Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), в оправе сирасая. Япония. Производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Хэйтей-но Ками, выпуска XVI – XVII вв. Периоды Муромати (1336-1573 гг.), Адзути-Момояма (1573-1603 гг.), Эдо (1603—1868 гг.). Производственное изготовление оправы сирасая меча, выпуска 1926-1945 гг. Период Сева (1926-1989 гг.). Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Описание:

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), в оправе сирасая. Япония.

Производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Хэйтей-но Ками, выпуска XVI – XVII вв. Периоды Муромати (1336-1573 гг.), Адзути-Момояма (1573-1603 гг.), Эдо (1603—1868 гг.).

Производственное изготовление оправы сирасая меча, выпуска 1926-1945 гг. Период Сева (1926-1989 гг.). Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Оригинал. Подлинник.

Подставка под меч и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Был произведен демонтаж меча (извлечение клинка из оправы).

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, медь, дерево, клей, полировка, лак, гравировка.

Сохранность: следы износа. Оксидные процессы, царапины и сколы на полотне клинка. По всей длине ножен и рукояти имеют механические повреждения в виде сколов древесины, царапин и вмятин, а также растрескивание материала.

Описание меча:

Параметры меча

Общая длина меча в ножнах – 72 см

Длина меча без ножен – 71 см

Длина ножен – 55 см

Длина рукояти – 17 см

Клинок (материал – сталь):

 длина клинка (нагаса) – 52 см;

 изгиб клинка (сори) – 1,6 см;

 ширина клинка (мото-хаба) –  2,8 см;

 ширина клинка (саки-хаба) – 1,8 см;

 длина хвостовика (накаго) – 13 см;

— ширина хвостовика у основания – 2,5 см;

 толщина клинка в основании (мото-касанэ) – 0,5 см;

 толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 0,4 см.

 Характеристики клинка:

— форма клинка (цукури-коми) – синоги-дзукури;

— острие клинка – тю-киссаки (2,5 см);

— изгиб клинка – тории-дзори;

— обух клинка – ёри-мунэ;

По всей длине клинок подвержен воздействию абразивных материалов, вследствие чего текстура стали визуально не наблюдается.

Клинок имеет зону закаленного края (якиба) и его узор (хамон) типа гономэ-ха, и на отдельных участках —  сугу-ха.

Данная деталь своей формой воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка. Поверхность указанного элемента (хабаки) наполовину декорирована горизонтальными канавками.

В основании клинок имеет плоскую, монолитную (хито-касанэ), металлическую (медь) запорную муфту (хабаки — 2,6 см), которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при его запирании в ножнах.

Дефекты клинка (кидзу)

Поверхность клинка содержит следы воздействия коррозионных процессов.

Режущий край клинка имеет участки с механическими повреждениями в виде сколов, явившихся следствием практического применения меча.

В области кромки лезвия острия, клинок имеет трещину (ха-гарами). Поверхность (синоги-дзи) между обухом и продольным ребром, равно как и плоскость (хира-дзи) между продольным ребром и режущим краем, содержат швы (китаэ-варэ), образовавшиеся при ковке. Аналогичный дефект (мунэ-варэ) наблюдается в верхней части клинка вдоль обуха. Обух клинка имеет также вмятины от ударов.

Хвостовик клинка (накаго) формы убу с оконечностью, выполненной в стиле ха-агари кури-дзири.

Обух плоский (хира мунэ).

Хвостовик имеет подпись в виде иероглифической надписи и относится к категории дзай-мэй.

На расстоянии в 7,7 см от своего окончания, хвостовик имеет одно функциональное отверстие (мэкуги-ана:  Ø – 0,5 см) для крепления клинка с рукоятью при помощи конусообразного деревянного (бамбукового) клина (мэкуги).

На всей протяженности хвостовик подвержен коррозионному воздействию.

Надпись (мэй) на хвостовике клинка (накаго)

 Хвостовик рассматриваемого клинка имеет выполненную по металлу иероглифическую (на японском языке) надпись (мэй), размещенную ниже крепежного отверстия на стороне, являющейся внешней (омотэ), то есть обращенной от тела при ношении меча.

Надпись представлена в виде трех иероглифических символов, нанесенных техникой чеканки.

                                                  Омотэ-мэй:

(японский язык)   

 (русская транслитерация) «Хэйтэй-но-Ками»

 (английская транслитерация) «Heitei—no—Kami»

В данном случае представлено имя кузнеца — автора клинка,
а также его почетный титул — «Ками».

До 15 года эпохи Гэнроку (1703 год) подпись на клинках 平定守如斯銘有写之 гравировалась как 平定守 (Хэйтэй-но-Ками).

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также для режущих действий.

Оправа меча (косираэ).

Оправа рассматриваемого меча представлена комплектом сирасая (японский язык; 白鞘), который состоит из гладких деревянных лакированных ножен, имеющих грани, и аналогичной рукояти с отверстием для крепежного клина (мэкуги).

По всей длине ножны и рукоять имеют механические повреждения в виде сколов древесины, царапин и вмятин.

Внешняя (омотэ) сторона ножен на своей поверхности содержит иероглифическую (на японском языке) надпись, нанесенную на дерево красочным материалом черного цвета. Надпись представлена восемью иероглифическими знаками:

(японский язык)          

 (русская транслитерация) «Кабусикигайся Ямагути Гинко»

 (английская транслитерация) «Kabushikigaisha Yamaguchi Ginkou»

В переводе с японского языка данная надпись читается как: «Акционерная компания банк Ямагути».

Выводы экспертизы:

По итогам проведенной экспертной работы, видится возможным сделать
следующий вывод:

Предмет экспертного рассмотрения является оригинальным образцом японского традиционного меча (нихонто) и по длине клинка (менее двух сяку) может быть классифицирован как вакидзаси (японский язык; 脇差), в оправе сирасая) (с японского языка «Белые ножны»).

Меч вакидзаси носился у пояса лезвием вниз (стиль букэ-дзукури) и являлся неотъемлемым атрибутом костюма представителей самурайского сословия (буси) в период средневековья.

Оправа сирасая представляет собой футляр из древесины для хранения клинка. Поскольку длительное нахождение клинка в полной оправе могло привести к появлению различного рода нежелательных эффектов, в частности появлению коррозии на клинке, оправа сирасая являлась удобным повседневным хранилищем, позволяющим избежать воздействия влаги и тому подобное.

Практика хранения клинков мечей в оправе сирасая стала повсеместной в период Эдо — время правления сёгунов династии Токугава (1603 – 1868 гг.).

Зачастую на поверхности ножен сирасая, размещали какую-либо информацию касательно клинка меча, что наглядно демонстрирует рассматриваемый образец.

По времени изготовления, клинок исследуемого меча представляется возможным отнести к периоду XVI – XVII вв., в то время как оправу целесообразно датировать периодом Сёва (1926-1989 гг.), с 1926 по 1945 гг.

Примечание:

Предмет происходит из США. После оккупации Японии (2 сентября 1945 — 28 апреля 1952 гг.), когда было объявлено о сдаче населением оружия в полицейские участки, где спустя любой американский солдат мог получить три меча, в качестве сувенира, под роспись.

Историческая справка:

Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.

С течением времени меч эволюционировал, став не только средством ведения боя, но и объектом поклонения и почитания.

«Честь носить его; права, которыми он наделялся; связанные с ним суеверия; семейные традиции; глубокие знания, Требовавшиеся для того, чтобы оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания».  Ф. Бринкли (1841-1912 гг.).

В отдельные исторические периоды с изменением тактики ведения боя, японский меч менялся в пропорциях.

В конце периода Муромати (1392 – 1572 гг.), а также в последующий за ним период Момояма (1573 – 1599 гг.) нередко мечи подвергались укорачиванию (преимущественно со стороны хвостовика), что меняло их первоначальную длину и позволяло адаптировать для пешего боя.

Одним из отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси), в феодальной Японии периода с конца XVI– до второй половины XIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана (дайто) и более короткого меча вакидзаси (сёто), носимых лезвием вверх. Данная традиция берет свое начало в XVI веке и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).

Иллюстрация из книги Инадзе Кайро о жизни двух самураев Санмото Горозаэмон и Масааки Ино, которые решили сразиться между собой. У героев можно заметить прикрепленные к поясу мечи-вакидзаси. Книга была издана в 1783 году.

Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

Меч вакидзаси оставался у пояса самурая даже тогда, когда он, следуя нормам этикета, расставался на время с боевым мечем катана. Вместе с тем, короткий меч был не менее действенным орудием в руках профессионального воина и даже приобретал серьезные преимущества перед длинным мечем в стесненных условиях ограниченного пространства помещений.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX века и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 году самурайское сословие постепенно стола терять свое исключительное положение в обществе.

В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое.

Вместе с тем, японский меч не ушел в историю, оставшись лишь символом феодальной Японии. Часть кузнечных мастеров не оставили оружейное ремесло и продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.

В первой половине ХХ века были предприняты усилия по стимулированию производства японских мечей как военного образца для нужд армии и военно-морского флота, так и традиционного типа.

В послевоенный период изготовление японских мечей некоторое время находилось под запретом оккупационных властей, после снятия которого, японские оружейники продолжили свою практику.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «вакидзаси» в оправе сирасая, является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования японского антикварного холодного оружия.

Атрибуция традиционного японского меча «вакидзаси», в оправе сирасая, выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), в оправе сирасая, Японии, производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Хэйтей-но Ками, выпуска XVI – XVII вв., периодов Муромати (1336-1573 гг.), Адзути-Момояма (1573-1603 гг.), Эдо (1603—1868 гг.), производственного изготовления оправы сирасая меча, выпуска 1926-1945 гг., периода Сева (1926-1989 гг.), времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева) — признается культурной ценностью.

Цена: 250.000 р.

Купить