Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Сабля офицерская гусарская Франция, период аполеоновских войн

Описание:

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сабля офицерская гусарская
Франция, период наполеоновских войн
время Директории (1795-99) и Консульства (1799–1804)

Общая длина – 890 мм
Длина клинка с рукоятью – 870 мм
Длина клинка без рукояти – 733 мм
Ширина клинка у пяты – 37 мм
Длина ножен – 759 мм
Сталь, позолота, воронение, гравировка, латунь, кожа, дерево.
Сохранность: видимых утрат и повреждений нет.
Описание изделия
Клинок
Клинок высококачественной дамасской стали, заметной кривизны, однолезвийный (боевой конец двулезвийный), остриё по линии обуха срезано к лезвийной кромке, однодольный (широкий пологий дол продолжается до боевого конца). Пята не выражена. Производственные клейма отсутствуют.Обе стороны клинка (в т.ч. обушная часть) более чем на треть длины полотна обработаны воронением и золочением по гравированному рисун-ку, включающим фигуративные изображения, орнамент и надписи в кар-тушах:

– на левой стороне, от щитика рукояти к боевому концу клинка: по-перечная строка с инициалами владельца сабли М.А.В., над нею спешенный кавалерист в гусарском мундире, с саблей в левой руке и трубкой в правой, продольная строка с немецкой надписью GLUCK AUF («В добрый час!») и цветочная виньетка;– на правой стороне, от рукояти: вытянутый прямоугольный картуш с мелким гравированным узором и вызолоченным полем, в нём строчная надпись на немецком языке AUS DER HELFEN RUFFE ICH HERR ZU DIR («О помощи к Тебе взываю, Господи», аллюзии на Пс. 129 и 140), у начала строки изображение «взывающей» человеческой фигуры, другая фигура в гусарском облачении показана поднимающейся по лестнице вверх, где стоят две фигуры в гусарских киверах; далее по вызолоченной узорной полоске на воронёном фоне выгравирована строка ER RUFFET MICH AN SO WIL ICH IHN ERHOREN («Воззовёт ко Мне, и услышу его», Пс. 90, 15), завершающаяся пышной виньеткой, напоминающей облако, откуда исходит ответный Божественный глас. Возможно, вся эта композиция воспроизводит образ призывания Бога из глубины (аллюзия на 140 Псалом «Из глубины взываю к Тебе, Господи…»), которую являет выше-описанный картуш, могущий быть представленным в виде колодца, откуда идёт путь наверх.На вызолоченном участке обуха вблизи пяты выгравирован пальметточный завиток (т.н. «золингеновская роза»), на левой пяте, также способом гравировки с последующим золочением, изображён орёл с раскрытыми крыльями на фоне диагонально заштрихованного треугольного поля с пальметтами по краям; на правой пяте изображена стена, задрапированная свисающими цветочными гирляндами.Эфес состоит из рукояти и позолоченной латунной гарды.
Рукоять деревянная уплощённая, со скруглёнными гранями и плавно скошенной к лезвию клинка верхней частью; обтянута кожей и обмотана кручёной латунной проволокой. Планка выпукло-вогнутой формы, узкая, с ровными прямыми краями, плавно переходит в округлую миндалевидную головку с плоской верхней площадкой, образованной щитиком каплеообразной формы с обработанным прямой насечкой краем. Щитик закрывает место крепления рукояти на хвостовике клинка.
Гарда образована защитной дужкой, соединённой штифтом с голов-кой рукояти, скруглённой в верхней части и образующей прямой угол с пластинчатой крестовиной, чей противоположный конец с волютообразным завершением обращён книзу. Перекрестие выполнено в форме багета с усечёнными концами (узкие прямоугольные щитики, прикрывающие центр обеих пят и служившие как для удержания клинка в ножнах, так и для предохранения рукояти от вращения во время боя).
Поверхности планки, навершия и щитиков покрыты литым и грави-рованным орнаментом классицистического характера, состоящим из розе-ток и лиственных гирлянд; дужка с внешней стороны украшена шариками-«жемчужинами».Ножны кожаные дублёные (шов расположен посередине обратной стороны), с деревянными накладками, придающими коже необходимую жёсткость.
Латунный позолоченный прибор включает устье с пазовым желоб-ком для щитика перекрестья, трапециевидную обоймицу (обе детали прибора несут приваренные огранённые ушки с кольцами для пассовых ремней портупеи различной длины), вытянутый наконечник с фронтальным асимметричным башмаком, имеющим фигурные вырезы по контуру.
Лицевые поверхности всех трёх деталей прибора украшены тща-тельно выполненным растительным орнаментом, гравированным и прочеканенным, состоящим из лиственных и цветочных побегов, образующих округлые картуши с заканфаренным внутренним полем.По совокупности характеристик данное изделие может быть идентифицировано с французской офицерской саблей лёгкой кавалерии (гусар), изготовленной по дорогостоящему частному заказу на одном из предприятий Золингена. На обухе у эфеса выбито клеймо в виде т.н. «золингенской розы» (Solinger Rose), маркировавшей клинки Золингена на рубеже XVIII-XIX вв.
Варианты офицерских лёгких кавалерийских сабель похожего ди-зайна эфеса и клинка, называвшиеся «a la hongrois» и «a l’allemande», про-изводились во Франции уже в правление короля Людовика XVI (с 1770-х гг.). Республиканская армия сохранила эту саблю в качестве образца, по-началу единого для офицеров кавалерии и пехоты. Его различные варианты использовались в лёгкой кавалерии французской армии (гусарских частях) в течение всего наполеоновского периода (около 1795-1815 г.).
Изобразительная тематика декоративного решения клинка основана на библейских мотивах и содержит уникальные аллюзии и цитаты из Псалтири (Псалмы 90, 121, 140), реализующие идею Божественной помощи искренне верующему человеку (владельцу сабли) в бою.
Детали отделки эфеса и клинка, а также аналогии с опубликованными в научной литературе экземплярами позволяют датировать настоящую саблю первым периодом наполеоновских войн, а точнее, – временем Директории и Консульства Наполеона Бонапарта (1795-1804 гг.).
Изделие имеет значительную историко-культурную ценность. Явля-ется объектом коллекционирования.
Атрибуция выполнена на основании визуального обследования пред-мета, без полного либо частичного его демонтажа.
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет – сабля офицерская французская лёгкой кавалерии (гусар) 1795-1804 гг. – представляет собой культурную ценность.

Цена: продано

Купить