Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Кузнечный мастер Дои Синрё и его династия. А.В.Толстых. Историк-востоковед, эксперт Минкультуры России по японскому антикварному оружию. Член NBTHK, NTHK. Статья опубликована в каталоге-справочнике «Клинок» № 40. Декабрь 2021 года.

Описание:

Кузнечный мастер Дои Синрё и его династия. А.В.Толстых. Историк-востоковед, эксперт Минкультуры России по японскому антикварному оружию. Член NBTHK, NTHK.

Статья опубликована в каталоге-справочнике «Клинок» № 40. Декабрь 2021 года.

В XVII столетии город Осака (大阪) в провинции Сэццу был не только торгово-экономическим оплотом страны, но и средоточием кузнечных мастеров, сформировавших особое осакское направление в японском оружейном искусстве. «Большое обозрение подписей японских мечей»/Нихонто Мэйкан 『日本刀銘鑑』(далее – Мэйкан) за период «Новых мечей»/Синто дзидай (新刀時代) 1596 – 1803 годов упоминает 380 кузнецов на территории Сэццу1. В это время, лишь только в городе Эдо, ставшем при сёгунах Токугава de facto политическим центром страны, проживало больше оружейников чем в Осака.

Несмотря на то, что в Осака было значительно меньше домовладений военного сословия чем в Эдо, кузнецы не оставались без работы. Устойчивый спрос на их произведения помимо знати, обеспечивали представители интенсивно развивавшегося и укреплявшего свои позиции местного капитала. О том положении в обществе, которое занимало осакское купечество, красноречиво говорит расхожее в то время выражение: «Если гневается один торговец Осака, то отклик этого разносится по всей Японии».

Одним из наиболее ярких представителей местного оружейного сообщества являлся обладавший самурайским статусом кузнечный мастер Иноуэ Хатиробэй Кунисада (井上八郎兵衛國貞) – Синкай (真改). Став главой дома Иноуэ после смерти в пятом году эры Кэйан (1652) Иноуэ Оя Кунисада (井上親國貞), Синкай не только удержал авторитет отца, но и приумножил наследие семьи. Благодаря кузнечным талантам в народе он был прозван «Масамунэ из Осака» (大坂正宗)2.

Ведомые молвой о знаменитом осакском оружейнике, из разных провинций страны в земли Сэццу стекались желавшие поступить к нему в ученики. Одним из таких людей был Дои Сакудзаэмон (土肥作左衛門), впоследствие ставший известным как Дои Синрё (土肥真了). Первый иероглиф кузнечного псевдонима «Синрё» (了) по бытовавшей традиции им был взят от учителя, который именовался тогда «Синкай» (改). В провинцию Сэццу Дои Сакудзаэмон прибыл из далёкого юго-западного княжества Хирадо в провинции Хидзэн (肥前国平戸藩), что сегодня соответствует современной префектуре Нагасаки. Достоверная информация о годах его жизни отсутствует.

Известно, что он был из семьи кузнеца Масанори (正則), работавшего на правящий дом Хирадо – самурайский род Мацура (松浦家). Не вызывает сомнений тот факт, что к тому времени когда Дои Сакудзаэмон направился в Осака чтобы обучаться у Иноуэ Кунисада (Синкай), он уже был сложившимся мастером, помогавшим отцу в изготовлении оружия для местного клана. В Мэйкан упоминаются подписи, оставленные этим мастером до его появления в Осака: «Фудзивара Масасигэ, проживающий в Хирадо, что в Хидзэн»/Хидзэн Хирадо-дзю Фудзивара Масасигэ 「肥前平戸住藤原正重」, «Масасигэ, проживающий в Хирадо, что в Хисю»/Хисю Хирадо-дзю Масасигэ 「肥州平戸住正重3.

Генеалогическая связь Дои Синрё с Иноуэ Синкай. Источник – I том «Синто Бэнги», 1779 год. С.18.

Итак, по прибытию в Осака, Дои Сакудзаэмон поступил на обучение в кузнечную школу Иноуэ Кунисада второго поколения. Этот факт отражён в многочисленных трудах по истории японского меча, где мастер Дои (Дои Синрё) фигурирует как ученик Иноуэ Кунисада второго поколения (Синкай). Если обратиться к широко известному письменному памятнику первой половины XIX века «Заметки о кузнецах старого и нового времени»/Кокон кадзи бико 『古今鍛冶備考』(далее – Кокон Кадзи Бико), то в нём говорится, что Дои Сакудзаэмон, именовавшийся также Масасигэ, поступил в ученики к Синкаю в эру Эмпо в год обезьяны (延宝庚申年/1680), а покинул учителя в год собаки эры Тэнва (天和壬戌年/1682)4. Аналогичные даты обучения (1680 – 1682) изложены в другой крупной работе по японским мечам «Разрешение сомнений относительно Новых мечей, изготовленных после эры Кэйтё»/Кэйтё ираи синто бэнги『慶長以来新刀辨疑』5 (далее – Синто Бэнги).

Этими же данными руководствовались последующие исследователи японского меча, в частности, эти сведения фигурируют в работе «Иллюстрированное описание Новых мечей из Осака»/Осака Синто Дзуфу 『大阪新刀図譜』сорок второго года эры Сёва (1967), где подробно рассматривается осакская кузнечная школа6. Однако, если время отъезда мастера Дои из Осака представляется логичным, поскольку во втором году эры Тэнва (1682) Иноуэ Синкай скончался в возрасте пятидесяти трёх лет, то год поступления в ученики, котрый указывают старые книги по японским мечам (1680), вызывает вопросы. В крупной исследовательской работе «Большое обозрение Иноуэ Синкая»/Иноуэ Синкай Тайкан 『井上真改大鑑』, увидевшей свет в пятьдесят третьем году Сёва (1978), его авторы Накадзима Синъитиро и Иида Кадзуо подвергли сомнению версию о двухгодичном пребывании мастера Дои в Осака, указав на тот факт, что Мэйкан содержит упоминание о клинках Дои Синрё, датированных четвёртым и шестым годами эры Эмпо (1676, 1678)7. Открыв Мэйкан на странице 441 можно убедиться в том, что такое свидетельство действительно есть8.

Подписываться как «Синрё» (真了) до поступления в школу Синкая, мастер Дои не мог, а следовательно, логичным будет предположить, что Синкай принял нового ученика из Хирадо по меньшей мере за несколько лет раньше чем гласит официальная версия (1680 год).

Катана Дои Синрё с гербом рода Мацуура. 1686 год. Источник – I том «Синто Тайкан», 1976 год. С.365.

Полученные в Осака навыки Дои Синрё применил на практике по возвращению в родные края. Выкованные им мечи имеют много общего с работами Иноуэ Синкая. В первую очередь такая преемственность стилю учителя прослеживается в закалке мечей Синрё, в частности, когда она выполнена им в виде прямой с небольшим волнообразным узором (сугу ни асаку нотарэ-ха/直に浅くのたれ刃). Также по мнению автора данной статьи стоит обратить внимание на саму подпись мастера – «Дои Синрё» 「土肥真了」, которая схожа с подписью «Иноуэ Синкай» 「井上真改」не только одним общим иероглифом (真), но и структурой: фамильное имя (Иноуэ; Дои) + псевдоним (Синкай; Синрё).

Синкай по неизвестной причине отказался от титула «Идзуми (но) Ками» (和泉守) и в последние годы жизни с принятием монашеского обета именовался только как Иноуэ Синкай. Дои Синрё не пришлось отказываться от титула так как он его не имел. Но учитывая то, как титулы присваивались кузнецам при активном посредничестве семейства Кинмити, представляется, что его получение учеником «Осакского Масамунэ» не сопровождалось бы серьёзными сложностями. Но, этого не произошло. Возможно это было своего рода подражением знаменитому учителю, а може быть высокие звания ему были просто не нужны. Среди выкованных им произведений много коротких мечей вакидзаси с обычной конструкцией клинка (хондзукури вакидзаси/本造脇指)9.

Известный оружейный специалист времён Эдо (1603 – 1867) Камата Натаэ назвал Дои Синрё в Синто Бэнги металлургом семьи Мацура (Мацура-кэ но яко/松浦家の冶工)10. Как кузнец рода Мацура (Мацура-кэ но кадзи/松浦家の鍛冶) Синрё упоминается в «Полном обзоре Новых мечей Японии»/Хонтё Синто Итиран 『本朝新刀一覧』, изданном в XIX веке11. В августе третьего года эры Дзёкё (1686) кузнец выковал меч катана с длиной клинка 706 мм (2 сяку 3 сун 3 бу), который помимо подписи «Дои Синрё» 「土肥真了」и места изготовления – поместье Мацура в Китадзима, содержит также с лицевой стороны хвостовика выгравированное изображение герба семьи Мацура в виде листа тутового дерева (шелковицы)/кадзи-но ха мон (梶葉紋). Подобное использование геральдики кузнецом возможно было лишь с дозволения правящего дома Хирадо, а следовательно, Синрё действительно был официальным оружейником семейства Мацура. Вот как аналогичное использование герба на мечах описывается в «Большом обозрении Ясуцугу»/Ясуцугу Тайкан 『康継大鑑』: «Ясуцугу было позволено использовать герб мальвы как кузнецу сёгуната. По версии «Кокон Кадзи Бико» первый мастер Ясуцугу не применял геральдику просто так. Согласно исследованиям из восьмидесяти трёх его мечей герб присутствует лишь на сорока и это меньше половины его работ.

Естественно герб отсутствует на тех мечах, которые были изготовлены до получения прав на его использование…»12. Не исключено, что поездка Синрё на обучение в Осака изначально была санкционирована князем (даймё) Мацура также когда-то из Хидзэн в столицу был послан князьями Набэсима оружейник Хасимото Тадаёси (橋本忠吉) на обучение к Умэтада Мёдзю (埋忠明寿).

Каков же был уровень кузнечного мастерства Дои Синрё? В системе ранжирования Синто Бэнги во втором томе Синрё отнесён к «Высокому классу» (Дзёсаку/上作)13. Такую же оценку мастерства от автора этого сочинения о мечах получил оружейник Иноуэ Оя Кунисада – отец учителя Синрё (Иноуэ Синкай вместе с мастером Цуда Сукэхиро значатся в первой категории (Дзёдзёсаку/上々作) мастеров «Высочайшего класса»). Камата Натаэ был признанным экспертом своего времени и обладал обширными познаниями в области оружейного искусства. Его книги, включая Синто Бэнги, имели большой успех. Признавая высокий уровень Синрё, он должен был бы основываться на примерах весьма качественных работ кузнеца. Вероятно именно так оно и было. Однако, стоит отметить, что в случае с Иноуэ Оя Кунисада высказывались сомнения в объективности автора Синто Бэнги.

Крупный оружейный специалист XX столетия Катаока Гинсаку писал на этот счёт следующее: «Определение уровня мечей является непростой задачей и с точки зрения современного подхода оно вызывает множество разночтений. Это связано с тем, что авторы ранжирования делали иногда выводы не видя лично те или иные работы.
…Оя Кунисада являлся знаменитым мастером «Высочайшего класса», но в Синто Бэнги его ранг очень сильно занижен и он отнесён лишь к мастерам «Высокого класса»»
14. Другую оценку мастерства Дои Синрё получил в семействе Ямада (山田家), представители которого были официальными испытателями мечей при сёгунате Токугава. По итогам пробной рубки (тамэсигири/試斬り) клинки Синрё получили признание как «Вадзамоно» (業物), то есть как мечи, обладающие режущими способностями15.

В работе Ямада Кокон Кадзи Бико представлен оттиск хвостовика (осигата/押形) катана Синрё с датировкой восьмым годом Гэнроку (1695), имеющего дополнительное/потайное отверстие (синоби-ана/忍び孔), призванное упрочить конструкцию рукояти при практическом использовании меча (примечательно, что эта дата (1695) не указана в Мэйкан среди подтверждённых датировок Синрё)16. Возможно, это один из тех мечей, которые были представлены для тестов Ямада. Уже в XX веке в знаковой двухтомной работе Фудзисиро Ёсио «Словарь японских кузнецов»/Нихон Токо Дзитэн 『日本刀工辞典』 уровень кузнечного мастерства Дои Синрё был определён как «Выше среднего»/Тюдзёсаку (中上作)17.

Вакидзаси Дои Синрё. 1690 год. Источник – «Нихонто Дзуйкан. Синто», 1977 год. С.825.

В соответствии с Мэйкан последняя зафиксированная дата работы Синрё соответствует четырнадцатому году эры Гэнроку (1701). Отталкиваясь от этого, можно говорить, что жизненный путь Дои Синрё завершился во второй половине эры Гэнроку (1688 – 1704). Но со смертью мастера его имя не ушло в прошлое. Мэйкан содержит упоминание о четырёх последующих поколениях кузнецов Дои, продолживших заниматься ковкой мечей18. В четвёртом году эры Кёхо (1719) при переписи кузнецов по всей Японии, санкционированной властями сёгуната, одним из оружейников, включённых в списки от княжества Хирадо, значился Дои Сакуносукэ (土肥作之丞), который на правах преемника Дои Сакудзаэмона Синрё подписывался «Дои Синрё» 「土肥真了.

Если воспользоваться информацией Камата Натаэ из шестого тома Синто Бэнги, то согласно этим данным второму поколению Дои Синрё (Дои Сакуносукэ) в четырнадцатом году Гэнроку (1701) было двадцать девять лет, а родился он в первом году Эмпо (1673)19. Кузнечная деятельность Синрё II-го пришлась на время спада спроса на клинки и оттого логичным будет предположить, что выкованных им работ не много. В подтверждение этому краткую заметку о малочисленности мечей Синрё II-го можно встретить в «Большом обозрении мастеров по изготовлению мечей»/Токо Тайкан 『刀工大鑑』20. Существует катана с подписью: «Изготовил Дои Синрё, проживающий в Хирадо в землях Хидзэн» 「肥前国平戸住土肥真了作」. На обороте хвостовика меч датирован третьим годом эры Хорэки (1753)21. Подпись выполнена в металле в скорописной манере и отличается от подписей на других мечах. Принято считать, что этот меч выкован Дои Дзюсукэ (土肥重助), который вошёл в права третьего поколения Синрё. Несмотря на трудности времени когда многие кузнецы отходили от дел и в стране изготавливалось мало оружия, Синрё занимался ковкой. Сколько он изготовил мечей невозможно узнать, но по всей видимости их было не много.

Вышеупомянутый катана на сегодня единственная известная работа Дои Синрё III-го. Его преемник Дои Дайроку (土肥大六) стал мастером Синрё четвёртого поколения. Также как в случае с его предшественником Мэйкан даёт всего лишь одну известную датировку его работы двенадцатым годом Кансэй (1800). Однако если взглянуть на мечи, представленные доктором Фукунага Кацуми, изучавшим историю кузнечного дела провинции Хидзэн и написавшим об этом в XX столетии несколько книг, то можно обнаружить пример подписи Дои Синрё IV-го с датировкой вторым годом эры Тэммэй (1782)22. Фукунага посещал родные места Синрё и изучал документы, относящиеся к Дои из Хирадо, включая храмовые некрологи и семейные свитки. Именно он дал наибольший объём информации о мастерах Синрё после третьего поколения. Согласно материалам Фукунага, Дои Синрё IV-й был весьма эксцентричным человеком. Он заявил об аннулировании документов по усыновлению им наследника, а во время устроенного пиршества отменил этот акт, снова приняв к себе юношу. Он также обратился к властям княжества с прошением разрешения покинуть родные земли, поскольку работа кузнецом не давала ему возможности прокормиться. Во главе Хирадо на тот момент был даймё Мацура Сэйдзан (1760 – 1841), который, якобы, сам любил заниматься ковкой мечей, но экономическая ситуация на тот момент не позволяла выплачивать кузнецам высокое жалование (кароку/家禄).

Меч с подписью «Дои Синрё». Из частной коллекции (Москва).

Старые книги о мечах дают информацию лишь о четырех кузнечных поколениях Дои Синрё. Мэйкан завершает эту линию кузнецов на Синрё V-м, у которого зафиксирован меч с датой третьим годом эры Бунка (1806). Доктор Фукунага пишет, что тот юноша, от которого хотел отказаться Дои Дайроку, успешно завершил обучение кузнечному делу у своего приёмного отца и стал кузнецом Синрё в пятом поколении. Именно он запечатлён на портрете, который был написан в Хирадо местным художником Оуми (Авами). Как сообщает Фукунага, художник обратился к Синрё с просьбой изготовить ритуальный меч.

Когда клинок был выкован, живописец изобразил оружейника за работой в кузнице с тремя учениками, после чего подарил портрет мастеру. Работа художника датирована девятым годом Бунка (1812). Помимо истории с портретом в материалах Фукунага встречается интересная информация, согласно которой предок пятого поколения – Дои Синрё I-й перед обучением у Синкая поступал в ученики к Эттю (но) Ками Масатоси (越中守正俊)23. Мисина Масатоси были киотосскими кузнецами и на период Эмпо – Тэнва (1673 – 1684) пришёлся переход от второго поколения Масатоси к третьему.

Портрет Дои Синрё пятого поколения. Художник Оуми (Авами). 1812 год. Источник –«Нихонто Кантэй Хикэи», 1985 год.

Фукунага Кацуми упоминает Синрё шестого поколения и отмечает тот факт, что его мечей нет. Это обстоятельство автор называет странным. И действительно если рассуждать на эту тему, то первое что приходит на ум, что в годы, когда должен был бы творить Синрё V-й, вдохновлённые новыми идеями Кавабэ Суйсинси Масахидэ (川部水心子正秀) японские кузнецы вновь начали создавать замечательные мечи. В соседних южных княжествах успешно работали местные оружейники. Однако произведений Синрё в этот период мы видеть не можем. Посетив в Хирадо то месте, где раньше был дом семьи Дои, Фукунага Кацуми написал: «Возможно здесь звук молота Синрё, удалившись через рисовые поля напротив дома, дойдя до гор напротив, возвращался обратно»24.

Дои Рёсаку (土肥良作) – Синрё VII поколения погиб в начале Русско-японской войны во время взрыва порохового склада.
В десятом году Сёва (1935) умер Дои Синрё восьмого поколения. Фукунага пишет, что время от времени он изготавливал мечи. Возможно они могут встретиться. В это время популярным кузнечным делом начали заниматься даже те, кто раньше не имел никакого отношения к мечам. Имея такую родословную как Синрё мастер наверняка мог с гордостью подписать меч своим именем. Девятым поколением Синрё стал Дои Ёсио (土肥義雄), обустроивший ювелирную лавку и занимавшийся золотыми изделиями.

Замок Хирадо. Наши дни.

Кузнечная династия Дои Синрё просуществовала на протяжении нескольких столетий. Не все из её представителей оставили наследие в виде реально существующих оружейных произведений. Подавляющее большинство встречаемых сегодня мечей относятся к творчеству Дои Синрё первого поколения.

1Хомма Кундзан. Исии Масакуни. Нихонто мэйкан 『日本刀銘鑑』. Обозрение подписей японских мечей. Токио: Юдзанкаку.2000. С. 1405, 1407 (на японском языке).

2Окадзаки Горо Нюдо Масамунэ (1256 – 1343) – один из выдающихся оружейников периода «Старых мечей» (до 1596 г.), чьё творчество прославило традицию Сагами и по сегодняшний день рассматривается как уникальное явление в истории японского меча.

3Мэйкан. С. 857, 858.

4Ямада Асауэмон. Кокон Кадзи Бико 『古今鍛冶備考』.Заметки о кузнецах старого и нового времени. Эдо: Маэгава Рокудзаэмон. 1830. Том 4. С. 15 (на японском языке).

5Камата Натаэ. Кэйтё Ираи Синто Бэнги 『慶長以来新刀辨疑』. Разрешение сомнений относительно Новых мечей, изготовленных после эры Кэйтё. Осака: Каватия Токубэй. 1779. Том 6. С. 25 (на японском языке).

6Накамия Кэйдо. Накамия Ёсиро. Осака Синто Дзуфу 『大阪新刀図譜』. Иллюстрированное описание Новых мечей из Осака. Токио: Юдзанкаку. 1967. С. 130 (на японском языке).

7Накадзима Синъитиро. Иида Кадзуо. Иноуэ Синкай Тайкан 『井上真改大鑑』. Большое обозрение Иноуэ Синкая. Токио: Токэн Сюндзю. 1979. С. 160 (на японском языке).

8Мэйкан. С. 441.

9Хонъами Косон. Нихонто-но окитэ то токутё 『日本刀の掟と特徴』. Установления (законы) и особенности японских мечей. Токио: Нихонто кэнкю-кай. 1955. С. 350 (на японском языке)

10Синто Бэнги. Том 2. С. 3 (на японском языке).

11Имамура Юкимаса. Хонтё Синто Итиран 『本朝新刀一覧』. Полный обзор Новых мечей Японии. Киото: Омия Сатаро. 1845. С. 62 (на японском языке).

12Сато Канъити. Ясуцугу Тайкан 『康継大鑑』. Большое обозрение Ясуцугу. Токио: Нихон Бидзюцу Токэн Ходзон Кёкай. 1960. С. 129. (на японском языке).

13Синто Бэнги. Том 2. С. 3 (на японском языке).

14Катаока Гинсаку. Токэн то Рэкиси『刀剣と歴史』. Мечи и история. Оя Кунисада. № 565. Токио: Нихон Токэн Ходзон Кай. 1986. С. 19 (на японском языке).

15Кокон Кадзи Бико. Том 4. С. 15.

16Там же. Том 7. С. 40.

17Фудзисиро Ёсио. Нихон токо дзитэн. Синто-хэн 『日本刀工辞典 新刀編』. Словарь японских кузнецов. Книга Новых мечей. Токио: Хагивара Сэйбункан. 1944. С. 441 (на японском языке).

18Мэйкан. С. 441.

19Синто Бэнги. Том 6. С. 25.

20Токуно Кадзуо. Токо тайкан 『刀工大鑑』. Большое обозрение мастеров по изготовлению мечей. Токио: Когэй сюппан. 1977. С. 304 (на японском языке).

21Фукунага Суйкэн. Тэрада Ёрисукэ. Хидзэн-но катана то цуба 『肥前の刀と鐔』. Мечи и цуба из Хидзэн. Токио: Юдзанкаку. 1974. Том 2. С. 64 (на японском языке).

22Там же. С. 65.

23Хидзэн-но катана то цуба. Том 1. С. 275.

24Хидзэн-но катана то цуба. Там же.

Цена: статья.

Купить