.

[1] Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]…, С. 329.

[1] Токуно Кадзуо в своей крупной работе Токо тайкан [刀工大鑑] упоминает эту подпись на странице 283 при описании биографии Сигэтака третьего поколения.

Короткий меч (вакидзаси) Сигэтака II с длиной клинка 570 мм и частично утраченной подписью на лицевой стороне: «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака» 「播磨大掾藤 原重高」, с оборота: «Проживающий в Этидзэн»「越前住」. Эра Камбун (1661 – 1673). Сертификат «Оберегаемого меча» (Ходзон токэн кантэйсё). Оправа армейского офицерского меча образца 1938 года (рикугунто косираэ), редкая укороченная версия. Экспонируется в Галерее японских мечей «Оригами-Токэн» (Москва).

Подпись с лицевой стороны хвостовика меча: «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн» 「越前住播磨大掾藤 原重高」, с оборота: «Изготовлено из трёх видов железа южных варваров»/Намбантэцу о моттэ сансёку корэ о цукуру 「以南 蠻鐵三色作之」. Опубликован на странице 329 первого тома «Большого обозрения Новых мечей»/Синто тайкан [新刀大鑑] 1976 года.

По всей видимости, в этой подписи помимо исполь­зованного иностранного металла, говорится о выкован­ном клинке сложносоставной (трёхслойной) конструкции разной твёрдости на лезвии, обухе и боковых плоскостях/хон санмай китаэ (本三枚鍛え). Катана Сигэтака с длиной клинка 676 мм и такой же подписью был предс­тавлен частным владельцем на выставке мечей Этидзэн, проходившей в ноябре 2005 года в Японии в Городском историко-краеведческом музее Фукуи[1]. Аналогичная подпись известна на мечеХокки (но) Ками Фудзивара Хи­ротака из Этидзэн (伯耆守藤原汎隆), выкованном им приблизительно в годы Мэйрэки (1655 – 1658)[2]. Стоит отметить, что такое сырьё, как «Железо южных варваров» было доступно в Японии в XVI – XVII веках далеко не всем, и подписи с упоминанием о нём можно видеть только на работах заметных мастеров того времени.

В отличие от своего предшественни­ка мастер второго поколения не значит­ся среди кузнецов Вадзамоно Вадзамоно, но суще­ствуют свидетельства официальных тестирований его мечей. Один из таких примеров (катана) с результатом рубки двух человеческих тел/Фугацу-до сэцу-дан (貳ツ胴截断) автор данной статьи имел возможность видеть, работая с частной коллекцией. К сожалению, вла­делец меча не дал согласие на публика­цию его изображения. Другое доказа­тельство – рисунок-оттиск/осигата (押形), проиллюстрированный Иимура Ёсиаки. Катана с длиной клинка 758 мм характе­ризуется ковкой с древесной и прямос­лойной текстурой стали и гвоздичной за­калкой на основе волнообразного узора. Подпись на лицевой стороне хвостовика: «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэта-ка из Этидзэн» 「越前住播磨大掾藤原重 高」, с оборота: «Один из дней августа месяца восьмого года Камбун (1668)» 「寛文八年八月日」. Там же рядом с дати­ровкой размещена инкрустированная зо­лотом подпись об испытании меча/кинд-зоган тамэси-мэй (金 象嵌試 銘 ): » Разрублено три тела «/ Мицу-до сэцудан「三ツ胴截断 」[3]. Подпись выглядит стандартной по своей структуре для того времени (1668) и сообщает об успеш­ном разрубании трёх положенных друг на друга человеческих тел, но нет имени мастера, проводившего пробу. В годы Камбун официальные испытания при сё- гунате проводились членами семейства Ямано (предшественниками Ямада). В 1668 году главой дома Ямано (山野家) стал Кандзюро Хисахидэ (勘十郎久英/ 1635 – 1687), который, среди прочих, тестировал клинки из Этидзэн и сосед­ней провинции Кага. Но помимо Ямано в эру Камбун работали и такие професси­ональные испытатели мечей, как Хитоми Дэмбэй Сигэцугу (見伝兵衛重次), Сибад-заки Дэндзаэмон Масацугу (柴崎伝左衛 門正次) и другие. Кто бы ни проводил этот тест, его итог, отражённый в подпи­си на хвостовике, даёт представление о практических свойствах мечей Сигэтака II.

[1] Нэмпо Фукуи сирицу кёдо рэкиси хакубуцукан [年報 福井市立郷土歴史博物館]. Ежегодник Городского историко-краеведческого музея Фукуи. 2005. С. 13 (на японском языке).

[2] Катаока Гинсаку. Нихонто дзуйкан. Синто-хэн [日本刀図鑑 新刀篇]. Некоторые впечатления о японском мече. Книга Новых мечей. Токио: Нихон сясин инсацу, 1977. С. 712 (на японском языке).

[3] Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]…, С. 330.

Большой меч (катана) Сигэтака II с подписью на лицевой стороне хвостовика: «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн» 「越前住播磨大掾藤原重高」, с оборота: «Один из дней августа месяца восьмого года Камбун (1668)» 「寛文八年 八月日」, «Разрублено три тела» 「三ツ胴 截断」. Опубликован на странице 330 первого тома «Большого обозрения Новых мечей»/Синто тайкан [新刀大鑑] 1976 года.

Принимая во внимание упомянутую выше информацию из Мэйкан об изве­стной датировке работы второго поколе­ния пятнадцатым годом Гэнроку (1702), можно высказать предположение, что свой творческий путь Сигэтака II закон­чил на рубеже XVII – XVIII веков. Его нас­ледником стал мастер Сигэтака в треть­ем поколении (三代重高). В первом (1918 года) и последующих изданиях Соран период работы Сигэтака третьего поколения обозначен эрой Тэнва (1681 – 1684). В Мэйкан на странице 406 пред­ставлена его подпись «Фудзивара Сигэта­ка из земель Этидзэн»「越前住藤原重高 」и датировка приблизительно эрой Тэнва (1681 – 1684). Обращает на себя внимание отсутствие титула «Харима (но) Дайдзё» 「播磨大掾」, под которым работали его предшественники и который неизменно указывался в подписях на мечах. Объяснением является тот факт, что, как пишет Утида Сотэн, «…на­чиная с третьего поколения титул не наследовался»[1].

Третье поколение Сигэтака – пос­ледний представитель этой линии кузне­цов, упомянутый Фудзисиро Ёсио в той части Словаря японских кузнецов «/Ни-хон токо дзитэн (日本刀工辞典), которая касается периода Новых мечей/Синто (1596 – 1781/1804). Автор даёт пример подписи: «Сигэтака из земель Этидзэн » 「越前住重高」, – и, также как Утида Сотэн, указывает на отсутствие титула в этой династии, начиная с третьего поко­ления[2]. Токуно Кадзуо в своём «Большом обозрении мастеров по изготовлению мечей» Доко тайкан [刀工大鑑] отмечает, что, «начиная с четвёртого поколения, в этой династии титулов не было»[3]. Одна­ко, что касается данных по Сигэтака, то их нужно воспринимать в контексте его теории, согласно которой основатель Сигэтака работал в годы Кэйтё (1596 – 1615), второй мастер Сигэтака — в эру Канъэй (1624 – 1644), третий – в Камбун (1661 – 1673). Одновременно с этим, в другой известной книге этого крупного эксперта и исследователя мечей Сигэта­ка III отнесён ко времени Канъэй, а Сигэ­така IV – к Камбун. Более того, четвёртое поколение фигурирует там с титулом «Харима (но) Дайдзё» (播磨大掾)[4]. Автор данной статьи склоняется к мнению, что в основе подобных противоречий лежит отсутствие дошедших до XX века изде­лий Сигэтака III, что в свою очередь, яви­лось следствием общего спада спроса на мечи по всей Японии с конца XVII века. В XVIII столетии наблюдалось сокращение численности оружейников и снижение качества их продукции. Перепись кузнецов, осуществлённая по указу централь­ных властей сёгуната в 1719 году, показала плачевное состояние оружейной области. После анализа собранных со всех княжеств данных переписи на рабо­ту в Эдо для сёгуна Токугава Ёсимунэ (徳 川吉宗/ правил с 1716 по 1745 годы) бы­ли приглашены из провинции Сацума высокой квалификации кузнецы Маса-киё (正清) и Ясуё (安代), чьи оружейные произведения сегодня редки и очень ценятся.

Цунэиси Хидэаки (常石英明/1911 – …) пишет: «После третьего поколения мож­но видеть много практичных и крепких вакидзаси» (三代以後には、実用的なガッ チリした脇差 多く見ます。)[5]. Наверное, господин Цунэиси имел все основания для такого заявления, но в трудах других специалистов по мечам, которые автор данной статьи имел возможность проанализировать, подобных утверждений не встречается, равно как, сложно найти и примеры самих мечей. Редким исключением можно считать вакидзаси с длиной клинка 388 мм, выполненный тремя мастерами Этидзэн/саннин гассаку (三人合作) Сигэтака, Хиротака и Цугухиро, проил­люстрированный в «Словаре Новых ме­чей с осигата Кандзана»/Кандзан осигата синто дзитэн [寒山押形新刀辞典][6], который тем не менее вызывает вопросы от­носительно точности указания на опре­делённое кузнечное поколение Сигэтака. В словаре на мече под номером 256 имеется подпись: «Харима (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака из Этидзэн» 「越前 住播磨大掾藤原重高」, – а в комментарии говорится, что это работа приблизительно эры Хоэй (1704 – 1711), выполненная мастерами Хокки (но) Ками Фудзивара Хиротака (伯耆守藤原汎隆), Оми (но) Ками Фудзивара Цугухиро I (初 代近江守藤原継廣) и Сигэтака четвёртого поколения (四代重高). И Хиротака, и Цугухиро I ковали в годы Камбун, а начиная с третьего мастера династии титула «Харима (но) Дайдзё» у кузнецов семьи Сигэтака нет, но этот источник («Словарь Новых мечей с осигата Кандзана») сообщает иное. В ходе экспертной работы автор данной статьи встречал несколько мечей с подписью Сигэтака, которые относились к поколениям после третьего. Среди них были два катана, подписанные «Хюга (но) Дайдзё Фудзивара Сигэтака» 「日向大掾藤原重高」. Один из них по своей форме был типичным мечом Камбун, хотя согласно Мэйкан титул «Хюга (но) Дайдзё» (日向大掾) был единственным в семействе Сигэтака после второго поколения и принадлежал мас­теру в четвёртом поколении (四代重高), ковавшему приблизительно в эру Гэнроку (1688 – 1704)[7], когда внешний облик мечей претерпел изменения, и яркие черты Камбун ушли в прошлое. По дру­гой версии, которой, в частности, при­держивался Токуно Кадзуо, титул «Хюга (но) Дайдзё» мог принадлежать пятому мастеру Сигэтака (五代重高)[8].

[1] Утида Сотэн. Дай Нихон токэн синко [大日本刀剣新考]. Переосмысление мечей Великой Японии. Осака: Окамото игёкан, 1939. С. 875 (на японском языке).

[2] Фудзисиро Ёсио. Фудзисиро Мацуо. Нихон токо дзитэн. Синто-хэн. [日本刀工辞典 新刀篇]…, С. 427.

[3] Токуно Кадзуо. Токо тайкан [刀工大鑑]…, С. 283.

[4] Токуно Кадзуо. Токэн мидокоро кандокоро [刀剣見どころ勘どころ]. Самое важное, что нужно видеть в мечах. Токио: Когэй сюппан, 1994. С. 166 (на японском языке).

[5] Цунэиси Хидэаки. Нихонто но кэнкю то кантэй. Синто-хэн [日本刀の研究と鑑定 新刀篇]…, С. 207 – 208.

[6] Сато Кандзан. Кандзан осигата синто дзитэн [寒山押形新刀辞典]. Словарь Новых мечей с осигата Кандзана. Токио: Оцука когэйся, 1990. Осигата № 256 (на японском языке).

[7] Хомма Кундзан. Исии Масакуни. Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑]…, С. 406.

[8] Токуно Кадзуо. Токо тайкан [刀工大鑑]…, С. 283.

Большой меч (катана) предположительно мастера четвёртого поколения Сигэтака с длиной клинка 699 мм и подписью на лицевой стороне хвостовика: «Хюга (но) Дайдзё Сигэтака»「日向大掾重高」. Рядом иероглифами меньшего размера дописано: «Проживающий в Этидзэн» 「越前住」. Из частной коллекции.

Основываясь на наиболее заслужи­вающих доверия трудах историков японского меча о последующих поколе­ниях оружейников Сигэтака, можно лишь сказать, что подписывались они все: «Фудзивара Сигэтака из Этидзэн»「越前 住藤原重高」ли бо » Си гэ та ка из Этид — зэн» 「越前住重高」. Считается, что ти­тулами они не обладали. Тем еще инте­реснее выглядит обнаруженное автором данной статьи упоминание о Сигэтака в трёхтомнике «Выдающиеся люди Этидзэн»/ Этидзэн дзинбуцуси [越前人物志], опубликованном в 1910 году. Историк-краевед Фукуда Гэндзабуро (福田源 三郎/1858 – 1921) из Фукуи в третьем томе своего труда, подготовка и издание которого первоначально планировалась к поездке по Хокурику в 1909 году нас­ледного принца Ёсихито – будущего Им­ператора Тайсё (大正天皇/на престоле с 1912 по 1926 годы), в разделе о кузне­цах перечислил наиболее знаковых мас- теров-оружейников, среди которых упо­мянул Сигэтака: «Харима (но) Ками Сигэтака. Сын жителя Сэки по имени Канэтанэ. Став кузнецом, он переехал в Этидзэн и поступил на работу в княжество Фукуи. Это тот самый человек, кото­рый в годы Канъэй выступал под именем «потомок Сигэтака»[1]. Стоит заметить, что не было выявлено ни одной работы кузнеца династии Сигэтака из Этидзэн, имевшего бы титул «Харима (но) Ками» (播磨守). Упоминание этого титула при­менительно к мастерам семьи Сигэтака не встречается в источниках по японско­му оружейному искусству, и потому, выявленное автором данной статьи проти­воречие может стать темой отдельного углубленного исследования.

Опираясь на Соран и Мэйкан, можно говорить, что Сигэтака V (五代重高) ковал приблизительно в эру Кёхо (1716 – 1736), его последователь в шестом поколении (六代重高) занимался изготов­лением мечей в годы Энкё (1744 – 1748), принявший семейное дело Сигэтака VII (七代重高) зафиксирован в годы Мэйва (1764 – 1772), Сигэтака VIII (八代重高) – в эру Тэммэй (1781 – 1789). Мастер девятого поколения (九代 重高) работал в годы Кансэй (1789 – 1801), десятого (十代重高) – в эру Бунка (1804 – 1818) на фоне провозглашён­ного кузнецом Суйсинси Масахидэ (川 部水心子政秀/1750 – 1825) лозунга о возрождении японского меча «Фуккото» (復交刀).

Когда-то, в начале XVII века, первый мастер в династии Сигэтака был современником основания третьего сёгуната Японии, а его дальний потомок в один­надцатом поколении застал в эру Каэй (1848 – 1854) прибытие в страну воен­ных кораблей иностранных держав[2] и стал свидетелем начала упадка дома Токугава.

Алексей Толстых.

Историк; искусствовед (японское оружейное и декоративно-прикладное искусство); эксперт по культурным ценностям Минкультуры России (японское оружейное искусство); эксперт Национальной ассоциации оружейных экспертов (японское оружейное искусство), член NTHK (Токио), член NBTHK (Токио).

Использованная литература на японском языке:

Иимура Ёсиаки. Синто тайкан [新刀大鑑]. Большое обозрение Новых мечей. Токио: Токэн бидзюцу когэйся, 1976. II тома.

Кавагути Нобору. Токо соран [刀工総覧]. Полный обзор мастеров по изготовлению мечей. Токио:Токэн сюндзю симбунся, переиздание 1999.

Катаока Гинсаку. Нихонто дзуйкан. Синто-хэн [日本刀図鑑 新刀篇]. Некоторые впечатления о японском мече. Книга Новых мечей. Токио: Нихон сясин инсацу, 1977.

Накахара Нобуо. Катана-но кансё (кихон то дзиссэн) [刀の鑑賞(基本と実践)]. Суждения о мечах (основы и практика). Токио: Санкё бидзюцу инсацу, 2006.

Сато Кандзан. Кандзан осигата синто дзитэн [寒山押形新刀辞典]. Словарь Новых мечей с осигата Кандзана. Токио: Оцука когэйся, 1990.

Сато Канъити. Ясуцугу тайкан [康継大鑑]. Большое обозрение Ясуцугу. Токио: Нихон бидзюцу токэн ходзон кёкай, 1960.

Сато Ёсики, Накамия Ёсиро. Нихонто-но хоримоно [日本刀の彫物]. Гравировка японских мечей. Токио: Когэй сюппан, 1970.

Симидзу Тоару. Тосё дзэнсю [刀匠全集]. Полное собрание мастеров по изготовлению мечей. Токио: Бидзюцу курабу, 1963.

Симидзу Таканори. Токэн-но синкэнкю [刀劍之新研究]. Новое исследование мечей. Токио: Тайёдо сётэн, 1939.

Сугиура Ёсиюки. Мино токо мэйкан [美濃刀工銘鑑]. Обозрение подписей мастеров по изготовлению мечей из Мино. Токио: Рибун сюппан, 2008.

Токуно Кадзуо. Токо тайкан [刀工大鑑]. Большое обозрение мастеров по изготовлению мечей. Токио: Когэй сюппан, 1977.

Токуно Кадзуо. Токэн мидокоро кандокоро [刀剣見どころ勘どころ]. Самое важное, что нужно видеть в мечах. Токио: Когэй сюппан, 1994.

Утида Сотэн. Дай Нихон токэн синко [大日本刀剣新考]. Переосмысление мечей Великой Японии. Осака: Окамото игёкан, 1939.

Утида Сотэн. Нихонто цукан [日本刀通観]. Общий обзор японских мечей. Осака: Окамото игёкан, 1940.

Фудзисиро Ёсио. Синто-сю (хамон то мэйдзи)[新刀集 (刃文と銘字)]. Собрание Новых мечей (закалка и иероглифы подписей). Токио:Токэн Сибата, 1971.

Фудзисиро Ёсио. Фудзисиро Мацуо. Нихон токо дзитэн. Синто-хэн. [日本刀工辞典 新刀篇]. Словарь японских кузнецов. Книга Новых мечей. Токио: Фудзисиро сётэн, 1972.

Фукунага Суйкэн. Кубигири Асауэмон токэн осигата [首斬り山田浅右衛門刀剣押形]. Оттиски мечей Асауэмона, отрубающего головы. Токио: Юдзанкаку, 1970. II тома.

Фукуда Гэндзабуро. Этидзэн дзинбуцу-си [越前人物志]. Выдающиеся люди Этидзэн. Токио: Гёкусэцудо, 1910. III тома.

Хомма Кундзан. Исии Масакуни. Нихонто мэйкан [日本刀銘鑑]. Обозрение подписей японских мечей. Токио: Юдзанкаку, переиздание 2000.

Хонъами Косон. Нихонто-но окитэ то токутё [日本刀の掟と特徴]. Установления (законы) и особенности японских мечей. Токио: Нихонто кэнкю-кай, 1955.

Хонъами Кохаку. Нихонто кантэй хо [日本刀鑑定法]. Правила экспертной оценки японских мечей. Токио: Юдзанкаку, 1973. II тома.

Цунэиси Хидэаки. Нихонто но кэнкю то кантэй. Синто-хэн [日本刀の研究と鑑定 新刀篇]. Исследование и экспертная оценка японских мечей. Токио: Кинъэнся, 1980. II тома.

Ямада Асауэмон. Кокон кадзи бико [古今鍛冶備考]. Заметки о кузнецах всех времён. Токио: Сёундо, переиздание 1900. VII томов.

Нихонто. Гэндзон-но юхин [日本刀 現存の優品]. Ежемесячное издание «Японский меч. Выдающиеся произведения современности». Токио: Токэн Сибата, 2011. № 72.

Нэмпо Фукуи сирицу кёдо рэкиси хакубуцукан [年報 福井市立郷土歴史博物館]. Ежегодник Городского историко-краеведческого музея Фукуи. 2005.

Рэй [麗]. Ежемесячное издание «Восхищение». Токио: Токэн Сибата, 1977. № 143.

Токэн то рэкиси [刀剣と歴史]. Ежемесячное издание «Меч и история». Токио: Нихон токэн ходзон кай, 2014. № 714.

[1] Фукуда Гэндзабуро. Этидзэн дзинбуцу-си [越前人物志]. Выдающиеся люди Этидзэн. Токио: Гёкусэцудо, 1910. Том III. С. 46 (на японском языке).

[2] Американская флотилия из четырёх кораблей коммодора Мэтью Перри (1794 – 1858) прибыла в Японию в залив Урага в июне 1853 года. Спустя несколько недель в бухте Нагасаки появилась Российская эскадра под командованием вице-адмирала Е.В. Путятина (1803 – 1883).

Цена: статья.

Купить