Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония. Японское производственное изготовление клинка и хабаки меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.). Период «Новейших мечей» — Син-Синто (1781-1876 гг.). Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.). Японское производственное изготовление оправы меча (цубы, мэнуки, рукояти, фути, касира, ножен), выпуска конца периода Эдо (1603-1868 гг.). Японское производственное изготовление сагео и чехла для вакидзаси, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).

Описание:

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония.

Японское производственное изготовление клинка и хабаки меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.).

Период «Новейших мечей» — Син-Синто (1781-1876 гг.).

Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.).

Японское производственное изготовление оправы меча (цубы, рукояти, мэнуки, фути, касира, ножен), выпуска конца периода Эдо (1603-1868 гг.).

Японское производственное изготовление сагео и чехла для вакидзаси, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).

Оригинал. Подлинник.

Подставка под меч и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры меча:

Общая длина в ножнах – 598 мм.

Общая длина без ножен – 546 мм.

Длина клинка с хвостовиком — 493 мм.

Длина клинка без учета хвостовика — 344 мм.

Ширина полотна в наиболее широкой части – 22 мм.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, сплав цветных металлов (латунь, медь), дерево, краска, кожа ската, полировка, покраска, литье, инкрустация золотом, перламутр, водоросли, гравировка, лак, нить, шитье.

Состояние: отличная полировка клинка, коллекционная сохранность!

Был произведен демонтаж предмета (извлечение клинка из оправы).

Описание меча:

Клинок.

Клинок японского меча стальной с незначительным изгибом, шестигранный в сечении, односторонней заточки с боевым концом. Ковка произведена, судя по структуре металла, в различных направлениях (итамэ-хада), на некоторых участках полотна можно проследить отдельно стоящие узоры закаленного металла (тобияки).

Также на полотне клинка можно наблюдать и шлаковые вкрапления (состоят из выемчатых трещин, полученных в результате не провара шлакового содержания). Линия закалки – хамон (хитацура) визуально прослеживается в виде более светлой и практически ровной полосы (сугуха). Запорная муфта – хабаки, пятигранной формы, изготовлена из серебра с косыми насечками.

Хвостовик клинка имеет одно крепежное отверстие, полученное методом пробивки.

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также для режущих действий.

Рукоять.

Рукоять (основа) вакидзаси деревянная, обтянутая белой кожей ската, с лицевой поверхностной обмоткой тканевым шнуром синего цвета. Под обтяжным материалом с обеих сторон пара зафиксированных накладок, выполненных из цветного металла с чернением.

Детали имеют не только декоративное назначение, как может показаться на первый взгляд, но и функциональное, в качестве ограничителя скольжения руки. В нижней части рукояти фиксирующая втулка – муфта фути. Деталь изготовлена из меди с золотой инкрустацией и чернением, растительной орнаментации, иероглифической надписью и изображением комара.

В верхней части рукояти вакидзаси можно визуально наблюдать навершие – касира, изготовленную, как и предыдущая деталь из меди, с золотой инкрустацией и чернением. Сюжет детали отображает злого демона из японской мифологии.

В начальной части рукояти имеется сквозное отверстие для фиксации с хвостовиком меча. Соединение частей произведено с помощью запорного деревянного штыря.

Японская гарда – цуба изготовлена из меди с полукруглой выемкой для ножа хозяйственного назначения кодзуки.

С обеих сторон цубы прилагают две регулировочные шайбы – сеппы изготовленных из меди и плакированные латунью.

Ножны.

Ножны вакидзаси, изготовлены из дерева с лаковым покрытием коричневого цвета, композиционной структуры, состоящей из фрагментов водорослей и перламутра, потеков лака (рельефное состояние застывших потеков лака нейтрализовал эффект скольжения руки).

С тыльной стороны закреплена подвесная скоба (куригата) для тканевого ремня – сагео, который присутствует в комплекте. С лицевой стороны модно наблюдать прямоугольное отверстие для кодзуки.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с традиционным японским мечом «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), Японии, японского производственного изготовления клинка и хабаки меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.), периода «Новейших мечей» — Син-Синто (1781-1876 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (цубы, мэнуки, рукояти, фути, касира, ножен), выпуска конца периода Эдо (1603-1868 гг.), японское производственного изготовления сагео и чехла для вакидзаси, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года).

Японский меч «вакидзаси» был предназначен как дополнительное холодное оружие к более длинному мечу «катана» (катаны от 60 см в длину без учета хвостовика), был удобен в более тесной схватке в узком пространстве, например тесный по определению дом или узкие проходы замка. Японский меч «вакидзаси» обладал режущими, колющими и рубящими свойствами.

Историческая справка:

Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.

С течением времени меч эволюционировал, став не только средством ведения боя, но и объектом поклонения и почитания.

«Честь носить его; права, которыми он наделялся; связанные с ним суеверия; семейные традиции; глубокие знания, Требовавшиеся для того, чтобы оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания», Ф. Бринкли (1841-1912 гг.).

В отдельные исторические периоды с изменением тактики ведения боя, японский меч менялся в пропорциях.

В конце периода Муромати (1392 – 1572 гг.), а также в последующий за ним период Момояма (1573 – 1599 гг.) нередко мечи подвергались укорачиванию (преимущественно со стороны хвостовика), что меняло их первоначальную длину и позволяло адаптировать для пешего боя.

Одним из отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси), в феодальной Японии периода с конца XVI– до второй половины XIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана (дайто) и более короткого меча вакидзаси (сёто), носимых лезвием вверх. Данная традиция берет свое начало в XVI веке и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).

Иллюстрация из книги Инадзе Кайро о жизни двух самураев Санмото Горозаэмон и Масааки Ино, которые решили сразиться между собой. У героев можно заметить прикрепленные к поясу мечи-вакидзаси. Книга была издана в 1783 году.

Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

Меч вакидзаси оставался у пояса самурая даже тогда, когда он, следуя нормам этикета, расставался на время с боевым мечем катана. Вместе с тем, короткий меч был не менее действенным орудием в руках профессионального воина и даже приобретал серьезные преимущества перед длинным мечем в стесненных условиях ограниченного пространства помещений.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX века и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 году самурайское сословие постепенно стола терять свое исключительное положение в обществе.

В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое.

Вместе с тем, японский меч не ушел в историю, оставшись лишь символом феодальной Японии. Часть кузнечных мастеров не оставили оружейное ремесло и продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.

В первой половине ХХ века были предприняты усилия по стимулированию производства японских мечей как военного образца для нужд армии и военно-морского флота, так и традиционного типа.

В послевоенный период изготовление японских мечей некоторое время находилось под запретом оккупационных властей, после снятия которого, японские оружейники продолжили свою практику.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами —тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «вакидзаси» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования японского антикварного холодного оружия.

Атрибуция традиционного японского меча «вакидзаси», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), Японии, производственного изготовления клинка и хабаки меча, выпуска второй половины периода Эдо (1603-1868 гг.), периода «Новейших мечей» — Син-Синто (1781-1876 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (цубы, мэнуки, рукояти, фути, касира, ножен),выпуска конца периода Эдо (1603-1868 гг.), японское производственного изготовления сагео и чехла для вакидзаси, выпуска текущего периода Хэйсэй (с 8 января 1989 года) — признается культурной ценностью.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет – японский меч «вакидзаси» – является культурной ценностью. Порча или уничтожение представленного на экспертное заключение предмета, подпадают под действие статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Данный меч, несомненно, представляет ценность как музейного, так и частного коллекционного уровня, достойно пополнит любую коллекцию, или будет значимым и более чем приятным подарком для мужчины!

Цена: продано.

Купить