Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Сабля офицерская морская, Королевского Индийского флота (Royal Indian Marine).

Описание:

Сабля офицерская морская, Королевского Индийского флота (Royal Indian Marine). Образец 1827/1846 года. Производство 1892 – 1899 гг. фирмы Эдварда Таркла. Лондон. Англия. Великобритания. Индийская империя. Британская империя (Викторианская эпоха). Оригинал, подлинник.

Экспертиза.

На экспертизу представлена морская индийская офицерская сабля, предположительно, последней трети 19 века.

Задачами экспертизы являются:

I) Определить технические характеристики сабли по ее составным частям (с описанием этих частей) и определить функциональное назначение этих частей.

II) Определить время и место изготовления сабли по ее составным частям, а также определить ее производителя.

III) Определить, к какому роду войск и воинскому составу относится сабля, а также ее образец года (с учетом временного диапазона).

IV) Определить географический ареал бытования данной модели.

V) Вывод о том, является ли предмет культурной ценностью.

VI) Исторический экскурс из истории Королевского Индийского флота.

В ходе экспертной работы был применен метод визуального исследования сабли (без демонтажа эфеса).

Использовались:

— измерительные и увеличительные приборы;

— справочная литература на английском языке.

Общие параметры:

Общая длина сабли (в ножнах) – 946 мм.

Длина сабли без ножен – 942 мм.

I

Клинок

Параметры клинка в трехмерном объеме:

Длина клинка – 797 мм.

Ширина клинка (в наиболее широкой части) – 25 мм.

Толщина обуха клинка (в наиболее широкой части) – 8 мм.

Общий вид клинка сабли.

Клинок сабли стальной, с небольшим изгибом полосы, выполненный методом ручной ковки с последующей доработкой. В своей основной части клинок широкодольный (долы получены фрезерной обработкой, впервые примененной в Германии в 17 веке) с заточенной внутренней кромкой и тупым плоским обухом. Конец клинка обоюдоострый, плавно сужающийся к концу.

Конец клинка сабли со следами двухсторонней (обоюдоострой) заточки.

Орнаментация растительного характера с правой стороны   полотна  клинка сабли.

Латунная пломба PROVED c правой стороны полотна клинка сабли. 

С обеих сторон полотно клинка сабли на 58-59 % покрыто трафаретным рисунком, выполненным в технике травления.

С правой стороны полотно клинка сабли покрыто орнаментацией растительного характера, а также несет изображения обвитого канатом якоря, двух латинских букв R и M (по левую и правую сторону) и стилизованной короны (в верхней части). В районе пяты клинка изображена шестиугольная дамасская звезда (знак качества стали, заимствованный британскими производителями холодного оружия у оружейной гильдии дамасских мастеров с целью более успешной реализации своей продукции), внутри нее вмонтированная круглая латунная пломба c надписью по окружности на английском языке PROVED(рус. перевод ИСПЫТАНО), обозначающая, что клинок прошел испытание на прочность. Внутри маркировочной надписи латинская буква T, возможно, обозначающая какой-либо проверочный тест или дополнительное контрольное клеймо, поставленное производителем.

С левой стороны полотно клинка сабли покрыто орнаментацией растительного характера, а также несет изображение обвитого канатом якоря, двух латинских букв R и M (по левую и правую сторону) и стилизованной короны (в верхней части). В районе пяты клинка четырехстрочная полузатертая надпись на английском языке E.T . . . . LE / M . . . . / — SO . . / LON . . . , обозначающая клеймо производителя.

По своим боевым качествам предназначался для двусторонних рубящих ударов и колющих выпадов.

Эфес

 

Общий вид эфеса сабли.

Примечание: поскольку демонтаж эфеса сабли не представляется возможным (заклепан),  то хвостовик клинка сабли не рассматривается.

Параметры эфеса в трехмерном объеме:

Длина эфеса (с закрытым откидным щитком)  – 153 мм.

Ширина эфеса – 97 мм.

Расстояние глубины эфеса (с открытым откидным щитком)  – 78 мм.

Эфес сабли состоит из семи элементов:

1) защитной чашки и защитной дужки, изготовленных из томпака;

2) планки и навершия эфеса, изготовленных из томпака;

3) рукояти из кожи акулы серого цвета (на деревянной основе) с медной проволочной обмоткой;

4) фиксирующей втулки, изготовленной из томпака;

5) декоративной вставки, изготовленной из томпака;

6) откидного щитка, изготовленного из томпака и его скрепляющего штыря изготовленного из стали;

7) стабилизирующего фиксатора, изготовленного из стали.

Защитная чашка и защитная дужка эфеса сабли представляют собой единую, цельную деталь, отлитую в одной литейной из томпака (смесь латуни и небольшого количества цинка) с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаления лишних частиц металла шаберным (шабер от немецкого – скребок) инструментом, обработки детали многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами.

Защитная чашка  эфеса сабли.  

Защитная дужка эфеса сабли.

 

Чашка эфеса сабли имеет вид овалообразного элемента с глубоко рельефной волнисто-точечной орнаментацией (кроме центральной овальной части). В центральной ее части в обрамление лучей изображения обвитого канатом якоря, двух  латинских букв R и M (по левую и правую сторону) и стилизованной короны (в верхней части). В левой нижней ее части (относительно положению эфеса показанного на фотографии) два круглых отверстия для темляка (петлеобразный шнур, помогающий удержанию в руке холодного оружия в случае его падение). С правой нижней части выступающий вниз каплевидный отросток. По центру в нижней части детали расположено прямоугольное отверстие для хвостовика клинка. Еще ниже два крепежных паза (для соединения с откидным щитком эфеса). С левой стороны от чашки отходит защитная дужка, плавно сужающаяся к овальному темлячному отверстию, находящемуся в конце детали.

Расположение темляка на аналогичной сабле (британская морская офицерская сабля образца 1827/1846 гг.).

Вся поверхность детали (защитная чашка и защитная дужка) имеет налет темно-коричневой патины.

Защитная чашка и защитная дужка сабли предназначались для защиты руки от прямых и боковых ударов (в том числе и каплевидный отросток, предназначенный для «ловли»клинкового оружия противника). Защитное перекрестие также играло роль как ограничитель при вложение сабли в ножны.

Планка эфеса сабли.

Навершие эфеса сабли.

Планка и навершие эфеса представляют собой единую, цельную деталь, отлитую из томпака с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Деталь имеет форму вогнутого Г-образного элемента увенчанного навершием в виде львиной головы с тремя отверстиями (для соединения с защитной дужкой и рукоятью эфеса, а также для насадки хвостовика клинка сабли). Планка эфеса имеет глубоко рельефную орнаментацию, стилизованную под львиную гриву. Вся поверхность детали имеет налет светло-коричневой патины.

Планка действовала как фиксатор рукояти эфеса, навершие использовалось как скрепляющее звено в системе крепления хвостовика клинка, рукояти и защитной дужки эфеса.

Рукоять эфеса.

Рукоять эфеса сабли представляет собой округло-продолговатый элемент с небольшим Г – образным выступом в верхней части. Тыльная сторона рукояти эфеса cрезана и идентична по форме тыльной стороне планки эфеса. Рукоять в основе деревянная, просверленная по продольной оси, с наклеенным покрытием из кожи акулы серого цвета. По всей площади лицевой поверхности рукояти с промежутком в 9 мм обмотка трехрядной (центральный ряд пластинчатый с вертикальной насечкой, по бокам крученый) медной проволоки закрепленной в натяг, что придало рукояти волнистообразную форму. Рукоять такой формы, а также сам материал были наиболее удобны в обхвате рукой, что предотвращало возможный эффект скольжения.

Фиксирующая втулка эфеса сабли.

Фиксирующая втулка эфеса представляет собой единую, цельную деталь, полученную методом штамповки (впервые применен в 1846 году английским инженером Уильямом Джорджем Армстронгом) из листового томпакового металла с дальнейшей доработкой возможно шаберным и полировальным инструментом. Поверхность имеет орнаментацию в виде трех прямых линий по окружности, полученных с помощью штихельного инструмента. Вся поверхность детали имеет налет темно-коричневой патины.

Деталь предназначалась для фиксации планки эфеса, а также играла роль в формирование его прямого угла.

Декоративная вставка с выступающим наружу хвостовиком.

Декоративно-фиксирующая вставка представляет собой деталь, полученную методом литья из томпака с дальнейшей обработкой с помощью абразивного материала и штихельного инструмента. Деталь имеет округлый верх, в центре которого расположено (просверлено или пробито) отверстие с выступающим наружу хвостовиком. Вся поверхность детали имеет неровный налет темно-коричневой патины.

Элемент предназначен для декоративного оформления пустоты в верхней части навершия эфеса, а также для крепежа деталей эфеса и его фиксации с клинком сабли.

После завершения процесса насадки (отверстия дужки визуально не просматривается) конца защитной дужки на хвостовик клика и дальнейшей их стяжки (крепежа) с помощью гайки (визуально не просматривается), в пустое гнездо была помещена вставка (с выступающим верхним зазором необходимым для процесса клепки), отверстие которой попадало на выступающий хвостовик клинка сабли. С помощью ударного воздействия (т.е. заклепывание) на выступающие окончание хвостовика клинка и поверхности вставки происходил процесс их взаимной деформации, а следовательно и дальнейшей стяжки, что приводило к креплению клинка сабли с его эфесом (а так же крепежу всех частей эфеса). После того как завершился процесс заклепывания, все лишние зазоры с поверхности были удалены (с помощью абразивного материала). В дальнейшем с помощью штихельного инструмента был нанесен рельефный рисунок, соответствующий поверхности верхней части навершия эфеса (создания эффекта цельности навершия и декоративно-фиксирующей вставки).

Все эти операции способствовали надежному креплению клинка и всех частей эфеса. В нашем случае этот надежный процесс прошел испытание столь долгого времени лишь частично т.к. некоторые его части имеют люфт (детали эфеса).

Примечание: В нижней части пустотных образований (район крепления гайки, дужки и хвостовика) после силового воздействия могли произойти изменения, связанные с расширением и деформацией, а следовательно и к заполнению данных пустот, что приводило к дополнительному крепежу всех элементов.

Откидной щиток эфеса сабли.

Щиток эфеса сабли представляют собой деталь, отлитую из томпака с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Кроме этой детали, в комплекте присутствует скрепляющий штырь, изготовленный из стали.

Деталь имеет D-образную форму (относительно горизонтального положения детали), плоскую с лицевой и рельефную с тыльной стороны. В верхней части (как с тыльной, так и лицевой) детали три выступающих наружу прямоугольных паза (для соединения с двумя крепежными пазами защитной дужки эфеса). В средней части элемента имеется округлое отверстие (для крепежа с фиксирующим штырем устья ножен). Вся поверхность детали имеет налет темно-коричневой патины.

Соединительный штырь с крепежными пазами.

Крепеж трех пазов защитного щитка эфеса и двух пазов защитной чашки эфеса происходил путем петлеобразного совмещения с дальнейшей фиксацией с помощью крепежного (соединительного) стального штыря (штырь должен был быть подобран такого диаметра, что бы откидной щиток мог иметь свободный ход).

Деталь предназначена для защиты большого пальца владельца сабли в поднятом (боевом) положение (в обычной ситуации защитный щиток опущен и не мешал владельцу при ношении сабли).

Стабилизирующий фиксатор представляет собой стальную прямоугольную пластину, обладающими пружинными характеристиками. Деталь расположена напротив среднего паза тыльной стороны откидного щитка. При поднятие щитка в боевое положение стабилизирующий фиксатор не дает ему вновь опустится  (ограничения свободного хода).

Ножны

Ножны.

Параметры ножен трехмерном объеме:

Длина ножен – 802 мм.

Ширина ножен в наиболее широком месте (устье без учета ушка и портупейного кольца) – 38 мм.

Толщина ножен в наиболее широком месте (устье c учетом фиксирующего штыря)­­ – 23 мм.

Ножны сабли состоят из четырех элементов:

1) Кожаной основы.

2) Устья состоящего из четырех частей:

а) основы устья, выполненного из томпака, и двух заклепок, изготовленных из латуни;

б) томпакового устья;

в) латунного фиксирующего штыря;

г) латунного ушка;

д) латунного портупейного кольца.

3) Обоймицы состоящей из четырех частей:

а) основы обоймицы выполненной из томпака, и заклепки, изготовленной из латуни;

б) латунного ушка;

в) латунного портупейного кольца.

4) Наконечника, выполненного из томпака, и одной заклепки, изготовленной из латуни, а также их защитного башмака и заклепки (также латунь).

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка сабли от коррозии;

б) защита владельца сабли, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Лицевая  сторона основы ножен.

Тыльная сторона основы ножен.

Основа ножен сабли выполнена из одного куска кожи, прошитого белой нитью в технике крест-накрест (тыльная сторона). После этого кожа подверглась дублению, и окрасу в черный цвет. После монтировки всех металлических частей ножен деталь была покрыта лаком черного цвета. Элемент имеет изогнутую форму соответствующей кривизне полотна клинка.

По всей поверхности основы ножен можно наблюдать процесс растрескивание, расслоение и иссыхание кожаного материала. Кроме того, на внешней торцевой стороне меж устьем и обоймицей имеется щелевидное отверстие.

Общий вид устье ножен сабли (лицевая часть).

Устье ножен сабли представляет собой деталь, состоящую из четырех частей, выполненных различными способами изготовления.

Элемент предназначался для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служил крепежным элементом для портупейной системы. Кроме того, деталь служила ограничителем перекрестия эфеса.

Основа устья (тыльная сторона).

а) Основа устья ножен сабли представляет собой единую, цельную деталь, полученную из листового томпакового металла путем его загиба (выколотки) на матрице и пропаянного вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) оловянным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Деталь имеет прямоугольную форму, ограниченную в нижней части ажурным выпилом, в верхней части отогнутым устьем. Торцевые части элемента имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. Крепление детали к кожаной основе произведено с помощью клея неизвестной консистенции, а также двух латунных заклепок находящихся на тыльной стороне элемента.

Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет одинаковую орнаментацию, состоящую из простых поперечных линий (относительно горизонтального положения детали) и волнообразного декора, нанесенных штихельным инструментом. Вся поверхность детали имеет следы сильного износа с налетом патины темно-коричневой цвета.

Деталь предназначалась для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служила ограничителем по отношению к перекрестию эфеса сабли.

Втулка устья.

б) Втулка устья представляет собой единую, цельную деталь, полученную методом штамповки из листового томпакового металла. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Деталь имеет эллипсовидную форму с отогнутым наружу кантом. Элемент имеет двухслойный (внешний и внутренний) листовой ряд, полученный в результате загиба металла внутрь. Крепеж к основе ножен осуществлен путем насадки втулки устья на саму основу и фиксации с помощью пайки оловянным припоем (?). Поверхность детали имеет простую орнаментацию в виде одной прямой линии, расположенной по окружности и нанесенной с помощью штихельного инструмента, а также налет темно-коричневой патины с элементами вкрапления оксида металла светло-зеленого цвета.

Деталь предназначалась как расширитель для облегчения вкладывания клинка в ножны.

Фиксирующий штырь.

в) Фиксирующий штырь представляет собой латунную цилиндрическую деталь, вмонтированную при помощи ударного воздействия (наличие вмятины на основе устья подразумевают этот способ крепежа, что в свою очередь не отрицает и другие способы крепления) в основу устья. После данной операции, окончательный крепеж обеих деталей меж собой был достигнут с помощью пайки оловянным припоем. В верхней части поверхности детали просматриваются следы ударов явно позднего вмешательства (скорее всего, попытки открыть заклинивший откидной щиток). Поверхность элемента также покрыта патиной темно-коричневого цвета. Деталь предназначена для фиксации откидного щитка в опущенном (не боевом) положение.

Ушко устья.

г) Ушко устья  представляет собой деталь, отлитую в литейной форме из латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Крепеж к устью осуществлен с его внутренней торцевой стороны в заранее подготовленное отверстие, под силовым воздействием (скорее всего, с внутренней стороны ушка находятся крепежная пластина, с помощью которой была осуществлена предварительная фиксация детали). После данной операции окончательный крепеж обоих деталей меж собой был достигнут с помощью пайки оловянным припоем (?). Вся поверхность детали имеет налет темно-коричневой патины.

Элемент предназначался для свободного хода портупейного кольца.

Портупейное (крепежное) кольцо.

Портупейное (верхнее, крепежное) кольцо представляет собой деталь, полученную способом волочения из латунной проволоки через фильеру (волочильный станок). Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием с последующей фиксацией (сварка) оставшегося шва твердоплавким медным припоем. Вся поверхность детали имеет налет темно-коричневой патины.

Способ крепления крепежных (портупейных) колец к портупейному ремню (фото британской морской офицерской сабли конца 19 века и британского морского ремня периода 2 Мировой войны).

Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню (от фр. Porte-épée – «ношение шпаги»), который в свою очередь предназначался для ношения сабли в вертикально-наклонном положении (при наличии нижнего портупейного кольца).

Примечание: очень часто из-за большой длины портупейного ремня (продиктовано модой или другими факторами) владельцам сабель приходилось придерживать их рукой при ношении или попросту брать ее себе в руки.

Общий вид обоймицы ножен сабли (лицевая часть).

Обоймица ножен представляет собой деталь, состоящую из четырех частей, выполненных различными способами изготовления.

Элемент предназначался для защиты средней части ножен от повреждений, а также служил крепежным элементом для портупейной системы. Кроме того, деталь могла частично действовать как ребро жесткости.

Основа обоймицы (тыльная сторона).

а) Основа обоймицы ножен представляет собой единую, цельную деталь, полученную из листового томпакового металла путем его загиба (выколотки) на матрице и пропаянного вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) оловянным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Деталь имеет прямоугольную форму с выпиленными волнообразными краями. Торцевые части детали имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. Крепление детали к кожаной основе произведено с помощью клея неизвестной консистенции, а также одной латунной заклепки находящейся на тыльной стороне элемента.

Крепежная заклепка (тыльная сторона).

Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет одинаковую орнаментацию, состоящую из простых поперечных линий (относительно горизонтального положения детали) и волнообразного декора, нанесенных штихельным инструментом. Вся поверхность детали имеет следы сильного износа с налетом патины темно-коричневой цвета.

Деталь предназначалась для защиты средней части ножен от повреждений, а также могла частично действовать как ребро жесткости.

Ушко обоймицы.

Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет одинаковую орнаментацию, состоящую из простых поперечных линий (относительно горизонтального положения детали) и волнообразного декора, нанесенных штихельным инструментом. Вся поверхность детали имеет следы сильного износа с налетом патины темно-коричневой цвета.

Деталь предназначалась для защиты средней части ножен от повреждений, а также могла частично действовать как ребро жесткости.

в) Портупейное (верхнее, крепежное) кольцо представляет собой деталь, полученную способом волочения из латунной проволоки через фильеру. Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием с последующей фиксацией (сварка) оставшегося шва твердоплавким медным припоем. Вся поверхность детали имеет налет темно-коричневой патины.

Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню, который в свою очередь предназначался для ношения сабли в вертикально-наклонном положении (при наличии верхнего портупейного кольца). 

Наконечник ножен представляет собой двухсоставную деталь (кроме заклепки) состоящею из самого наконечника и его защитного башмака (поскольку обе детали выполняют одни и те же функции то их рассмотрение ведется в общем контексте).

Наконечник ножен (лицевая сторона).

Наконечник ножен получен из листового томпакового металла путем его загиба (выколотки) на матрице и пропаянного вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) оловянным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Деталь имеет прямоугольную форму, ограниченную в верхней части  ажурным выпилом, в нижней части ее защитным башмаком. Торцевые части элемента имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. Крепление детали к кожаной основе произведено с помощью клея неизвестной консистенции, а также  одной латунных заклепки находящихся на тыльной стороне элемента. Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет одинаковую орнаментацию, состоящую из простых поперечных (относительно горизонтального положения детали) линий, волнообразного и растительного декора, нанесенных штихельным инструментом. Вся поверхность детали имеет следы сильного износа с налетом патины темно-коричневой цвета.

В нижней части наконечника ножен расположен его защитный башмак, отлитый в литейной форме из латуни с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки детали многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Деталь имеет вид плоского продолговатого элемента, по своей форме напоминающего подкову. Как тыльная, так и лицевая часть детали имеют одинаковую орнаментацию, состоящую из линий и завитков, нанесенных по контору элемента. В нижней части детали имеются следы многочисленных забоин, оставленных в результате долгого использования сабли. Вся поверхность детали покрыта светло-коричневой патиной, грязью и оксидом зеленого цвета.

Крепеж защитного башмака на наконечник ножен осуществлен путем механического соединения этих частей. После данной операции окончательный крепеж обеих деталей был, достигнут с помощью пайки твердоплавким припоем.

В комплексе с наконечником ножен защитный башмак предохранял нижнею часть ножен от повреждений, но по сути являлся его передовым «форпостом».

Защитный башмак наконечника ножен (тыльная сторона).

II

Клинок

Изображение эмблемы Королевского Индийского флота.

а) Изображение с правой и  левой стороны клинка эмблемы, состоящей из якоря обвитого канатом, двух английских (латинских) букв R M (полный английский текст ROYAL MARINE; русский перевод перевод КОРОЛЕВСКИЙ ФЛОТ) и Императорской Индийской короны (существует с 1877 года, но в данном случае принадлежность короны может быть определена только в сочетание с другими элементами эмблемы) в обрамление световых лучей (составляющая часть герба Индийской империи) дает право сделать вывод, что такое эмблематическое сочетание (а также ее разновидности) принадлежало Королевскому Индийскому флоту существовавшему с 1892 по 1934 гг. По этим признакам можно предварительно дать дату изготовления клинка, т.е. с 1892 по 1934 гг.

Производственное клеймо с левой стороны клинка.

Изображение на чашке якоря обвитого канатом дают все основания предполагать, что данная сабля принадлежит морским (речным) образцам длинноклинкового оружия. Сочетание аббревиатуры  Королевского флота и герба Индийской империи можно трактовать следующим образом: R – ROYAL –КОРОЛЕВСКИЙ, Герб Индийской Империи – Индийский, M – MARINE – ФЛОТ. Таким образом, весь набор символики на чашке эфеса (включая и Императорскую Индийскую корону) можно трактовать как атрибуты Королевского Индийского флота. Наличие аналогичной символики (кроме звезды) на полотне клинка также свидетельствует о том, что данные атрибуты также принадлежат Королевскому Индийскому флоту.

Впервые сабли такого образца появляются 1827 году (прототипом послужила британская пехотная сабля образца 1822 года) и предназначалась для офицерского состава Британского Королевского флота. В 1846 году сабля модернизируется (с полотна клинка убираются елмань и трубчатый обух) и в таком виде практически остается без изменений (в 1929 году клинок становится прямым) на вооружение офицеров Военно-морской службы (Naval Service) Британских вооруженных сил Королевского флота.

Представленная на экспертизу сабля также принадлежит к британскому морскому образцу 1827 года, но отсутствие елмани и трубчатого обуха свидетельствует о том, что она относится к модернизированному образцу 1827 /1846 гг.

Наличие эмблем Королевского Индийского флота несколько меняет атрибуцию сабли выводя ее из вооружения Британского Королевского флота, но оставляя при этом принадлежность к британскому морскому образцу 1827/1846 гг. В окончательном виде ее можно  определить как офицерскую морскую саблю образца  1827/ 1846 гг. Королевского Индийского флота.

III

Изображение эмблемы Королевского Индийского флота на чашке эфеса сабли.

Изображение на чашке якоря обвитого канатом дают все основания предполагать, что данная сабля принадлежит морским (речным) образцам длинноклинкового оружия. Сочетание аббревиатуры  Королевского флота и герба Индийской империи можно трактовать следующим образом: R – ROYAL –КОРОЛЕВСКИЙ, Герб Индийской Империи – Индийский, M – MARINE – ФЛОТ. Таким образом, весь набор символики на чашке эфеса (включая и Императорскую Индийскую корону) можно трактовать как атрибуты Королевского Индийского флота. Наличие аналогичной символики (кроме звезды) на полотне клинка также свидетельствует о том, что данные атрибуты также принадлежат Королевскому Индийскому флоту.

Капитан Британского Королевского флота Уильям Хатчин (1797-1878 гг.) с офицерской британской морской саблей образца 1827 года (портрет  неизвестного английского  художника, написанный автором возможно около 1856 года).

Впервые сабли такого образца появляются 1827 году (прототипом послужила британская пехотная сабля образца 1822 года) и предназначалась для офицерского состава Британского Королевского флота. В 1846 году сабля модернизируется (с полотна клинка убираются елмань и трубчатый обух) и в таком виде практически остается без изменений (в 1929 году клинок становится прямым) на вооружение офицеров Военно-морской службы (Naval Service) Британских вооруженных сил Королевского флота.

Представленная на экспертизу сабля также принадлежит к британскому морскому образцу 1827 года, но отсутствие елмани и трубчатого обуха свидетельствует о том, что она относится к модернизированному образцу 1827 /1846 гг.

Наличие эмблем Королевского Индийского флота несколько меняет атрибуцию сабли выводя ее из вооружения Британского Королевского флота, но оставляя при этом принадлежность к британскому морскому образцу 1827/1846 гг. В окончательном виде ее можно  определить как офицерскую морскую саблю образца  1827/ 1846 гг. Королевского Индийского флота.

IV

На основании имеющейся достоверной информации можно утверждать, что офицерские морские сабли Королевского Индийского флота образца 1827 / 1846 гг. распространялась только на территории юрисдикции Индийской империи. Экспорт в другие регионы не прослеживается.

 Примечание: на базе британской офицерской морской сабли образца 1827 / 1846 гг. во второй половине 19 века рядом европейских стран были созданы похожие образцы офицерского морского длинноклинкового оружия.

V

Предмет представляет историческую и культурную ценность. Является объектом коллекционирования.

Атрибуция выполнена на основании визуального обследования предмета.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет – сабля Королевского Индийского флота образца 1827 / 1846 гг. – является культурной ценностью.

Продажа старинных, антикварных, морских. и боевых сабель в Москве, широкий ассортимент подлинных предметов морского направления.

Экспертное заключение и статью о Индийском Королевском флоте подготовил аттестованный эксперт, Министерством Культуры РФ, военный историк, Корниенко Александр Александрович. 21.12.2010 года, город Москва.

VI) Исторический экскурс из истории Королевского Индийского флота.

Флаг Королевского Индийского флота (Национальный морской музей в Гринвиче, Лондон).

Королевский Индийский флот (Royal Indian Marine) получил свое название в 1892 году до этого имея другое название (Her Majesty’s Indian Marine), а также и более низкий статус. На тот момент количество судов и боевых кораблей в составе флота составило более 50 единиц.

Корабль  «Уоррен Гастингс» (Warren Hastings)  входивший в состав Королевского Индийского флота (фото конца 19 века).

Конечно, история Индийского или точнее сказать англо-индийского флота началась намного раньше (1612 год) и была связана с началом присутствия Английской Ост-Индской компанией (с 1707 года Британская Ост-Индская компания) в Индостанском регионе. Получив разрешение правителя Индии Великого Могола Джахангира, англичане основывают торговую факторию в Сурате. С тех пор история Индии и Англии неразрывно переплетаются, в буквальном смысле становясь синонимами. У компании появляется своя собственная армия, а также и флот. Но связи с коррупцией в Ост-Индской компании и как следствие восстание сипаев (туземные войска, находящиеся на службе Ост-Индской компании) в 1857 году привело к тому, что 1858 году Индия переходит в прямое подчинение королеве Великобритании Виктории (1837-1901 гг.). В 1876 году она становится императрицей Индии (коронация в 1877 году). Флот, ранее находившийся на содержание Ост-Индской компании (в 1874 году ликвидирована), также коснулась реорганизация, и он также переходит в прямое подчинение королеве Виктории, получив новое название — Ее Величества Индийский флот (до этого Бомбейский флот).

Томас Джордж Рикестл Финни (1851-1910 гг.) командир Королевского Индийского флота до 1904 года (?).

Во время Первой Мировой (1914-1918 гг.) войны Королевский Индийский флот осуществлял поставки продовольствия и войск из Индии в Ирак, Египет и Восточную Африку. Когда обнаруживались минные заграждения у берегов Индостанского и Аравийского полуостровов, флот осуществлял их траление, а в случае обнаружения вражеских тральщиков вступал  с ними  в бой.

В 1928 году впервые в истории англо-индийского флота коренной житель Индостана Д.Н. Макерджи удостоился офицерского чина.

Флаг Королевского Индийского Военно-морского флота (в центре императорский вензель короля Георга V. Национальный морской музей в Гринвиче, Лондон).

В 1934 году Королевский Индийский флот был переименован в Королевский Индийский Военно-морской флот (Royal Indian Navy), а к названиям кораблей был добавлен префикс H.M.I.S. (His Majesty’s Indian Ships; русский перевод Его Величества индийские корабли (корабль)).

Шлюп «HMIS Sutlej» в  ходе операции «Хаски»(лето 1943 год).

Пулеметчик Королевского Индийского Военно-морского флота, во время вторжения союзных войск на Сицилию (лето 1943 года).

К началу Второй Мировой войны (1939-1945 гг.) Королевский Индийский Военно-морской флот насчитывал всего 8 кораблей, но к ходе войны его численность значительно увеличилась. Два его шлюпа «HMIS Sutlej» and «HMIS Jumna» сыграли решающую роль в процессе высадки союзных сил на Сицилию летом 1943 года (операция Хаски).

После окончания войны 18 февраля 1846 году на Королевском Индийском Военно-морском флоте произошло восстание, инициируемое туземными военнослужащими. В общей сложности в нем приняло участие 78 кораблей и личным составом около 20 тысяч моряков. 15 августа 1947 года Индия обрела независимость, и Королевский Индийский Военно-морской флот прекратил свое существование. Корабли были национализированы, но многие старшие английские офицеры продолжали на них служить. После того как 26 января 1950 года Индия стала республикой, флот официально был переименован в Индийский Военно-морской флот (Indian Navy), а корабли получили другой префикс –INS (Indian Naval Ships; рус. перевод Индийские военно-морские корабли (корабль)).

Магазин военного антиквариата предлагает к продаже старинные сабли — морские, пехотные, кавалерийские, летные, саперные, инженерные, гвардейские.

Цена: продано

Купить