Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Картина «Битва между испанцами и фламандцами (голландцами), в период Восьмидесятилетней войны». Республика Соединённых провинций (Голландская Республика; историческая область Фландрия). Работа написана в первой половине 1620 годов. Автор работы: фламандский художник Питер ван дер Хюлст I (Старший; прозванный Флорис (голландский язык; Pieter van der Hulst, годы жизни около 1565/1570 – 1627/1628 гг.). Фламандская школа живописи («Золотой век голландской живописи»).

Описание:

Картина «Битва между испанцами и фламандцами (голландцами), в период Восьмидесятилетней войны».

Республика Соединённых провинций (Голландская Республика; историческая область Фландрия).

Работа написана в первой половине 1620 годов.

Автор работы: фламандский художник Питер ван дер Хюлст I (Старший; прозванный Флорис (голландский язык; Pieter van der Hulst, годы жизни около 1565/1570 – 1627/1628 гг.).

Фламандская школа живописи («Золотой век голландской живописи»).

Оригинал, подлинник.

Экспертное заключение Государственного музея имени А.С. Пушкина, на трех листах прилагается.

Атрибуция.

Стиль: реализм, историзм, романтизм.

Жанр: батализм.

Состояние: хорошая коллекционная сохранность.

Материал и техника изготовления: дерево (дуб), меловой грунт, масло, резьба, клей.

Размеры без учета рамы: 495 х 725 мм.

Описание картины:

Сюжетная линия картины:

На лицевой стороне полотна картины изображение батальной сцены между испанцами и голландцами в период «Восьмидесятилетней войны» (около 1566/1568-30 января 1648 гг.).

Судя по всему, голландские воинские формирования расположены справа, основываясь по так называемым «голландским шляпам», а также по флагу, где проглядываются цвета — красный (оранжевый) белый и синий (дальний план картины). На ближнем плане полотна наблюдается оранжевый флаг (военно-морской голландский флаг).

Испанцы располагаются слева (на дальнем плане изображен испанский красный флаг). На ближнем плане картины, судя по всему, изображена знаменитая наемная испанская пехота (разнобой в одежде, разница в возрасте).

Скорее всего, на картине показан второй, завершающий этап «Восьмидесятилетней войны» (1621-1648 гг.), который в итоге завершения, закончился заключением «Мюнстерского мира», 15 мая 1648 года, в пользу Республики Соединённых провинций и окончательное отделение федерации от испанской короны.

Экспертное заключение.

Фламандский художник Питер ван ден Хюлст I (Старший; по прозвищу Флорис (голландский язык; Pieter van der Hulst, годы жизни около 1565/1570 – 1627/1628 гг.), родился в городе Антверпене (в настоящее время фламандский регион Королевства Бельгия).

Профессиональное художественное образование получил в антверпенской мастерской Г. Винкбонкса, у которого обучался с 1583 года. В 1589 году стал мастером гильдии Святого Луки в Антверпене. Работал преимущественно в Антверпене, имел многочисленных учеников, в их числе — Яна Вилденса и Паувела де Воса. Живописец. Автор сельских ландшафтов, жанровых и батальных сцен.

Большое влияние на формирование творчества Питера ван дер Хюлста Старшего оказала традиция «романтического» батального жанра на фоне ландшафта, создателем которой был Себастьян Вранкс. В настоящее время достоверные картины Питера ван дер Хюлста встречаются сравнительно редко. Они хранятся в музеях Брауншвейга, Копенгагена и Монтерги.

Примечание:

Биографические сведения о художнике содержатся в справочнике: De Maere, J., Wabbes, M., Illustrated Dictionary of 17th Century Flemish Painters, Brussels, 1994, I, p. 223 — 224).

Оптический анализ технико-технологических особенностей экспертируемой картины (дубовая доска, плотный меловой грунт со светло- серой имприматурой, тонкие полупрозрачные слои живописи), а также данные химического анализа состава наполнителя грунта и пигментов (смотреть заключение С. Писаревой из ГосНИИРа), композиционно- типологическое решение многофигурной батальной сцены на фоне холмистого пейзажа с деревьями, распространенное во фламандской живописи первой трети XVII века, звучный колорит и манера исполнения, дают все основания видеть в ней характерный образец фламандской батальной картины, несущей на себе печать сильнейшего влияния Себастьяна Вранкса.

Возможно, атрибуция «Битвы» не продвинулась бы далее констатации факта принадлежности к кругу Себастьяна Вранкса. Однако уровень современных научных знаний о творчестве «редких» малоизученных фламандских мастеров, от которых до нас дошли только единичные достоверные работы, расширился настолько, что можно с уверенностью говорить и об имени создателя экспертируемой картины.

Им по всей видимости был Питер ванн дер Хюлст Старший — автор подписных композиций «Крестьянский праздник» (дерево, масло, 51 x 93 см). Проходил распродажу на аукционе: Christie’s, London, 11. 12.1980, lot 69) и «Фламандский пейзаж с фигурами солдат и путников» (дерево, масло, 44 х 72), 2. Мюнхенглаубах, замок-музей Рейдт — de Maere, Wabbes, op. cit., pl. 631.

Их объединяет общность типологии мотива, идентичные принципы композиционно-пространственного мышления и особенности трактовки отдельных деталей. Во обоих случаях можно обнаружить типичную для Питера ван дер Хюлста Старшего манеру организации композиции с помощью изображения старых и молодых старых деревьев с кривыми стволами.

В то время как остальные деревья художник трактует как единую массу легкими лессировочными мазками, намечая только общие очертания их крон и стволов. Не менее характерной особенностью художественного решения работ Питера ван дер Хюлста Старшего является использование холодного дневного света, проникающего сквозь листву деревьев и освещающего отдельные участки каменистой почвы.

Практически идентична трактовка травы и кустарника, листьев деревьев и серебристых облаков и птиц в небе, фигур пеших и конных воинов.

Картина «Битва», которая судя по композиционной типологии и колориту, была создана в первой половине 1620-х годов, имеет значение не только как хороший образец фламандской батальной живописи эпохи Рубенса. Ибо помимо упомянутых выше двух картин из лондонской аукционной торговли и замка-музея Рейдт, это одна из немногих работ Питера ванн дер Хюлст Старшего, известных сейчас. Она представляет большой интерес для науки, поскольку может служить сертификатом, позволяющим выявить другие его работы, которые, возможно, ошибочно приписываются другим мастерам.

Картина является, безусловно, значимым образцом голландского художественного искусства, имеет большую историко-культурную и музейную ценность. Является объектом коллекционирования голландской старинной живописи, начала 16 века, а также предметом антиквариата имеющего культурную ценность.

Цена: 4.000.000 р.

Купить