Традиционный японский меч «тати» (оригинальное название оружия на японском языке; 太刀). Японская Империя. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Фукумото Канемуне, выпуска 1930-начала 1940-х гг. Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года). Японское производственное изготовление оправы меча (рукояти и ножен), выпуска 1930-начала 1940-х гг. Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева). Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанской регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.), Советско-японская война (2 августа-9 сентября 1945 года).
Описание:
Традиционный японский меч «тати» (оригинальное название оружия на японском языке; 太刀). Японская Империя.
Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Фукумото Канемуне, выпуска 1930-начала 1940-х гг.
Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года).
Японское производственное изготовление оправы меча (рукояти и ножен), выпуска 1930-начала 1940-х гг.
Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).
Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанской регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.), Советско-японская война (2 августа-9 сентября 1945 года).
Оригинал. Подлинник.
Подставка под меч, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.
Экспертное заключение.
Был произведен демонтаж (извлечение клинка из оправы).
Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, латунь, дерево, краска, кожа ската, полировка, литье, ткань, латунный припой, нить, шитье, лак.
Состояние: хорошее, частичная утрата лакокрасочного слоя на ножнах, патинированные образования, царапины.
В ходе экспертной работы были применены:
— визуальный сравнительный анализ клинка и оправы тати (меча);
— изучение и перевод с японского языка каллиграфической надписи на хвостовике клинка;
— исследование и идентификации штампа на хвостовике клинка.
Размеры японского меча тати:
Общая длина – 1045 мм.
Длина меча с рукоятью – 973 мм.
Длина клинка (нагаса) – 785 мм.
Длина клинка без хвостовика – 694 мм.
Остриё клинка (киссаки) – 39 мм.
Ширина клинка в нижней части (мото-хаба) – 30 мм.
Ширина клинка в верхней части (саки-хаба) – 23 мм.
Толщина в нижней части клинка (мото-касанэ) – 8 мм.
Толщина в верхней части клинка (саки-касанэ) – 5 мм.
Длина рукояти – 264 мм.
Длина ножен – 770 мм.
Композитная сталь, золотая краска, латунь, дерево, кожа ската, краска, лак.
Описание японского меча тати:
Клинок.
Клинок меча выполнен из композитной стали, имеет традиционную форму синоги-дзукури с равномерным изгибом, выступ по обуху «мунэ», вершину «киссаки» с остриём на линии обуха (тип «фукура-цуку-киссаки»). Наличествует зона закалённого лезвия («якиба») с волнообразной линией закалки «хамон» – «нотарэ-ха».
Хвостовик меча («накаго») имеет одно отверстие для бамбукового штыря, крепящего его на рукояти, частую диагональную насечку «судзикай» и выгравированную резцом вертикальную авторскую подпись («мэй») на левой стороне. Вверху надчеканка клейма в виде цветка сакуры с иероглифами (sho), маркировка военной приёмки.
Транскрипция подписи мастера латинскими буквами определена по изданию An Oshigata Book of Modern Japanese Swordsmiths 1868-1945 by J.S. Slough, 2004, 50:
FUKU / MOTO / KANE / MUNE («Фукумото Канемуне»).
Примечание:
По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также для режущих действий.
Рукоять.
Рукоять («цука») деревянная, полая, в сечении овальная, слегка изогнутая, обёрнута наклеенной кожей ската «самэ» белого цвета и оплетена шнуром светло-коричневого цвета в традиционном стиле «морохинэри», завязанным узлом в навершии («кабутоганэ»). Рукоять украшена парными декоративными накладками «мэнуки» (латунь, золотая краска) в форме дракона, находящимися на разном расстоянии от торца рукояти; штырь-держатель «мэкуги» расположен в её нижней части.
Рукоять имеет в верхней части отверстие для треугольной скобы, оплетённой шнуром, и латунное навершие «кабутоганэ» (подковообразное, с вырезами в форме косого креста), в нижней – латунную муфту «фути» с трапециевидной прорезью для клинка.
Гарда «цуба» литая (латунь) с повышенным рельефным краем и 5-угольным отверстием в центре для хвостовика клинка, выполнена в форме цветка китайской мальвы (тип «иномэ-ни-аои»).
К цуба прилегают восемь плоских амортизирующих шайб «сэппа» (латунь): две «дай-сэппа» крестообразной формы, соответствующей форме цуба, шесть обычных овальных сэппа с рифлёным гуртом. Все имеют прорезь, повторяющую конфигурацию сечения клинка.
Поверхности запорной муфты «хабаки» (латунь), крепящейся на хвостовике в основании клинка и предназначенной для фиксации его в ножнах, обработаны напильником беспорядочной насечкой; на одной стороне беглым пикетажем нанесена трёхстрочная надпись МN 062 /08 /КF 00960, выполненная, очевидно, после реквизиции тати оккупационными американскими властями в 1945 года.
Деталь изготовлена из двух частей, крепеж элементов осуществлен при помощи латунного припоя.
Ножны:
Ножны меча («сая») выполнены из двух деревянных частей, склеенных вместе и покрытых краской с последующим лакированием.
Металлический прибор (латунь) включает устье ножен («кутиганэ»), парные муфты с петлями для продевания ремней подвеса («ягураганэ»), кольцо, жёстко сдавливающее половинки ножен («сэмэганэ») и навершие подковообразной формы («саядзири»). Верхняя часть ножен имеет шнуровую оплётку; на муфте выгравирована та же надпись, что и на хабаки: MN 062 /08 /КF 00960.
Ножны имели два основных функциональных назначения:
а) защита клинка меча от коррозии.
б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.
Выводы экспертизы:
Представленное на экспертизу изделие атрибутируется как традиционный японский меч типа «тати».
Согласно авторской надписи «мэй» на хвостовике клинка, рассматриваемый меч выполнен с соблюдением традиционных канонов японского оружейного искусства мастером Фукумото Канемуне, работавшим в эпоху Сёва (см.: An Oshigata Book of Modern Japanese Swordsmiths 1868-1945 by J.S. Slough, 2004, 50).
Данный меч его работы можно отнести к периоду 1926-1941 гг. (от начала Сёва и до начала 1940-х гг.).
Армейское клеймо «sho» на хвостовике, обозначающее пригодность меча в войсках, свидетельствует либо о том, что гражданский обладатель меча поступил с ним на военную службу, либо что готовый меч продавался через офицерский клуб. По окончании войны меч был реквизирован американскими оккупационными войсками.
Примечание:
Инспекционный штамп «Сё» ставился в период с конца 1926 года по конец 1941 год.
Рассматриваемый образец воспроизводит традиционный тип мечей – итомаки-но тати, которые носились на перевязи лезвием вниз представителями воинского сословия самураев в феодальный период.
Мечи итомаки-но тати, характеризующиеся наличием ряда специфических черт (использование парчи вместо кожи ската-самэ, оплетенными ножнами и так далее.) стали популярны в среде японских военачальников в период Муромати-дзидай, который длился с 1336 года по 1573 год и был насыщен военными столкновениями между политическими коалициями разного толка.
Итомаки-но тати нередко выступали в роли даров и официальных подношений храмам. В отдельные периоды истории японского оружейного дела, наблюдался повышенный интерес к мечам более ранних эпох. Так, во второй половине XIX века оружейники зачастую брали за образец в своей работе стили, которые были характерны для XIII – XVI вв.
В 30-х годах ХХ века, когда интерес к воинской культуре прошлого возрос и всячески поощрялся властями, множество частных мастерских помимо военной продукции занималось изготовлением мечей традиционного типа, что было востребовано в свете усилившихся в японском обществе традиционных идей.
Примечание:
Предмет происходит из США. После оккупации Японии (2 сентября 1945 — 28 апреля 1952 гг.), когда было объявлено о сдаче населением оружия в полицейские участки, где спустя любой американский солдат мог получить три меча, в качестве сувенира, под роспись.
Рисунок с изображением японского конного самурая протирающего кровь с японского меча тати.
Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).
Традиционный меч «тати» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования японского антикварного холодного оружия.
Атрибуция традиционного японского меча «тати», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «тати», (оригинальное название оружия на японском языке; 太刀), Японской Империи, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Фукумото Канемуне, выпуска 1930-начала 1940-х гг., японского производственного изготовления оправы меча, выпуска 1930-начала 1940-х гг., времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева), периодов Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) — признается культурной ценностью.
Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.
Купить тати в подарок мужчине это значит дать ему себя почувствовать самураем. Японский меч самурая — тати — подлинный и настоящий — купить в Москве.
Цена: продано.
Купить