Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Столовая тарелка (глубокая), из сервиза ресторана «Яр», Алексея Акимовича Судакова, расположенного по адресу, город Москва, Петербуржское шоссе, дом № 32/2, в современной нумерации (ресторан был перестроен, в настоящее время в здание располагается отель «Советский»). Российская империя. Российское производственное изготовление тарелки, поставщика Двора Его Императорского Величества, «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова», фабрики в городе Дмитрове, Московской Губернии, выпуска 1896-1917 гг., по заказу ресторатора Алексея Акимовича Судакова (1868-1937 гг.). Время правления императора Всероссийского Николая II (1894-1917 гг.).

Описание:

Столовая тарелка (глубокая), из сервиза ресторана «Яр», Алексея Акимовича Судакова, расположенного по адресу, город Москва, Петербуржское шоссе, дом № 32/2, в современной нумерации (ресторан был перестроен, в настоящее время в здание располагается отель «Советский»).

Российская империя.

Российское производственное изготовление тарелки, поставщика Двора Его Императорского Величества, «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова», фабрики в городе Дмитрове, Московской Губернии, выпуска 1896-1917 гг., по заказу ресторатора Алексея Акимовича Судакова (1868-1937 гг.).

Время правления императора Всероссийского Николая II (1894-1917 гг.).

Оригинал, подлинник.

Атрибуция.

Материал и техника изготовления: фаянс, белая, красная и синяя глазурь, позолота, обжиг.

Размеры: диаметр – 231 мм.

Сохранность: хорошее коллекционное состояние.

Описание тарелки:

Круглой формы, с большой глубиной.

На лицевой части тарелки, в верхней ее части, изображение памятного логотипа, состоящего из надписи на русском языке, в старой дореволюционной русской орфографии, как полным текстом, так и в сокращениях «РЕСТОРАНЪ ЯРЪ А.А. СУДАКОВА» (полный текст в современной русской орфографии «РЕСТОРАН ЯР А.А. СУДАКОВА»). Надпись заключена в ленточный картуш. 

На оборотной стороне тарелки, по ее центру, наблюдается клеймо-логотип производителя: изображение малого герба Российской империи, состоящего из двуглавого орла с распростертыми крыльями, увенчанного императорской короной и держащего в своих лапах скипетр и державу (в данном случае клеймо обозначает поставщика Двора Его Императорского Величества).

Далее надписью на русском языке, как полным текстом, так и в сокращениях «Тва. М.С. Кузнецова Д.Ф.» (полный текст «Товарищества Матвей Сидоровича Кузнецова. Дмитровская Фабрика»).

Примечание:

Клеймо данного типа, использовалось на Дмитровской фарфоровой фабрике, в период 1891-1917 гг.

Историческая справка:

Ресторана «Яр» был открыт в 1826 году, в Москве, на углу Кузнецкого Моста и Неглинной улицы, в доходном доме Шавана, французом Транкилем Яром.

Газета «Московские ведомости» писала, что была открыта новая ресторация, с винами, ликерами, кофе и трюфелями, по весьма умеренным цена. Заведение любил посещать русский поэт, Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.), оставив о нем четверостишье. 

Со временем заведение становится популярным и богемным, а цены выше.

В 1836 году ресторан «Яр» переехал в Петровский парк, а с 1848 по 1851 гг., находился в саду «Эрмитаж» на улице Божедомка, далее снова в Петровском парке.

В 1871 году хозяином ресторана «Яр» стал московский купец Фёдор Аксёнов. После смерти Аксенова, когда ресторан захирел, его выкупил, в 1896 году, ресторатор Алексей Акимович Судаков (1868-1937 гг.) за огромную по тем времена сумму 92.000 рублей (в современном эквиваленте 550.000.000 рублей).

Именно при Судакове ресторан стал по настоящему модным и пафосным местом, местом, где царил кутеж и «разбрасывание деньг в оркестр».

В период 1909-1910 гг., ресторан перестраивается.

Цветная, раскрашенная открытка с изображением ресторана «Яр» до перестройки (снимок 1900 года).

В новом, обновленном ресторане, появились именные залы (250 столиков, «Наполеоновский», «Пушкинский», «Летний»), отдельные кабинеты (22 комнаты), летняя веранда (250 столиков), фонтаны, гроты.

Фраза из романса сочиненного русским поэтом и композитором Юрьев Евгений Дмитриевич (1882-1911 гг.) «Эй, ямщик, гони ка к Яру» это слова о ресторане «Яр».

Фотография ресторатора Алексея Акимовича Судакова (дореволюционный снимок).

Фотография с изображением ресторана «Яр», после реконструкции (снимок 1910 года).

Фотография «Летнего зала», ресторана «Яр» (дореволюционный снимок).

Фотография летней веранды «Сад», ресторана «Яр» (дореволюционный снимок).

В феврале 1918 года Судаков был арестован ЧК, а имущество национализировано.

В 1939 и 1952 годах здание ресторана было перестроено. В настоящее время в здание ресторана располагается отель «Советский» (Ленинградское шоссе дом № 32/2).

Фотография отеля «Советский» на Ленинградском шоссе, в Москве.

Историческая справка:

«Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова» было основано Яковом Васильевичем Кузнецовым в 1812 году.

В 1872 году предприятие получает звание поставщика Двора Его Императорского Величества и право ставить на своих изделиях государственный герб. Товарищество было зарегистрировано 29 сентября 1887 года.

Фирма имела много филиалов по всей стране (кроме Москвы, в столице располагалось только правление товарищества).

В конце 1918 года все предприятия были национализированы Советской Властью.

Фотография Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1911 гг.). Снимок был сделан в 1911 году.

Фотография здания на Мясницкой улице (дом 8-2), в Москве, где до революции находилось правление «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова».

Тарелка является, безусловно, значимым, редким (очень много дореволюционной, столовой посуды побилось, а ресторанная и так редкая, после революции, как правило «теряла» своих хозяев и как следствие ее шансы на сохранение были значительно меньше) и ценным образцом русского художественного прикладного искусства, имеет большую историко-культурную и музейную ценность.

Является объектом коллекционирования русского декоративно-прикладного искусства конца XIX-начала XX вв., а также предметом антиквариата имеющего культурную ценность.

Цена: 80.000 р.

Купить