Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «тати» (оригинальное название оружия на японском языке; 太刀). Японская Империя. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Фукумото Канемуне, выпуска 1930-начала 1940-х гг. Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года). Японское производственное изготовление оправы меча (рукояти и ножен), выпуска 1930-начала 1940-х гг. Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева). Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанской регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.), Советско-японская война (2 августа-9 сентября 1945 года).

Описание:

Традиционный японский меч «тати» (оригинальное название оружия на японском языке; 太刀). Японская Империя.

Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Фукумото Канемуне, выпуска 1930-начала 1940-х гг.

Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года).

Японское производственное изготовление оправы меча (рукояти и ножен), выпуска 1930-начала 1940-х гг.

Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанской регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.), Советско-японская война (2 августа-9 сентября 1945 года).

SONY DSC

Оригинал. Подлинник.

Подставка под меч, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Был произведен демонтаж (извлечение клинка из оправы).

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, латунь, дерево, краска, кожа ската, полировка, литье, ткань, латунный припой, нить, шитье, лак.

Состояние: хорошее, частичная утрата лакокрасочного слоя на ножнах, патинированные образования, царапины.

В ходе экспертной работы были применены:

— визуальный сравнительный анализ клинка и оправы тати (меча);

— изучение и перевод с японского языка каллиграфической надписи на хвостовике клинка;

— исследование и идентификации штампа на хвостовике клинка.

Размеры японского меча тати:

Общая длина – 1045 мм.

Длина меча с рукоятью – 973 мм.

Длина клинка (нагаса) – 785 мм.

Длина клинка без хвостовика – 694 мм.

Остриё клинка (киссаки) – 39 мм.

Ширина клинка в нижней части (мото-хаба) – 30 мм.

Ширина клинка в верхней части (саки-хаба) – 23 мм.

Толщина в нижней части клинка (мото-касанэ) – 8 мм.

Толщина в верхней части клинка (саки-касанэ) – 5 мм.

Длина рукояти – 264 мм.

Длина ножен – 770 мм.

Композитная сталь, золотая краска, латунь, дерево, кожа ската, краска, лак.

Описание японского меча тати:

Клинок.

Клинок меча выполнен из композитной стали, имеет традиционную форму синоги-дзукури с равномерным изгибом, выступ по обуху «мунэ», вершину «киссаки» с остриём на линии обуха (тип «фукура-цуку-киссаки»). Наличествует зона закалённого лезвия («якиба») с волнообразной линией закалки «хамон» – «нотарэ-ха».

SONY DSC

 Хвостовик меча («накаго») имеет одно отверстие для бамбукового штыря, крепящего его на рукояти, частую диагональную насечку «судзикай» и выгравированную резцом вертикальную авторскую подпись («мэй») на левой стороне. Вверху надчеканка клейма в виде цветка сакуры с иероглифами (sho), маркировка военной приёмки.

SONY DSC

Транскрипция подписи мастера латинскими буквами определена по изданию An Oshigata Book of Modern Japanese Swordsmiths 1868-1945 by J.S. Slough, 2004, 50:

FUKU / MOTO / KANE / MUNEФукумото Канемуне»).

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также для режущих действий.

Рукоять.

Рукоять («цука») деревянная, полая, в сечении овальная, слегка изогнутая, обёрнута наклеенной кожей ската «самэ» белого цвета и оплетена шнуром светло-коричневого цвета в традиционном стиле «морохинэри», завязанным узлом в навершии («кабутоганэ»). Рукоять украшена парными декоративными накладками «мэнуки» (латунь, золотая краска) в форме дракона, находящимися на разном расстоянии от торца рукояти; штырь-держатель «мэкуги» расположен в её нижней части.

Рукоять имеет в верхней части отверстие для треугольной скобы, оплетённой шнуром, и латунное навершие «кабутоганэ» (подковообразное, с вырезами в форме косого креста), в нижней – латунную муфту «фути» с трапециевидной прорезью для клинка.

Гарда «цуба» литая (латунь) с повышенным рельефным краем и 5-угольным отверстием в центре для хвостовика клинка, выполнена в форме цветка китайской мальвы (тип «иномэ-ни-аои»).

К цуба прилегают восемь плоских амортизирующих шайб «сэппа» (латунь): две «дай-сэппа» крестообразной формы, соответствующей форме цуба, шесть обычных овальных сэппа с рифлёным гуртом. Все имеют прорезь, повторяющую конфигурацию сечения клинка.

Поверхности запорной муфты «хабаки» (латунь), крепящейся на хвостовике в основании клинка и предназначенной для фиксации его в ножнах, обработаны напильником беспорядочной насечкой; на одной стороне беглым пикетажем нанесена трёхстрочная надпись МN 062 /08 /КF 00960, выполненная, очевидно, после реквизиции тати оккупационными американскими властями в 1945 года.

Деталь изготовлена из двух частей, крепеж элементов осуществлен при помощи латунного припоя.

Ножны:

Ножны меча («сая») выполнены из двух деревянных частей, склеенных вместе и покрытых краской с последующим лакированием.

Металлический прибор (латунь) включает устье ножен («кутиганэ»), парные муфты с петлями для продевания ремней подвеса («ягураганэ»), кольцо, жёстко сдавливающее половинки ножен («сэмэганэ») и навершие подковообразной формы («саядзири»). Верхняя часть ножен имеет шнуровую оплётку; на муфте выгравирована та же надпись, что и на хабаки: MN 062 /08 /КF 00960.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Выводы экспертизы:

Представленное на экспертизу изделие атрибутируется как традиционный японский меч типа «тати».

Согласно авторской надписи «мэй» на хвостовике клинка, рассматриваемый меч выполнен с соблюдением традиционных канонов японского оружейного искусства мастером Фукумото Канемуне, работавшим в эпоху Сёва (см.: An Oshigata Book of Modern Japanese Swordsmiths 1868-1945 by J.S. Slough, 2004, 50).

Данный меч его работы можно отнести к периоду 1926-1941 гг. (от начала Сёва и до начала 1940-х гг.).

Армейское клеймо «sho» на хвостовике, обозначающее пригодность меча в войсках, свидетельствует либо о том, что гражданский обладатель меча поступил с ним на военную службу, либо что готовый меч продавался через офицерский клуб. По окончании войны меч был реквизирован американскими оккупационными войсками.

Примечание:

Инспекционный штамп «Сё» ставился в период  с конца 1926 года по конец 1941 год.

Рассматриваемый образец воспроизводит традиционный тип мечей – итомаки-но тати, которые носились на перевязи лезвием вниз представителями воинского сословия самураев в феодальный период.

Мечи итомаки-но тати, характеризующиеся наличием ряда специфических черт (использование парчи вместо кожи ската-самэ, оплетенными ножнами и так далее.) стали популярны в среде японских военачальников в период Муромати-дзидай, который длился с 1336 года по 1573 год и был насыщен военными столкновениями между политическими коалициями разного толка.

Итомаки-но тати нередко выступали в роли даров и официальных подношений храмам. В отдельные периоды истории японского оружейного дела, наблюдался повышенный интерес к мечам более ранних эпох. Так, во второй половине XIX века оружейники зачастую брали за образец в своей работе стили, которые были характерны для XIII – XVI вв.

В 30-х годах ХХ века, когда интерес к воинской культуре прошлого возрос и всячески поощрялся властями, множество частных мастерских помимо военной продукции занималось изготовлением мечей традиционного типа, что было востребовано в свете усилившихся в японском обществе традиционных идей.

Примечание:

Предмет происходит из США. После оккупации Японии (2 сентября 1945 — 28 апреля 1952 гг.), когда было объявлено о сдаче населением оружия в полицейские участки, где спустя любой американский солдат мог получить три меча, в качестве сувенира, под роспись.

Рисунок с изображением японского конного самурая протирающего кровь с японского меча тати.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «тати» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования японского антикварного холодного оружия.

Атрибуция традиционного японского меча «тати», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «тати», (оригинальное название оружия на японском языке; 太刀), Японской Империи, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Фукумото Канемуне, выпуска 1930-начала 1940-х гг., японского производственного изготовления оправы меча, выпуска 1930-начала 1940-х гг., времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева), периодов Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) — признается культурной ценностью.

Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.

Купить тати в подарок мужчине это значит дать  ему себя почувствовать самураем. Японский меч самурая — тати — подлинный и настоящий — купить в Москве.

Цена: продано.

Купить