Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Британская боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца по базовой британской модели морского офицерского эспадрона модели 1786 года (эфес), для офицерского и гардемаринского состава (возможно, также для уорэнт — офицерского состава), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy). Англия. Великобритания. Британская империя. Немецкое производственное изготовление клинка оружейников города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), конца XVIII века. Производственное изготовление эфеса и ножен сабли, а также ее сборка, английской оружейной фирмы «John Knubley, London: 7 Charing Cross («Джон Набли, Англия, город Лондон, Чаринг-кросс, 7»), выпуска 1792-1795 гг. Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.). Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

Описание:

Британская боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца по базовой британской модели морского офицерского эспадрона модели 1786 года (эфес), для офицерского и гардемаринского состава (возможно, также для уорэнт — офицерского состава), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy).

Англия. Великобритания. Британская империя.

Немецкое производственное изготовление клинка оружейников города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), конца XVIII века.

Производственное изготовление эфеса и ножен сабли, а также ее сборка, английской оружейной фирмы «John Knubley, London: 7 Charing Cross («Джон Набли, Англия, город Лондон, Чаринг-кросс, 7»), выпуска 1792-1795 гг.

Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.).

Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

Оригинал, подлинник.

Фотография общего плана.

Подарочная упаковка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры:

Общая длина – 807 мм.
Длина клинка с рукоятью – 803 мм.
Длина клинка без рукояти – 647 мм.
Ширина клинка у пяты – 32 мм.
Длина ножен – 656 мм.

Толщина обуха – 8.

Материал и техника изготовления:

Сохранность: следы износа (ношения, а также временной износ), следы коррозии на клинке, ослаблено крепление прибора, потёртости и разрывы кожи на ножнах. Утрата амортизирующего ограничителя (прокладки). Следы чистки полотна клинка. Ослабление крепежа нижнего элемента защитной дужки. Разрыв материала на торцевой, внешней части наконечника ножен. Вмятины, забоины. Отсутствие крепежа на наконечнике ножен.

Описание сабли:

Клинок.

Клинок эспадрона стальной, кованый, с закалкой, с изгибом незначительной величины, однодольный, с боевым листовидным заточенным окончанием. Нижняя кромка полотна клинка имеет средневыраженую заточку. Усилитель основания клинка — пята (рикксо) имеет узкую прямоугольную площадку со скосом на внешнюю часть. Другой усилитель конструкции — обух имеет плоскую поверхность.

Долы полотна клинка имеют двудольную структуру (с каждой стороны полотна), представлены так называемым типом «A la Montmorency» (широкий пологий дол продолжается практически до боевого конца, узкий укороченный дол расположен выше, в центральной части, вдоль обуха; облегчения веса клинков, такого типа практиковались с 1776 года, во французских драгунских подразделениях полковника Монморанси, давшего своё имя названию новых сабель, привившихся затем в Европе).

На протяжении всей длины полотна клинка, в особенности в оконечной его части, можно наблюдать следы локальных выемчатых, хаотичных углублений полученных в результате термической обработки металла. Также можно наблюдать следы ржавчины в виде локальной, углубленной и поверхностной коррозии, с присутствием оттенка бурого цвета, на тех же участках.

В силу обстоятельств долгого временного износа, а так же чистки (чистка клинка производилась как во время ношения сабли владельцем, так и в более позднее время, связанное с реставрацией полотна), окислов, определить характер происхождение выемчатых углублений не представляется возможным, так как по своей структуре они схожи, как при термической обработки, так и при коррозийных процессах.

На нижней кромке полотна клинка можно наблюдать следы перезаточки, а также следы сколов полученных в результате с соприкосновением с другим клинковым холодным оружием.

Полотно клинка с обеих сторон, на 1/3 покрыто орнаментом выполненное в технике гравировки. Техника позолоты, которая также должна была сохраниться на 1/3, практически утрачена ввиду износа, ее следы можно наблюдать только в начальной части полотна клинка, в углубление скоса от пяты и в начальной части обуха (труднодоступный, периферийный участок). Техника воронение (синего цвета) которая должна была сохраниться также на 1/3, полностью отсутствует.

С правой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие композиции, начиная от пяты: изображение картуша с линейным диагональным заполнением и пышным барочным обрамлением (так называемый «золингеновский домик»), далее линейно-растительного орнамента, изображения воинской арматуры состоящей из пяти скрещенных между собой протазанов на древках (три острием вверх, два острием вниз, на двух протазанах можно заметить полотнища в начальной части древка, на одном разветвлении в виде оперения на том же месте), трех барабанов. Еще далее, в последней композиционной части можно наблюдать возможное изображение стилизованной короны и растительного орнамента.

С левой стороны полотна клинка можно наблюдать следующие композиции, начиная от пяты: изображение картуша с линейным диагональным заполнением и пышным барочным обрамлением (так называемый «золингеновский домик»), далее растительного орнамента, еще далее также изображение растительного орнамента с элементами воинской арматуры, состоящей из перекрещенных двух протазанов и одного копья (центральный протазан острием вверх с оперением в его нижней части, левый протазан острием вниз, нижняя часть оформлена в виде стока и полотнища, копье расположено острием вниз, нижняя его часть оформлена в виде стока и полотнища). В центральной части данной композиции стилизованное изображение барабана.

В начале обуха полотна клинка можно наблюдать изображение цветка, так называемой «золингеновской розы». Изображение выполнено с помощью гравировки, на участке присутствует слой позолоты.

Примечание:

Слой позолоты и воронения был предназначен для защиты металла от коррозии. Обычно его наносили в первой, начальной части клинка, которая не была предназначена для рубяще-колюще-режущего и ударно-дробящего действия.

По своим боевым свойствам клинок (в комплекте с рукоятью) был предназначен для нанесения рубящих, режущих и колющих ударов, в меньшей степени ударно-дробящих действий.

Баланс (в комплекте с рукоятью) приходится на окончание клинка. Оружие имеет хороший баланс.

Эфес.

Эфес сабли состоит из пяти частей:

1. Рукояти эфеса, из эбенового дерева («черного дерева»), черного цвета. Элемент прямоугольной формы, орнаментированный сторон углубленными в основу материала, продольными линиями. Такой декор имел не только декоративное, но и функциональное назначение, так как лучше помогал удержанию рукояти эфеса в руке (нейтрализация эффекта скольжения руки).

2. Защитного перекрестия эфеса, выполненного из томпака, со следами позолоты. Оттянутый вниз боковой луч перекрестия заканчивается округлым завершением. Элемент был предназначен для защиты руки (при ударе клинка противника деталь нейтрализует скольжение на кисть руки; также округлое завершение предполагало блокирующий удар, то есть «ловлю» клинка противника на перекрестие). В центральной, лицевой части перекрестия, визуально наблюдается округлая, выступающая душка с пятью шаровидными элементами в средней ее части. Элемент был предназначен для защиты руки.

3. Защитной боковой округлой дужки, выполненной из томпака, со следами позолоты. Деталь пятисоставная, состоит из металлического штыря с винтом с прямым шлицем, скрепляющий нижний, отдельно стоящий элемент защитной дужки, основы дужки с пятью шаровидными элементами, круглого кольца, предназначенного для темляка (петлеобразный шнур, помогающий удержанию в руке эфеса, на случай его падения) закрепленного в сквозном, круглом отверстии.

4. Прямоугольного, гранено-округлого навершия эфеса, с выполненного из томпака, со следами позолоты. На верхней площадки элемента можно наблюдать округлую втулку, со сквозным отверстием, из которой выступает хвостовик клинка, заклепанный с помощью ударного воздействия.

5. Восьмиугольной, ограничительной втулки эфеса, выполненной из томпака, со следами позолоты. Деталь была предназначена для регулирования прямого угла всей конструкции эфеса. Скрепляющий деталь шов не прослеживается.

Обработка металлических частей эфеса выполнена гладилом.

Примечание:

Слой позолоты на металлических частях эфеса был предназначен для защиты металла от коррозии.

Ножны.

Ножны состоят из четырех частей:

1Основы ножен выполненной из дубленой кожи черного цвета. Крепеж скрепляющей, крашеной в черный цвет нити (с частичной утратой слоя данной краски) выполнен на тыльной стороне детали в технике крест-накрест. На лицевой части детали присутствует орнаментация, в виде продольных и поперечных линий, коротких черт. Декор выполнен методом тиснения.

2. Устья, со шпеньком, портупейным кольцом и его ушка, выполненных из латуни, со следами позолоты. Нижняя часть шпенька вмонтирована в устье, его полусферическая лицевая часть орнаментирована горизонтальными линиями. Декор лицевой части устья состоит из ажурного исполнения нижней его части, в виде волнисто-прямого завершения краев, а также линейной, горизонтальной орнаментации. На тыльной стороне устья также можно наблюдать декор из прямых линий, а также надпись, на английском языке, в четыре строки, выполненную с помощью гравировки точечного исполнения: KNUBLEY / № 7 / CHARING CROSS / LONDON (русский перевод; «Набли, Чаринг-кросс, 7, Лондон»). Крепеж детали к основе ножен произведен при помощи клея.

3. Обоймицы, портупейного кольца и его ушка, выполненных из латуни, со следами позолоты. Декор детали состоит из ажурного исполнения ее боковых частей, в виде волнистого завершения краев, а также линейной, горизонтальной орнаментации. Крепеж детали к основе произведен с помощью скобы (лицевая часть).

4. Латунного наконечника, с округлым завершением. Крепежные штыри во всех четырех отверстиях отсутствуют. Дополнительный крепеж, к основе ножен, скорее всего, произведен при помощи клея.

На торцевой, внешней части наконечника ножен наблюдается разрыв материала, от соприкосновения с заточенной нижней части полотна клинка, вследствие усыхания кожи ножен.

Обработка металлических частей ножен выполнены гладилом.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка сабли от коррозии.

б) защита владельца сабли, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с британской боевой, парадно-выходной, строевой, морской саблей, образца по базовой британской модели морского офицерского эспадрона модели 1786 года (эфес), для офицерского и гардемаринского состава (возможно, также для уорэнт — офицерского состава), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Англии, Великобритании, Британской империи, немецкое производственное изготовление клинка оружейников города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), конца XVIII века, производственного изготовления эфеса и ножен сабли, а также ее сборка, английской оружейной фирмы «John Knubley, London: 7 Charing Cross («Джон Набли, Англия, город Лондон, Чаринг-кросс, 7»), выпуска 1792-1795 гг., времени правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.), эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

Немецкое производственное изготовление клинка оружейников города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), конца XVIII века, можно определить по так называемым «золингеновским домикам» и «золингеновской розе». Датировка конца XVIII века обусловлена характерным рисунком полотна клинка.

Дата изготовления эфеса и ножен, а также сборка сабли, обусловлена надписи на устье KNUBLEY № 7 CHARING CROSS LONDON, изготовление эфеса, ножен и монтировка сабли были осуществлены известным лондонским оружейником Джоном Набли (John Knubley, 1750-1795 гг.), работавшим в 1792-1795 гг. по этому адресу. Его мастерской было изготовлено большое количество сабель, эспадронов и кортиков для морских офицеров.

Принадлежность к морскому образцу сабли говорит короткий укороченный клинок сабли, характерный именно для морских образцов холодного оружия. Сабли такого типа были удобны в тесных абордажных схватках. Морские обозначения в виде якорей, на британском холодном оружие, конца XVIII века, ставились не всегда (только в конце XVIII века на оружие стали постепенно появляться морские обозначения).

Литография сцены абордажного морского боя, с применением различного вида холодного и огнестрельного оружия: пик, абордажных сабель, ружей, шпаг или эспадронов (период Наполеоновских войн, 1799-1815 гг.).

Британская морская сабля имеет большую, историко-культурную и музейную ценность. Является объектом коллекционирования антикварного холодного оружия. Атрибуция выполнена на основании визуального обследования предмета, без полного либо частичного его демонтажа.

История Королевского (Британского) флота.

Флаг Королевского флота Великобритании.

Первые прототипы британского флота появились еще во времена англо-саксонских королевств в VI-IX вв. Но официальной датой создания британского флота считается время правления короля Уэссекса Альфреда Великого (881-899 гг.), создавшего более-менее боеспособный флот, который мог не только давать отпор набегам датских викингов, но и также топить их корабли.

В XII-XV веках английский флот в основной своей массе состоял из зафрахтованных или конфискованных торговых судов, на которых в дальнейшем строились надстройки для лучников и латников. Обычно корабли сходились в абордажном столкновении, и исход сражения обычно решало численное преимущество, а в некоторых случаях и высота надстройки судов. Пушки использовались редко.

При короле Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547 гг.) английский флот уже значительно вырос и стал называться королевским (с 1546 года; оригинальное название на английском языке; Royal Navy). В начале правления короля Генриха VIII его флот насчитывал всего 5 кораблей, но после издания Королевского указа о его увеличении (за счет денежных средств с нововведенным сбором пошлин на импорт и продаж монастырей) численность флота на 1514 год была доведена до 30 боевых судов, включая и два знаменитых корабля «Питер Помигрэнит» и «Мэри Роуз» (корабли выделялись среди общей массы своим большим водоизмещением и существенным арсеналом пушек). Часть кораблей была переделана из торговых судов.

К моменту смерти Генриха VIII в 1547 году его флот официально насчитывал уже 58 боевых кораблей. При дочери Генриха VIII королеве Елизавете I (1558-1603 гг.), в 1588 году английский флот уже мог соперничать с испанским флотом и смог разгромить мощную испанскую эскадру под названием «Непобедимая Армада» (на тот момент испанский флот считался лучшим в мире). После этого Англия постепенно отбирает у Испании право называться «Главной морской державой», а сама приобретает название «Владычица морей».

В 1660 году при короле Карле II (1660-1685 гг.) английский флот реформируется как род войск, а к названиям кораблей присоединяется префикс Его (Ее) Величества (оригинальное название на английском языке; His or Her Majesty’s Ship, сокращенно HMS). После объединения в 1707 году Англии и Шотландии в одно общее королевство, флот получает неофициальный префикс «Британский».

Расцвет Королевского флота приходится на эпоху Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) когда Британские военно-морские силы почти полностью контролировали основные морские магистрали, а в 1803 году помешали планам первого консула Франции Наполеону Бонапарту (1799-1804 гг.) высадить морской десант в Англию. Кульминацией в этих войнах стала победа Королевского флота под командованием вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (годы жизни; 1758-1805 гг.) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года над объединенным французско-испанским флотом, где британцы не потеряли ни одного корабля, а их противники 21 боевое судно.

Невозвратные людские потери у британского флота составили в 3 раза меньше, чем у проигравшей стороны, но среди британцев оказался и сам лорд Нельсон.

Картина с изображение битвы при Трафальгаре (21 октября 1805 года). Картина написана английским художником Кларксоном Фредериком Стэнфильдом (родился 1793-умер 1867 гг.) в 1836 году.

Картина с изображением ранения вице-адмирала Горацио Нельсона в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года (картина написана британским художником Денисом Дайтоном (годы жизни; 1792-1827 гг.) в 1825 году).

В Крымскую войну (1853-1856 гг.) Королевский флот уже имел в своем оснащении комбинированные парусно-паровые суда, которые впоследствии стали покрывать слоем листового железа. Первый такой корабль под названием «Уорриор» (английский язык; HMS Warrior) сошел со стапелей лондонской верфи 29 декабря 1860 года и был полностью бронированным — броненосец (первый в мире броненосец построили французы, который был спущен всего за год до первого британского броненосца). Второй британский броненосец был спущен на воду 27 февраля 1861 года, под названием «Чёрный Принц» (официальное название на английском языке; HMS Prince). Оба корабля имели по 40 орудий на своем борту, часть из которых была с новыми затворными механизмами. С 1 февраля 1901 года британцы приступили к строительству первых подводных лодок.

В 1 Мировую войну (1914-1918 гг.) Королевский флот нес тяжелые потери, но в большинстве морских сражений все-таки одерживал тактические и боевые победы над своими противниками. В 1914 году основывается Королевская военно-морская авиация (английский язык; Royal Naval Air Service).

В начале 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) Королевский флот участвовал в знаменитой эвакуации французских, британских, канадских и бельгийских союзных войск из осажденного немецкими войсками Дюнкерка (с 26 мая — 4 июня 1940 года). Совместными усилиями с гражданским населением Великобритании, при помощи их торговых и рыболовецких судов, а также прогулочных яхт (всего около 920 боевых кораблей и судов) Королевский флот вывез из Франции в Соединенное Королевство 338.226 солдат и офицеров союзных войск, не оставив на берегу ни единого человека.

Способность к объединению и самопожертвованию британцев, а также их гордость и умение принимать самостоятельные решения в трудную минуту премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1940-1945 гг. и 1951-1955 гг.) назвал «Духом Дюнкерка». В 1941 году 27 мая Британский Королевский флот затопил в Северной Атлантике знаменитый немецкий линкор «Бисмарк», известный своими большими размерами (третий по величине в классе линкоров после японского «Ямато» и американского «Айова»). Королевский флот активно участвовал в Североатлантических транспортных конвоях с военными и промышленными грузами направленных на помощь СССР. Также Королевский флот активно и успешно участвовал «в подводной войне» против немецких субмарин.

В настоящее время Королевский флот Великобритании входит в состав Военно-морской службы Ее Величества (английский язык; Her Majesty’s Naval Service) Британских Вооруженных Сил (английский язык; British Armed Forces) и имеет в своем составе 87 боевых кораблей.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — британская боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца по базовой британской модели морского офицерского эспадрона модели 1786 года (эфес), для офицерского и гардемаринского состава (возможно, также для уорэнт — офицерского состава), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Англии, Великобритании, Британской империи, немецкого производственного изготовления клинка оружейников города Золингена (Земля Северный Рейн-Вестфалия), конца XVIII века, производственного изготовления эфеса и ножен сабли, а также ее сборка, английской оружейной фирмы «John Knubley, London: 7 Charing Cross («Джон Набли, Англия, город Лондон, Чаринг-кросс, 7»), выпуска 1792-1795 гг., времени правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.), эпохи Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) — признается культурной ценностью.

Цена: 260.000 р.

Купить